Что за праздник ашура у мусульман. Ашура — судьбоносный день в истории человечества

День Ашура приходится на 10-й день священного для мусульман месяца мухаррам. Само название «Ашура» происходит от арабского слова «ашара», что означает «десять». В 2009 году день Ашура отмечается 26 декабря (10 мухаррама 1431 года по хиджре).

По преданию в этот день Пророк Мухаммед произнес памятные слова: «О люди, спешите делать добро в этот день, ибо этот день великий, благословенный. Аллах благословил в этот день Адама».

В мусульманской традиции день Ашура посвящается воспоминанию многих важных событий священной истории: сотворению небес, земли и моря; рождению Адама; выходу пророка Нуха (Ноя) из Ковчега; решению пророка Ибрахима (Авраама) принести в жертву своего сына Исмаила (в библейской традиции - Исаака); окончанию страданий пророка Айуба (Иова); спасению Мусы (Моисея). Кроме того, 10 мухаррама считается днем совершения в грядущем Страшного Суда.

Сначала отношение к месяцу мухаррам у всех мусульман было одинаковым, но в 61 году хиджры (10 октября 680 года по григорианскому календарю) в битве при Кербеле (совр. Ирак) были убиты имам Хусейн - младший сын Али ибн Аби Талиба и внук Пророка Мухаммеда, его брат Аббас и их 70 сподвижников. По свидетельству источников, с ними «поступили так, как не поступали у всех народов с худшими из людей: их убивали жаждой и мечом, сжигали, прибивали их головы к кресту, пускали по их телам лошадей».

После этих событий содержательная сторона дня Ашура у мусульман-шиитов приобрела другое значение . В память о мученической смерти имама Хусейна и его сподвижников 10 мухаррама шииты соблюдают строгий пост и траур, а также устраивают особые театрализованные представления, воспроизводящие эпизоды битвы при Кербеле и гибели имама. На площадях и улицах сооружаются помосты, на которых разыгрываются эти представления - траур, поминки, оплакивание и т. д. Непременными атрибутами этих представлений являются пустые кувшины и меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур (печь), куда по преданию, была спрятана голова Хусейна, саваны и куски черной траурной ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи и стрелы.

По городам и селениям в дни траура проходят шествия скорбящих, которые несут черные знамена; некоторые участники шествия бьют себя кулаками в грудь и наносят удары цепями и кинжалами. Шествия сопровождаются громким плачем и восклицанием: «Шах Хусейн, вах, Хусейн!» (отсюда произошло европейское название этого обычая - «шахсей-вахсей»). В знак скорби женщины много рыдают: считается, что слезы, пролитые в эти дни, являются благословенными и излечивают от различных болезней, их даже собирают в особые сосуды - слезницы. Во дворах мечетей или в специально отведенных для этого местах устраиваются собрания с чтением повествований о страданиях имама Хусейна и его сподвижников.

Мусульмане в этот день посещают мечеть для участия в общей молитве, а особенно благочестивые люди дают благотворительные обеды, на которых много рассказывается об имаме Хусейне и его семье, о роде Алидов и Пророке Мухаммеде.

Впервые мусульмане-шииты открыто отметили Ашуру как траур по имаму Хусейну в 963 году в Багдаде. Центром траурных торжеств вскоре стал город Кербела, где имам Хусейн принял мученическую смерть и где по преданию погребено его тело. В день праздника туда съезжаются паломники-шииты со всего мира.

Мусульмане-сунниты тоже чтят память имама Хусейна, но траур и пост в день Ашуры для них не являются обязательными.

Согласно мусульманской традиции, если кто посетит больного в день Ашура , то это будет равносильно тому, как если бы он посетил всех детей Адама. Тот человек, который в этот день даст напиться страдающему от жажды, получит за это вознаграждение, как если никогда не ослушивался Аллаха. Кто совершит полное омовение в день Ашура, будет защищен от страданий и многих болезней. Кто проведет ночь, предшествующую дню Ашура, в поклонении (ибадате), а утро будет поститься, будет сохранен от ужаса предсмертной агонии. Кто будет щедр с людьми, находящимися в материальной зависимости от него, то Всевышний проявит Свою щедрость к такому человеку в течение целого года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В календаре мусульман День Ашура, приходится на десятый день священного месяца Мухаррам. В десятый день Адам каялся о совершенной ошибке, и Всевышний принял его покаяние. В День Ашура Аллах спас пророка Мусу, а также погубил фараона и его войско. Кроме того, это день траура по погибшему в мучениях Хусейну, внуку пророка Мухаммеда. До ниспослания обязательного соблюдения поста в месяце Рамадан, день Ашура также был отмечен строгим постом. Но затем его стали расценивать как желательный, но добровольный.

