Cочинение «Сила и слабость Базарова. В чем сила личности Евгения Базарова? (По роману Тургенева «Отцы и дети») Несколько интересных сочинений

Многое привлекало Тургенева в его герое: внутренняя независимость, последовательность, стойкость в отстаивании своих убеждений, критическое отношение к действительности. Но многое все же писателя или прямо отталкивало, или внушало очень серьезные опасения. В этом проявлялась не столько либеральная ограниченность Тургенева, сколько прозорливость его как писателя-реалиста. Не случайно как в тексте произведения, так и в высказываниях, статьях, письмах писателя все время ощущается некая двойственность, неопределенность в отношении автора к герою. Тургенев писал А. А. Фету:

* «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу». В другом письме Тургенев высказывался более определенно: «Мне металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на погибель - потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего,- мне метался какой-то странный препарат с Пугачевым…».

Странное соответствие с Пугачевым само по себе чрезвычайно показательно и важно при выяснении авторского отношения к такому герою. Мысль о том, что Базаров - трагическое лицо, не один раз встречается в письмах Тургенева. Но, как известно, величие трагического героя не исключает наличия у него и трагической вины… Трагизм Базарова - в бесплодности его желания подавить в себе человеческие стремления, в обреченности его попыток противопоставить свой разум стихийным и властным законам жизни, неудержимой силе чувств и страстей. В этом отношении очень важны главы, рассказывающие о пребывании Базарова у Одинцовой, когда, по справедливому наблюдению Ю. В. Лебедева,

* «конфликт романа из внешнего (Базаров и аристократия) постепенно переводится во внутренний план, в душу героя…», и чем дальше, тем сильнее проявляется душевное одиночество Базарова - даже в общении с Аркадием, даже в родительском доме. Его смерть должна была, по замыслу автора, «наложить последнюю черту на трагическую фигуру».

Тургенев наделил Базарова нетерпимостью ко всему прошлому не потому, что он искажал действительность. В действительности были такие «нигилисты» в русской жизни, и писатель всеми силами души, всем своим талантом стремился предупредить своих читателей о драматических последствиях пренебрежительного отношения к тем духовным ценностям, которые были выработаны в прошлом. Ведь и природа не только мастерская, как утверждает Базаров, но и храм. Речь идет вообще обо всей полноте человеческого существования, человеческих взаимоотношений, о любви, которую Базаров попытался, было свести к физиологии, но именно тут-то и потерпел самое сокрушительное поражение, потому что редко кто из тургеневских героев смог достойно пройти испытание любовью. Базаров не был здесь исключением, хотя его поражение, естественно, зависело от совершенно иных причин, чем, например, поражение Рудина. Вот почему в последние годы советские литературоведы выдвигают на первый план в романе Тургенева очень важную и сегодня идею органической преемственности культурных ценностей в ходе смены одних поколений другими.

Общественное и историко-литературное значение романа. «Отцы и дети» - одна из вершин художественного мастерства писателя. Накал споров о романе сам по себе свидетельствовал, что он никого не оставлял равнодушным, а это является верным признаком действенности произведения.

Как и в других тургеневских романах, содержание «Отцов и детей» разворачивается в ограниченном пространстве и всего лишь на протяжении нескольких недель. Но это не помешало писателю дать целую картину русской жизни - более широкую и объемную, чем в его предшествующих произведениях. Важное место в романе занимают идейные споры, которые становятся важным структурным элементом его.

Герой, представляющий русскую демократическую молодежь со всеми достоинствами и недостатками, силой и слабостью, знаменовал собой начало нового этапа в истории русской литературы. Во многих произведениях последующих десятилетий будет продолжена художественная разработка проблем, образов, мотивов, впервые поднятых Тургеневым. В литературе роману подражали, с ним резко спорили (как, например, Чернышевский в «Что делить?» но в любом случае уже невозможно было пройти мимо тех Художественных открытий, которые совершил Тургенев. Другой великий русский писатель, Достоевский в 1863 г. с сочувствием упоминал «беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на в эгоизм».

