Сказки характеристика образов героев. Главные герои сказки дикий помещик салтыкова щедрина

Производя анализ сказки «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина, которую автор написал в далеком 1869 году, стоит обратить внимание на стиль изложения произведения.

Сказка представляет собой ряд фантасмагорических образов, объединяющих в себе характерные для России черты представителей правящего класса и народа.

Рассказ автора прост для восприятия, но таит в себе множество скрытых аллегорий, не потерявших, к сожалению, актуальность и в наше время. Цель данного анализа — попытка по-новому взглянуть на известное произведение.

История создания произведения «Дикий помещик»

Сохраняя форму народной сказки, вплетая в сюжет фантастические элементы, писатель находит возможность просто говорить о сложных проблемах. Даже «крепкая» цензура Царской России не находит повода запретить печатать сказку.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин, 1826 - 1889) - русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.

Впрочем, в литературном журнале «Отечественные записки» (в котором впервые публикуют рассказ) функцию главного редактора в то время выполнял хороший приятель Михаил Евграфовича — Николай Некрасов.

Год написания сказки – 1869 , произведение выходит в свет уже после отмены крепостного права. Но жизнь простого крестьянина (как и прежде зависящего от помещика), опутанного налогами и податями, стала не намного легче.

Главные герои и их характеристика

Урус Кучум Кильдибаев — главный персонаж произведения. Типичный представитель правящей элиты России.

Он по-своему деятелен и полон планов на будущее, да вот незадача — без мужика он не привык обходиться, но в то же время русский мужик ему противен.

Ему неприятен его вид и запах. Помещик приходит к парадоксальному выводу — простой, «неумытый народ» ему ни к чему.

Примечательно, что он обращается к Богу с просьбой избавить его от мужика деревенского, но его прошение не было услышано, что подтверждается цитатой: «но Бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял». Тогда помещик решает выжить холопов, притесняя и всячески осложняя им трудовую жизнь.

Мужик – собирательный образ русского народа. Во времена написания сказки православие в России имело ранг государственной идеологии. Неудивительно, что народ также обращается с прошением о помощи к Богу.

Измученные притеснениями жестокого помещика, люди просят избавить их от мук. Крестьяне исчезают.

Капитан-исправник – представитель контролирующего органа власти. Несмотря на симпатии к помещику, ставит во главу угла государственные интересы. Мужика – нет, податей нет, да и вообще непорядок. Резолюция – мужика вернуть!

Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» — краткое содержание

В один из дней почувствовал помещик, что мужик исчез из его владений, и обрадовался.

Однако вскоре выяснилось, что вместе с крестьянством пропали и продукты, и всякая возможность наладить быт.

Интересно, что для укрепления стойкости незадачливый «руководитель села» обращается к государственному печатному органу – газете, в чтении которой находит утешение и поддержку своей фанатической глупости.

Вскоре от него отворачиваются его друзья и приятели – актеры да генералы. Суть их претензий проста – сокращение доходов принимающей стороны. Столов не накрывают, да не развлекают. Некому и нечем.

Помещик начинает медленно, но верно дичать. В итоге бедняга находит себе товарища в лице лесного медведя. Однако затеи своей не бросает даже после посещения его капитаном-исправником.

Власть начинает беспокоиться, мужик чудесным образом возвращается. Одичавший помещик, потерявший человеческий облик, к нормальной жизни вернуться уже не может. Здесь раскрывается смысл названия произведения – «Дикий помещик».

Анализ произведения

Проанализируем сатирическую сказку Михаила Салтыкова-Щедрина.

Основная мысль

Заключается в нехотении правящей элиты учитывать интересы простых людей, что может привести к гибели как самой элиты, так и государственности в целом.

В народе говорят проще – «нельзя пилить сук, на котором сидишь».

Композиция сочинения состоит из трех частей и представляет собой стандартный план художественного произведения:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Объем произведения небольшой. Сказка занимает всего три страницы текста.

