Что такое двусложные слова правило. Правило о трехсложных словах Примеры двусложных слов, которые нельзя перенести по слогам

Односложные — слова, в которых 1слог, то есть 1 гласная.

Дом, кот, ток, ком, трюм.

Двусложные — 2 слога, 2гласных.

Труба, пакет, ваза, пирог, тропа.

Трёхсложные — 3 слога, 3 гласных.

Дорога, пирожок, перина, крапива, бегунья.

Четырёхсложные — 4 слога, 4 гласных.

Заполярье, варение, соление, шахматистка, двусложное.

Слова односложные, двухсложные, трехсложные, четырехсложные имеют в начале своем числительные, которые подскажут, что речь идет о количестве слогов в словах. Сами названия, как видим, «говорящие».

Если это односложное слово , то один слог в нем составит один гласный звук, например:

том, кот, взгляд, лень, пень, дождь;

В двусложном слове содержится два гласных звука и соответственно два слога :

о-лень, ска-мья, кро-лик.

Трехсложное слово имеет в своем звуковом облике три гласных и три слога :

мо-ло-ко, про-сты-ня, о-го-род, кра-си-вый.

У четырехсложных слов — четыре гласных звука и четыре слога , например:

на-зы-ва-ет, на-ре-чи-е, за-да-ни-е, зна-че-ни-е.

Существуют и пятисложные слова с пятью гласными звуками и пятью фонетическими слогами, например:

со-ста-вле-ни-е, ска-зу-е-мо-е, пре-дло-же-ни-е, о-фор-мле-ни-е.

Правила переносов

При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.

Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

лю-бовь
дя-денька, дядень-ка
ре-бята, ребя-та
па-стух, пас-тух

Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумный, без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и бе-заварийный.

Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.

ра-зыскать, разыс-кать
ро-зыгрыш, розыг-рыш

Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом настоящего параграфа, например: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.

Кроме правил, изложенных в § 117 и 118, необходимо руководствоваться ещё следующими правилами:

1. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

подъ-езд
боль-шой
бу-льон буль-он

2. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

вой-на
стой-кий
фей-ерверк, фейер-верк
май-ор

3. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

4. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.

5. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

6. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

7. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

жуж-жать
мас-са
кон-ный

Это правило не относится к начальным двойным согласным корня, например: со жж ённый, по сс орить (см. п. 5), а также к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: ново вв едение (см. п. 6).

8. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.

9. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами, например: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.

Из изложенных выше (§ 118 и 119) правил переноса следует, что многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова.

Возможные варианты переносов:

шум-ный, шу-мный
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво
дет-ский, детс-кий
класс-ный, клас-сный
лов-кий, ло-вкий
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
бит-ва, би-тва
сук-но, су-кно
пробу-ждение, пробуж-дение
Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
ца-пля, цап-ля
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
сест-ра, се-стра, сес-тра

Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия (§ 119, п. 3), узнаю (§ 119, п. 3, 5), фойе (§ 119, п. 2).

Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц, например:

1917/г. 72/м2 53/км 10/кг

Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить:

Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа и т.п., и пр., т.е., ж.д., о-во.

Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.

Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.

Не нашли нужного правила?

Нет ничего проще, чем получить от нас ответ!
Мы даём исчерпывающие справки по любой языковой проблеме!
Получить справку немедленно.

Что такое односложные слова, и в чем их отличия от других слов

Ниже мы расскажем о том, что такое односложные слова, о правилах их отличия и употребления, а также о том, на что следует обратить внимание при употреблении подобных слов в письменной речи. Для более четкого понимания сути вопроса приведем примеры односложных, двусложных и некоторых других групп слов.

Что такое односложные слова

Односложными называются слова, состоящие из одного гласного звука и одного фонетического слога. Количество согласных при этом может быть любым.

Фонетическим слогом называют только один гласный в составе слова либо гласный в сочетании с одним или несколькими согласными звуками, которые при произнесении сопровождаются одним толчком выдыхаемого воздуха.

Ребенку, что такое односложные слова, проще всего объяснить так. Предложите ему подставить под подбородок ладонь и произнести, например, следующие слова: мир, сыр, мышь, спишь, март, корт, спорт, взгляд, еж, хлеб. При произнесении каждого из этих слов подбородок коснется ладони один раз. Это и есть определяющий признак односложного слова.

Иначе говоря, в таком слове только один ударный слог — ударению там падать больше просто некуда.

Употребление односложных слов в письменной речи подчиняется правилу. Такие слова нельзя переносить с одной строки на другую, ведь их невозможно разделить на слоги.

Понять, что такое односложные слова, можно на основе приводимых ниже примеров. Они могут состоять из одной буквы. Это так называемые «однофонемные слова». Их немного, и самое популярное среди них, конечно, личное местоимение «я». В качестве других примеров можно вспомнить предлог «у», соединительный союз «и», противительный союз «а» и междометия (а, о, э).

Относительное небольшое количество односложных слов в русском языке представлено двумя буквами. Это предлоги — на, за, во, до, из, по; существительные — ас, ил, еж, ум, ус; глагол — ест, ел, ем; междометия — ух, ох, ой, ай, уф, фу, фи.

Довольно часто можно встретить слова, в которых гласная буква разделяет два согласных или стоит в иной позиции. Вот примеры односложных слов из трех букв: без, мне, вам, два, сто, сыр, сор, пир, пар, мыл, мил, кол, рис, тур, бум, зга и др.

Впрочем, лингвисты утверждают, что наибольшее количество односложных слов приходится на слова, состоящие из более чем трех букв.

Приведем примеры односложных слов, состоящих из четырех букв: рост, бодр, бокс, скор, спор, друг, мерз, стал, слег, смог, глаз, рейд, край, моль, гать, тьма, рань и др.

Не надо путать количество букв в слове с количеством звуков: в четырех последних примерах количество согласных — два (мягкий знак обозначает мягкость предыдущей буквы и звуком считаться не может). Подобные примеры вы встретите и ниже.

Напоминаем также, что буква «й» считается согласным звуком, поскольку не может образовывать слог.

А вот односложные слова с пятью и более буквами: прочь, гость, степь, спишь, вдруг, вспять, впрямь, взгляд, фильтр, кремль, страсть, красть и др.