Евгений Васильевич Базаров - главный герой романа Тургенева "Отцы и дети". Несомненно, именно его образ сыграл огромную роль в формировании всей русской литературы. Базаров - персонаж, перевернувший мировоззрение многих, живших в то время. Его нигилизм, противостояние общим нормам и ценностям, пропагандирование собственного образа жизни побудило в молодом поколении стремление порвать цепи "старой" обузы в виде устаревших ценностей и правил.

Как бы я ни хотел быть похожим на Базарова, все же, к сожалению, а может и к счастью, сходств у нас мало. Евгений одновременно, я считаю, является "складом" как положительных, так и отрицательных качеств. Он, по сути, является примером для многих - ум, способность выражать собственное мнение, сообразительность, разносторонность, моральная и физическая сила, обладание уверенностью в себе и своих действиях.

Казалось бы, откуда у такого человека отрицательные качества? Увы, но они имеют место быть - это его самолюбие на фоне своего мировоззрения, некоторый эгоизм, но больше всего удивление у меня вызывает то, что для него не существуют понятия "жалость", "доброта", "любовь".

Не менее расстроило отношение Базарова к женщинам. Отношения никакого, собственно, и не было. Евгений не умеет общаться с противоположным полом, он не способен чем то жертвовать ради другого человека, отрицает определенные обязанности в отношениях мужчины и женщины.

Расстраивает и то, что семья Базарова так и не появилась в романе как действующие лица. Я, читая историю Евгения, до самого конца надеялся на появление семьи, что бы понять, героя нигилистом воспитали родители или он сам сформировал такой образ жизни.

Не смотря на вышесказаннное, Базаров все же - уникальная личность, которая отличается своей оригинальностью, Евгений не создан по чьему то шаблону. Нет ни одного героя во всей русской литературе, который хотя бы на половину был похож на этого персонажа.

Мне кажется, что Базаров просто не сформировался окончательно как человек. В его словах видна некоторая неуверенность. Пример этому то, как он говорил о любви - якобы это всего лишь "химический процесс", но влюбившись в Одинцову, герой сразу же отказывается от своих слов и сознается, что любовь - нечто неизмеримое, живущее внутри каждого человека своей жизнью.

Если говорить о моем отношении к Базарову, я, честно говоря, сам не знаю, как я к нему отношусь. Если логически рассуждать, Евгений умный, честный, сильный, разносторонний, одним словом - привлекательный как личность, но с другой стороны, его излишняя самоуверенность и эгоизм отталкивают. Если меня попросят сделать окончательный выбор, я все же отвечу, что я, в основном, питаю положительные эмоции к этому герою, ведь он - образ "нового", идущего против "старого", готовый сместить его со своего трона в любой момент.

Размышляя над вопросом, нужен ли Базаров в нынешнее время и смог бы он прожить в эту эпоху, я, бесспорно, отвечу - нужен. Сам герой задавался этим вопросом и говорил: "Я нужен России...Нет, видно не нужен". Возможно, он не нужен был России именно того времени, потому что силы были очень неравны и его попытки преобразить страну не поддерживались большинством. Но если говорить о России нынешней, то, несомненно, "Базаровы" нужны, ведь выражение собственной точки зрения, а не слепое подчинение - очень важная способность в век ТВ, СМИ, и интернета. Базаров пропагандировал эволюцию, прогресс, он - пример для нового поколения, способного своим количеством разрушать "старое" и строить "новое".

Тургенев так определяет ос-новную черту своего творческого метода: «Наше время требует уло-вить современность в ее преходящих образах». Она обуславливает возникновение в творчестве писателя особого вида реалистического романа, называемого культурно-историческим. Для такого романа свойственно представление злободневных проблем, новых идей и ге-роев времени, характеризующихся через особый тип культуры, что с полным основанием можно отнести к роману «Отцы и дети». Этому произведению присуще еще одно качество культурно-исторического романа: становиться своеобразным самоотчетом русского общества за конкретный временной отрезок (роман «Отцы и дети», законченный в 1861 году, рассказывает о событиях 1859 года).