Сам праздник начинается на закате предыдущего дня. Исламский календарь является лунным, а григорианский - солнечным. Поэтому дата празднования Дня Ашура, являющаяся постоянной в исламском календаре и приравнивающаяся к национальным государственным праздникам в большинстве мусульманских стран, в григорианском смещается каждый год примерно на 11 дней. Кроме того, она может несколько варьировать в зависимости от страны, так как некоторые из них берут в расчет только астрономические расчеты, а некоторые - фактические наблюдения Луны.

С днем Ашура поздравляю,
От души тепла желаю.
В день десятый Мухаррама,
Вспоминаем мы Адама.
В этот праздник мусульман
Пусть хранит народ Коран.
Несмотря на строгий пост,
Этот день не очень прост.
С ним сегодня поздравляем,
Доброты в сердцах желаем.

Наступил десятый день Мухаррама,
В этот день произошло рождение Адама,
Появилось все от Неба до Земли.
Помни ты про этот день, помни ты!

Помни каждого пророка, не забудь,
Они за нас прошли тяжелый путь!
Будь же ты, мой друг, счастливее всех,
Пусть тебя во всех делах ждет успех.

В День Ашура пожелаю истинно чтить посланников Аллаха и суметь очистить душу от тёмных помыслов. Пусть не будет в твоей жизни злословья, грешных проступков, недобрых дел и гнусных мыслей. Желаю здравия тебе и твоим близким, желаю, чтобы Аллах укрыл твой дом покрывалом благодати и любви.

С Днем Ашура, днем творений славных,
С первым человеком на Земле,
С Днем небес и ангелов крылатых,
С Днем спасенья от Потопа в дождевой воде.

Пожелаю Вам спокойствия и веры,
Крепкой веры в лучшее, в добро,
Не коснуться Вас ни слезы, ни потери,
Ни беда, ни истинное зло.

В священный месяц Мухаррам
Будет пост у мусульман.
В этот день случилось чудо -
Появились небеса,
Ангелы, Земля родная,
Горы, звезды - вся краса.
Много памятных событий
В этот день произошло,
В этот день желаем в доме
Счастья, очага тепло!

Мусульман поздравим мы
С Днем Ашура наступившим,
Счастье пусть ко всем придет,
И успех не будет лишним,
Строгий пост идет сейчас,
Соблюдать его так важно,
Тот, кто выдержит его,
Будет сильным и отважным!

Вот уж наступает месяц Мухаррам.
Что о Мухарраме говорит Коран?
День один особый в Мухарраме есть,
Это - день Ашура, день в пророков честь.

В этот день сотворены земля и небеса,
И Адам увидел свет - какие чудеса!
День Ашура, что проходит в месяц Мухаррам,
Очень важный, очень ценный день для мусульман!

Строгий пост пускай очистит
Душу и фигуру.
Помянем пророков славных
В день большой Ашура.

В праздник этот пожелаю
Роду вашему добра.
Чтоб хватило для нужденных
Вам душевного тепла.

Вера пусть защитой будет
Вам от бед и от невзгод.
День десятый Мухаррама
Пусть вам счастье принесет.

День Ашура наступил,
Нас Аллах благословил
На хорошие дела,
Чтобы жизнь светла была.

В этот день погиб Хусейн,
Мы об этом помним все,
Этот день совсем не прост,
Соблюдем трехдневный пост.

Разрешите пожелать
Вам добра, и бед не знать,
Мира в доме и тепла,
Чтоб удачно шли дела!

Ашур - великий праздник, и это знает каждый
Десятый день Мухаррама, святой великий час,
Мы молимся Аллаху, нам праздник очень важен,
В тот день Бог Землю создал, и Небеса для нас.

Мы также вспоминаем великого пророка,
И внука Мухаммеда, Хусейна ибн Али,
Он смерть пал за веру, по воле злого рока,
За подвиг этот славный должны мы все молиться.

