Состояние и перспектива развития топливно-энергетического комплекса в российских регионах. Проблемы топливно-энергетического комплекса Проблемы и перспективы тэк


Итоги работы ТЭК в России за период 2003 – 2005 г.г.

В угольной промышленности в 2004г. объем добычи угля - 280 млн. тонн (101,2% к уровню 2003 г.) и экспорта - 72 млн. тонн (рост в 1,4 раза).
В угольной промышленности увеличение производственных мощностей угледобывающих предприятий в 2004 г. составило 20,8 млн. тонн, в том числе за счет нового строительства - 13,45 млн. тонн, из них 6,84 млн. тонн - мощности шахт и 6,61 млн. тонн - мощности открытой добычи угля. Объем инвестиций по итогам 2004 г. может составил около 15 млрд. руб. против 11,5 млрд. руб. в 2003 г. (рост 130%).

В газовой промышленности добыча газа в 2004г., по данным Минпромэнерго России, составила 632,8 млрд. куб. м с ростом на 12,6 млрд. куб. м (2%) к уровню 2003г. В страны дальнего зарубежья и Балтии за январь-ноябрь т.г. экспортировано 131,4 млрд. куб. м газа, рост к соответствующему периоду предыдущего года составил 3,2%.

В нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности по итогам 2004 г. объем добычи нефтяного сырья составил 460 млн.т с ростом на 38,7 млн. тонн (9,2%) к уровню 2003 г.
Введено в эксплуатацию 21 месторождение с суммарной добычей нефти более 150 тыс. т и проходкой в эксплуатационном бурении около 145 тыс.м. Из них 9 месторождений введены ОАО «Татнефть», 4 месторождения - ОАО «НК ЛУКОЙЛ», 3 месторождения - ОАО «Тюменская нефтяная компания».

В 2004 г. отмечается повышение качества производимых моторных топлив. Так, доля высокооктановых бензинов в общем выпуске автомобильного бензина за январь-ноябрь 2004 г. возросла до 57,9% против 54,3% в 2003г.; дизельного топлива с содержанием серы до 0,2% произведено 93,86% (92,14% - 2003г.), в том числе с содержанием серы до 0,035% - 5,33% (2003г. -2,88%).
По прогнозу Минпромэнерго России, ожидаемый объем переработки нефтяного сырья превысил показатель баланса и составил 193,7 млн.т., что на 1,9% больше по сравнению с 2003 г. При этом ожидаемое производство автомобильного бензина увеличилось на 0,9 млн. тонн (3,1%) и составило 30,2 млн. тонн, дизельного топлива до 55 млн. т, мазута топочного снизился по сравнению с 2003 г. на 1,5 млн.т. и составит 53,1 млн. т.

По предварительной оценке общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по нефтеперерабатывающей промышленности составил около 30,0 млрд. рублей (на уровне 2003г.).

Развитие ТЭК в России

Важнейшей проблемой ТЭК России является устранение кризисного положения в добыче и воспроизводстве сырьевой базы в нефтегазовой промышленности. Из-за дефицита капиталовложений в последние годы нарушились нормальные воспроизводственные процессы - от подготовки сырьевой 6азы и строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих объектов. Регулирование инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли ТЭК - нелегкая задача, особенно в условиях практического отсутствия централизованного финансирования и наличия большого числа субъектов предпринимательской деятельности.

Бесперебойная работа ТЭК - один из ключевых факторов национальной экономической безопасности, динамичного развития внешнеэкономических связей России и интеграционных процессов в рамках Содружества независимых государств.

Правящая элита России не смогла уберечь главное достояние экономики страны - ее ТЭК - от медленного разрушения. Начавшееся еще в годы советской власти сокращение добычи нефти, угля и выработки электроэнергии стало быстро нарастать после 1991 г. В меньшей степени это сокращение распространилось и на более устойчивую газовую отрасль. Так, добыча нефти в России, достигнув максимума в 569 млн. т в 1987 г., в 1991 г. снизилась до 462 млн. т и продолжала подать, достигнув в 1998 г. 303 млн. т, сохраняя при этом тенденцию к дальнейшему падению. Добыча газа сократилась с 643 млрд. куб. м в 1991 г. до 591 млрд. куб. м в 1998 г. В целом за 1991-1998 гг. добыча нефти снизилась на 34%, нефтепереработка - на 43%, добыча угля - на 34%, производство электроэнергии - на 23% и добыча газа - на 8%.

Ухудшилось положение и с экспортом нефти, который снизился за 1991 –1998 гг. на 21%. Экспорт газа за тот же период вырос на 2,3%.