Другим отличительным качеством романа является его насы-щенность идейной полемикой, что отразилось на всей системе ис-пользуемых художественных средств. Главным из них становится диалог, развивающийся в форме идейного спора. В диалоге рас-крываются, обнаруживаются характеры героев. Диалоги Базарова с Павлом Петровичем, с Аркадием, с Ситниковым и Кукшиной, с Одинцовой характеризуют героя более полно и всесторонне, чем его поступки, которые порой кажутся весьма противоречивыми. В от-личие от своих противников Базаров в споре краток, не стремится говорить красиво, но при этом он очень убедителен (например, спор Базарова и Павла Петровича в X главе). Почти из всех споров он выходит победителем.

Важнейшим средством характеристики героев является их язык. Различные интонационные оттенки воссоздают сложнейшую гамму переживаний героев, а выбор лексики характеризует их социаль-ное положение, круг занятий и даже эпоху, к которой они принад-лежат. К примеру, Павел Петрович употребляет в своей речи «эф- то» вместо «это» и «в этой причуде сказывался остаток преданий александровского времени». Или другой пример: слово «принцип» Павел Петрович «выговаривал мягко, на французский манер», как «принсип», а «Аркадий, напротив, произносил «прынцип», налегая на первый слог», из чего становится ясно, что герои, принадлежа к различным поколениям, воспринимают это слово по-разному.

Противопоставление характерно и для других художественных средств, поскольку антитеза является идейно-структурной основой всего произведения. Это касается использованных деталей. Так, Ба-заров и Павел Петрович, противопоставленные по происхождению и социальному положению (аристократ-демократ), характеризуются разными деталями поведения (бездеятельная жизнь в деревне, ко-торую ведет Павел Кирсанов, — постоянная работа, которой занят Базаров, даже будучи в гостях у своего приятеля Аркадия), речи (ви-тиеватые обороты речи, манерность Кирсанова — простота, чекан-ность фразы, афористичность Базарова), портретными деталями. Так, полной антитезой портрету Базарова, нарисованному в 1-й гла-ве, является портрет Павла Петровича: у Евгения лицо «длинное», лоб «широкий», волосы «длинные и густые», у Павла Петровича чер-ты словно выведены «тонким и легким резцом», волосы «коротко стриженные»; рука у Базарова «красная», а у Павла Петровича «кра-сивая… с длинными розовыми ногтями»; Базаров одет в «длинный балахон с кистями», а Павел Петрович в «темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки».

Благодаря всем этим средствам характеристики Тургенев вы-ступает в романе как объективный повествователь, выражающий свою позицию через развитие сюжета, сопоставление героев, ре-зультаты их действий. Психологизм Тургенева тоже особый: по сло-вам самого писателя, он «тайный психолог». Это означает, что Тур-генев намекает на скрытые причины состояния или поведения героев, прямо их не анализируя, а вовлекая читателя в аналитиче-ский процесс. Не изображая прямо чувства и мысли своих героев, писатель дает возможность читателю их угадывать по внешним проявлениям. К примеру, по тому, как Одинцова «с принужденным смехом» говорит Базарову о предложении, сделанном Аркадием Кате, а затем по ходу разговора «опять смеется и быстро отворачи-вается», становятся ясны ее чувства: растерянность и досада, кото-рые она старалась скрыть за смехом. Материал с сайта

Но объективность повествования не мешает выражению автор-ского лиризма, который проявляется в описаниях красоты искусст-ва, природы, резко противостоящих подчеркнутому антиэстетизму Базарова («Природа не храм, а мастерская»; «Рафаэль гроша мед-ного не стоит»). Так, несогласие со взглядами Базарова выражено в описании игры Николая Петровича на виолончели: «Кто-то играл с чувством, хотя и неопытной рукой, «Ожидание» Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия».