Ликуйте правоверные, отметим день Ашура,
Тем почести и слава, кто пост сумел держать,
Прославим мусульманскую, великую культуру,
Молясь за процветание, и миром дорожа.

Ашура , или Шахсей-вахсей – знаменательная для мусульман-шиитов дата, которая отмечается в 10-й день Мухаррама, одного из самых значимых месяцев в исламском календаре. Это день траура, посвященный имаму Хусейну, который мученически погиб в 680 году в одном из самых почитаемых мусульманских городов – Кербеле. День Ашура неукоснительно соблюдается везде, где можно встретить шиитов: Афганистан, Азербайджан, Таджикистан, Ирак, Иран, Кувейт, Пакистан, Ливан, Бахрейн, Саудовская Аравия, Таджикистан и др. Смысл праздника – причастность к героическому поступку великого человека, готового бороться, смелого и отважного; того, кто смог принять мученичество ради Ислама, даже несмотря на то, что знал: борьба безнадежна и ведет к смерти.

День Ашура для шиитов

Основные сведения об имаме Хусейне
Полное имя имама – Хусейн ибн Али. Его отца звали Али ибн Абу Талиб и он был двоюродным братом пророка Мухаммада, четвертым (из 12-ти) преемником пророка. Считается первым имамом в учении шиитов и является первым мужчиной, принявшим Ислам. Мать Хусейна, Фатима Захра – дочь Мухаммеда – была образцом нравственности и чистоты. Хусейн стал третьим имамом шиитов, после того как его старший брат аль-Хасан, который должен был стать правителем, был отравлен по приказу династии Омейядов, желавшей видеть у власти своего наследника. Хусейн был имамом в течение 10-ти лет. Большую часть этого времени царствовал Муавия ибн Абу Суфиана (тот самый, который предположительно причастен к трагической смерти аль-Хасана), а последние 6 месяцев жизни великого имама правил сын Муавии – Язид.

Предпосылки восстания в Кербеле
Поводов для недовольства среди населения было более чем достаточно. Среди первых причин: несоответствие поведения правителей нормам Шариата, который опирается на 2 основных свода правил жизни мусульман: Коран и Сунна. Практически все представители династии Омейядов, кроме Умара второго, который славился своей набожностью и честностью, нарушали предписания Ислама. Например, Язид не стеснялся открыто предаваться развлечениям (вино, танцовщицы). Кроме того, мусульмане не всех национальностей при Омейядах были одинаково почитаемы, как это предписывается Исламом. Мусульмане-арабы явно были в привилегированном положении.

Неуважение к нормам Шариата и гонения в адрес представителей почитаемого семейства пророка Мухаммеда (его традиционное обозначение – Ахль аль-Байт) привели к появлению оппозиции, идейным выразителем которой стал имам Хусейн. На его сторону перешло немалое количество мусульман, которые выражали ему свою поддержку, в том числе письменно. Из Куфы (Ирак), города, ныне священного для шиитов, имаму приходило больше всего сообщений. Люди открыто предлагали поднять восстание и желали видеть своим лидером Хусейна. Он заслужил это своей непреклонностью – качеством, которое подтверждает множество событий. Например, Хусейн отказался принести присягу Язиду, когда его отец, Муавия ибн Абу Суфиан, противореча исламским нормам, пожелал передать ему власть.

Перед Ашурой
Хусейн находился в Мекке до того, как начались обязательные для каждого мусульманина паломничества – хадж. Паломники были весьма удобной ширмой для наемных убийц, которые по приказу Язида проникли к имаму. Хусейн был предупрежден о том, что его хотят уничтожить, но он не мог допустить пролития крови в городе, святом для мусульман. Кровопролитие в этом месте запрещено Кораном. Поэтому, собрав родных и близких, он оставил Мекку и направился в Куфу, не закончив положенных обрядов и заявив, что его жертвой Аллаху будут не животные, а он сам.

Часть жителей Мекки заняли его сторону и были готовы бороться с Язидом. По дороге в Куфу Хусейн узнал, что жители города сдаются под натиском лазутчиков Язиды и начинают убивать его последователей. Так был убит Муслим ибн Акил, посланный Хусейном в Куфу. Это было незадолго до смерти самого Хусейна, 5 мухаррама. Войско Язида настигло Хусейна в 44 км от Куфы, в Кербеле. 30 000 человек окружили имама, его сподвижников, семью. Среди осажденных были дети и женщины. Они провели 8 мучительных дней посреди пустыни, не имея доступа к воде.

