Физические упражнения средство повышения работоспособности. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность

В статье рассматриваются физиологические основы трудовой деятельности, даны определения тяжести работ, даны рекомендации по повышению работоспособности работников.

Физиология труда является частью общей физиологии человека. В задачи физиологии труда входит изучение физиологических процессов, то есть состояния и изменения жизненных функций организма человека в процессе его трудовой деятельности, и на основании этого разработка мероприятий, направленных на повышение работоспособности и общего жизненного тонуса, а также укрепления здоровья работающих.

Хорошо известно, что наличие достаточного количества физических упражнений имеет такой эффект, а также обучение перед сном. «Сон действует как нейро-энхансер, потому что он затвердевает, чему вы научились». Хорошая регламентация повседневной жизни с достаточным сном и физической подготовкой также способствует повышению производительности. Чай и кофе также стимулируют и могут улучшить вашу концентрацию.

Но, как и во многих медикаментах, это также вопрос о дозе: Если вы пьете по две-три чашки кофе утром, это может быть стимулирующим и положительным, но если вы выпиваете от двух до трех кувшинов, производительность и концентрация уменьшатся, вы станете беспокойными, получает учащенное сердцебиение и панические атаки. И исследования продолжаются. Наибольшее познавательное достижение обеспечивается ребенком, который хорошо отдохнул, достаточно тронут и с энтузиазмом воспринял эту проблему, и мы хотим понять эти механизмы, чтобы использовать их для больных, - говорит Кнехт.


Физиологические основы трудовой деятельности


Все виды работ, выполняемых человеком, совершенствуются при участии определенных групп мышц, которые, сокращаясь, производят ту или иную работу в физическом понимании этого слова. Для выполнения ее мышцы затрачивают соответствующее количество энергии, пополнение которой происходит за счет потребления питательных веществ, поступающих постоянно с кровотоком. Этим же кровотоком от работающих мышц уносятся отработанные вещества - продукты окисления. Основным источником энергии для работающих мышц является гликоген, а процесс горения заключается в его окислении, то есть соединение с кислородом, также поступающим в кровь. Этот сложный биохимический процесс происходит посредством ряда промежуточных реакций, при участии других веществ и под влиянием так называемых ферментов, играющих роль ускорителей реакций. Конечным продуктом биохимических процессов в работающей мышце является молочная кислота, которая окисляется и удаляется кровотоком.
В состоянии покоя для работы мышц и внутренних органов человек в среднем потребляет кислорода 200-250 см/мин. Это называется основным обменом. При выполнении какой-либо физической работы окислительные процессы в организме усиливаются за счет включения в работу дополнительных групп мышц, и, следовательно, увеличивается потребление кислорода. По потреблению кислорода в единицу времени можно судить о тяжести выполняемой физической работы. Физические работы условно принято делить на три группы по степени их тяжести. В основе такого деления лежит потребление кислорода как один из доступных для измерения и объективных показателей энергетических затрат. К числу легких относятся такие работы, при которых потребление кислорода не превышает 0,5 л/мин, то есть не более чем в 2-2,5 раза выше основного обмена (в полном покое). При работах средней тяжести потребление кислорода - от 0,5 до 1,0 л/мин, то есть в 2-4 раза выше основного обмена. Тяжелые работы требуют потребления кислорода выше 1,0 л/мин. Нередко эти показатели потребления кислорода пересчитывают в энерготраты, что соответственно равно: для легкой работы - до 150 ккал/ч, для средней - 150-250 ккал/ч, для тяжелой - более 250 ккал/ч.