Оценивая перспективы добычи нефти в России, следует учитывать итоги 1998 г, которые показали, что объем добычи нефти в 303 млн. т достиг порога энергетической безопасности, оцениваемой Минэкономики России в 300 млн. т. Снижение добычи после этого предела будет связано либо с серьезным нарушением внутреннего потребления жидкого топлива в стране, либо со снижением экспортных возможностей России, а в более длительной перспективе может поставить Россию перед необходимостью начать импорт нефти. Оценки перспектив в добыче на 1999-2000 гг. были крайне пессимистические. Эксперты утверждали, что при сохранении цен мирового рынка на уровне 1998 г. и сложившихся налоговых, финансовых, правовых и других макроэкономических и институциональных условий добыча нефти будет сокращаться весьма быстрыми темпами. Но обнадеживающе на фоне этих пессимистических оценок звучали выводы Коллегии Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, которые, хотя и оговаривают наличие в добыче тенденции к дальнейшему снижению, тем не менее отмечают, что положение в нефтяной отрасли нельзя считать катастрофически безнадежным - добывные возможности месторождений пока превышают существующий уровень добычи нефти, все еще сохраняется значительный производственный потенциал, а отрасль располагает технологиями, что в целом создает реальные пpeдпоcылки для стабилизации ее работы.

Одной из главных причин обозрения кризиса в ТЭК России явилась проводимая в течение длительного времени правительственная политика, игнорирующая непосредственные нужды ТЭК. Она была направлена на поддержание высокого курса рубля, что объективно способствовало ухудшению финансового положения экспортеров энергетических ресурсов. К этому нужно добавить, что увлеченность правительства пирамидами внутренних и внешних займов лишала предприятия, оперирующие в реальном секторе экономики, возможности получения каких-либо инвестиционных кредитов. Инвестиционная политика в этих условиях в значительной степени сводилась к финансовым спекуляциям. Обстановка осложнилась ростом неплатежей и задолженностей. Крах такой политики был неизбежен, что и случилось 17 августа 1998 г.

Другая причина быстрого нарастания кризиса в ТЭК также была связана с оши6очной политикой правительства России, направленной на поддержание и увеличение масштабов налогового бремени в отношении предприятий ТЭК, в первую очередь нефтяных компании. Размеры налоговых платежей нефтяных компаний, в зависимости от их задолженности, составляли 47– 55% выручки, что даже в период высоких цен на нефть в 1997 г. было в 1,25 – 1,5 раза выше, чем в западных странах. Положение усугублялось широким развитием практики неплатежей и бартерных зачетов при доле реальных денег в выручке на внутреннем рынке, не превышающей 30%. Вследствие этого сумма налоговых платежей по отношению к реальной выручке нефтяных компаний при операциях на внутреннем рынке достигала 93–108 % .

Для уплаты платежей в бюджет и хотя бы минимального поддержания инвестиций компании были вынуждены закладывать значительную часть будущего экспорта нефти.

И, наконец, третьей причиной столь бедственного положения нефтяной промышленности явилось почти двукратное снижение в 1998 г. экспортных цен на нефть на внешних рынках. Значительным было сокращение цен и на природный газ.

“Результатом разработанной по отношению к российским нефтяным компаниям экономической и особенно налоговой политики, - отмечалось в “Обращении российских нефтяных компаний к Правительству России”, - является их низкий уровень рентабельности. Даже при прежних ценах на нефть рентабельность нефтяных компаний в России была ниже, чем в Норвегии на 70%. По сравнению с США рентабельность нефтяных компаний в России ниже в 2,5 раза, по сравнению с Великобританией в 3 раза”.

Таким образом, положение в российском ТЭК, особенно в его нефтяной отрасли, достигло критического состояния и требует проведения чрезвычайных мер. По этой причине устранение кризиса в российском ТЭК, учитывая его ключевое значение для судеб страны, должно рассматриваться как первоочередная общенациональная задача, как условие поддержания национальной безопасности и обеспечения будущего развития России.

Успех в решении этой стратегической задачи зависит от решения многочисленных проблем общеэкономического порядка, проблем, накопившихся за последние годы в ТЭК и в смежных отраслях промышленности, транспорта, о также в финансовой, валютной, налоговой, таможенной, внешнеторговой и других сферах.

С не менее важными проблемами сталкивается Россия и в области поддержания экспортного потенциала ТЭК. Территориальная и функциональная разобщенность отдельных частей ТЭК в результате распада Советского Союза создали для России значительные трудности, особенно с транспортировкой экспортных грузов. Контроль над магистральными экспортными трубопроводами и терминалами начали осуществлять, помимо России, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Грузия. В России остались только три из восьми морских комплексов для экспорта нефти.