В ночь на 10-й день Хусейн собрал своих сподвижников и сообщил им, что у них нет шансов и их ждет смерть мучеников. Он позволил всем, кто не хотел такой судьбы, покинуть лагерь ночью при погашенных факелах. Часть людей покинула лагерь, но утром с ним остались 72 человека, в том числе его родственники. Из них только 18 – взрослые, способные сражаться мужчины. Но точные цифры неизвестны. Согласно другим источникам, с Хусейном остались 120 человек. В этот же момент войско Язида подтянуло резервы и увеличилось до 45 000. Язид хотел начать бой 9-го числа, однако отнесся с уважением к просьбе Хусейна отложить битву до утра, чтобы последний и его сподвижники могли совершить намаз, то есть помолиться.

День Ашуры: сражение
10-го числа месяца мухаррама (слова «йаум аль-ашура» по-арабски означает «десятое число месяца») состоялась битва. Согласно арабской традиции, сподвижники Хусейна выходили по одному. Они бились, сколько хватало сил, но силы были слишком неравны, поэтому мучительная смерть от многочисленных ран для каждого из них была неизбежна. Один из родственников Хусейна, Абу-л Фадл Аббас сумел прорваться к реке (город Эль-Куфа стоит на реке Евфрат), чтобы набрать воды, но воины Язида отрубили ему руки, и он погиб. Точно неизвестно, когда именно это произошло, в день Ашуры или ранее. Тогда же погиб сын имама, Али Акбар, которому в тот момент было 17 лет. Были убиты племянники Хусейна, Аун и Мухаммад, сыновья родной сестры имама, которую звали Сейида Зайнаб бинт Али. Сторонники Язида убили еще двоих детей имама – подростков, которым было одиннадцать и тринадцать лет. Полугодовалый сын Хусейна, Али Асгар, был расстрелян из лука, когда отец просил дать ребенку воды. Сам имам Хусейн получил почти 30 резаных и колотых ран, а затем ему, еще живому, отрубил голову Шарахбиль, по прозвищу Шимр, что означает опытный.

Что стало с членами семьи имама Хусейна?
После того как имам Хусейн умер, его враги сожгли палатки в лагере, а всех, кто в нем находился, взяли в плен. Среди плененных было немало близких родственников имама:

  • Сестра Зайнаб бинт Али – внучка великого пророка. Была очень привязана к брату.
  • Сестра Умм Кулсум.
  • Жена имама Лейла, мать Али аль-Акбара.
  • Жена имама, принцесса Шахр Бану, мать Зайн-али-Абидина, четвертого имама.
  • Жена имама аль-Хасана, того самого, который должен был наследовать власть после Муавии.
  • Дочь имама Сукейна (4 года).
  • Сын имама Мухаммад (5 лет).
  • Али Зан аль-Абидин (20 лет). Он не смог выступить в битве, потому что был тяжело болен.
  • Пленные по пути в Куфу подвергались всяческим унижениям: с женщин сорвали хиджабы, всех пленных везли на лошадях без седел, как рабов. Стражники несли на копьях головы убитых ранее сподвижников Хусейна. Во дворце губернатора Куфы Ибн Зияда отличилась сестра Хусейна, Зайнаб бинт Али. Она не побоялась произнести обличительную речь в адрес Язида, который совершил ряд преступлений, нападая на родственников пророка Мухаммеда.

    Затем пленники побывали в других городах Персидского залива: Мосуле (Ирак), Хомсе (Сирия), Баальбеке (Ливан). Везде сторонники Язида пытались выставить их мятежниками. После этого они прибыли ко двору Язида, в Дамаск. Язид выразил свой гнев, колотя по голове мертвого имама Хусейна, выложенной на поднос. Именно здесь Сейида Зайнаб при поддержке сына Хусейна Али-Зайн-аль-Абидина произнесла речь, в которой высказалась против злодеяний Язида и всей династии Омейядов. Разгневанный Язид хотел убить обоих мятежников, но советники убедили его в опрометчивости подобного поступка.