К категории легких относятся, например, работы, связанные с ходьбой, но не требующие систематического физического напряжения или поднятия и переноски тяжестей (основные процессы швейного производства, точного приборостроения и машиностроения, полиграфической промышленности, работы контролеров, работников связи). К категории средней тяжести относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, переноской небольших тяжестей (до 10 кг) и выполняемые стоя (основные процессы в прядильно-ткацком производстве, в механосборочных цехах, в механизированных мартеновских, прокатных, литейных, кузнечных, термических цехах).
К категории тяжелых относятся работы, связанные с систематическим физическим напряжением, а также с постоянными передвижениями и переноской значительных (свыше 10 кг) тяжестей (цехи кузнечные с ручной ковкой, литейные с ручной набивкой и заливкой опок).
Для увеличения доставки кислорода и других питательных веществ, а также для удаления быстро накапливающейся молочной кислоты в работающих мышцах сердечно-сосудистая система увеличивает кровоток. Этот процесс идет в двух направлениях: учащения числа сердечных сокращений за единицу времени (пульса) и увеличения объема каждого сердечного сокращения.
В нормальных условиях сердце взрослого здорового человека проталкивает около 70 см 3 крови за каждое сокращение (ударный объем) и делает за 1 минуту 60-70 таких сокращений; при тяжелой работе количество крови, проталкиваемое сердцем за одно его сокращение, может увеличиться до 130-150 см 3 , а частота сокращений - до 150-170 ударов в минуту, а иногда и более.
Увеличение количества крови, проталкиваемой сердцем через всю сосудистую систему за единицу времени, вызывает повышение кровяного давления в этих сосудах. При тяжелых работах максимальное кровяное давление иногда повышается до 170-180 мм рт. ст., в то время как в норме у здорового человека средних лет оно равно 120-140 мм.
Несмотря на мобилизацию столь больших резервов сердечно - сосудистой системы, поддержание нормальной мышечной работы на должном уровне сколько-нибудь длительное время не может быть обеспечено, так как вскоре снижается насыщение крови кислородом и в мышцах ощущается его недостаток. Пополнение кислорода в подобных случаях осуществляется посредством учащения дыхания и увеличения его глубины. Так, в нормальном состоянии у взрослого человека бывает 16-20 дыханий в минуту, при этом через легкие проходит 6-8 л воздуха (легочная вентиляция). При тяжелых работах частота дыханий может увеличиться до 30-40 и более дыханий в минуту, а легочная вентиляция - до 40-60 л/мин. Вследствие усиленной работы мышц молочная кислота и другие продукты биохимических процессов постепенно накапливаются в крови и тем самым изменяют ее состав.
Так как процессы окисления в работающих мышцах сопровождаются дополнительной внутренней теплопродукцией, организм перегревается. Для поддержания постоянной температуры тела увеличивается теплоотдача во внешнюю среду главным образом путем усиления потовыделения. Испарение пота охлаждает поверхность тела. Усиленное потоотделение, в свою очередь, ведет к увеличению выделения влаги из организма, что при особо тяжелых и длительных работах может привести к нарушению его водного баланса. Для пополнения влагопотерь рабочие, выполняющие тяжелые физические работы, обычно выпивают большее количество жидкости, чем при легких работах (до 4-5 л за смену).
Таким образом, основными физиологическими реакциями организма на физическую работу являются учащение пульса и повышение кровяного давления, учащение дыхания и повышение легочной вентиляции, изменение состава крови, увеличение потоотделения. Степень изменения этих функций находится в зависимости от тяжести работы, ее продолжительности и интенсивности. Изменения постепенно нарастают, доходя до определенного уровня, при котором усиленная работа органов и систем как бы уравновешивается с потребностями организма. По прекращении работы наступает восстановительный период, когда измененные функции постепенно приходят к исходному состоянию, то есть к норме. Продолжительность восстановления различных функций неодинакова: некоторые из них (пульс, кровяное давление, частота дыхания, легочная вентиляция) восстанавливаются в первые 10 - 15 минут отдыха, другие (состав крови и др.) - в течение 45 - 50 минут и более. Некоторое запаздывание восстановления измененных функций по сравнению с окончанием работы объясняется тем, что во время мобилизации внутренних ресурсов для выполнения задания происходит обеднение кислородом и другими энергетическими продуктами неработающих тканей и органов, а также поглощение внутренних запасов самих мышечных клеток, которые за счет этих внутренних запасов некоторое время могут функционировать без потребления кислорода (так называемая анаэробная фаза работы мышцы). В мышечных клетках накапливается неокисленная молочная кислота. Для того чтобы пополнить все эти ресурсы и окислить оставшуюся молочную кислоту, организм даже по прекращении работы продолжает потреблять повышенное количество кислорода и заставляет более интенсивно трудиться соответствующие органы и системы.