В условиях перехода к новой инвестиционной политике, основанной на принципе самофинансирования развития нефтяной и газовой промышленности, резко возрастает значение правильного выбора приоритетных направлений инвестиционной деятельности. Этой проблеме уделяется значительное внимание во всех основополагающих документах, формирующих энергетическую политику страны -в “Энергетической стратегии России”, в федеральных целевых программах “Топливо и энергия” и “Энергосбережение России на 1998-2005 гг.”, программе “Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах”, а также в заявлениях представителей правительства России.

Обобщая и развивая положения этих документов и заявлений, можно выделить ниже следующий перечень приоритетных направлений инвестирования отечественных и иностранных капиталов в нефтегазовый сектор российского ТЭК на ближайшие 12-15 лет:

Комплексная разведка и освоение крупных месторождений газа; подготовка к разработке и освоению нового газодобывающего региона на полуострове Ямал со строительством газопровода Ямал-Европа на территории Белоруссии, Польши и Германии, освоение новых месторождений в Надым-Пур-Тазовском регионе Тюменской области, освоение газовых месторождений в новых регионах - Ковыткинского газоконденсатного месторождения в Восточной Сибири, что может послужить основой для строительства экспортного газопровода для поставок газа в Монголию, Китай и Корею, Средне-Вилюйского газоконденсатного месторождения Республики Сажа (Якутия), нефтегазовых месторождений на Сахалинском шельфе. Ожидается также, но уже за пределами 2010 г., освоение газовых ресурсов на шельфе арктических морей (в частности, Штокмановского), на юге Красноярского края, в Республике Саха (Якутия), на шельфе Дальнего Востока.

Комплексная разведка и освоение крупных месторождений нефти: в Надым-Пур-Тазовском регионе Тюменской области, ввод в разработку Приобского и Тяньского месторождений, а также реконструкция Самотлорского месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе, подготовка к промышленному освоению нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорского бассейна. Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия), на шельфах северных морей, Каспийского моря и о. Сахалин.

Предотвращение процесса исчерпания разведочного задела прошлых лет путем усиления геологических исследований и геологоразведочных робот, а также повышения темпов подготовки новых месторождений, чтобы покончить с отставанием прироста запасов от объема добычи.

Модернизация геологоразведочных работ, внедрение новой техники буровых, геофизических работ, адаптированной к геологическим и природным условиям конкретных нефтегазоносных районов России, освоение и использование современных методов поиска, разведки и мониторинг запасав углеводородного сырья, повышение уровня его извлечения, создание экономических жизнеспособных нефтепромысловых комплексов, эксплуатация которых позволяет увеличить дебит скважин и увеличить нефтеотдачу пластов.

Вовлечение в эксплуатацию бездействующего фонда скважин и доведение его до норматива.

Модернизация и реконструкция системы газоснабжения в целях повышения ее надежности, энергетической и экономической эффективности.

Дальнейшее развитие подземных газохранилищ для повышения надежности и маневренности газоснабжения потребителей внутреннего рынка и зарубежных стран.

Повышение комплексности использования добываемого углеводородного сырья, налаживание утилизации получаемого сопутствующего газа и других компонентов.

Освоение малых месторождений нефти и, главным образом, газа для решения проблем регионального энергоснабжения.

Интенсификация добычи нефти из низкопродуктивных пластов, пополнение и наращивание извлекаемых объемов сырья с месторождений со сложным геологическим строением, использование возможностей продуктивного освоения трудно извлекаемых запасов нефти.

Разработка и внедрение высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки нефти и газа, реконструкция действующей сети магистральных нефтегазопродуктопроводов. Создание новых и реконструкция старых нефтепроводов, перевалочных баз, железнодорожных переходов, портового хозяйства, создание газовозного и содействие увеличению танкерного флотов.

Строительство и реконструкция предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Углубление степени переработки и диверсификации номенклатуры вырабатываемых нефтепродуктов за счет увеличения производства высокооктановых сортов бензина, дизельного топлива с содержанием серы 0,5% (европейский стандарт), высококачественных авиационных видов топлива, широкой гаммы смазочных масел и др.

Освоение производства, транспортировки и потребления сжиженного природного газа.

Содействие максимальному замещению природным газом нефтепродуктов в энергетическом балансе страны.

Участие в реализации государственной целевой программы энергосбережения.

Реализация программ, предусматривающих снижение отрицательного воздействия нефтегазовой отрасли ТЭК на окружающую среду, разра6отка и внедрение высокоэффективных методов восстановления окружающей среды после аварий, а также после закрытия отслуживших свой срок месторождений.