    Траур в день Ашуры

    Все мероприятия в этот день направлены на то, чтобы по возможности разделить страдания имама Хусейна. Первые собрания в память о его смерти стала проводить его сестра Сейида Зайнаб в своем доме в Дамаске. Во время их собравшиеся читали стихи, посвященные мужеству имама, озвучивали события Ашуры. Подобным мероприятиям, позволявшим сохранить память об Ашуре, придавали огромное значение и следующие имамы.

    Современные шииты организуют вечера поминовения или шествия, которые длятся первые 10 день соответствующего месяца. Однако многие сообщества мусульман-шиитов соблюдают траур в течение 40 дней. Имамы читают хутбы (мусульманские проповеди), мусульмане бьют себя кулаком в грудь в знак верности Исламу и готовности пожертвовать ради него. Цвет одежды – черный, музыка – скорбная, также звучат траурные стихи, которые называют «латмийя» .

    Специально для проведения всех этих мероприятий строят навесы или здания, которые называются «хусейния» . Они похожи на мечети, но предназначены только для Ашуры. Часть традиций в этот день весьма специфична и распространена не везде, например шииты из Пакистана или Ирака считают обязательным истязать себя до появления крови при помощи мечей или цепей. Однако некоторые богословы Ислама (муджтахиды), такие как высший руководитель Ирана Али Хаменеи, еще один иранский великий аятолла Макарем Ширази и основатель движения Хезболла Мухаммад Хусейн Фадлулла, запретили наносить себе кровоточащие раны в день Ашуры. Запреты были обозначены в изданных ими фетвах.

    Суннитский день Ашура

    Сунниты говорят, что месяц, в котором проводят Ашуру, является первым месяцем в исламском календаре. Опираясь на Коран, они заявляют, что мухаррам – это один из 4-х месяцев, имеющих особенное, священное значение для мусульман, месяцев, в которые нельзя убивать, вести войны или охотиться. Существуют суннитские сборники хадисов, то есть преданий о пророке Мухаммеде, согласно которым в день Ашуры Ковчег Ноя наконец смог причалить к суше после долгого блуждания по водяной пустыне. Суннитские знатоки Ислама, улемы, также говорят, что Муса (в Библии – Моисей) в этот день нашел спасение от преследовавшего его египетского фараона.

    Таким образом, день Ашура по понятиям суннитов отмечается совсем иначе. На Каабе, главной святыне мусульман в Мекке, меняется старое покрывало. Вместо него расстилают новое. А старое разрезают на части и дарят общинам мусульман по всему миру.

    Шииты, разумеется, возражают такой трактовке дня Ашуры, утверждая, что хадисы, на которые опираются сунниты, были сфабрикованы во время правления Омейядов теми, кто желал, чтобы трагические события в Кербеле не получили широкой огласки и мусульманская умма предала их забвению.

    Первым месяцем исламского календаря. Это один из четырех месяцев (Раджаб, Зуль-Каада, Зуль-Хиджжа, Мухаррам), в течение которых Аллах запретил вести военные действия, провоцировать на конфликты и т.д. Бесспорно, лучшим днём этого месяца является день Ашура.

    Также о важности месяца Мухаррама говорится в хадисах и аятах. В Священном Коране сказано: «Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха. Четыре месяца из них запретные, это – стойкая религия. Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе».

    «Наказание и вознаграждение за поступки в эти месяцы возрастают. Притеснение в любые месяцы является большим грехом, но в эти четыре месяца наказание за него увеличивается. Всевышний возвеличивает, что пожелает. Таким образом возвеличил пророков, избрав для этого их, а не ангелов. Из всей человеческой речи Всевышний выделил Его поминание. Самыми лучшими местами на земле являются мечети. Среди месяцев Всевышним избраны Рамадан и Мухаррам. Самым лучшим из дней перед Всевышним является пятница, из ночей – ночь Ляйлятуль Кадр. Возвеличивайте то, что возвеличивает Всевышний ». (Ибн Касир, толкование суры «ат-Тавба», 36 аят) Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему Аллаху.