Жанр и направление

Рассказ искусственно стилизован под произведение устного народного творчества. Жанр — сатирическая сказка, направление - эпос.

«Дикий помещик» является примером острой социальной сатиры. Это оригинальный эпос, который не теряет своей актуальности и в наши дни.

Особенности сюжета

Используя яркие сатирические приемы, автор обличает пороки нашего общества и ставит перед читателем ряд важных вопросов, ответы на которые ему придется искать самому.

В отличие от народных сказок, в повествовании видна работа писателя с текстом.

Образы и характеры персонажей прописаны емко и красочно. В произведении легко найти примеры иронии не только в адрес помещика, но и социального устройства царской России.

В произведении в полной мере использованы такие выразительные средства как:

  • ирония;
  • гротеск;
  • аллегория;
  • сравнение;
  • алогизм;
  • гипербола.

Проблематика

Несмотря на кажущую простоту, сказка имеет много скрытых смыслов и скорее ставит вопросы, чем дает ответы на них. Вдумчивое чтение текста приводит к размышлению о сложных философских категориях. Что есть глупость, человеческая мораль, справедливость и Бог, государство и народ? Чему учит сказка?

Как говорили древние пророки – «человек может отвернуться от общества, но если общество отвернется от человека, наступит его полная деградация».

Основная тема и идея произведения – отношение власти к простым людям , которые являются фундаментом любого государства.

Заключение

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – прекрасный образец настоящего русского писателя, в котором талант и писательский дар развит также хорошо, как и чувство гражданина своей страны.

Год издания книги: 1869

Произведение Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» впервые увидело свет в 1869 году в петербургском периодическом издании. Произведение носит ярко выраженный сатирический характер, высмеивая помещиков и недалеких людей в целом. Иллюстрации к первому изданию сказки «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина были созданы известным коллективом художников «Кукрыниксы».

Сказки «Дикий помещик» краткое содержание

Когда-то давно в одном царстве жил помещик и радовался своей жизни. Было у него много крестьян, скота, земли и урожая. Однако помещик этот обладал чрезвычайной глупостью и часто читал в газету «Весть». Как-то раз подумал он о том, что вроде бы все жизнь ему дала. Только вот одна проблема: слишком много в его имении завелось мужиков. Они хоть и работают как в , но и объедают его. Тут-то помещик и забил тревогу, испугавшись, что крестьяне съедят всё, что у него есть.

В газете, которую он любил почитывать, был совет для тех, кто хочет избавиться от мужиков. Он заключался в одном только слове: «Старайся», однако на помещика такая рекомендация произвела большое впечатление. Если рассказ «Дикий помещик» Салтыкова Щедрина полностью читать, то увидим, что стал он стараться избавиться от крестьян: то курицу их, забежавшую на его участок, заберёт себе и кинет в суп, то штрафы выпишет. Дошло всё до того, что мужики поняли, что жить так дальше невозможно. Всё им было запрещено, лишний раз даже страшно было выходить из дома. Стали они молиться Богу о том, что лучше им совсем пропасть. Бог услышал их просьбу, и как-то раз проснулся глупый помещик, а на его владении никого нет: все мужики бесследно пропали.

Вот тогда-то главный герой и зажил счастливо. Подумал он организовать в своем доме большой театр. Мужчина обратился к своему знакомому актеру Садовскому. Он пригласил приятеля в гости и сказал, что тот может взять с собой несколько актрис. Приехали гости к помещику, но увидели, что там ставить театр не для кого – кроме самого хозяина дома в округе больше никого не было. Все это время, как узнаем из сказки «Дикий помещик», главный герой ходил немытый и голодный, однако всё ещё не жалел о том, что избавился от мужиков. Посидели актёры там недолго, затем сказали помещику, что он совсем выжил из ума, и вернулись обратно к себе домой.