Что значит односложное слово? Сложность слова находится вне зависимости от грамматических, морфологических признаков слов, а также от их лексического значения

В числе односложных слов можно встретить:

  • Существительные в именительном и косвенных падежах (сыр — имен. пад.; сил — множ. число, род. пад., тьма — тьмой, тьму и др.).
  • Полные и краткие формы прилагательных (злой — зол, груб, бел, лыс, лих и др.).
  • Глаголы (мыл, мел, спел, взвыл, встал, был, спрячь, и др.).
  • Наречия (вдрызг, всласть, встарь, вдаль, зло, жаль, зря и др.).
  • Различные местоимения (вы, ты, он, мы, я — мне; все, сам; что, как, чем; два, три, нет, сей).
  • Частицы (же, хоть, ну, уж, чай (просторечное), пусть, ведь), а также уже упоминаемые выше междометия и предлоги.

Двухсложные и прочие многосложные слова

По количеству слогов слова могут быть, как это можно понять из названия, двухсложными, трехсложными, четырехсложными и т. д.

Для наглядного пояснения этого момента, и чтобы четче понимать, какие слова называют односложными, можно использовать тот же прием, который был описан выше: при произнесении двухсложных слов подбородок толкнет ладонь дважды — столько раз, сколько слогов в данном слове. Иначе говоря, произойдет два толчка выдыхаемого воздуха.

Двухсложные слова содержат два слога: те-бя, ме-ня, сту-па, зме-я, ла-донь, друж-ба, те-атр, про-сто, при-шел, стряс-лось, спла-вить, лес-ной и пр.

Приведем примеры трех- и четырехсложных слов: тро-пин-ка, ме-лоч-ный, кра-си-вый, про-сту-да, при-ба-вить, у-ка-зать, взбры-ки-вать, дожд-ли-вый, зве-руш-ка, не-по-го-да, меж-се-зонь-е, пля-со-ва-я, ку-ка-ре-кать, за-по-ми-нать и др.

Слова, образованные с помощью суффикса или префикса, в том числе те, что пишутся через дефис, рассматриваются в целом: как-то (двухсложное слово), пойдем-ка (трехсложное), точь-в-точь (двусложное), ну-ка (двухсложное).

Собственно сложные слова

Обратите внимание, что в русском языке существуют так называемые «сложные слова» — это группа слов, имеющая в своем составе два или более корней. Чаще всего эти корни соединены в одно слово при помощи соединительных гласных (так называемых «интерфиксов») либо же они пишутся через дефис.

И в том, и в другом случае они должны рассматриваться как цельные образования, вне зависимости от количества корней, с помощью которых они были образованы.

Приведем примеры таких слов: триста (двусложное слово, четыре согласных), самолет (трехсложное слово, четыре согласных), кое-как (трехсложное слово, три согласных), шкаф-купе (трехсложное слово, пять согласных) и др.

Грамматика

Если между личным местоимением или существительным и другим существительным стоит служебное слово 的 (de) , это означает, что существительное, которое стоит после 的 de принадлежит существительному или местоимению, которое стоит перед 的 de.
Например:
我的词典 – wǒ de cídiǎn — мой словарь
他的词典 – tā de cídiǎn — его словарь

Есть случаи, когда 的 de можно и не ставить:

Например, если существительное обозначает родственные связи (我爸爸 — wǒbàba — мой отец), учителя (我老师 – wǒlǎoshī — мой учитель), соседа (我邻邦 – wǒlínbāng — мой сосед), друга (我朋友 – wǒpéngyǒu — мой друг), а также названия органов, учреждений, коллективов. В вышеперечисленных случаях постановка 的 тоже не будет считаться ошибкой, а будет лишь подчеркивать принадлежность (усиление).

Также 的 de не употребляется с существительным 国 guó – страна (когда китаец говорит 我国 , то это чаще всего переводят как «Китай», т.е. дословно «моя страна»).

Существует еще несколько исключений: 的 обычно не употребляется, когда существительное имеет постоянный признак, а не обозначает принадлежность:

俄语词典 – éyǔ cídiǎn — словарь русского языка
中国人 – zhōngguórén — китаец (а не человек, принадлежащий Китаю) и др.

После определения, выраженного числительным и счетным словом:
一本书 — yīběnshū — одна книга

Служебное слово 的 не ставится после определения, выраженного односложным прилагательным:
白车 — báichē — белая машина
蓝裙子 — lánqúnzǐ — синяя юбка

Служебное слово 的 обычно всегда ставится после определения, выраженного двухсложным прилагательным:
这个年轻的姑娘很漂亮
zhè ge niánqīng de gūniáng hěn piàoliang
Эта молодая девушка очень красивая (слово 年轻 – молодой, двусложное)

Служебное слово 的 всегда ставится после прилагательного с наречием степени:
很好的朋友
hěn hǎo de péngyǒu
очень хороший друг

Служебное слово 的 не ставится после прилагательных 多 и 少, даже если перед ними стоит наречие:
很多学生
hěn duō xuéshēng
очень много учеников

Если определение выражено глаголом, служебное слово 的 ставится:
有空儿的时候,他很喜欢看电视
yǒu kòngr de shíhòu tā hěn xǐhuan kàn diànshì
Когда у него есть свободное время, ему нравится смотреть телевизор.

今年的展览会,参加的人很多
jīnnián de zhǎnlǎnhuì cānjiā de rén hěn duō
В этом году участников выставки было очень много (参加 – участвовать, глагол).

Служебное слово 的 ставится после определения, которое выражено глагольной конструкцией:
这是送你的礼物
zhè shì sòng nǐ de lǐwù
Вот тебе подарок (дословно: вот это подаренный тебе подарок).

Аналогично служебное слово 的 ставится в конструкциях, где определение, к которому относится 的, раскрывается в самом предложении:
这是我们去年买的车
zhè shì wǒmen qù nián mǎi de chē
Вот машина, которую мы купили в прошлом году (в данном случае 的 относится к слову 车 – машина, смысл которой раскрывается в самом предложении – «какая машина?» — машина, которую мы купили в прошлом году).

Про порядок слов с притяжательной частицей 的 можно прочитать в этом грамматическом материале.