    От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал о достоинстве поста в этом месяце: «После поста в месяце Рамадан самым достойным является пост в месяце Аллаха – Мухарраме» (Муслим)

    Обычно наступление нового года люди рассматривают как вступление в какую-то новую фазу их жизни. Поэтому они строят планы, надеются на улучшения, мечтают о будущем счастье, готовятся к новым свершениям. Безусловно, халиф Умар (да будет доволен им Аллаха) решил, что мухаррам должен быть первым месяцем , так как он следует за месяцем зуль-хиджа, в котором мусульмане совершают паломничество (хадж). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто совершил хадж к этому Дому, не сквернословя и не творя нечестия, тот вернётся таким, каким его родила мать» . (Аль-Бухари:1819)

    Следовательно, совершив хадж, человек возвращается свободным от груза своих грехов, подобно новорожденному. К счастью, в таком очищенном состоянии человек начинает следующий год. И это даёт ему возможность с оптимизмом и воодушевлением смотреть в грядущее. Также это побуждает сохранять чистоту души на протяжении всего года и не возвращаться к ошибкам и грехам.

    Хасан аль-Басри говорил: “Поистине, Аллах открывает год месяцем мухаррам и завершает год этим месяцем, и нет месяца в году после рамадана, величественнее перед Аллахом, чем мухаррам по причине его святости! ” См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 79.

    ‘Усман аль-Хинди говорил: “Они (саляфы) возвеличивали десять дней трех месяцев: Десять последних дней месяца Рамадан. Десять первых дней месяца зуль-Хидджа. И десять первых дней месяца аль-Мухаррам!” См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 79.
    Ибн ‘Умар говорил: “Люди времен джахилии соблюдали пост в день «Ашура», и в этот день постился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и мусульмане до того, как Аллах вменил пост в месяце Рамадан. После того, как пост в Рамадан стал обязательным, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ‘«Ашура» – это день из дней Аллаха! И тот, кто желает, пусть постится, а кто не желает, не постится» ”. Муслим 1126.

    Как видим, все дни Мухаррама обладают достоинством. Стало быть мусульманину разрешается держать пост на протяжении всего этого месяца, или же поститься в нём больше, чем в другие месяца. Но день «Ашура», помимо того, что имеет особое положение и высокую награду от Аллаха, так же имеет и ряд полезных моментов, связанных с убеждениями и историей Ислама.

    Священный день – «Ашура» это десятый день , и он является самым ценным днем этого месяца. Множество событий в истории человечества произошло именно в этот день. На него приходится сотворение Аллахом Всевышним Небес, Земли, Аль-Арша, Ангелов, первого человека и Пророка Адама (мир ему). Конец Света также наступит в день «Ашура». В этот день произошло много событий, связанных с Пророками Аллаха.

    • Аллах Всевышний принял покаяние от Пророка Адама (мир ему);
    • ковчег Нуха (Ноя) (мир ему) причалил к горе Джуди (Ирак) после Великого потопа;
    • родился Пророк Ибрахим (Авраам) (мир ему);
    • были вознесены на небо Пророки Иса (Иисус) и Идрис (мир Им);
    • Пророк Ибрахим (мир ему) спасся от огня, разожженного язычниками;
    • Пророк Муса (Моисей) (мир ему) и Его последователи ушли от преследования фараона, который в этот день погиб, поглощенный морем;
    • Пророк Юнус (мир ему) вышел из чрева рыбы;
    • Пророк Аюб (Иов) (мир ему) исцелился от тяжкой болезни;
    • Пророк Якуб (Иаков) (мир ему) встретился с сыном;
    • Пророк Сулейман (Соломон) (мир ему) стал царем;
    • Пророк Юсуф (Иосиф) (мир ему) вышел из тюрьмы.
    • Также в этот день смертью шахида (борца за Веру) пал внук Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнгео) — Хусейн.

    В день «Ашура», а также в предыдущий и последующий дни желательно соблюдать пост. Согласно одному из хадисов, пост в день «Ашура» очищает мусульманина от грехов за предыдущий год, а за крупицу подаяния (садака) в день «Ашура» Всевышний Аллах даст вознаграждение величиной с гору Ухуд. Сказано в хадисе: «Кто в день «Ашура» кормит и поит свою семью, тому Аллах даст баракят в течение года».

    Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) столь стремящимся поститься, как в день Ашура, и в месяц » (Аль-Бухари).

    Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Я надеюсь, что аллах примет пост в Ашура как искупление за год, который был прежде » (Муслим).