Содействие разработке и серийному производству высокоэффективного оборудования и материалов для нефтегазовою сектора ТЭК, особенно на предприятиях ВПК. Налаживание кооперации в совместном производстве эффективного оборудования для нефтегазового комплекса с иностранными компаниями в части использования преимуществ более дешевой организации производства материало- и трудоемких элементов высокотехнологического оборудования в России, для последующей продажи совместной продукции как на российском рынке, так и на зарубежных рынках, особенно на рынках развивающихся стран. Всяческое содействие специализации машиностроения России для участия в международном разделении труда в качестве экспортера машин и оборудования для нефтяной и газовой промышленности.

Содействие активному внедрению на новые платежеспособные рынки российской нефти, газа и нефтепродуктов. Создание на этих рынках собственной сбытовой и распределительной сети, отдавая предпочтение созданию собственных сбытовых компаний с торговой инфраструктурой, в первую очередь по трассам газонефтепродуктопровода.

Участие российских компаний, в том числе и через систему совместных предприятий с российским капиталом, в товаропроводящей сети стран ближнего и дальнего зарубежья, создание в этих регионах распределительных газопроводов, а также нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, работающих на импортированном из России сырье.

Расширение системы трансграничных магистральных трубопроводов, в первую очередь за счет создания второго и третьего экспортных коридоров через Польшу и Балтийское море, строительство “Балтийской трубопроводной системы”, четвертого коридора через Китай в Южную Корею, газопровода по дну Черного моря в Турцию (“Голубой поток”). Реконструкция действующих и строительство новых газопроводов на территории Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии до границы с Турцией. Содействие строительству новых и реконструкции старых систем трубопроводов для транзита нефти и газа из Азербайджана и среднеазиатских стран СНГ, в частности нефтепроводов Баку-Новороссийск и “Каспийскою трубопроводного консорциума” (КТК).

Организаций за рубежом разведки, добычи, переработки, транспортировки и утилизации углеводородного сырья российскими компаниями, в том числе и совместными компаниями с участием российского капитала.

Использование невозвращаемых своевременно странами СНГ и развивающимися странами долгов Российской Федерации для приобретения в этих странах концессий на разведку и добычу нефти и газа, рознично-оптовой сбытовой сети, нефтеперерабатывающих заводов, трубопроводов и т.д.



Ю.А. Перелыгин,
директор Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Министерства регионального развития

Топливно-энерегетический комплекс и развитие соответствующей инфраструктуры в субъектах Российской Федерации является одним из ключевых факторов, которые оказывают влияние на региональное социально-экономическое развитие.

Достаточная обеспеченность капиталом компаний в сырьевых отраслях обуславливает ускоренное развитие добывающих производств, в то же время для инфраструктурных сфер характерны прогрессирующее старение и износ основных производственных фондов, опережающие темпы выбытия стареющих производственных мощностей по сравнению с темпами ввода новых.

При этом характер воздействия негативных тенденций производственного развития в инвестиционно-неблагополучных секторах различен: если в электроэнергетике по-прежнему сохраняется общий избыток установленной энергетической мощности и есть резерв для запуска конкурентного рынка с начальным избытком предложения, который позволит обеспечить рыночный импульс развития отрасли, то в газовой отрасли спрос уже не покрывается объемами добычи газа.

Существуют проблемные тенденции и в состоянии нефтеперерабатывающего комплекса. Суммарные инвестиции в нефтепереработку, при достаточной обеспеченности капиталом нефтяных компаний, значительно ниже инвестиций практически во все другие сектора ТЭК. Низкое качество российских нефтепродуктов сдерживает развитие их экспорта, консервируя сырьевую структуру внешнеторгового предложения российского ТЭК.

К перспективными направлениями государственной политики в нефтяной промышленнос ти относятся:

оптимизация всех элементов государственной экономической политики в целях обеспечения более рациональной структуры нефтедобычи, вовлечения в оборот небольших и малорентабельных нефтяных месторождений, рационализации пользования нефтяными месторождениями;

принятие прозрачных и стабильных правил пользования нефтетранспортной инфраструктурой, принятие государственной программы ее развития в целях ликвидации транспортных ограничений на перемещение нефти и продуктов ее переработки;

развитие открытой торговли и конкуренции на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов;

стимулирование инвестирования капитала нефтяных компаний в инвестиционно-дефицитные сферы экономики России, в том числе ТЭК, посредством экономических механизмов;

поддержка приоритетного развития нефтеперерабатывающего комплекса, поддержка инвестиций в эту сферу, развитие инфраструктуры транспортировки и экспорта продуктов переработки нефти;

отказ от мер краткосрочного административного регулирования рынка нефти в пользу долгосрочных механизмов государственной политики, направленных на улучшение структуры производства, инвестиционного климата, переориентацию бизнеса нефтяных компаний в сторону долгосрочных интересов развития.

