Царства живой природы схема. Сравнительная характеристика царств живой природы

Цель: познакомить учащихся с основными царствами живой природы.

  1. дать начальные представления о классификации живых организмов, царствах живой природы.
  2. повторить и закрепить знания о клетке, истории ее открытия, многообразии клеток;
  3. развивать у учащихся словесно-логическое мышление, способности сравнивать и анализировать;
  4. продолжить развитие навыков работы с учебником, тестовыми заданиями, опрными схемами;
  5. воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, умение слушать учителя и своих одноклассников.

Оборудование: компьютер; проектор; интерактивная доска; мультимедийная презентация “ Разнообразие живых организмов”, таблица “Схема развития растительного мира”, таблица “Схема развития животного мира”

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. Мультимедийная презентация “Разнообразие живых организмов” (Приложение 1 . ) Слайд 1.

1. Блиц-опрос. Слайд 2.

  • Из чего состоят все живые организмы?
  • Кто впервые увидел клетки?
  • Назовите основные части клетки.
  • Чем отличаются растительные клетки?

2. Перечислите и покажите на слайде особенности растительной клетки.Слайд 3.

3. Какие это клетки? Объясните свою точку зрения. Слайд 4.

4. Дополнить схему. Вставьте вместо знаков вопроса слова.Слайд 5.

III. Изучение нового материала. Существует множество классификаций живых организмов. Познакомимся с некоторыми из них.

1. Деление организмов на эукариоты и прокариоты. По наличию ядра в клетках. Слайд 6. Рассказ учителя с примерами организмов эукариотов и прокариотов. Записать схему в тетрадь:

2. Характеристика царств живой природы. Назвать, показать, дать пояснения.

Слайд 7. Примеры организмов, которые называют учащиеся. Записать схему в тетрадь.

2. Характеристика царства Бактерии. Особенности строения, образ жизни, примеры представителей царства. Слайд 8.

3. Характеристика царства Растений. Классификация царства с приведением примеров. Слайд 9. Обратить внимание учащихся на таблицу в классе “Схема развития растительного мира”, акцентируя внимание на низших и высших растениях. Записать схему в тетрадь, обращая внимание на написание новых слов.

4. Характеристика Царства Животные. Перечислить особенности царства. Деление их позвоночных и беспозвоночных. Слайд 10 .Привести примеры.

5. Многообразие царства Животные. Слайд 11. Учащиеся приводят примеры.Обратить внимание на таблицу Схема развития животного мира”, акцентируя внимание на классах беспозвоночных и позвоночных животных.

IV. Минутка релаксации. Гимнастика для глаз (делается стоя у своих рабочих мест).

– Крепко зажмурить глаза на 5 секунд, затем открыть. (Повторить 10 раз..)
– Посмотреть в окно, выбрать самую дальнюю точку за окном и самую ближнюю в классе. Попеременно смотреть на эти точки по 10 секунд. (Повторить 10 раз.)

V. Закрепление изученного материала.

1. Выполнение заданий в рабочих бланках. Работа с тестами, схемами, вопросами.

  1. Задание.Распределить на группы животных беспозвоночных и позвоночных.
  2. Подписать рисунки. Даны амеба и дрожжи.
  3. Привести примеры одноклеточных и многоклеточных организмов.
  4. Дан перечень организмов. Распределить их по царствам живой природы.

2. Задание-игра. “Веселая компания”. Слайд 14.

К трем лягушкам у болота
Прибежали два енота,
Прискакала тетя жаба,
И пришла наседка Ряба,
Вскоре к ним приплыл тритон,
Следом сетчатый питон,
Три веселые подружки –
Мышки – серые норушки.
Сколько в камышах болотных
Оказалось земноводных?

VI. Итог: познакомились с основными царствами живой природы, многообразием живых организмов.

VII. Домашнее задание: стр.113–117, ответить на вопросы. Слайд 13.

Группы настоящих бактерий. Плесневые грибы. Способы питания грибов. Антони ван Левенгук. Способы размножения грибов. Многообразие грибов. Царство Бактерии. По способу питания бактерии подразделяют на две группы. Стафилококки. Грибы – паразиты. Шляпочные грибы. Царство Грибы. Извитые - вибрионы (в виде запятой). Бактерии по способу дыхания делят на две группы. Гетеротрофы подразделяются на три группы.