В случаях, когда тяжелая или продолжительная работа предъявляет особо высокие требования к организму и мобилизация всех имеющихся у него ресурсов не обеспечивает доставку необходимого количества кислорода и других питательных веществ, наступает утомление мышцы. Этому способствует и накопление в клетке молочной кислоты, которая парализует мышцу вследствие прекращения действия ферментов. Весь сложный процесс биохимических реакций в мышечных клетках, мобилизации внутренних ресурсов для выполнения той или иной работы, восстановления измененных физиологических функций направляется и координируется центральной нервной системой, которая с помощью различных органов чувств - анализаторов воспринимает многообразные раздражители - сигналы, анализирует их и направляет необходимые импульсы в соответствующие органы и системы, которые и приводят последние в действие, адекватное полученным сигналам.
Весьма важна роль центральной нервной системы в подготовке соответствующих органов и систем и предварительной мобилизации ресурсов к предстоящему выполнению задания. Так, например, исследования газообмена у человека до начала смены и на протяжении всего рабочего времени показали, что увеличение потребления кислорода начинается уже тогда, когда рабочий только вошел в цех. Следовательно, рабочая обстановка воспринята центральной нервной системой и последней посланы импульсы, подготовившие соответствующие органы и системы к выполнению сменного задания.
Не менее важна роль центральной нервной системы в способности выполнять в течение длительного времени работу на определенном не снижающемся уровне, то есть в работоспособности человека. От того, насколько хорошо подготовлен организм, насколько полно и рационально мобилизуются внутренние энергетические ресурсы, зависит способность человека к труду той или иной тяжести и продолжительности. Исследования показывают, что работоспособность человека зависит от общей приспособленности физиологических функций к трудовой деятельности, от тренированности организма в целом и от упражнений в данном виде работ, от эмоционального состояния человека и от состояния внешней обстановки, то есть окружающей среды. Особого внимания заслуживают три последних фактора: тренированность, эмоциональное состояние и состояние внешней среды, то есть те, которые подвластны человеку, и он может на них влиять, изменять и развивать их. Одновременно с созданием благоприятных условий, с тренировкой организма создаются благоприятные условий для развития и общей приспособленности физиологических функций к выполнению физической работы. Следовательно, работоспособность - это не врожденное и неизмененное качество человека, а приобретенное в процессе труда, выработанное самим человеком.
Отдельные мышечные группы получают нагрузку не только при перемещении каких-либо тяжестей, но и в то время, когда человек удерживает на месте тяжести, или вес собственного тела, или отдельных его частей (туловища, рук, головы). Различают два вида работы: динамическую, связанную с перемещением, движением, и статическую, связанную с затратой мышечного напряжения без совершения каких-либо движений. И тот, и другой вид связан с потреблением энергии и энергетических ресурсов (кислорода), поэтому может привести к утомлению отдельных мышечных групп и организма в целом.
В этой связи необходимо остановиться на важности рабочей позы. В процессе трудовой деятельности нередко рабочий выполняет отдельные операции при вынужденном положении тела, при котором приходится удерживать на весу собственное туловище (особенно в согнутом положении), верхние или нижние конечности (в частности, когда они отведены в стороны, вперед или назад на большой угол, приближающийся к 90 о, голову, например, при производстве работ над головой. Затрачиваемая энергия при этом нередко составляет немалую часть общих энерготрат, поэтому вынужденное и тем более неудобное положение тела порой, даже в случае легкой работы, может привести к быстрому утомлению, так как статическое напряжение вследствие нагрузки на одни и те же группы мышц более утомительно. Причиной относительно быстрого утомления может быть нерациональный режим труда.