Долгосрочная государственная политика в газовом секторе будет направлена:

создание экономических сигналов, в первую очередь рыночных, стимулирующих прекращение роста и снижение темпов роста внутреннего спроса на газ, расширение сферы применения рыночных цен на газ при одновременной демонополизации внутренней торговли газом;

структурные изменения, направленные на ликвидацию конфликта интересов в области одновременного использования газотранспортной инфраструктуры и участия в коммерческом обороте газа, создания качественно новой системы доступа к магистральным и распределительным газопроводам (переход к заявительной системе доступа вместо разрешительной);

развитие внутреннего рынка газа, стимулирование разработки новых газовых месторождений в первую очередь независимыми производителями газа (как основного источника покрытия внутреннего спроса на газ, не покрываемого базовым производителем газа акционерным обществом «Газпром»);

повышение роли акционерного общества «Газпром» по снабжению газом стратегических и социально значимых (коммунально-бытовой сектор, население) потребителей, концентрация в обществе функций гарантирующего поставщика газа для этих нужд и снятие социальной нагрузки с либерализуемого рынка газа;

максимизации выгод национальной экономики от экспорта газа при условии цивилизованного участия национальных агентов в открытой международной торговле газом.

Значение газификации с точки зрения повышения качества жизни населения и развития экономики негазафицированных районов в настоящее время достаточно велико. Однако проведенный анализ показал, что газификация в большом числе случаев проводится неэффективно, в том числе с точки зрения окупаемости проектов. Основной причиной неэффективности является недостаточная проработанность инвестиционных проектов газификации. Как правило, после окончания строительства новые газораспределительные сети характеризуются чрезвычайно низкой степенью загрузки, что обуславливает высокую удельную стоимость их эксплуатации. Эффективность использования ЕСГ - одна из основных проблем, которые стоят перед нами и, соответственно, перед государством.

Одним из приоритетных направлений деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации является развитие ЖКХ регионов Российской Федерации в тесной взаимоувязке с ЕСГ, что позволяет качественно улучшить систему ЖКХ в целом. Решение проблем регионов осуществляется от общего к част-

ному. Для решения региональных проблем, связанных с теплом и электроэнергией, необходимо строительство современных газотурбинных теплоэлектростанций нового поколения, что позволит наладить эффективное использование природного газа, то есть получение наибольшего КПД - 80-85%, в отличие от крупных станций, где КПД не превышает 55-60%.

Вопросы ЖКХ - это производство тепла и электроэнергии. Решать их без ЕСГ просто не представляется возможным. В процессе решения данных вопросов возникает проблема энергосбережения, которая в настоящий момент решается неэффективно.

В выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина 5 сентября 2005 года на встрече с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания Российской Федерации и членами президиума Государственного Совета Российской Федерации отмечалась необходимость реализации масштабной программы газификации страны. Полагаем, что разработка и реализация такой программы должна координироваться федеральными органами исполнительной власти.

Основные проблемы развития и направления государственной политики в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке

До настоящего времени развитие ТЭК восточных регионов основывалось на угольной промышленности и гидроэнергетике. Нарушение сложившихся межрегиональных экономических связей в 90-е годы и рост уровня транспортных тарифов привели к хроническим энергетическим кризисам, несмотря на наличие собственных богатых запасов энергоносителей.

Газовая промышленность в регионе пока не получила значительного развития, несмотря на то, что газовый потенциал Восточной Сибири и Дальнего Востока составляет около 20% начального газового потенциала России.

В отличие от Западно-Сибирского региона и Европейской части страны, где действует Единая система газоснабжения России, на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока газовая структура практически отсутствует.

Главной целью является разработка оптимистического варианта комплексного освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока для превращения Восточной Сибири и Дальнего Востока в динамично развивающийся и современный регион, обеспечивающий повышение жизненного уровня и производственной активности проживающего в нем населения.

В настоящее время сложились благоприятные предпосылки для начала формирования в восточных регионах страны новых центров газовой промышленности общероссийского значения и расширения Единой системы газоснабжения на восток. Такие предпосылки обусловлены значительным приростом запасов газа в восточных регионах страны - Иркутской и Сахалинской областях, Республике Саха (Якутия), Красноярском крае.

Масштабность задач и сложность их реализации в новых экономических условиях настоятельно требуют определения государством приоритетов в освоении газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, принятия схемы развития газовой промышленности с установлением этапности создания газовой инфраструктуры для оптимизации различных проектов по срокам и инвестициям.