«Разнообразие организмов» - Мегасистематика органического мира. Карл Линней. Динамика описания числа таксонов животных. Двухцарственная система органического мира на середину ХХ в. Видовое разнообразие основных групп животных России и мира. Таксономическое разнообразие. Аристотель. Жорж Кювье. Соотношение видового богатства групп организмов. Объединение высших организмов в один таксон. Система животного мира. Видовое разнообразие групп организмов в Калужской области.

«Разнообразие живых организмов» - Распределение видов по поверхности планеты неравномерно. Биологическое разнообразие озера Байкал. Под генетическим разнообразием понимается многообразие. Возникновение и исчезновение видов. Биоразнообразие. С 1600 г. безвозвратно исчезли 83 вида млекопитающих. Красные Книги. Иногда в отдельную категорию выделяют разнообразие ландшафтов. Под угрозой исчезновения находится почти 20 тысяч видов растений.

«Светящиеся существа» - Расположение люминофоров. Идиакант. 800 видов светящихся живых существ. Рыба-топорик. Креветки. Феерическое зрелище. Глубоководный кальмар. Классический пример биолюминесценции. Светящиеся колонии бактерий. Самки удильщиков. Светящиеся глубоководные многощетинковые черви. Морское перо. Они живые и светятся. Глубоководный удильщик. У бактерий люминофорные белки рассеяны по всей клетке. Адский вампир.

«Формы организации материи» - ООС. Живые организмы. Следствие. Скорость электромагнитных волн. Стагнация. Частный случай затухания. Четыре этапа. Состояние системы в термодинамике. Проблема с потеплением климата. Материя. Обратные связи в живых организмах. Особенности биологической формы организации материи. Ферментное вещество. Ферментные механизмы управления. Гипотеза Хойла. ПОС. Электромагнитные волны. Биологические часы. Проблемы цивилизации.

«Видовое разнообразие живых организмов» - Живые организмы. Организмы. Составить рассказ. Рассмотри рисунок. Родственные организмы. Процессы жизнедеятельности. Сходные признаки. Возможно ли разделить организмы на группы. Неродственные организмы. Заполни таблицу. Разнообразие живых организмов. Щука. Рыба. Прудовая ночница. Котята. Прочитайте текст учебника. Внешнее строение. Притча о двух мудрецах. Признаки живых организмов. Аполлон.

] [ Украинский язык ] [ Белорусский язык ] [ Русская литература ] [ Белорусская литература ] [ Украинская литература ] [ Основы здоровья ] [ Зарубежная литература ] [ Природоведение ] [ Человек, Общество, Государство ] [ Другие учебники ]

§ 33. Многообразие современного органического мира. Принципы систематики. Современная биологическая система

Многообразие современного органического мира как результат биологической эволюции. Длительная, охватывающая период в несколько миллиардов лет эволюция когда-то появившихся на Земле примитивных живых организмов через смену одних групп другими привела к современному разнообразию органического мира. Эволюция живых существ шла параллельно по двум линиям: с одной стороны, развивались одноклеточные доядерные и ядерные организмы, с другой стороны, - многоклеточные

организмы. Причем развитие многоклеточных организмов осуществлялось, по меньшей мере, в трех направлениях: по линии автотрофных организмов (растения), линии гетеротрофных организмов с поглощением пищи путем всасывания (грибы) и линии гетеротрофных организмов с заглатыванием пищи (животные).

Разнообразие жизни на Земле с трудом поддается описанию. Полагают, что сейчас на нашей планете обитает свыше 10 млн видов живых организмов и не менее 500 млн видов вымерло в былые геологические эпохи. Нет и никогда не будет человека, который знал бы все эти виды. Тем более возникает необходимость в системе живой природы, руководствуясь которой мы могли бы найти место любого организма, который нас заинтересовал, будь то бактерия, вызывающая болезнь, новый гриб, жук или клещ, птица или рыба. Эту необходимость естествоиспытатели поняли давно.

Созданием системы живой природы занимается систематика. По современному определению систематика - это наука о разнообразии видов организмов, их классификации, родственных отношениях и происхождении.

Предметом изучения систематики является описание, обозначение, классификация и построение системы живой природы, которая бы не только отражала сходство в строении организмов и их родство, но и учитывала историю возникновения и эволюцию разных групп организмов. Иными словами, предметом систематики является построение такой системы живой природы, которая отражала бы естественный ход и результаты эволюции.