Потому что для людей, которые потеряли часть своей умственной способности через болезнь, нейроувеличение с помощью лекарств может быть очень полезным. У пациентов с деменцией, инсультом, головными и мозговыми травмами или у людей, страдающих от недостатка кислорода в мозгу после сердечного приступа, мы используем такие препараты. «В этих случаях преимущество оправдывает риск», - говорит Кнехт. Агенты, используемые для этой формы нейро-усиления, обычно являются предшественниками дофамина нейротрансмиттера. «Они увеличивают обучение и могут помочь восстановить утраченные функции мозга», - говорит Кнехт.


Мероприятия по повышению работоспособности


Знание физиологических основ трудовых процессов, условий, влияющих на работоспособность, и причин утомляемости позволяет научно обоснованно подойти к рационализации труда, разработке мероприятий по повышению работоспособности, профилактике утомления как отдельных мышечных групп, органов и систем, так и организма в целом, предупреждению профессиональных заболеваний, вызываемых напряженным трудом.
Основное место среди этих мероприятий по праву принадлежит механизации и автоматизации производственных процессов, направленных на освобождение рабочих от выполнения трудоемких и напряженных ручных операций. Необходимо иметь в виду, что механизировать следует не только тяжелые работы, но и работы средней тяжести и даже легкие, если они связаны с частыми и точными движениями, вызывающими быстрое утомление. Нельзя забывать также о так называемой малой механизации и вспомогательных устройствах для облегчения всевозможных вспомогательных работ, подвешивания или удержания на месте тяжестей или свободно перемещающихся предметов (устранение статического напряжения рабочих). Следует предусматривать механизацию не отдельных операций, а всего процесса, в противном случае совмещение ручного труда с машинным потребует работы в вынужденным темпе, задаваемом производительностью машины. При разработке мероприятий по механизации нужно добриваться, чтобы обслуживание машин, и особенно сложных агрегатов, не вызывало чрезмерного нервно-психического и умственного напряжения, а также частых однообразных движений.
Все перечисленные требования к механизации еще в большей степени относятся и к автоматизации производственных процессов. Пульты управления автоматическими линиями и процессами не должны перегружать оператора информацией. Целесообразно иметь различные виды сигналов, хорошо отличающийся друг от друга (сочетание различных световых, звуковых и других сигналов). Рычаги и другие приборы управления на пультах следует располагать с таким расчетом, чтобы манипуляции ими не вызывали неудобств для операторов (частых и резких движений, поворотов), Весьма важно предусмотреть хорошую сигнализацию о различных повреждениях автоматической линии, об изменениях в ее работе, отклонениях от установленного режима с указанием локализации и характера этих неполадок, что в значительной степени облегчит труд наладчиков автоматических линий.
Одной из форм механизации является конвейерное производство, которое получило широкое распространение в современной промышленности. Ввиду того, что трудовые операции на конвейере характеризуются ритмичным однообразием движении, при которых работоспособность на протяжении рабочего дня изменяется по описанной выше закономерности, целесообразно в соответствии с изменением работоспособности менять скорость движения конвейера. Для этой цели разработаны специальные вариаторы, которые меняют скорость движения конвейера по заданной программе.
При рациональной организации трудовых процессов следует предусматривать по возможности равномерное чередование разнообразных операций как по своему характеру, так и по тяжести или напряженности их, сохраняя при этом определенный ритм работы. Особенно важно соблюдать это правило при дробном разделении труда на поточных и конвейерных линиях, где каждый рабочий выполняет одни и те же подчас мелкие операции. В этих случаях целесообразно чередовать основные операции с вспомогательными или периодически менять операции между рабочими. Необходимо следить, чтобы имеющиеся в работе микропаузы равномерно распределялись на протяжении всей смены.
В отдельных случаях при планировании производства, и особенно при наращивании его производительности, труд рабочих уплотняется до такой степени, что микропаузы почти отсутствуют, что приводит к более быстрому утомлению рабочих и, следовательно, не способствует повышению их производительности труда. Увеличивать производительность труда следует лишь путем рационализации трудовых процессов, сокращения излишних непроизводительных движений, усовершенствования рабочего места, инструмента, оборудования и т. п., но не за счет его интенсификации. Надо стремиться сделать труд рабочих менее интенсивным, но производительным.
Несмотря на наличие микропауз, независимо от тяжести и напряженности труда, действующим законодательством о труде предусматриваются перерывы в работе (как правило, в середине рабочего дня), которые служат для приема пищи и отдыха. Последовательно сокращается продолжительность рабочего дня и рабочей недели, предоставляются оплачиваемые ежегодные отпуска. Однако при всем этом существуют виды работ и целые производства, где трудовые операции все же вызывают утомление даже за полсмены. В подобных случаях разрешается предусматривать дополнительные кратковременные перерывы, обеспечивающие нормальную работоспособность и предупреждающие утомление на протяжении всего рабочего дня. Такие дополнительные перерывы от 5 до 15 минут устраиваются при выполнении тяжелого умственного напряженного труда, при работах монотонного характера со значительным статическим напряжением и т. д. Время и продолжительность отдыха определяются характером труда, его тяжестью, напряженностью, включая и его интенсивность, наступлением утомленности и состоянием внешней производственной среды. В большинстве случаев в первой половине рабочего дня перерывы рекомендуется делать короче и реже, а во второй половине - чаще и более продолжительные. После периодических тяжелых и напряженных операций целесообразно сделать перерыв. При однотипной работе кратковременные паузы целесообразно делать не тогда, когда наступило утомление, а перед его наступлением.
Не менее важную роль играет целесообразное использование регламентированных перерывов, то есть их заполнение. После выполнения тяжелых работ стоя или при передвижении, в котором участвуют различные мышечные группы, отдых целесообразно проводить в спокойном сидячем положении; работающим сидя во время перерыва необходимо двигаться, ходить. При многих видах работ, и особенно связанных со статическим напряжением и однообразными монотонными движениями, а также при напряженном умственном труде целесообразно отдохнуть, активно двигаясь, с участием тех мышечных групп, которые бездействуют во время труда. Для этих целей разработан целый комплекс производственной гимнастики, который рекомендуется выполнять во время перерывов.

Положительный эффект у пациентов, безусловно, спорный. Является ли это предосудительным обманом или техничным подходом? Повышение физической работоспособности и устойчивости. Экономизация сердечно-сосудистой деятельности. Положительное влияние на процесс заболевания ишемической болезни сердца.

Многочисленные недавние исследования убедительно показали, что ишемическая болезнь сердца значительно снижает прогрессирование ишемической болезни сердца или даже отменяет атеросклеротические изменения в коронарных артериях. Вместе с улучшением физической работоспособности и экономией сердечно-сосудистой деятельности таким образом может быть достигнута значительная польза для здоровья.

Теги: Охрана труда, работник, физиологические основы трудовой деятельности, тяжесть работ, повышение работоспособности, микропаузы, кислород, механизация и автоматизация производственных процессов, пульс, кровяное давление, дыхание, потоотделение

Рассматривая физические упражнения как одно из основных средств оптимизации двигательной активности, следует признать, что на современном этапе реальная физическая активность населения не отвечает взросшим социальным запросам физкультурного движения и не гарантирует эффективного повышения физического состояния населения.