Важное значение имеет разработка предложений по организации механизма управления ее реализации с учетом интересов федерального центра, регионов, а также объединение усилий, направленных на реализацию проектов.

Основные направления:

приоритетность удовлетворения спроса на газ российских потребителей и поддержание устойчивого газоснабжения в России посредством расширения Единой системы газоснабжения на восток;

формирование рынка природного газа на базе цен, складывающихся с учетом спроса и предложений на данный вид топлива, и его конкуренции с углем и мазутом;

оптимизация топливно-энергетического баланса регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока и обеспечения рациональной доли природного газа в его структуре;

реализация единой экспортной политики на базе одного экспортера газа с учетом действующих соглашений о разделе продукции;

решение экспортных задач и закрепление на долгосрочный период эффективных ценовых условий по поставкам газа за рубеж;

координация и оптимизация развития газовой промышленности на востоке России с целью повышения ее экономической эффективности.

| скачать бесплатно Состояние и перспектива развития топливно-энергетического комплекса в российских регионах , Перелыгин Ю.А.,

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - это совокупность отраслей, связанных с производством и распределением энергии в различных её видах и формах.

В состав ТЭК входят отрасли по добычи и переработке различных видов топлива (топливная промышленность), электроэнергетика и предприятия по транспортировке и распределению электроэнергии.

Важным показателем, характеризующим работу ТЭК, является топливно-энергетический баланс (ТЭБ).

Топливно-энергетический баланс - соотношение добычи различных видов топлива, выработанной из них энергии и использование их в хозяйстве. Энергия, получаемая при сжигании разного топлива, неодинакова, поэтому для сравнения разных видов топлива его переводят в так называемое условное топливо, теплота сгорания 1 кг. которого равна 7 тыс. ккал. При пересчете в условное топливо применяются так называемые тепловые коэффициенты, на которые умножается количество пересчитываемого вида топлива. Так, если 1 т. приравнять к 1 т. условного топлива, коэффициент угля равен 1, нефти - 1,5, а торфа - 0,5.

Соотношение разных видов топлива в ТЭБ страны изменяется. Так, если до середины 60-х годов главную роль играл , то в 70-е годы доля угля сократилась, а нефти возросла (были открыты ). Сейчас доля нефти сокращается и возрастает доля газа (т.к. нефть выгоднее использовать как химическое сырьё).

Развитие ТЭК связанно с целым рядом проблем:

Запасы энергетических ресурсов сосредоточенны в восточных районах страны, а основные районы потребления в западных. Для решения этой проблемы планировалось в западной части страны развитие , но после аварии на Чернобыльской АЭС, реализация этой программы замедлилась. Возникли и экономические трудности с ускоренной добычей топлива на востоке и передачей его на запад.
Добыча топлива становится всё более дорогой и поэтому необходимо всё шире внедрять энергосберегающие технологии.
Увеличение предприятий ТЭК оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду, поэтому при строительстве требуется тщательная экспертиза проектов, а выбор места для них должен учитывать требованиям охраны окружающей среды.
Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива, проблемы развития.

Топливная промышленность - часть топливно-энергетического комплекса. Она включает отрасли по добыче и переработке различных видов топлива. Ведущие отрасли топливной промышленности - , газовая и угольная.

Нефтяная промышленность. В сыром виде нефть почти не используют, но при переработке получают высококачественное топливо (бензин, керосин, солярку, мазут) и разнообразные соединения, служащие сырьём для . По запасам нефти занимает II место в мире.

Основная база страны - Западная Сибирь (70% добычи нефти). Крупнейшие месторождения - Самотлор, Сургут, Мегион. Вторая по величине база - Волго- . Разрабатывается уже почти 50 лет, поэтому запасы сильно истощены. Из крупнейших месторождений следует назвать - Ромашкинское, Туймазинское, Ишимбаевское.

Часть нефти перерабатывается, однако большинство нефтеперерабатывающих заводов находится в европейской части России. Сюда нефть передаётся по нефтепроводам, часть нефти по нефтепроводу «Дружба» передаётся в .

Газовая промышленность. Газ самый дешёвый вид топлива и ценное химическое сырьё. По запасам газа Россия занимает I место в мире.

В нашей стране разведано 700 месторождений. Основная база добычи газа - Западная Сибирь, а крупнейшие месторождения - Уренгойское и Ямбургское. Вторая по величине база по добыче газа это -Оренбургско–Астраханская. Газ этого района имеет очень сложный состав, для его переработки построены крупные газоперерабатывающие комплексы. Природный газ добывается так же в Тимано-Печорском бассейне (менее1% от всей добычи), открыто месторождение на шельфе . В перспективе возможно создание ещё одной базы - Иркутская область, Якутия, .