«Отцы и дети» по праву признаны самым совершенным романом Тургенева. Соотношение сюжетной динамики, психологизма, лириче-ского начала в повествовании, философски значимых диалогов, быто-вых описаний, социальных характеристик — всех элементов идейно-художественной структуры здесь достигает идеального равновесия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • отцы и дети детали характеризующие эпоху
  • художественная роль диалога тургенева отцы и дети
  • отцы и дети тургенев диалоги
  • художественные средства в отцы и дети
  • художественная привлекательность базарова

Молодой человек, по имени Евгений базаров, был явным приверженцем нигилизма, он отрицал все действующие порядки каких-либо авторитетов. Но все события, которые стали последствиями его бурной личной жизни, со временем, заставили его отказаться от некоторых своих взглядом.

Сила нигилизма Базарова.

Нигилизм – это слово было модным, и обозначало философское течение XIX века.

Описано в литературе это было следующими словами: «Это слово означает человека,… который ничего не признает…ничего не уважает…».

Базаров был студентом-медиком, и не чтил никаких авторитетов, все достижения и выводы, которые сделали люди, жившие на свете до его появления, ничего не значили.

«Да зачем же мне это признавать? И чему именно мне нужно поверить? Мне говорят дело, я это принимаю, вот и все» - именно так выражал Базаров свою точку зрения.

Чаще всего, подобные его рассуждения и высказывания, ставили всех оппонентов Базарова в тупик, никто не мог ответить на его, порой безжалостные и беспринципные вопросы. Базаров считал себя умнее и «выше» всех, с кем имел дело. Оправдывал такие мысли он тем, что ему не интересны и не важны те вещи, которые окружающие считали ценными и важными для человечества. Он старался утвердить свою независимость от каких-либо условностей, и даже от разумных границ. Он был полным материалистом, и эта его черта не знала границ: «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше».

Вследствие его мировоззрений, он перестал признавать даже любовь, хотя был человеком молодым, привлекательным и бодрым. А свое отношение к женщинам, весьма презрительное, он выражал следующими словами: «свободно мыслят между женщинами только уроды».

Но нигилизм Базарова имел и свои уязвимые стороны.

Важным стало то, что как бы Базаров не отрицал высокие материи, они существовать не прекратили. И после знакомства с Анной Одинцовой, вся жизнь Базарова «круто развернулась», так как ему открылась любовь. И то с какой страстью, горячностью и необузданностью он окунулся в это чувство, доказало Анне, что именно такого непредсказуемого человека она не хочет допускать в свою жизнь. И своими поступками он разрушил это чувство, которое только начал познавать. Вследствие чего, Базарову пришлось учиться жить по тем правилам, которые диктует общество.

Евгений понял, что все то, во что он верил столько времени, рухнуло, его теория оказалась не верна. Он понял, что нельзя вычеркнуть из жизни чувства, эмоции и моральные устои, что они необходимы человеку на том же уровне, что и применение полученных на практике навыков.

Несколько интересных сочинений

  • Тема и идея комедии Недоросль Форнвизина сочинение

    Главной темой этого произведения считается тема воспитания молодого дворянства. Писатель расписывает ее через противопоставления героев мыслей просвещения и тех, кто уже отжил свои устои феодального сословия.

  • Каждый человек отвечает на этот вопрос по своему, так как дать точного определения на него невозможно. Каждый думает и чувствует по - разному, поэтому проявление любви тоже у каждого индивидуально.

  • Сочинение Почему отцы всегда поучают детей? Итоговое

    Родители – это самые близкие и родные люди, которые на протяжении всей жизни всегда заботятся о своих детях и поучают их. Пока они маленькие, они могут этого не замечать. Во время подросткового возраста дети в силу того

  • Характеристика героев произведения Калевала

    Вяйнемейнен. Вещий песнопевец и мудрец. Рожден владычицей морей Илматар в море. Волны вынесли его на берег. Вяйнемейнен живет в солнечной стране Калевале. У него много друзей. Своим пением и игрой на кантеле Вяйнемейнен всем приносит радость.

  • Сочинение Подснежник 4 класс

    Подснежник - красивый цветок весны. Все вокруг просыпается после долгого зимнего сна. На деревьях еще нет листьев. В лесах на полянках еще лежит снег, но цветочек уже пробивает себе дорогу к солнышку.