    Абд-Алла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) постился на Ашура и предписал пост всем мусульманам, они сказали: “O Посланник Аллаха, это – день, который чтят евреи и христиане”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: “Если я доживу, чтобы увидеть следующий год, Ин ша Аллах, мы будем поститься также на девятый день” . Но так случилось, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) скончался прежде, чем наступил следующий год» (имам Муслим).

    И его ученики, такие как Имам Ахмад и Исхак передали: «Поститься в девятый и десятый дни – желательно, потому что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) постился в десятый день и намеревался поститься в девятый ».

    Имам Ан-Навави говорил: «Учёные – сподвижники и другие – упоминали несколько причин, по которым желательно соблюдать пост в девятый день месяца Мухаррам:

    1. Отличие от иудеев, которые почитают только десятый день. Это мнение передано от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах).

    2. Намерение состоит в добавлении другого дня к Ашура. Это схоже с запретом поститься отдельно в пятницу, как было упомянуто.

    3. Убедиться, что пост приходится на десятый день.

    Если в Ашуру совершить полное омовение (гусуль), то Аллах защитит человека от болезней в течение года. Если смазать глаза сурьмой, то Аллах защитит от болезней глаз. Кто посетит больного человека в день «Ашура», приравнивается к посетившему всех сынов Пророка Адама, мир Ему (т.е. всех людей). В день «Ашура» раздают садака, читают Коран, радуют детей и близких, а также совершают другие богоугодные дела.

    День Ашура в исламе – мусульманский праздник, который отмечается уже несколько веков. Верующие соблюдают особые правила, многие придерживаются поста в День Ашура.

    Когда начинается праздник День Ашура в 2019 году?

    Он приходится на десятый день месяца Мухаррам. Само название праздника происходит от арабского слово «ашара» – десять. В 2019 году День Ашура наступает на 9 сентября.

    История и традиции праздника День Ашура

    Расскажем об истории и традициях праздника. День Ашура в исламе – это день траура, соблюдаемого многими приверженцами этой религии. В этот день погиб внук пророка Мухаммада – Хусейн (626-680 гг.), его брат Аббас и 70 их сторонников.

    В память об их мученической смерти шииты совершают в День Ашура ежегодные траурные церемонии (тазия). Они проходят во многих странах: Азербайджане, Афганистане, Иране, Ливане, Пакистане, Иране и др.

    Процессии проходят под аккомпанемент оркестров, играющих печальные мелодии. В Иране, Ираке и других государствах устраиваются уличные представления, во время которых некоторые участники шествий наносят удары цепями и кинжалами, бьют себя кулаками в грудь.

    Мусульмане-шииты соблюдают траур в память о мученической смерти Хусейна первые десять дней месяца, а также в течение всего месяца проводят различные религиозные обряды.

    В день Ашура верующие также вспоминают о том, что в десятый день месяца Мухаррам Адам каялся о совершенной им ошибке, и Всевышний принял его покаяние.

    Пост в День Ашура

    Многие мусульмане соблюдают пост в День Ашура. Эта традиция имеет давнюю историю. Как гласит предание, пророк Мухаммад, приехав в Медину, узнал, что иудеи в этот день постятся в память о спасении пророка Мусы (Моисея) и сынов Израиля от войска египетского Фараона (Фираун).

    Мухаммед счел, что мусульмане не менее достойны следовать традиции пророка Мусы, стал поститься сам и повелел делать это своим сподвижникам.

    Согласно сунне Пророка, пост в день Ашура лучше соблюдать два дня (9-го и 10-го либо 10-го и 11-го числа месяца Мухаррам).

    Что нельзя делать в День Ашура?

    В прежние времена, до обязательного соблюдения мусульманами поста в месяце Рамадан, в День Ашура всем верующим также предписывалось соблюдать строгий пост.

    Однако затем мусульмане-сунниты стали расценивать его как желательный, но все же добровольный. У мусульман-шиитов пост в День Ашура по прежнему обязателен.

    Его соблюдают до захода солнца, а затем накрывают праздничный стол. К нему подают ашуре – кушанье из нута, пшеницы, фасоли и сухофруктов, а также блюда из фасоли, чечевицы и мяса. Детей угощают сладким печеньем (чареки) и шербетом.