В последние годы по различным причинам резко обострились проблемы топливно-энергетического комплекса России.

Среди основных проблем ТЭК необходимо выделить следующие: - усложнение добычи и увеличение расстояний транспортировки энергоресурсов в связи с исчерпанием эксплуатируемых и необходимостью разработки новых, более удаленных и расположенных в труднодоступных районах месторождений;

Высокий (около 80%) износ энергетического оборудования, предопределяющий остановку к 2015 году почти половины энергоустановок суммарной мощностью около 100 ГВт из существующих 215 ГВт в связи с выработкой их ресурса;

Снижение темпов и уровня перспективных разработок, обусловленное недостаточностью их финансирования;

Углубляющийся разрыв поколений в области научно-внедренческой деятельности, связанный с падением ее престижности и мизерным финансированием;

Нарастающая потеря внешних рынков, в значительной степени связанная с отсутствием инвестиций (зачастую российские проекты, имеющие более высокие технико-экономические характеристики, проигрывают тендеры только из-за отсутствия требуемого финансирования) и др.

Также к факторам, сдерживающим развитие энергетики, относятся:

    Сохраняющийся дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК, приток в них внешних инвестиций составляет менее 13% от общего объема финансирования капитальных вложений. При этом 95% указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль. В электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста;

    Энергетическое оборудование, используемое в энергетике, неэкономично. В стране практически отсутствуют прогрессивные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело и технически отстало, недостаточно используется потенциал атомной энергетики;

    Отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного, конкурентного энергетического рынка, это связано тем, что строительство ТЭС привязывалось к конкретным промышленным объектам, и не предусмотрены линии передачи части электрической передачи на сторону;

    Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитие конкуренции;

    Сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности. ТЭС являются главными загрязнителями атмосферы в структуре ТЭК, особенно, те, которые работают на угле. Сегодня, когда пописан и ратифицирован Российской Федерацией Киотский протокол, данная проблема энергетических компаний становится одной из актуальных;

    Отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК .

Учитывая определяющую роль ТЭК в экономике нашей страны, восстановление топливно-энергетического комплекса, в том числе его позиций на мировом рынке становится первоочередной государственной задачей.

Острота проблем развития ТЭК в значительной степени будет определяться соотношением количественных и качественных характеристик экономического роста. Исчерпание многих действовавших в течение десятилетий экстенсивных факторов обусловливает необходимость перехода к качественному новому типу экономического роста. Главными его отличительными чертами являются:

    Глобальный технологический переворот,

    Переход от ресурсопоглощающей модели экономического развития к наукоемкой,

    Повышение продуктивности использования всех факторов общественного производства,

    Повышение благосостояния населения не столько за счет роста количества материальных и духовных благ сколько за счет повышения их качества,

    Включение в понятие благосостояния здоровой окружающей среды.

Топливно-энергетический комплекс для многих государств является своеобразным локомотивом экономики, помогающим не только оставаться «на плаву», но и добиваться определенного прогресса. Однако если не вкладывать средств в ТЭК, то постепенно эффективность его деятельности будет снижаться. Особенно это касается нефтяной сферы, которая без инвестиций может быстро «погибнуть», а ее воскрешение- процесс долгий и чрезвычайно дорогостоящий .

В связи с нестабильностью правовых основ экономической деятельности в России и по ряду других причин снизилась инвестиционная привлекательность ТЭК для отечественных и зарубежных инвесторов, хотя потребность в них многократно выросла. В условиях значительного роста себестоимости добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, необходимости резкого увеличения капитальных вложений в ТЭК и ужесточения экологических требований возросла стратегическая значимость повышения энергоэффективности экономики как важнейшего инструмента удовлетворения энергетических потребностей общества.

Необходимы разработка и реализация государством мер по стимулированию инвестиционной деятельности в нефтяной промышленности, включая и нефтеперерабатывающую, в том числе расширение действия системы соглашений по разделу продукции, особенно в сфере рискованного предпринимательства.

ТЭК – это группа отраслей, занимающихся добычей и переработкой топлива, выработкой электроэнергии и доставкой ее потребителю. На развитие ТЭК затрачивается в РФ почти 30% средств, выделяемых государством для промышленности. ТЭК связан с другими межотраслевыми комплексами. Например, транспортный комплекс перевозит грузы для ТЭК, МК производит оборудование, машины. Основа экспорта России – нефть, газ, уголь в зарубежные страны – также приходятся на ТЭК, они составляют 40% от общего объема экспорта по стране.