Таким образом, настоящие исследования показали, что риск повторного инфаркта миокарда или инсульта, а также риск опасных сердечных аритмий и риск смертности могут быть значительно уменьшены за счет регулярного участия в коронарной волне. В дополнение к этим последствиям для здоровья существует ряд так называемых психосоциальных эффектов, которые могут способствовать значительному улучшению качества жизни, а также дальнейшему течению заболевания. Например, лечебная физкультура, которая в основном осуществляется как часть так называемой группы сердечных спортов, приносит с собой ряд позитивных психосоциальных эффектов.

Системы специально организованных форм мышечной деятельности, предусматривающие повышение физического состояния до должного уровня (“кондиции”), получили название “кондиционных тренировок” “оздоровительных”.

Методы таких тренировок различаются по периодичности, мощности и объему.

Существуют три метода таких тренировок:

Благодаря опыту повышения устойчивости пациент получает новую уверенность в своих физических характеристиках. Группа помогает лечить проблемы психического здоровья, связанные с болезнью, и помогает предотвратить одиночество, особенно в случае инвалидности, связанной с болезнью.

Таким образом, можно сказать, что значительная польза для здоровья может быть достигнута путем регулярной лечебной терапии при ишемической болезни сердца. Что касается ситуации после сердечного приступа, есть впечатляющие результаты для так называемых амбулаторных спортивных групп. В учебных группах общая смертность была снижена на 20 процентов, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 22 процента и смертельный вторичный инфаркт на 25 процентов. Внезапная сердечная смерть была даже снижена на 37 процентов.

    Первый метод предусматривает преимущественное использование упражнений циклического характера (ходьба” бег, плавание, велосипед), проводимых непрерывно 30 и более минут.

    Второй метод предполагает применение упражнений скоростно-силового характера (бег в гору, спортигры, упражнения с сопротивлением, тренажеры), деятельность работы от 15 сек до 3 минут с числом повторений 3-5 раз с периодами отдыха.

    Лечение часто проводится в форме обучения эргометру. После этого лечебную терапию следует систематически продолжать как упражнение и спортивную терапию в рамках амбулаторной группы сердца, близкой к месту проживания. В практической реализации так называемого коронарного сфинктера необходимо учитывать, что на положительное влияние должны влиять не только сердечно-сосудистая система, но и вся двигательная система и психика.

    В дополнение к дозированным нагрузкам на выносливость используются различные формы гимнастики и игривые элементы. Спортивная деятельность, ориентированная на выносливость, в первую очередь направлена ​​на экономию сердечно-сосудистой деятельности и положительное влияние на факторы риска.

    Третий метод использует комплексный подход к применению физических упражнений, стимулирующих как аэробную, так и анаэробную производительность, совершенствующих двигательные качества.

5.Умственная работоспособность. Утомление и его профилактика.

Работоспособность человека определяется его стойкостью к различным видам утомления - физическому, умственному и др. и характеризуется продолжительностью качественного выполнения соответствующей работы. Умственная работоспособность студентов, например, определяется успешностью усвоения учебного материала. Умственная работоспособность в значительной мере зависит от состояния психофизиологических качеств студентов. К их числу следует отнести общую выносливость, в том числе и физическую, быстроту мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость.

В целенаправленной усиленной гимнастике необходимо специально обучать координацию, гибкость и силу. Нагрузка на выносливость дозируется и осуществляется контролируемым образом, при этом подходящие формы, в частности, являются быстрой ходьбой и бегом. Обе формы движения могут выполняться с небольшими техническими усилиями без особых требований к инфраструктуре.

Игривые элементы сосредоточены на мотивации пациентов, а также на благоприятных психосоциальных эффектах. Другим важным аспектом является демонстрация способов снижения психического стресса в повседневной жизни. Однако в игре следует избегать чрезмерных требований. Командные игры с зазором, а также волейбол, но и футбол и теннис доказали свою ценность здесь.

Важное значение для успешного профессионального обучения имеет состояние здоровья студентов, их стойкость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении его работоспособности в результате проведенной работы.

Ведущими причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем. Так, нарушается обмен веществ в периферическом нервно-мышечном аппарате, угнетается активность ферментативных систем, понижается возбудимость и проводимость сигналов, происходят биохимические и биофизические изменения рецептивных и сократительных элементов структуры мышц. В ЦНС наблюдается снижение возбудимости и ослабление возбуждения нервных центров из-за мощной проприоцептивной импульсации. В эндокринной системе наблюдается либо гиперфункция при эмоциональном напряжении, либо гиперфункция при длительной и истощающей мышечной работе.

Организационно, программа лечебной физкультуры в идеале должна предлагаться три раза в неделю, так как это обеспечит оптимальный тренировочный эффект. Но одно-двухкратное предложение имеет важное значение для здоровья, но должно быть дополнено самодеятельностью пациентов.