Характеристика односложных слов в русском языке

Каждый день мы общаемся с разными людьми, делимся знаниями, выражаем свои эмоции и ощущения с помощью речи. Наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова состоят из слогов, а слоги - из одной гласной или сочетания гласных и согласных. Мы даже не задумываемся о том, как строятся слоги и слова, какими они бывают. И, вообще, что такое слог и из скольких слогов может состоять слово? Имеют ли особые названия слова, состоящие из одного и более слогов? Сейчас мы немного окунёмся в фонетику и орфографию русского языка и подробно разберём слова, имеющие в своём составе всего лишь один слог.

Буквы и звуки русского языка

В русском языке 33 буквы и 42 звука. Как и буквы, звуки бывают гласными и согласными. Гласных звуков всего 6 (а, о, у, ы, и, э) - они образуют 10 гласных букв (а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я). Все гласные звуки делятся на ударные и безударные. Согласных звуков 36 ([б] - [б’]; [п] - [п’]; [в] - [в’]; [ф] - [ф’]; [г] - [г’]; [к] - [к’]; [д] - [д’];[т] - [т’]; [ж]; [ш]; [з] - [з’]; [с] - [с’]; [л] - [л’]; [м] - [м’]; [н] - [н’]; [р] - [р’]; [й’]; [х] - [х’]; [ц]; [ч’]; [щ’]) - они образуют 21 согласную букву (б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ). Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими. Есть ещё две буквы, не обозначающие звуков, - это Ъ знак и Ь знак.

Это интересно: исконно русские слова – примеры и история происхождения.

Деление слов на слоги

Гласный звук или сочетание гласного звука с группирующимися вокруг него согласными звуками, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха, называются фонетическим слогом . Однако нужно помнить, что фонетический слог и слог для переноса могут не совпадать. Например, по правилам переноса слов нельзя оставлять на строке и переносить одну букву (бата-рея , а не батаре-я ).

Именно гласные звуки являются слогообразующими, поэтому в слове выделяется столько слогов, сколько в нём имеется гласных звуков:

  • Стог;
  • Сте-на;
  • Бо-ро-да;
  • Бес-по-ря-док;
  • А-ка-де-ми-я;
  • До-бро-же-ла-тель-ность;
  • Ав-то-би-о-гра-фи-я;
  • Ве-ро-ис-по-ве-да-ни-е;
  • Э-лек-тро-о-бес-пе-че-ни-е;
  • Че-ло-ве-ко-не-на-вист-ни-че-ство.
  • Односложные слова - это слова, которые имеют всего один гласный звук и, соответственно, всего один фонетический слог.

    Примеры односложных слов

    Односложные слова состоят:

    Это интересно: на какие вопросы отвечает наречие, как классифицируется?

    Заключение

    Таким образом, односложные слова состоят из одного слога, который содержит в себе одну гласную букву. В составе этого слога могут быть шесть и семь букв, только одна из которых является гласной, а другие - согласные. Помимо односложных слов, есть двусложные, трёхсложные, четырёхсложные, пятисложные и даже десятисложные слова, состоящие из двух и более гласных звуков и имеющие два и более слога. В русском языке таких слов очень много, причём к ним относятся не только существительные, но и прилагательные, числительные, глаголы, наречия, местоимения, союзы, предлоги.

    Односложные слова

    Хотя первичное слово сводится к слогу типа СГ, оно имеет различные варианты. Например, если согласный б выпишем рядом со всеми гласными татарского языка, то получим слоги ба, бэ, бо, ба, бу, бу, бы, бе, би. Будем считать, что согласных в татарском -двадцать. Из двадцати согласных и девяти гласных получим 180 слогов, имеющих самостоятельное значение.

    А все-таки что же означают эти элементы типа СГ, которые мы называем то первичными словами, то слогами? Раскрыть тайну слога пока еще никому не удавалось.

    В татарском имеются отдельно употребляемые слоги: имена существительные бу - пар, су - вода, би - князь, владыка. Если обратиться к другим языкам, то примеров на односложные слова типа СГ можно найти немало. Вот некоторые из них.

    Слог ба в языке бамана значит «жена», бамбара - «мать», манинка - «мать», в языке ну - «женщина», чжуан - «жена»; слог йа в ненецком - «земля»; слог ма в языке бамилеке, бенгальском, китайском, малайском, тибетском - «мать», вепса, мансийском - «земля»; слог на в языке баганда - «мать», в древнеяпонском, маньчжурском, нанайском, орочском, удегейском, ульча - «земля»; слог са в тибетском - «земля»; слог та в древнеяпонском, мяо - «земля».

    Из этих примеров видно, что слоги (слова) типа ба во многих языках означают землю, мать, жену, женщину. По представлениям первобытного человека, противоположностью земли, матери и жены считаются вода, небо, отец, муж, мужчина. Слова-слоги с этими значениями образованы по типу слога бу. Например, слог ву в удмуртском - «вода», слог йу в японском - «теплая вода», слог лу в языке ну - «муж», слог му в асматском, ассиро-вавилонском, древнеегипетском XVIII династии, солонском, эвенкийском - «вода», слог ну в селькупском - «небо», слог пу в языке дун, корейском - «отец», слог су в корейском, татарском, телугу - «вода», слог ту в языке маори - «мужчина», слог фу в древнекитайском периода Инь - «отец».

    Гласные звуки

    По своей семантике гласные делятся на группы А и У. Например, в татарском гласные а, э, э относятся к группе А и участвуют в образовании слов, имеющих значение слога типа ба. Гласные у, у, и относятся к группе У и участвуют в образовании слов со значением слогов типа бу. Позиция гласного о и его мягкого варианта в в татарском нестабильна. В одном случае о и о могут быть причислены к группе А, а в другом случае -к группе У.

    Правило, которое верно в отношении татарского, применимо также в отношении других языков. Мы уже упомянули, что в кавказских языках имеется большое количество согласных, а количество гласных -незначительно. Для образования новых слов как кавказские, так и другие языки имеют неограниченные возможности. Бедность на гласные компенсируется богатством на согласные и, наоборот, бедность на согласные может быть компенсирована богатством на гласные.

    Для подкрепления вышесказанного приведем дополнительные примеры, образованные гласными группы А и У.