ТЭК делится на:

1) топливную промышленность (Добыча и переработка угля, нефти, газа, сланца и торфа. Переработка топлива происходит у мест добычи, на путях грузопотоков, в районах потребления топлива.)

2) электроэнергетику (Производство электроэнергии на ТЭС (ТЭЦ, КЭС), ГЭС, АЭС. Передача электроэнергии по ЛЭП.)

В состав ТЭК входят нефте- и газопроводы, образующие единую сеть.

Энергетика – фундамент экономики, основа всего материального производства, ключевой элемент жизнеобеспечения страны и основа экспортной базы страны. Электроэнергетика – один из важнейших показателей уровня развития экономики и страны. Использование энергетических ресурсов – один из показателей уровня развития цивилизации. Без топлива и электроэнергии невозможно развитие любой отрасли экономики.

Энергетика является одним из факторов размещения экономики, т. к. ТЭК располагается вблизи крупных источников энергии (угольных и нефтяных бассейнов), мощных электростанций, у которых вырастают целые промышленные районы, создаются города и поселки, т. е. ТЭК играет районообразующую роль. Технический прогресс увеличивает расстояния, на которые передается топливо и электроэнергия. Это способствует развитию районов, бедных собственными источниками энергии, и более рациональному размещению экономики.

Роль электроэнергетики и обеспечивающей ее топливной промышленности в переводе всей экономики на современную техническую основу была определена в плане ГОЭЛРО в 1920 году, т. к. на использование электроэнергии базировалась вся техника. Поэтому масштабы, технологический уровень, темпы развития всех отраслей экономики зависят от ТЭК. Внедрение прогрессивной техники и технологий, связанных с НТП, в экономику требует энерговооружения труда рабочих, т. е. затраты всех видов энергии в расчете на одного занятого в производстве.

Россия – единственная страна в мире, которая практически полностью обеспечена собственными энергоресурсами, но размещены они по территории страны неравномерно. Свыше 90% запасов приходится на Сибирь и Восток. В Западной Сибири добывается 70% нефти и газа, 50% угля, а 75% энергии потребляется в европейской части страны. Это является основной экономико-географической проблемой энергетики России, т. к. требует перевозок на огромные расстояния.

Задачи для перспективного развития ТЭК:

Увеличение инвестиций

Внедрение новых технологий во все отрасли ТЭК, а также создание энергосберегающих технологий

Пересмотр взаиморасчетов со странами СНГ, т. к. ТЭК обслуживает и страны СНГ

Использование нетрадиционных источников энергии

Виды энергетических ресурсов:

1) Топливные (уголь, нефть, газ, сланцы, торф).

2) Гидроресурсы (сила падающей воды, приливов и отливов).

3) Атомные ресурсы – атомная энергия урана, радия, тория.

4) Нетрадиционные ресурсы (энергия солнца, ветра, геотермальная энергия).

Из суверенных государств СНГ:

· Украина обеспечена углем и частично нефтью и газом

· Казахстан – углем и нефтью (п-ов Магышлак и Тэнгизское месторождение)

· Азербайджан – нефтью и газом

· Туркменистан – газом и нефтью

· Узбекистан – газом

В других государствах или совсем отсутствуют топливные ресурсы или есть небольшие месторождения (Молдавия – нет, Грузия – уголь, Армения – ГЭС, Киргизстан – уголь).

ТЭБ – топливно-энергетический баланс.

Развитие хозяйства связано с непрерывным ростом ТЭК при одновременном проведении жесткой политики энергосбережения. Чтобы учитывать пропорции в добыче различных видов топлива, производстве энергии и распределении их между различными потребителями, используют ТЭБ.

Соотношение добычи различных видов топлива и выработки энергии (приход) и использовании их в экономике (расход) называют ТЭБ . Поскольку при сгорании 1 кг топлива выделяется неодинаковое количество топлива, топливный баланс рассчитывают в единицах условного топлива. Для составления ТЭБ все виды топлива переводят в условные. Теплота сгорания 1 кг каменного угля определена в 2000 ккал, а тепловой коэффициент = 1. 1 кг – 2 Квт/час электроэнергии с учетом КПД электростанций.

В системе ТЭК от добычи горных ископаемых и производства электроэнергии на электростанциях до потребления топлива и электроэнергии коэффициент полезного использования ресурсов = 43%. Это значит, что 57% теряются ежегодно на электростанциях, при транспортировке. Поэтому необходимо принимать меры, направленные на сбережение топлива и электроэнергии.

Таким образом, с 50 по 93 год ТБ превратился из угольного в нефтегазовый. Начиная с 1990 года, перспективное значение принимает газ и уголь открытой добычи. В целом же, пока на долю нефти и газа приходится около 70% всей добычи и использования топлива.