Другая причина заключается в отсутствии согласия семейного врача. Это отвечает за терапию пациента и поэтому должно быть включено в решение для терапии движения в принципе. В принципе, медицинские аспекты должны обсуждаться заранее с лечащим врачом. Вы ищете эффективные способы увеличить свою концентрацию и производительность? Затем вы должны обеспечить достаточное количество глюкозы, потому что наш мозг полагается на регулярный запас глюкозы.

Нарушения в вегетативных системах дыхания и кровообращения связаны с ослаблением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания. Ухудшается кислородно-транспортная функция крови.

Таким образом, утомление является сложнейшим физиологическим процессом, начинающимся в высших отделах нервной системы и распространяющимся на другие системы организма.

Повысить концентрацию и эффективность с помощью глюкозы

С глюкозой не подразумеваются простые сахара в виде сладостей.

Сахар слишком быстро используется

Сахар входит в организм в концентрированной форме, заставляя поджелудочную железу подавать соответственно большое количество инсулина. Как только уровень сахара в крови повышается, он также снова падает, потому что инсулин очищает сахар с той же скоростью. Результатом является быстрое снижение краткосрочной энергии и заканчивается усталостью и отсутствием концентрации.

Теперь мозг снова предлагает человеку: мне нужна еда! Заинтересованное лицо автоматически достигает еще одной конфеты, и порочный круг начинается снова. Чтобы уровень сахара в крови оставался стабильным, а также концентрация и эффективность, важно избегать чистого сахара в любой форме. Вместо этого возьмите фрукты или другие натуральные закуски. Фруктоза, содержащаяся в ней, выпускается только медленно в кровоток и, таким образом, позволяет избежать таких скачков сахара в крови.

Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость - сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.

О значении знания степени утомления при различных видах умственного труда можно судить из того, что в стране каждый четвертый трудящийся занят умственным трудом. Существует множество видов умственного труда. Отличаются они организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью нервно-эмоционального напряжения.

Мята перечной не только улучшает дыхание, но и освежает мозг. Запах перечной мяты уменьшает усталость. Чай мяты перечной также эффективен. Холестерин необходим для оптимальной функции мозга. Он улучшает функцию мозга в областях зрительной координации, памяти, внимания и концентрации. Заполните свой ежедневный рацион высококачественными жирами и маслами. Они также помогают улучшить концентрацию и внимание. Однако, предостережение дается рыбий жир: они часто сильно загрязнены тяжелым металлом. Омега-3 жиры, которые так важны для мозга, могут поставляться в чистом виде с использованием соответственно высококачественных биомасел. Жирные кислоты из орехов и авокадо также являются высококачественными и поддерживают мозг в его многообразных задачах. Также хорошая питьевая вода может привести к усилению энергии. Исследование показало, что даже снижение уровня жидкости в организме на 2% способствует уменьшению кратковременной памяти и концентрации. Яркий утренний свет также может привести к тому, что уровень энергии будет оставаться на хорошем уровне в течение дня. Свет стимулирует нейротрансмиттеры в головном мозге, и это приводит к улучшению настроения и повышению производительности. Спорт также повышает производительность - при условии, что он не преувеличен. Было показано, что короткая, но регулярная, легкая тренировка улучшает физическую и умственную работоспособность.

  • Имейте завтрак с высоким содержанием клетчатки, например.
  • Рис, просо, капуста или овсянка с овощной молочной овсяной мукой.
  • Это обеспечивает медленное высвобождение глюкозы в кровь.
  • Бананы содержат много калия.
  • Калий необходим организмом для преобразования сахара в кровь в энергию.
Почти 75% детей старше 60 лет вынуждены бороться с тем, что у них уже не хватает дыхания во время легкого физического напряжения, и они быстро истощаются.

Представители умственного труда объединены в отдельные группы. Таких групп семь:

    Инженеры, экономисты, бухгалтеры, работники канцелярий и др. Работу они выполняют в основном по заранее разработанному алгоритму. Работа протекает в благоприятных условиях, небольшое нервно-эмоциональное напряжение;

    Руководители учреждений и предприятий больших и малых коллективов, преподаватели средней и высшей школы. Для них характерны нерегулярность нагрузки, необходимость принимать нестандартные решения.

    В основном снижение физической подготовки принимается как неизбежное изменение, связанное с возрастом, но на самом деле это, как правило, снижение эффективности сердца, как и кардиолог д-р мед. По словам доктора медицины, будь то физическая или надлежащая стоматологическая помощь.

    Сбалансированная диета с низким содержанием соли

    Сбалансированная диета с большим количеством фруктов, овощей, небольшого и постного мяса, регулярных рыб, орехов и бобовых и растительных масел защищает сердце. В отличие от готовой продукции: много соли, содержащейся в них, сосуды напрягаются и кровяное давление в воздухе - оба обременяют сердце. Приготовьте себе и используйте соль как можно более экономно. Соленые продукты разворачивают свой вкус в нужное время и обычно более интенсивно.