Во времена К. Линнея для построения системы природы использовали немногочисленные признаки, чаще всего внешнего и внутреннего строения организмов. Ж.Б. Ламарк предложил учитывать также родственные связи между организмами. В настоящее время при построении биологической системы используется совокупность признаков организмов: 1) особенности строения организмов и их клеток; 2) история развития группы на основе ископаемых остатков; 3) особенности размножения и эмбрионального развития; 4) нуклеотидный состав ДНК и РНК; 5) состав белков; 6) тип питания; 7) тип запасных питательных веществ; 8) распространение организмов и т.д.

Принципы систематики. Как вам известно, первую научную систему живой природы создал шведский натуралист К. Линней. Она была изложена в 10-м издании «Системы природы» (1758). В основу своей системы К.Линней положил два принципа: бинарной номенклатуры и иерархичности. В соответствии с бинарной номенклатурой каждый вид называется по-латыни двумя словами: существительным и прилагательным. Например, Homo sapiens (Человек разумный), Homo neandertalensis (Человек неандертальский) и т.д. По современным правилам, упоминая вид организмов в тексте (научной статье, книге) впервые, приводят по-латыни и фамилию автора, его описавшего. Например, лютик ядовитый пишется Ranunculus sceleratus Linnaeus (Лютик ядовитый Линнея). Некоторые самые знаменитые систематики настолько общеизвестны, что их фамилии пишутся

сокращенно. Например, Trifolium repens L . (Клевер ползучий). Если виду дано название, изменять его нельзя.

Принцип иерархичности, ила соподчиненности, означает, что подобно тому, как в армии отделения объединяются во взводы, взводы - в роты, роты - в батальоны, батальоны - в полки и т.д., виды животных, например, объединяются в роды, роды - в семейства, семейства - в отряды, отряды - в классы, классы - в типы, типы - в царства. При классификации бактерий, грибов и растений вместо ранга отряд используется порядок, а вместо тип - отдел. Часто, чтобы подчеркнуть разнообразие в какой-либо группе, используют подчиненные категории, например, подвид, подрод, подотряд, подкласс или надсемейство, над-класс. Всего в биологической системе семь наиболее распространенных рангов:

Вид - Яблоня домашняя Malus domestica L .

Род - Яблоня Malus

Семейство - Розовые Rosaceae

Порядок - Розовые Rosales

Класс - Двудольные Dicotyledones

Отдел - Покрытосеменные Angiospermae

Царство - Растения Planta

Во времена Линнея наивысшим рангом считалось царство живых организмов. Долгое время всю живую природу делили на два царства - животных и растений; сейчас выделяют большее количество царств (в разных системах - от трех до девяти и даже тринадцати). Теперь часто употребляют такие систематические категории, как надцарство, реже империя. Пример таких категорий - надцарства прокариот и эукариот, империи клеточных (все живые организмы) и доклеточных (неклеточные формы жизни).

Биологическая система. Общепринятой системы органического мира пока не создано. Наибольшее распространение в настоящее время получает система, разработанная американскими исследователями Р.Х. Виттаке-ром, Л.С. Маргулис и К. Шварц. В соответствии с этой системой вся живая природа делится на пять царств: Бактерии (Монеры), Протисты, Грибы, Растения и Животные. Сравнительная характеристика этих царств приведена в таблице 5.2.

5.2. Сравнительная характеристика царств живой природы

^"~~-\ Бактерии* Протисты Грибы Растения Животные Признаки^-*.

Тип клетки Прокариоти- Эукариоти- Эукариотиче- Эукариотиче- Эукариотичеческая ческая екая екая екая

Ядерная обо- Отсутствует Имеется Имеется Имеется Имеется лочка

^""\^ Бактерии* Протисты Грибы Растения Животные

Признаки~\__^

Генетический ДНК не связа- ДНК связа- ДНК связана ДНК связана с ДНК связана с материал на с белками в на с белками с белками в белками в хро- белками в хрохромосоме в хромосоме хромосоме мосоме мосоме

Митохондрии Отсутствуют Имеются Имеются Имеются Имеются

Хлоропласта Отсутствуют Имеются у Отсутствуют Имеются Отсутствуют

(иногда име- автотрофных ются фотосин- форм тезирующие мембраны)

Клеточная Нецеллюлоз- Имеются у Из хинина и Из целлюлозы Отсутствует оболочка ная (полисаха- некоторых других нецел- и других полириды+ амино- форм люлозных сахаридов