После этого к помещику приехал еще один его знакомый генерал. Мужчины долго играли в карты, раскладывая пасьянсы. Но, как только пришло время обеда, помещик признался, что ему нечем кормить генерала. Всё, что у него осталось – леденцы да пряники. Разозлился генерал, обозвал помещика старым глупцом и уехал прочь. Стал думать дворянин, почему же все считают его дураком. Однако, как можем в рассказе «Дикий помещик» читать, дворянин принял решение продолжать дальше наслаждаться жизнью без мужика. Он начал планировать, как посадит большой сад с персиками и абрикосами и будет счастливо жить один. Только иногда замечал, что дом покрывается большим слоем пыли, и звал своего слугу Сеньку.

Как-то раз приехал к помещику капитан-исправник. Прибыл гость не просто так – он стал интересоваться, куда делись все мужики, и кто будет платить за них налоги. Кроме того, капитан-исправник сказал, что из-за того, что все люди покинули владение помещика, у них на базаре не осталось ни грамма мяса или даже хлеба. На ответы помещика разозлился гость, назвал помещика глупым и уехал.

Теперь главному герою казалось, что всё вокруг только то и делают, что кричат ему, якобы он плохой помещик и глупый человек. Даже мышонок, который пробегал по комнате, не испугался его, понимая, что без Сеньки он ничего с ним не сможет сделать. Если произведение Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» читать полностью, то видим, что прошло какое-то время, и весь сад помещика стал зарастать с сорняками, в которых появились змеи. Случилось даже как-то раз, что возле самой усадьбы помещик увидел огромного, как в , медведя. Тот заглядывал к нему в окно и облизывался. От своей беспомощности помещик заплакал, однако отступаться назад было уже поздно. Он решает, что лучше уж полностью сойдет с ума, станет диким и будет водиться со зверями в лесах, но никогда никто не узнает, что он отступился от своих принципов.

Если читать «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина, то узнаем, что через какое-то время главный герой стал совершенно диким. Из-за того, что помещик не мылся и не брился, он покрылся густой шерстью и стал напоминать животное. Даже ходил он теперь на четвереньках. Помимо этого, стал дворянин говорить непонятным языком, издавая что-то похожее на шипение или свист. Он часто выходил в парк чтобы поймать зайца, которого съедал вместе с его внутренностями. Окрепнув и став достаточно сильным, он даже подружился с медведем. Однако даже медведь сказал, что помещик поступило глупо с крестьянами.

Тем временем в сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» краткое содержание рассказывает, что капитан-исправник, который приезжал к помещику, отправил донос своему начальству и пожаловался на сложившуюся ситуацию. Начальники решили найти мужиков и вернуть их обратно, а помещика заставить прекратить свои действия. И вот на следующий день в городе откуда ни возьмись появились мужики. После этого базар снова переполнился мясом и хлебом, а в казну стали поступать налоги. Помещика же отмыли, подстригли, забрали у него газету «Весть» и поручили Сеньке за ним присматривать. Так он и живет до сих пор: периодически раскладывает пасьянс и скучает по тому времени, когда он жил в лесу.

Сказка «Дикий помещик» на сайте Топ книг

Сказку Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» читать популярно во многом благодаря наличию произведения в школьной программе. Тем не менее это позволило книге попасть в наш , а также . И учитывая периодические всплески интереса к сказке «Дикий помещик», мы можем уверенно предположить наличие произведения и в наших последующих .

На сайте Топ книг вы сможете читать «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина полностью .

Главные герои сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»:

Помещик – князь Урус-Кучум-Кильдибаев, российский дворянин был богатым и всего имел вдоволь: и крестьян, и земель, и хлеба. «Тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Поневоле на ум приходит ассоциация с белым хлебом. То есть был он этаким квашней. Но вот в один прекрасный день показалось ему, что слишком много у него мужиков, что они объедают его, и стал он зажимать мужиков. А когда остался один, без мужицкого пригляда, дошел до полузвериного состояния.

Бог – мудрый, не внял молитвам помещика. А когда к Богу мужики взмолились, потому что глупый помещик стал зажимать своих крестьян, Бог лишил помещика всех крестьян.