    Научные работники, конструкторы, творческие работники, писатели, артисты. Их работе свойственно создание новых алгоритмов, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

    Группа лиц, работающих с машинами, оборудованием. Так называемый операторский труд. Высокая концентрация внимания, мгновенная реакция на сигналы. Разная степень умственного и нервно-эмоционального напряжения.

    Обратите внимание на свой вес и достаточную нагрузку

    Однако вес тела не является критическим, тем более важным является образ жизни: активный образ жизни с регулярными упражнениями в повседневной жизни помогает сохранить здоровье сердца. Если вы перемещаетесь три-четыре раза в неделю в течение 30-60 минут, вы не только будете делать что-то хорошее для своего персонажа, но и для своего сердца.

    Регулярно и тщательно чистите зубы

    Хроническая пневмония способствует развитию сосудистых кальцификаций и увеличивает риск сердечных заболеваний. Поэтому регулярная стоматологическая помощь, а также тщательная гигиена полости рта также важны для работы сердца. В частности, диабетикам следует обратить внимание на их гигиену полости рта, поскольку при повышенном уровне сахара в крови бактерии задерживаются дольше в организме и поэтому могут вызвать более быстрое воспаление.

    Наборщики, контролеры, сборщики и др. Им свойственно высокое нервно-эмоциональное напряжение и локальное мышечное напряжение.

    Медицинские работники. Их труд связан с большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением, особенно у хирургов и сотрудников скорой помощи.

    В эту группу объединены студенты и учащиеся различных учебных заведений. Их труд требует памяти, внимания, мыслительных процессов, т.к. они постоянно воспринимают новую и в большом количестве информацию. Им присуще - ограничение двигательной активности, большое напряжение высших отделов ЦНС, психическое и эмоциональное напряжение.

Невнимательное отношение к чувству усталости, которое заложено в особенностях умственного труда, приводит к переутомлению, к перенапряжению.

Переутомление - это крайняя степень утомления находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон неправильны режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении. При умелом перераспределении умственного и физического труда можно добиться высокой производительности труда и сохранить на долгие годы работоспособность.

Цикличность возбуждения и торможения в корковой деятельности мозга - “корковая мозаика” - причина неутомимости многих жизненно важных органов в организме. Ритм жизнедеятельности организма - основа мероприятий для борьбы с переутомлением. Необходимо понижать возбудимость корковых нервных клеток, повышать их чувствительность к раздражителям. Этим целям служат восстановительные мероприятия, о которых речь пойдет ниже.

При длительном умственном (интеллектуальном) труде, как и при неправильно поставленном учебно-тренировочном процессе, при нагрузках превышающих возможности организма может возникнуть ряд состояний, таких как: - перенапряжение и перетренированность.

Перенапряжение- это не только физиологическое. психологическое и биохимическое, но и социальное явление. Перенапряжение центральной нервной системы, вызывающее упадок сил, может привести к возникновению психических нарушений, к поражению внутренних органов. Иногда перенапряжение проходит быстро и бесследно, когда достижение цели принесло удовлетворение. В случаях, когда цель не достигнута, может наступить длительное психическое расстройство, прежде всего бессонница, которая может сопровождаться навязчивыми мыслями. В результате бессонницы и повышенного эмоционального возбуждения у человека появляются неадекватные реакции на действие окружающих, ухудшается физическое состояние.

Перетренированность - это состояние, при котором в качестве ведущего признака выступает перенапряжение ИНС. т.е. невроз. Спортсмен становится раздражительным, обидчивым, у него нарушается сон. ухудшается аппетит. Он худеет. Ухудшается координация движений, изменяется сердечный ритм, повышается кровяное давление.

На стандартные нагрузки организм перетренированного спортсмена отвечает большей, чем прежде реакцией:

    растет частота пульса;

    нарастает кровяное артериальное давление;

    ухудшается легочная вентиляция, возрастает кислородный долг.

При тяжелой степени перетренированности занятия спортом немедленно прекращаются на 2-3 недели. Причиной перетренированности являются не только чрезмерные, но и частые однообразные тренировки, а также нарушения тренировочного режима.

Использование чрезмерных физических и психических нагрузок, несоблюдение режима дня и питания могут приводить к различным заболеваниям. Во многом патологические нарушения возникают в результате снижения иммунобиологической активности. В состоянии высокой спортивной форме спортсмен чаще простуживается, легче заболевает гриппом, ангинами и т.п. Очевидно, высокая тренированность, связанная с использованием больших нагрузок, и психическое напряжение перед ответственными соревнованиями, снижают иммунобиологическую реактивность, что ведет к снижению сопротивляемости организма к внешним воздействиям.