кислоты) полисахаридов

Способ гене- Конъюгация, Оплодотво- Оплодотворе- Оплодотворе- Оплодотворе- тической ре- трансдукция, рение и мей- ние и мейоз ние и мейоз ние и мейоз комбинации трансформа- оз у боль- ция шинства

Способ пита- Автотрофный Автотроф- Гетеротроф- Автотрофный Гетеротрофный ния (хемосинтез ный (фото- ный (абсорб- (пищеварение)

или фотосин- синтез), гете- ция) тез) или гете- ротрофный ротрофный или комбинации этих способов

Подвижность Бактериаль- Реснички и Неподвижные Реснички и Реснички и жгуный жгутик, жгутики жгутики (9+2) у тики (9+2), соскольжение (9+2), амебо- гамет некото- кратительные

или непо- идное, со- рых форм, нет фибриллы

движные кратитель- у большинства

ные фибрил- форм

Многоклеточ- Отсутствует Отсутствует Характерна Характерна для Характерна для

ность (кле- у больший- для больший- всех форм всех форм

точная спе- ства форм ства форм

циализация)

Нервная сие- Отсутствует Отсутствует Отсутствует Отсутствует Имеется, часто тема сложная

Дыхание Анаэробное, Аэробное Аэробное или Аэробное Аэробное

аэробное анаэробное

Окончание табл. 5.2

_ ^~"^^ Бактерии* Протисты Грибы Растения Животные

Признаки^.

Жизненный Большинство Большинство Большинство Чередование Диплоидныецикл гаплоидные, гаплоидные, гаплоидные поколений исключение -

деление некоторые гаметы

диплоидные

Формирование Характерно Характерно Характерно Характерно Споры отсутстодноклеточных для некоторых для некото- для всех форм для всех форм вуют

спор форм рых форм

Как видно из таблицы, нельзя провести резкой границы между разными царствами по отдельным признакам. Только учет совокупности многих признаков, а также истории формирования отдельных групп организмов позволяет разделить всю живую природу на пять царств и два надцарства и отнести тот или иной вид или более крупный таксон к определенному царству.

В настоящее время на Земле существует около 10 млн видов живых организмов. Для их упорядочения создают биологические системы. При построении систем используют принципы бинарной номенклатуры и иерархичности. Система организмов отражает результат эволюции жизни на Земле. Наибольшее признание в мире получила система, включающая пять царств живой природы: Бактерии, Проти-сты, Грибы, Растения и Животные.

1. Для чего ученые создают системы живой природы? 2. Какие основные принципы используют при построении систем живых организмов? 3. Какие основные таксономические единицы используют в систематике? Ответ поясните конкретными примерами. 4. Сколько надцарств и царств живых организмов выделяют в настоящее время? На основании каких признаков это делают? 5. Используя данные таблицы, отметьте, каковы общие признаки организмов всех царств, а по каким признакам организмы разных царств различаются?

Общая биология: Учебное пособие для 11-го класса 11-летней общеобразовательной школы, для базового и повышенного уровней. Н.Д. Лисов, Л.В. Камлюк, Н.А. Лемеза и др. Под ред. Н.Д. Лисова.- Мн.: Беларусь, 2002.- 279 с

Содержание учебника Общая биология: Учебное пособие для 11-го класса:

    Глава 1. Вид - единица существования живых организмов

  • § 2. Популяция - структурная единица вида. Характеристика популяции
  • Глава 2. Взаимоотношения видов, популяций с окружающей средой. Экосистемы

  • § 6. Экосистема. Связи организмов в экосистеме. Биогеоценоз, структура биогеоценоза
  • § 7. Движение вещества и энергии в экосистеме. Цепи и сети питания
  • § 9. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Продуктивность биоценозов
  • Глава 3. Формирование эволюционных взглядов

  • § 13. Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина
  • § 14. Общая характеристика эволюционной теории Ч. Дарвина
  • Глава 4. Современные представления об эволюции

  • § 18. Развитие эволюционной теории в последарвиновский период. Синтетическая теория эволюции
  • § 19. Популяция - элементарная единица эволюции. Предпосылки эволюции
  • Глава 5. Происхождение и развитие жизни на Земле

  • § 27. Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотезы происхождения жизни на Земле
  • § 32. Основные этапы эволюции растительного и животного мира
  • § 33. Многообразие современного органического мира. Принципы систематики
  • Глава 6. Происхождение и эволюция человека

  • § 35. Формирование представлений о происхождении человека. Место человека в зоологической системе