Митрополит климент. Митрополит Климент: биография и фото

Дата рождения: 7 августа 1949 г. Страна: Россия Биография:

Родился 7 августа 1949 г. в п. Удельная Раменского района Московской обл. в семье рабочего. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум.

В 1970 г. поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С октября 1970 г. по ноябрь 1972 г. служил в рядах Советской Армии. Затем продолжил обучение в семинарии.

В 1974 г. окончил семинарию и поступил в .

С 1977 г. принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» и экуменическом Совете молодежи Европы (ЭСМЕ).

В 1978 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, и оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения.

7 декабря 1978 г. инспектором МДА архимандритом Александром пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь сщмч. Климента, епископа Римского.

7 апреля 1979 г. рукоположен во иеромонаха. В том же году назначен преподавателем Общей церковной истории в МДС.

В 1981-1982 гг. исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС. В 1981 г. избран членом исполкома ЭСМЕ.

8 августа 1982 г. в Свято-Духовском соборе г. Минска хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, и назначен управляющим и временно . Хиротонию совершили: , епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий.

23 марта 1987 г. освобожден от управления Патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим Патриаршими приходами в США.

С 20 июля 1990 г. — архиепископ Калужский и Боровский и одновременно первый заместитель председателя .

В 1993-1996 гг. — член Общественной палаты при Президенте РФ.

В 1997-2000 гг. представлял Русскую Православную Церковь в межправославной комиссии по подготовке общеправославного празднования 2000-летия Рождества Христова; возглавлял секретариат по подготовке и проведению.

26 декабря 2003 г. назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

С октября 2005 г. — член Общественной палаты РФ.

C января 2006 г. — председатель Комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной палаты РФ.

Председатель оргкомитета Международных образовательных Рождественских чтений.

Возглавлял оргкомитет по подготовке и проведению Церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (октябрь 2004 г.), I фестиваля православных СМИ «Вера и слово» (ноябрь 2004 г.), празднования 625-летия Куликовской битвы (май-ноябрь 2005 г.).

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. () освобожден от обязанностей управляющего делами Московской Патриархии и назначен председателем Русской Православной Церкви.

С октября 2013 г. по май 2014 г. временно управлял .

16 сентября 2014 г. в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ диссертацию на тему «Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII-XIX вв. (по материалам Аляски)» на соискание ученой степени доктора исторических наук.

Образование:

1974 г. — Московская духовная семинария.

1978 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Издательский Совет Русской Православной Церкви (Председатель) Место работы: Калужская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Калужская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:
  • Духовный облик и поведение пастыря (кандидатская диссертация).
  • Архиепископ Калужский и Боровский Климент. В стране святых воспоминаний. Издательство Калужской духовной семинарии. 2004.
  • Речь при наречении во епископа Серпуховского. // ЖМП. 1982. № 10. С. 6; Братья Киреевские — путь христианского становления. // Иван и Петр Киреевские в русской культуре. Издательство Гриф. Калуга. 2001. С. 5-10.
  • Миссионерское служение Русской Православной Церкви на Аляске. // Богословско-исторический сборник. Издательство Калужской духовной семинарии. № 1. 2003. С. 35-78.
  • Святитель Иннокентий и рассвет православной миссии на Аляске. // Богословско-исторический сборник. Издательство Калужской духовной семинарии. № 2. 2004. С. 35-126.
  • Православная семья в становлении Российского государства. // Седьмые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск. 2004. С. 5-9.
  • Мировоззрение и образ жизни современной молодежи. // Шестые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск. 2004. С. 9-19.
  • Задачи православных СМИ и нравственная ответственность журналиста. // Материалы Первого международного фестиваля православных СМИ 16-18 ноября 2004 г. Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва. 2005. С. 37-49.
  • Благополучие общества состоит в твердости веры, в духовном, нравственном росте. // Духовно-нравственные основы демографического развития России (материалы церковно-общественного форума) 18-19 октября 2004 г. Москва. 2005. С. 11-18.
  • . 2009. Монография.
  • Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII-XIX вв. (по материалам Аляски) (докторская диссертация).

Многочисленные публикации в центральной и местной печати — как церковной, так и светской.

Награды:

Церковные:

  • 1986 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 1989 г. — орден прп. Германа Аляскинского (Православная Церковь в Америке);
  • 1996 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 1997 г. — орден Святогробского братства I ст. (Иерусалимская Православная Церковь);
  • 1998 г. — орден св. Климента Охридского I ст. (Болгарская Православная Церковь);
  • 1999 г. — орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • 2000 г. — орден ап. Марка I ст. (Александрийская Православная Церковь);
  • 2000 г. — орден мч. Трифона II ст.;
  • 2004 г. — орден св. равноап. кн. Владимира II ст.;
  • 2007 г. — орден прп. Серафима Саровского II ст.;
  • 2009 г. —

Широкую известность в светском мире митрополит Калужский и Боровский Климент получил в 1993 г, когда стал членом общественной палаты при Ельцине. Черный клобук с крестом среди дикой зарождающейся демократии воспринимался неоднозначно. Кто-то кричал о разделении церкви и государства, другие считали, что священники предали веру, ударившись в политику.

Второй раз на уста российской публики он попал в 2008, после кончины патриарха Всея Руси Алексия II. Споры о том, кто займет «свято место», Кирилл или Климент, шли до Архиерейского собора. Третий кандидат свою кандидатуру снял. Два святейшества рассматривались в СМИ как противостояние различных концепций, борьба амбиций. Святой отец Климент проиграл (508/169 голосов).