    Слог ме в японском, кхмерском значит «женщина», вьетнамском, лаосском, тайском, чжуанском - «мать»; слог те в языках ну, мяо -»земля»; слог би в энецком -»вода»; слог ни в алурском, слог чи в лашийском, слог джи в манинка также означают воду; слог ши в древнекитайском значит «мужчина».

    На примерах слогов со значениями «земля», «вода», «мать», «отец» выясняется одна из важнейших особенностей языка. Семантикой первичных слогов управляют гласные, а не согласные, как это предполагают теоретики языка. Если в слоге гласный не изменяется и не переходит из одной группы в другую, то с изменением согласного первичное значение слова (слога) не меняется. В некоторых языках имеются согласные, которые не подчиняются этому правилу. Почему так сложилось, узнаем из дальнейшего изложения.

    В названиях рек Исландии к основному имени присоединяются дополнительные слова типа бау, cay, тay. В этих дополнительных словах начальные согласные звучат по-разному, однако окончания их однотипны - все они оканчиваются на гласный у. Эти двусложные, точнее, полуторасложные дополнительные слова, по всей вероятности, означают воду. В некоторых татарских названиях рек к основному имени также присоединяются дополнительные слова типа сай, чай, шай, тай и т. д., которые означают воду. Указательное местоимение первой степени в единственном числе в языке волоф имеет формы бии, тии, джии, кии, лии, мии, сии, вии. Все эти местоименные слова с разными согласными в начале слога имеют одинаковое значение. Одним словом, разность консонантов не влияет на значения вышеприведенных примеров.

    Связь гласных и согласных

    Правило, утверждающее, что семантикой слогов управляют гласные, применимо только в ограниченных параметра, главным образом в вопросе выявления первичных значении отдельных слов и слогов. В современных языках слова состоят не только из одного-двух изолированных слогов виде бау, cay, тay или сай, чай, шай. Они уже обросли разными аффиксами и обладают многочисленными конкретными значениями.

    Не следует забывать, что в изменении семантики слогов велика роль и согласных. Например, слоги ба, та, са, бе, се теоретически все означают землю. Допустим, в древнейшие времена в языке одного племени земля называлась слогом ба, другого - са, третьего - та. Условно их назовем племенами ба, са, та. Если в племени ба слово ба означало землю, то слово са могло означать землю, ба - мать, а та - женщину и т. д.

    Как видите, из однотипных слогов с разными согласными образуются отдельные слова с различной семантикой, и в то же время основные принципы словотворчества остаются неизменными.
    С течением времени изменялся и человек - расширился его кругозор и углубилось понимание им окружающего мира. Вместе с тем увеличились его возможности выражать при помощи односложных звуков свои чувства и мысли. Применение в качестве звуковых сигналов одних только гласных и однотипных слогов уже не могло удовлетворить его потребности. Для того, чтобы выражать сложные понятия, потребовались новые сдвиги в развитии языка. Мы, конечно, не знаем, как, когда и при каких обстоятельствах началась новая эра развития языка первобытного человека. Однако, если судить по разнообразию современных языков, можно с уверенностью утверждать, что такая эра была. До сих пор развитие шло по одному направлению. С наступлением нового периода развитие языков пошло по двум направлениям.

    Первое направление. Для того, чтобы выражать новые понятия, к односложным слогам-словам типа ба, бу, бе стали прибавлять, «приклеивать» другой слог. Зародилось двусложное слово типа баба, бубу, биби.

    Второе направление. Для выражения новых понятий к известным односложным словам ничего не прибавляли, а только изменяли способ их произношения. Китайский и схожие с ним вьетнамский, лаосский и др. языки развивались именно в этом направлении. В современном китайском слог ма, например, произносится в пяти тонах, и все пять разновидностей произношения имеют разные значения.

    Так называемые агглютинативные и флективные языки развивались в основном по первому направлению. Однако и в этих языках, по-видимому, существовал способ передачи нового значения слов посредством изменения тональности их произношения. Об этом говорит грамматическое ударение, сохранившееся и поныне в вышеназванных языках. Например, в татарском слово кара имеет два вида ударения и три значения: «черный» (цвет), «чернила» и глагол «смотри». В китайском, вьетнамском, лаосском и др. изолирующих языках имеются двух- и даже трехсложные слова. Переход от односложных к многосложным и вообще изменение привычного хода развития речи, возможно, происходило не всегда гладко. Вполне вероятно, что оба способа передачи новых понятий когда-то существовали параллельно. Разграничение, отделение, видимо, произошло не сразу. Для этого требовалось время и какие-то объективные условия. Как бы то ни было, «развод» состоялся, и каждый направился по своей избранной дороге. А дороги были не прямые! Они часто петляли, пересекались и разветвлялись. Но при всем этом изначальные слоги и их значения остались неизменными.

    Секреты правописания слов в английском языке

    Английское правописание представляет немало трудностей не только для изучающих язык, но и для носителей. По многим историческим причинам между написанием английских слов и произношением порой трудно отыскать взаимосвязь. Как результат, орфография этого языка иногда кажется абсолютно нелогичной. Однако это не повод делать ошибки!

    Давайте рассмотрим правила, которые помогут вам разобраться в загадках английского правописания. Но не забывайте, даже в строгих правилах бывают исключения.

    Суффиксы -er/-est

    Суффиксы -er или -est служат для формирования сравнительной и превосходной степени прилагательных. В большинстве случаев окончания просто дописываются в конец слова:

    long - longer - the longest

    clean - cleaner - the cleanest

    full - fuller - the fullest

    согласную + -y , то -y заменяется на -i:

    funny - funnier - the funniest

    Если прилагательное заканчивается на согласную + -e , то -e отбрасывается:

    large - larger - the largest

    Если прилагательное заканчивается на , последняя согласная удваивается:

    thin - thinner - the thinnest

    big - bigger - the biggest

    Окончания -ing/-ed

    Окончания -ing и -ed используются для образования форм глаголов:

    work - working - worked

    stay - staying - stayed

    open - opening - opened

    Если глагол заканчивается на согласную + гласную + согласную и ударный слог, последняя согласная удваивается:

    drop - dropping - dropped

    Но: open - opening - opened (так как ударение падает не на последний слог)

    Если глагол заканчивается на согласную + -e , то -e отбрасывается:

    move - moving - moved

    dance - dancing - danced

    Когда глагол завершается на -ie , то -ie заменяется на -y в случае окончания -ing:

    и не изменяется в случае окончания -ed :

    Суффикс -ly

    Суффикс -ly служит, чтобы формировать наречия из прилагательных (подробнее о том, как отличить прилагательное от наречия).