Актер Садовский – правильнее его было назвать режиссером, так как он был организатором спектаклей. Человек серьезный, деловой. Увидев, что у помещика нет крестьян, сразу уехал назад вместе с театром, назвав помещика дураком.

Генералы – настоящие вояки, всегда голодные. Приехали на зов помещика вкусно отобедать. А когда увидели, что у того нет ни водки, ни еды, обозлились на глупого помещика и обозвали дураком.

Сенька – дворовый мужик, ухаживавший за помещиком.

Медведь Михайло Иваныч – и тот обозвал помещика дураком, заметив, что мужика есть не в пример способнее было, чем дворянина.

Капитан-исправник – государственный чиновник и мыслит по-государственному. Он заметил, что без мужиков в городе на ярмарке не стало продуктов, государственные подати стало не кому выплачивать. Водку цареву пить стало некому. Он написал донесение губернскому начальству.

Сказка закончилась тем, что пролетали как-то мужики над губернией. Изловили их и водворили на место. Сразу и город ожил, и на ярмарке продукты появились, деревне овчиной и мякиной запахло. Глупого помещика тоже вымыли, остригли, привели в человеческий вид и газету «Весть» отняли, чтобы глупостями голову не забивал себе. Только глупому помещику, похоже, звериная жизнь нравилась, скучает он о привольной лесной жизни.

Произведение «Дикий помещик» говорит о том, что без труда простого народа жизнь высших чинов невозможна. Образы главных и второстепенных героев помогают раскрыть суть произведения.

Помещик – зажиточный, изнеженный сытой жизнью человек. Опасаясь за свое благополучие в дальнейшем, он очень хочет избавиться от мужиков и поэтому каждый день в молитвах просит Бога помочь. Бог не слышит глупого помещика, и помещик решает действовать самостоятельно. Налагает бесконечные штрафы и продолжает стоять на своем даже после того как остается в полном одиночестве. В итоге помещик полностью одичал и опустился, но его вернули к нормальной жизни. Он с грустью вспоминает «дикие» времена.

Бог – образ Бога не раскрыт полностью. Однако известно, что он не слышит просьбы о помощи от глупых людей, но может помочь тем, кто действительно нуждается в его помощи.

Мужики – простые крестьяне, работники помещика. Попав в тяжелую ситуацию, они тоже молились Богу, и, он услышал их. Мужики были спасены от глупого помещика и просто улетели по воздуху в неизвестном направлении. Мужикам все-таки пришлось вернуться, но уже без божественной помощи – их вернуло высшее начальство.

Капитан-исправник – ответственный работник, который беспокоится о том, как теперь получать налоги от исчезнувших крестьян. Он расплывчато грозит помещику, чем даже отрезвляет его на какое-то время. Капитан-исправник не останавливается на достигнутом: он пишет донос начальству, отбирает у глупого помещика газету «Весть» и внушает ему нужные мысли.

Сенька – близкий слуга помещика, его правая рука. Забывшись, помещик все время по привычке зовет Сеньку, оставшись в одиночестве.

Генералы – друзья помещика, приезжающие к нему в гости. В очередной раз посетив помещика они надеялись на выпивку и угощения, но осознав, что не получат сытного ужина, уехали по домам. Вначале генералы оценили чистый воздух поместья, но, когда поняли, что кроме чистоты насладиться им здесь больше нечем назвали помещика глупым за его затею.

Медведь – Михайло Иванович несмотря на звериную натуру рассуждает как человек. Он подружился с одичавшим помещиком, но все равно назвал его глупым, ведь без мужика порядок и достаток невозможен.

Актер Садовский – приезжает по приглашению помещика, но видя полное запустение владений и неумытого хозяина быстро уезжает со своей труппой. Садовский так же, как и остальные осуждает поступок помещика.

Мышонок – совершенно не боится помещика, а только выжидает, когда можно будет съесть замасленный халат. Даже мышонок понимает, что помещик не способен ничего ему сделать без помощи мужика.