Подобные расстройства снижают работоспособность, а это вызывает чувство недовольства собой, что еще больше усиливает эмоциональное напряжение, что приводит к нарушениям функций сердечно-сосудистой системы - гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, атеросклерозу.

Творческий умственный труд протекает на фоне положительных эмоций. Исполнительный умственный труд. которым заняты диспетчеры, операторы, чаще всего сопровождается отрицательными эмоциями (причина -аварийные ситуации, разлад в работе и др.).

При отрицательных эмоциях в крови увеличивается количество адреналина, за счет увеличения ацетилхолина, принимающего участие в передаче нервного напряжения в центральной нервной системе, что приводит к сужению сосудов, питающих сердце. При частых отрицательных эмоциях поражается, прежде всего, сердце.

Под влиянием адреналина учащается ритм работы сердца, что связано с большим расходом энергии, при этом доставка к сердцу питательных веществ и кислорода ограничивается.

Отметим, что при любой умственной работе какой бы сложной она не была, не происходит повышения уровня сахара в крови, но зато уменьшается количество лейкоцитов в крови.

Одной из наиболее неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. В условиях ограниченной двигательной активности изменение сердечной деятельности, возникающие под влиянием интеллектуального напряженного труда, сохраняются дольше, чем в условиях нормальной двигательной активности

Напряженная умственная работа (как показывают исследования) сопровождается непроизвольным сокращением и напряжением скелетных мышц. не имеющих прямого отношения к выполнению умственной работе.

Одновременно с повышением активности скелетных мышц отмечается у большинства людей повышение активности внутренних органов - усиливается дыхание и сердечная деятельность, повышается артериальное давление. затормаживаются функции пищеварительных органов.

Больше всего при умственной работе изменяются психические функции человека - внимание и память. Уставший человек плохо концентрирует внимание. Длительное выполнение учебной нагрузки усиливает утомление и может вызвать ряд неблагоприятных сдвигов в организме.

Многочисленные исследования показывают, что физическая культура и спорт могут оказывать исключительно эффективное влияние на факторы работоспособности и противодействовать преждевременному наступлению утомления. Для повышения работоспособности в течение учебного дня целесообразно использовать так называемые формы физического воспитания - физкультурные паузы - т.е. выполнения физических упражнений в перерывах между занятиями.

Современному человеку трудно успевать за требованиями, предъявляемыми научно-техническим прогрессом, справится с потоком информации даже в узкой области своей профессиональной деятельности, что в значительной степени относится и к студентам высших учебных заведений. Для большинства из них работа по специальности связана со значительным снижением физической нагрузки и возрастанием нервно-эмоционального напряжения (точность, быстрота, внимание). Сочетание растренированности организма и роста нервно-эмоционального напряжения в условиях интенсификации производства приводит к преждевременной утомляемости в производственной деятельности, к ранней потере трудоспособности.

Чтобы избежать этого, необходимо постоянно работать над собой, изучать особенности своего организма, научиться пользоваться своими скрытыми до времени способностями, вести здоровый образ жизни систематически пользоваться средствами физической культуры.

Внешние признаки утомления.

УТОМЛЕНИЕ

Наблюдения

незначительное

значительное

При физическом труде

Окраска кожи

незначительное покраснение

значительное покраснение

Резкое покраснение, бледность, синюшность

Потливость

незначительная влажность на лбу и щеках

значительная (выше пояса)

Особо резкая, выступление солей

учащенное

(30 дых. в мин)

учащенное. Периодические дыхание через рот

Значительно учащенное, поверхностное одышка, глубокие вдохи

Движения

уверенные и точные

неуверенные, нарушения ритма

Замедлены, дрожание конечностей

Внимание

безошибочное выполнение указаний и правил

ошибки в работе. Отклонение от правил

Замедленная реакция, отсутствие интереса, неточность, апатия

Самочувствие

отсутствие жалоб

жалобы на усталость

Жалобы на головную боль, слабость

При умственном труде

Внимание

Резкие отвлечения

рассеянное, частое отвлечение

Ослабленная реакция

непостоянная, потягивание ног и туловища

частая смена поз повороты головы

Стремление положить голову на стол

Движение

неуверенные, замедленные

Суетливое движение рук и пальцев, почерк изменяется

Интерес к новому материалу

живой интерес, много вопросов

слабый интерес, много вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

Невысокая эффективность учебной деятельности студентов связана с тем, что занятия проходят при ограничении привычной для человека двигательной активности. Обнаружено, что после 6-ти часов учебных занятий у студентов наблюдается снижение уровня физических качеств, что отрицательно оказывается на их работоспособности.

В течение трудового дня, раньше или позже, начинает развиваться утомление, которое ограничивает эффективность и продолжительность работы.