    Если прилагательное заканчивается на -ll , то к нему добавляется только -y:

    Если прилагательное заканчивается на согласную + -le , конечное -e отбрасывается и добавляется -y:

    Если прилагательное заканчивается на -y (кроме односложных прилагательных), то -y заменяется на -i и добавляется -ly:

    Есть два односложных слова-исключения:

    Окончание -s

    Окончание -s используется в двух случаях:

    Для формирования множественного числа существительных (book - books) (о правилах образования множественного числа в английском языке)

    Для формирования глагола 3-го лица единственного числа во времени Present Simple (I work - he works)

    Когда слово завершается на -ch, -s, -sh, -x , то добавляется окончание -es:

    Если слово заканчивается на -f / -fe , то -f заменяется на -v и добавляется -es:

    Это не строгое правило. Примеры исключений: beliefs, cliffs, chiefs, gulfs, proofs, roofs.

    Если слово заканчивается на согласную + -y , то -y заменяется на -i и добавляется окончание -es:

    Большинство слов, заканчивающихся на -o , также используют окончание -es :

    Однако, во многих современных словах ставится окончание -s :

    Суффиксы -ible / -able

    Многие английские прилагательные заканчиваются на -ible и -able .

    Суффикс -ible используется для слов латинского происхождения. Всего их около 180. Новые слова с помощью этого суффикса не образуются. Вот наиболее распространенные примеры:

    Суффикс -able используется для:

  • некоторых латинских слов, например: dependable
  • нелатинских слов, например: affordable, renewable, washable
  • современных слов, например: networkable, windsurfable
  • Есть правило, которое поможет определить вам правильное написание суффикса прилагательного. Оно работает в большинстве случаев (но не во всех!). Помните, если вы не уверены, лучше воспользоваться словарем. Правило таково:

    Если от прилагательного отнять -able , останется полное слово (countable - count).

    Если отнять -ible , полное слово не получится (заметьте, что accessible, contemptible, digestible, flexible и suggestible являются исключениями из этого правила).

    -ie- или -ei- в корне

    Иногда бывает трудно запомнить, пишется слово через -ie- или -ei- . На этот счет есть очень простое правило:

    I перед E, но не после C

    Работает оно в том случае, если гласные ie / ei дают долгий звук [ i: ]. Рассмотрим:

    I перед E: chief, retrieve, brief, field, pierce, thief, believe, mischievous

    но не после C: perceive, receipt, ceiling, deceit, conceit, conceive, deceive, receive

    Если же звук в середине слова произносится как , то он и пишется через -ei- .

    Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала.

    В настоящее время различными авторами предлагаются варианты использования речевого материала для коррекции слоговой структуры. Когда логопед работает со сложным речевым дефектом, лексического материала бывает недостаточно. Особенно трудно приходится в тех случаях, когда речи у ребенка нет совсем или он только начал говорить.

    Коррекция слоговой структуры, а порой и вызывание речи у неговорящих детей со сложными речевыми диагнозами (алалия, речевые нарушения при ДЦП и синдроме Дауна, задержка речевого развития, ) представляют для логопеда особый интерес и наибольшую трудность.

    Логопедами Е.С. Большаковой, Т. А.Ткаченко за основу коррекции слоговой структуры слов взят принцип системного подхода в подборе речевого материала и классификация слов по А.К. Марковой. С учетом опыта данных специалистов, мною подобран лексический материал по 14 типам слоговой структуры слова с возрастающей степенью сложности слов.

    Когда проведено тщательное и глубокое обследование речи ребенка и выявлено, какие нарушения слоговой структуры слов встречаются у него, необходимо переходить к подготовительному этапу коррекционного воздействия. На этом этапе логопед учит ребенка вычленять ритмические доли в речи окружающих и на неречевых звуках.

    Чаще всего у детей с нарушениями слоговой структуры слов воспроизведение любого ритмического рисунка вызывает затруднение.

    Во многих случаях наблюдается нарушение счета нескольких звуков (нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры). При этом счет предметов часто не нарушен.

    При выявлении таких трудностей рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.

    Одновременно с этим в повседневной жизни, в играх, на занятиях ведется работа по формированию или уточнению понятий:

    «начало», «середина», «конец»;

    «перед», «за», «после», «между»;

    «последний», «первый».

    Очень часто дети с речевой патологией без специальной помощи долго не могут понять и запомнить эти понятия, а без их усвоения невозможно приступить к слов.

    Когда достаточно успешно ребенок умеет вычленять ритмические доли в речи взрослых, необходимо приступить к следующему этапу – коррекционному. Задача этого этапа – воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

    Начинается работа с уточнения артикуляции сохранных звуков, проговаривание простых открытых слогов, а затем и слов с этими звуками.

    Большинство авторов рекомендуют начинать работу только с сохранными звуками. Такой подход сильно ограничивает логопеда в выборе речевого материала для проведения игр и упражнений по коррекции ритмико-слоговой структуры слова. Особенно это касается детей со сложными нарушениями звукопроизношения, когда нарушены большое количество звуков.

    Практический опыт доказывает, что на этом этапе работы необходимо сосредоточится только на отработке слоговой структуры слов, т.е. фонетическое оформление речи не является главным. И только когда в активном словаре ребенка появятся слова 1, 2, 3 и 4 типа (по А.К.Марковой), работа по коррекции звукопроизношения становится желательной и полезной.

    В самом начале коррекционной работы в игровой форме логопед добивается произнесения слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

    Гласный +гласный /ау, уа, иа/
    Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
    Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/
    Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
    Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
    Гласный + согласный + согласный /афт – афт — афт/
    Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

    Когда данные упражнения ребенку становятся доступными, можно проговаривать слова за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

    1. Двусложные слова из открытых слогов:

    дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.

    Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,

    хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

    Предложения.