2 вариант

Помещик

Главный герой сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» - князь Урус-Кучум Кильдибаев. Это собирательный образ, характеризующий определенный тип людей, находящихся у власти. Помещик живет богато, всего у него вдоволь. Однако человеком он является глупым. Помещик переживает за то, что крестьяне переведут все его добро. Герой молится, чтобы не стало мужиков на его земле. Сам же налагает на них всевозможные штрафы, тем самым разоряя простой народ.

Оставшись, как и хотел, без крестьян, герой все чаще начинает слышать от окружающих о своей глупости. Даже медведь, с которым сдружился помещик, говорит о том, что он глупый и недальновидный человек. Однако сам помещик сохраняет прежнюю твердость и решительность, он не спешит сдаваться. Через некоторое время помещик обрастает шерстью, ногти становятся у героя стальными, он начинает охотиться на животных. Высшее руководство принимает решение изловить одичавшего помещика. Его стригут, моют и возвращают к нормальной жизни.

Мужики

Простые крестьяне. Угнетенные штрафами и притеснениями помещика, они молятся Богу, чтобы избавил он их от глупого барина. Бог слышит молитвы людей, поднимается вихрь и уносит крестьян в неизвестном направлении. Исчезновением «мужика» с земли помещика обеспокоилось высшее руководство: некому стало вносить подати и повинности в казну. Начальство принимает решение вернуть обратно крестьян на землю уже к тому времени, совсем одичавшего помещика. Мужиков излавливают на базарной площади губернского города, куда они были принесены вихрем. Крестьян возвращают во владения глупого помещика. Жизнь входи в привычное русло, люди занимаются ремеслом, платят подати. А помещику с стороны руководства делается строгое внушение о том, чтобы он больше на своей земле не чинил он смуту.

Капитан – исправник

Обеспокоенный пропажей крестьян, исправник приезжает к помещику, чтобы узнать у него, кто в отсутствии мужиков будет платить повинности. Услышав рассказ помещика о том, что крестьяне пропали по его молитве, а сам он не собирается вносить в казну деньги, капитан-исправник злится, называет помещика глупым человеком и угрожает ему. Исправник является инициатором возвращения мужиков на землю помещика. Также капитан-исправник не на шутку пугается, когда некоторое существо похожее на медведя нападает на него. К своему изумлению герой узнает в этом страшном звере одичавшего помещика.

Садовский

Актер Садрвский с «актерками» приезжают по просьбе помещика. Помещик хочет завести у себя театр. Однако узнав, что у барина нет крестьян, а, следовательно, некому даже занавес поднимать, Садовский называет помещика глупым и уезжает.

Генералы

Четыре генерала - знакомые помещика. По приглашению генералы приезжают к нему в гости. Они играют с хозяином поместья в «пульку». Однако узнав, что у помещика из съестного есть только леденцы и пряники, обижаются, называют хозяина дома глупым и уезжают.

Сенька

Слуга помещика. Именно его зовет глупый помещик, когда забывает о том, что нет в его владениях больше крестьян. Сенька – самый близкий слуга, незаменимый, хозяйственный.

Медведь

Михайло Иваныч – медведь, с которым сдружился одичавший помещик. Они вместе охотятся. Медведь говорит помещику о его глупости, что «напрасно он мужика уничтожил».

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Семья Мармеладовых в Преступлении и наказании (роман Достоевского)

    Роман «Преступление и наказание» является одним из сложных произведений. В сложный для главного героя период, он встречает на своем пути девушку, чистой души человека, которую не затронули ни негативная атмосфера петербургских улиц

  • Лиза Калитина в романе Дворянское гнездо Тургенева сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Елизавета Михайловна Калитина, представленная писателем в образе старшей дочери помещицы Марьи Дмитриевны Калитиной.

  • Анализ произведения Юность Толстого

    Произведение Льва Николаевича Толстого «Юность» с пониманием и жалостью, искренне разделяет боль в душе Николая Иртеньева. Произведение повествуется от лица главного героя, что делает нас ближе к герою.