    Мою руки.
    Веду Галю.
    Машу Коле.
    Несу мыло.
    Даю маме.
    Вижу рыбу.
    Беру вещи.
    Несу вату.
    Хочу дыню.
    Еду к морю.
    Бегу к маме.
    Лиса в лесу.
    Ежи в норе.
    Часы в доме.
    Жарю рыбу.
    Лиса в яме.
    Нога в луже.
    Рыба в воде.
    Щука в реке.
    Сомы в тазу.
    Маки в вазе.

    Составить предложения:

    Пью кофе, воду, соки.
    Ем кашу, мясо.
    Несу рыбу, вещи, ноты.
    Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо.
    Ношу шубу, боты, бусы.
    Чищу зубы, полы, шубу, сани.
    Даю кашу маме, козе, Тане, папе.
    Даю маме вазу.
    Несу Кате вещи.
    Мама Милу в ванне мыла.

    Чистоговорки:

    Са-са -са на носу оса.
    Ло-ло-ло еду я в село
    Ка-ка-ка у меня рука
    Га-га-га у меня нога
    Ва-ва-ва, на суку сидит сова
    Ва-ва-ва, вот вода.
    Гуси.гуси Га-Га-Га
    У Бобы были бобы

    2. Трехсложные слова из открытых слогов:

    лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама

    Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.

    ОНА ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала.

    ОНИ летали, читали, бегали, носили,

    Белая, новая, серая, сытая, живая, рыжая, милая, алая; белые, новые, сытые, живые, рыжие, милые, алые.

    Хорошо, весело.

    Предложения.

    Машина гудела.
    Ворона летала.
    Бараны бодали.
    Собаку ругали.
    Полено рубили.
    Корову доили.
    Канаву вырыли.
    Марина бегала.
    Наташа купила бананы.
    Я сажаю розы,
    Я рисую козу/ машину, корову, ворону/.
    Мы носили овощи /бумагу, сапоги/.
    Я купаю собаку.
    Я читаю газету.
    Я катаю колесо.
    Я кидаю монету

    Упражнение «Что из чего?»

    Дом из соломы.
    Газета из бумаги.
    Лопата из железа.
    Ракета из металла.
    Ворота из дерева.
    Сыр из молока.
    Мяч из резины.

    Мету, мету, не вымету.
    Несу. Несу, не вынесу.

    Чей предмет?

    Мамина монета.
    Папина машина.
    Катина панама.
    Мишина газета.
    Васина бумага.
    Тетина бусина.
    Валины сапоги.

    Добавить слог:

    КА
    мака..
    ата..
    соба..
    соро..
    ДА
    пома..
    побе..
    пого..
    шара..
    ДЫ
    похо..
    наря..
    пара..
    ТА
    пала..
    ребя..
    каю..
    защи..
    рабо..
    забо..
    газе..
    высо..
    боло..
    лопа..
    воро..
    охо..
    копы..
    раке..
    галле..
    ГА
    бума..
    вата..
    теле..
    доро..
    раду..
    кура..
    белу..
    НА
    коро..
    воро..
    ВА
    заба..
    ана..
    оро..
    МА
    пижа..
    пана..
    ША
    копу..
    кало..
    поро..
    афи..

    Чистоговорки:

    Воду, воду, воду, воду лили, наливали.
    Валю, Валю, Валю, Валю, Валеньку купали.
    Ко, ко, ко, не ходите далеко.
    Наша река широка, как Ока
    Му, му, му, молока кому?

    Муха-горюха села на ухо.
    Уха была неплоха, хороша была уха!

    Катя упала в канаву.
    Около кола колокола.
    Дарики-дарики,
    Летели комарики

    Один – много

    Лошадь – лошади
    Лебедь –
    Завод –
    Лопата –
    Халат –
    Салат –
    Дорога –
    Жираф –
    Чудо –
    Котёнок –
    лисёнок –
    утёнок –
    ежонок –
    ужонок –

    3. Односложные слова из закрытого слова:

    мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.

    Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

    Предложения:

    Вот Вася. Вон Таня. Нет Веры. Тут Катя. Вот ваза. Там сом. Вот сад. Там пень. Как дела? Вон лес. Дай чай /суп, мяч, лук/.

    Упражнение «Так бывает?»

    У жабы шуба? – Нет у жабы шубы.
    У рыбы руки?– Нет у рыбы рук.
    У мухи лапы? – Да, у мухи лапы.
    У кота зубы? – Да, у кота зубы.
    У кита ноги? – Нет у кита ног.
    У деда сани? – Есть у деда сани.
    У мамы бусы? – Есть у мамы бусы.
    У Вовы часы? – Есть у Вовы часы.
    У дома ухо? – Нет у дома уха.

    4. Двусложные слова с закрытым слогом:

    лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок

    Вадим, Тимур, Данил, Семен…

    Гудит, болит, ходил, ходит, бежит, берёт, читай, упал, забыл, умыл, занес, подул, забил, писал, читал, думал

    Добавляем слог:

    Был – за…был
    Бил – за…был
    Пел – за…пел
    Дул – по…дул
    Мёл – вы…мел
    Пил – вы…пил
    Нес – вы…нес
    Шел – у…шел
    Дал – по…дал

    Назови ласково:

    Пень – пенек
    День – денек
    Тень – тенек
    Дом – домик
    Кот – котик
    Сад – садик
    Нос – носик
    Шар – шарик

    Лес – лесок
    Мёд – медок
    Лёд – ледок
    Дым – дымок
    Час – часок
    Воз – возок

    Чистоговорки:

    Гу – гу – гу
    Гудит гудок
    Ды-ды-ды
    Идет дымок
    Зу-зу-зу
    Едет возок

    Тук, тук, тук
    Тук, тук, тук.
    Это кто был тут?
    Это бык — бычок.
    Это кот - коток.
    Это рак – рачок.

    Мяу, мяу кот пищит
    У него живот болит

    Лю – ли, лю – ли, лю – ли
    Полетели гули.

    За-за-за Вот идет коза
    Зу-зу-зу Вижу я козу.
    Са-са-са Вот летит оса
    Сы-сы-сы Нет осы
    Жи-жи-жи Вот бегут ежи
    Щу-щу-щу Я тебя ищу.
    Да-да-да Вот у нас вода

    Би, би, би – Гудит машина.
    Не поеду без бен-зина.

    Ахи, ахи, ахи – ОХ!
    Маша сеяла горох!

    Вот гудит паровоз,
    Он вагоны повез
    Чох, чох – чох!
    Чу – чу – чу!
    Далеко я качу!

    Жу – жу — жу. На лужок хожу.
    Жу – жу – жу. На жуков гляжу.

    Гуси, гуси
    Га – га – га
    Пить хотите?
    Да – да – да.
    Гуси гуси, вот вода!
    Так бегите вы сюда!

    Укусила кису муха
    И болит у кисы ухо.

    От топота копыт пыль по полю летит.

    Чей предмет?

    Мамина сумка.
    Папина полка.
    Надина булка.
    Петина майка.
    Васин замок.
    Танин мячик.
    Любин чулок.
    Катин бидон.
    Дашин талон.
    Дядин топор.
    Васин забор.

    Предложения:

    Жираф ходит.
    Камень лежит.
    Козел бежит.
    Ветер дует.
    Сахар лежит.
    Захар рубит щепки.
    Толик машет рукой.
    Иван хочет воды.
    Заяц бежит.
    У Пети болит бок.
    У Коли болит нос.
    У Симы болит рука.
    Дима несет воду.
    Петя лечит Люду.
    Катя лепит пенек.

    Что буду делать?

    Пилю – буду пилить.
    Варю –
    Дарю –
    Жарю –
    Хожу –
    Ношу –
    Чиню –
    Бужу –
    Ношу –
    Верю –
    Думаю –
    Пишу –
    Делаю –
    Читаю –
    Нюхаю –
    Копаю –

    Я веду – и мы ведем
    Я пою – и мы поем
    Я несу — и мы несем
    Я беру – и мы берем
    Я иду – и мы идем
    я сижу – и мы сидим

    5. Двусложные слова со стечением в середине слова:

    банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,

    Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.

    держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

    Чистоговорки:

    Ву-ву-ву, я вам букву назову.
    Су-су-су, я вам тыкву несу.
    Су-су-су, киске миску несу.

    Киска, киска, где твоя миска?
    Ест киска суп из миски.
    Сыта киска – пуста миска.

    В гости к Вове,
    В гости к Вале,
    В гости к Васе,
    В гости к Ване.

    6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

    кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух,

    Сергей, Матвей, Антон, Павлик.

    Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.

    блюдо, блины, слоны, стена,

    Плавать, глотать, стучать

    Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света

    Чистоговорки:

    На окошке – кошка, под окошком клумба.

    Бы, бы, бы, идет дым из трубы.
    Вы, вы, вы, у Вовы сливы.
    Ил-ил-ил, я вам санки купил

    В коробке – гвозди,
    в корзине – грозди,
    в кузове – грузы,
    в лукошке – грузди.

    Ан, ан, ан, папа чинит кран.
    Уп, уп, уп, мама варит суп.
    Аф, аф, аф, в углу стоит шкаф.

    Наш Полкан попал в капкан.

    Клава купила какао.
    Ха, ха, ха, не поймать вам петуха!
    Прохор и Пахом ехали верхом.

    У Кати колпак.

    Если бы да кабы, во рту выросли грибы.
    Хомяку сказал хорек: «Хвост твой узок, мой – широк!»

    Я бегу, бегу, бегу
    Я на месте не стою.

    Мы бежим, бежим,
    Мы на месте не стоим

    Я по улице иду
    И флажок в руке несу.

    Мы по улице идем
    И флажок в руке несем.

    7. Трехсложные слова с закрытым слогом:
    колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин
    пеликан, пирожок, самолет, ледокол,
    Чистоговорки:

    Воз-воз-воз, воду возит паровоз.

    Говорит великан великану:
    Головой я до неба достану!
    Великану в ответ великан:
    Выпить весь я могу океан!

    На горе гогочут гуси,
    Под горой огонь горит.

    8. Трехсложные слова со стечением согласных:

    яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

    Назови ласково:

    Оля – Олечка
    Коля – Коленька,
    Таня – Танечка
    Миша – Мишенька
    Вася – Васенька
    Петя – Петенька
    Света – Светочка
    Нина – Ниночка
    Ветка – веточка
    Сетка – сеточка
    Лента – ленточка
    Лодка – лодочка

    Кот – котенок
    Утка – утенок
    Лиса – лисенок
    Лось – лосенок
    Волк – волчонок
    Еж – ежонок
    Уж – ужонок
    Белка – бельчонок

    Чистоговорки:

    Где мед, там и мухи.
    Была бы охота, закипит работа.

    Лапкой Полкан палку толкал.

    Покатил Костя в Кострому в гости.

    У Фани фуфайка у Феди туфли.

    У Вани свекла,
    у Вали брюква,
    у Васи тыква,
    у Вовы клюква.

    Свёкла у Фёклы
    Сохла и мокла,
    Мокла и сохла,
    Пока не засохла.

    Метил в ворону, попал в корову.

    Дарья дарит Дине дыни.

    Тук, тук, тук, прибиваю я каблук.
    Будут все играть в футбол и забьют в ворота гол!
    Ду -ду -ду, растут яблони в саду.

    Спит спокойно сытый сом,
    Сладко смотрит сотый сон.

    «Кукушка»

    У леса на опушке, высоко на суку
    С утра поет кукушка: ку-ку, ку-ку!
    Внизу бежит речушка по желтому песку,
    Поет кукушка звонко: ку-ку, ку-ку, ку-ку!

    9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

    панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

    «Считалка»

    В небе паровоз летает,
    В море плавает вагон,
    Волк по воздуху шагает,
    Кто не верит – выйди вон!

    Чистоговорки:

    Бегемот разинул рот,
    булки просит бегемот.

    Охотник поехал на охоту.

    Говорит попугай попугаю:
    - Я тебя, попугай, попугаю!
    Попугаю в ответ попугай:
    Попугай! Попугай! Попугай!

    Ветер воет, ветер воет, ветер завывает,
    У ветлы, у вербы, ивы ветви наклоняет.

    Что рисуют дети?

    Стас рисует глобус,
    А Света – автобус.
    Стас рисует квас,
    А Света – ананас.
    Стас рисует маску,
    А Света – колбаску.
    Стас рисует сыр,
    А Света – сувенир.
    Стас рисует нос,
    А Света – пылесос.
    Стас рисует сок,
    А Света – поясок.
    (Смирнова Л.Н.)