  • Описание и роль природы романе Тихий Дон Шолохова

    «Тихий дон» можно с полной уверенностью назвать шедевром отечественной литературы. В данном произведении в полной мере отражаются как многогранность, широта и «изюминка» русской души, так и красота природы.

  • Анализ повести Быкова Сотников сочинение

    Произведение основано на событиях реальной действительности, происходящих в период Великой Отечественной войны, поэтому по жанровой направленности относится к стилю философского реализма.

Сочинение

С историей и ее закономерностями сопряжены и другие гротесковые сочинения сатирика. Появление в этих сочинениях совершенно невероятных образов, ситуаций, событий тоже мотивировано как функционально, так я концептуально. Вымышленные писателем небывалые персонажи и невозможные в реальной жизни сцены опираются на глубокое понимание тенденций исторического движения общества и этими тенденциями обусловлены. «Есть типы,- подчеркивал Салтыков,- которые объяснить небесполезно, в особенности в тех влияниях, которые они имеют па современность. Если справедливо, что во всяком положении вещей главным зодчим является история, то не менее справедливо и то, что везде можно встретить отдельных индивидуумов, которые служат воплощением «положения" и представляют собой как бы ответ на потребность минуты. Понять и разъяснить эти типы значит понять и разъяснить типические черты самого положения, которое ими не только не заслоняется, но, напротив того, с их помощью делается более наглядным и рельефным»

Данное теоретическое рассуждение характеризует чрезвычайно существенную черту сатиры Щедрина. Причем относится это положение не только к тем социально-политическим и социально-психологическим типам, которые были изображены писателем в их реальном, конкретно-историческом виде, но и к их гротесковым вариантам.

Генералы, попавшие на необитаемый остров, дикий помещик, бесшабашные советники Удав и Дыба, ретивый начальник и многие, многие другие гротескные персонажи, созданные фантазией Щедрина, тоже служили ярким воплощением «положения вещей» и были как бы олицетворением определенных тенденций истории.

Реальные социальные и политические коллизии времени выражали и те фантастические ситуации, которые были положены писателем в основу сюжета гротесковых произведений. Именно этими подлинными коллизиями действительности и были обусловлены совершенно невероятные поступки и события, с которыми мы здесь встречаемся.

Обратимся, например, еще раз к сказке «Дикий помещик». Казалось бы, перед нами произведение абсолютно «вневременное», «внеисторическое». На самом же деле это сочинение, полное фантастических событий, несет па себе отчетливые следы времени своего создания. Оно насквозь исторично, хотя историзм и на сей раз проявляется не в своем конкретном виде, а в «опосредованном».

Впрочем, есть здесь и конкретно-исторические детали. Упоминается, например, о том, что крестьяне - «временнообязанные». Благодаря этой маленькой подробности сразу становится ясно, что речь идет о послере-форменной поре. Неоднократно упоминается газета «Весть», которая упорно настаивала на том, что помещики должны проводить по отношению к крестьянам «твердую» политику.

Главный герой сказки вдохновляется писаниями этой газеты и следует ее советам. Он полагает, что крестьяне его «объедают», и стремится всячески их «сократить»:

«Курица ли крестьянская в господские овсы забредет - сейчас ее, по правилу, в суп; дровец ли крестьянин нарубить по секрету в господском лесу соберется - сейчас эти самые дрова на господский двор, а с порубщика, не правилу, штраф».

И когда крестьяне на всем пространстве владений героя сказки исчезают («Куда девался мужик - никто того не заметил, а только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки»), то это фантастическое событие является логическим следствием той политики, которую проводил помещик по отношению к мужикам. Исчезновение мужиков, всех поголовно, никак не объяснимо с точки зрения житейской достоверности. Ио оно мотивировано исторически.

Определенными историческими коллизиями и обстоятельствами обусловлены и события, с которыми мы сталкиваемся и в других сказках Щедрина, в том числе в сказках о животных. В некоторых из них мы встречаемся даже с самим словом «история».