    10. Трехсложные слова с двумя стечениями:

    матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

    Предложения и чистоговорки:
    Кошка с котенком, а курочка с цыпленком.
    Кораблем управляет капитан.
    На клумбе цветут красные маки.
    В конюшне стоят кони.
    Катя и Коля слепили снежный ком.
    У Кондрата куртка коротковата.
    Няня нянчит Надю с Ниной.
    У Ваньки – у Встаньки несчастные няньки.

    Кот копеек накопил, кошке козочку купил.
    А козе – капустки кочанчик хрусткий.

    11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

    Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:

    зна – зно – зну – зны
    гна – гно – гну – гны
    кля – клё – клю – кли
    тля – тлё – тлю – тли
    нта – нто – нту – нты
    ста – сто – сту – сты
    дна – дно – дну – дны
    фта – фто –фту – фты
    и т.д.

    флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

    Чистоговорки:

    Тетя Катя ткет ткань.
    Та, та, та, хвост пушистый у кота.
    Наш гость купил трость.
    Ткач ткет ткани на платье Тане.

    13. Двусложные слова с двумя стечениями:

    звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

    Лед да лед,
    Лед да лед.
    А пингвин по льду идет.
    Скользкий лед,
    Скользкий лед.
    А пингвин не упадет.

    Сидит сокол в гнезде.
    А около – соколята этого сокола.
    Соколята, смирно сидите,
    Со скалы вниз не соскользните.

    14. Четырехсложные слова из открытых слогов:

    пианино, ежевика, кукуруза, Буратино, раковина, пуговица, гусеница, помидоры, одеяло, черепаха, ящерица, мухоморы, витамины, макароны, паутина, чемоданы.

    Чистоговорки и стихи:

    Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом.
    Кукушка кукушонку купила капюшон.
    Бала – бала – балалайка, балалайка, поиграй-ка!
    Бара – бара – барабан, барабань-ка, барабан!
    Барабан, баян и трубы, балалайка, бубен, тубы.
    Мы играем, бьем, бренчим, барабаним и трубим!
    Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.
    Водовоз вез воду из водопровода.
    Белые бараны били в барабаны.
    Надо на ножки надевать босоножки.
    На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
    За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

    За уши зайца несут к барабану.

    Заяц ворчит:

    Барабанить не стану!
    Нет настроения,
    Нет обстановки
    Нет подготовки,
    Не вижу морковки. (В. Берестов)

    Марфина Ольга Владимировна,
    учитель-логопед ГБУ «Областной реабилитационный центр
    для детей и подростков с ограниченными возможностями»,
    г. Астрахань

    Людмила Ивановна Галий
    Урок по теме «Слоговой состав слова: трехсложные слова» во втором классе. Русский язык

    Тема : «Слоговой состав слова : трехсложные слова »

    4 занятие по теме

    Цель : Развитие слогового анализа и синтеза .

    Задачи : Развитие навыков звукового, слогового анализа и синтеза слов . Закрепить понятие «слог » , «буква» , «звук» , «гласный» , «согласный» . .

    Оборудование : Цветные ручки, рабочие тетради, карточки с заданиями.

    Ход занятия.

    I. Организационный момент.

    Отгадайте загадки.

    Бегу я как по лесенке,

    По камушкам звеня

    Из далека по песенке

    Узнаете меня? РУЧЕЁК

    Запылал у чудовища изумрудный глаз

    Значит можно улицу перейти сейчас СВЕТОФОР

    Определите количество слогов в словах – отгадках .

    Сегодня мы продолжаем работать с трёхсложными словами .

    II. Основная часть.

    Повторить правило о слогообразующей роли гласных звуков .

    (Сколько в слове гласных , столько и слогов )

    1. «Сыщик» .

    Запишите слова под диктовку :

    ВОРОТА ВОРОНА ВОРОНЕЖ ПОВОРОТ ЖАВОРОНОК ВОРОТНИК ВОРКУТА ТВОРОГ

    Где спрятался ВОР?

    2. Составить слово из слогов .

    ПОСЫЛКА ПРОДАВЕЦ ПРОКАЗНИК ОЗОРНИК

    Запишите слова . Разделите на слоги .

    4. Запись трёхсложных слов .

    Послушайте слова . Запишите только те, в которых 3 слога .

    ГУСИ СНЕГИРИ ЖУРАВЛИ ЧИЖИ

    ЗАЙЦЫ МЕДВЕДИ РЫСИ КАБАНЫ

    МОЛОТКИ ГВОЗДИ КЛЕЩИ ШУРУПЫ

    ПАЛЬТО КУРТКИ РУБАШКИ ФУТБОЛКИ

    Разделите слова на слоги .

    5. Добавьте слова .

    – Закончите четверостишье.

    Волка все в лесу боятся,

    Очень любит он кусаться.

    Ходит в мягких тапочках

    Он за Красной…

    Красной Шапочке не страшно -

    Паренек с ней ходит важный.

    Он не пахарь и не плотник,

    Он гроза волков -…

    У охотника сестрица

    Очень знатная девица.

    Принцы все стремятся в сказку,

    Чтоб взять замуж…

    Златовласка любит песни,

    Что одна другой чудесней.

    А поёт их средь ветвей

    До рассвета…

    Соловей петь песни любит.

    Брат его прохожих губит.

    Кто с ним встретился - покойник,

    Потому что он…

    Все ли добавленные слова подходят к нашему занятию? Почему? Запишите трёхсложные слова в столбик , разделите на слоги .

    6. Подберите словечко .

    Подберите и запишите слова-признаки , подходящие по смыслу к словам из предыдущего задания.

    7. Запись под диктовку.

    Что это за девица :

    Не швея не мастерица,

    Ничего сама не шьёт,

    А в иголках круглый год?

    Подчеркнуть слова , которые нельзя переносить.

    Найдите трехсложные слова . Разделить их на слоги .

    8. Запишите слово – отгадку .

    ЁЛКА - ЁЛОЧКА

    Разделить на слоги . Изменить слово так , чтобы оно стало трехсложным . Начертить схему.

    III. Итог занятия.

    Что сегодня мы делали на занятии?

    Какое правило гласных вы знаете?