Детство

Митрополит Калужский и Боровской Климент, биография которого была необычной для того времени, в миру носил имя Герман. Родился Герман Капалин 07.08.1949 г. в Раменском районе Московской области в многодетной рабочей семье. Советский Союз восстанавливался после Второй мировой войны, строил развитой социализм, считая религию опиумом народа. В то время даже октябрята считались строителями коммунизма. Мальчик ни в одной детской организации не состоял: ни октябрятской звездочки, ни пионерского галстука, ни комсомольского билета у него не было. Это создавало определенные трудности, но он никогда об этом не распространялся.

Православие пришло с молоком матери, это не красивый оборот, а факт. В одном интервью митрополит Боровский Климент рассказывал, что научился молиться в школьные годы, когда мама перенесла два инфаркта за три года. Когда врачи опустили руки, четыре сына умирающей женщины читали акафисты и просили Бога об исцелении. Он уверен, что молитвы мамы, ее сыновей и монахов Троице-Сергиевой Лавры не позволили осиротить детей.

Отец мальчика прошел всю Великую Отечественную с иконой в нагрудном кармане. Мать шестилетнего мальчика вложила в голову - от Бога не отрекайся ни при каких обстоятельствах. В дни приема в пионеры дети не ходили в школу. Уверенность в том, что пропущенные уроки можно выучить самостоятельно, а пропустить молитву невозможно, устроила его жизнь иначе, чем у обычных советских детей.

Юность

Троице-Сергиева Лавра, куда Капалины всей семьей ездили довольно часто, определила судьбу - все четыре брата стали священниками. Схимонахиней впоследствии стала и мать Германа. Страницы биографии можно прочитать в написанной им книге «Возрастание в вере». Через всю жизнь он пронесет твердость и непоколебимую веру в Бога, считая советский период жизни для народа, лишенного истины, путем в неведение.

Есть несколько моментов, о которых митрополит вспоминает неохотно. Одно - машиностроительный техникум, который он окончил сразу после школы. Осознав ошибку, в 21 год будущий священник поступил в Московскую семинарию, сразу во второй класс. Но через месяц его призвали в армию. В каких войсках он служил, чем занимался - тоже не афишируется. В любом случае, шесть лет мирской «обязаловки» не самые лучшие его воспоминания о молодости. В остальном митрополит Климент биографию свою не скрывал, не переписывал, не подрисовывал.

Первые шаги в духовенстве

Отслужив в армии, Капалин вернулся в семинарию. С 1974 г. учился в Московской духовной академии. Активно участвовал в деятельности молодежной организации «Синдесмос», ЭСМЕ. Завершил академическое образование в статусе кандидата богословия. Трудовой путь на ниве христианства начался здесь же с должности преподавателя.

Старец Серафим Саровский сказал, что главная цель верующего христианина - стяжание Духа Святаго. К Богу люди идут разными путями, общий для всех - молитва и покаяние, благочестивые дела и милосердие. Тем, кто может подняться по этой лестнице выше, в мирском понимании будет сложней (физически), но это приблизит к Богу. Этот путь выбрал Герман: 7 декабря 1978 он принял постриг в Троице-Сергиевой Лавре, наречен именем Климент. Милосердие и стойкость римского епископа становятся примером для его собственной жизни.

Через две недели после пострига инок рукополагается в иеродиаконы. Через четыре месяца становится иеромонахом. Менее полугода прошло с того момента, как первая ступень была пройдена.

Священство

Первая забота монаха-священника - преподавание общей церковной истории в семинарии. Два с половиной года научает он семинаристов. Вот отзыв о Клименте-преподавателе диакона Артема Мартынова:

Владыка - замечательный человек. Строгий аскет, заботливый отец для семинаристов, молитвенник. Доктор педагогических наук, серьезный богослов.

Осенью 1981 г. его возводят в сан игумена. Приняв во внимание недюжинные коммуникативные и литературные способности священника, его отправляют трудиться в исполком ЭСМЕ.

В июле 1982 г. Климент возведен в высший монашеский чин второй степени, он стал архимандритом. Он облачился в черную монашескую мантию с красными скрижалями и митру. Его Высокопреподобие, так положено обращаться к архимандриту, назначается управлять приходами в Канаде и США. Перед этим он прошел посвящение, разрешающее совершать обряды и таинства, читать публичные проповеди.

Через пять лет в Канаду направляют другого настоятеля, архимандрит управляет православными приходами в Америке, занимается научной работой. Семь лет священник был обладателем советского дипломатического паспорта. Весной 1989 г. патриарх Пимен возвел Климента в сан архиепископа. Пройдена вторая степень.

Епископат

На родину священнослужитель вернулся в июле 1990, когда в СССР вовсю гремела перестройка. Став архиепископом Калужским и Боровским, он являлся первым замом руководителя отдела внешних связей. Но, заняв публичную должность, редко являлся публике, предпочитая прямые контакты с конкретными людьми по каждому решаемому вопросу.

Перестройка разрешила населению не скрывать свои религиозные убеждения. Но это был непростой период, ибо десятилетиями религия в стране была под запретом, имущество экспроприировано, уровень святости критично низок. Здесь и проявились отличные организаторские способности служителя.

Четыре года при Ельцине он трудился в Общественной палате. В конце 2003 г. священник назначается управделами Московской Патриархии.

Еще более важное назначение - полноправный участник Священного Синода. Между Архиерейскими соборами он в мирском понимании является советом министров, решая насущные вопросы жизни. В последние зимние дни 2004-го архиепископ становится митрополитом Климентом.

Должности и регалии

Митрополит Калужский Климент продолжает налаживать связи со светским миром:

  • 2005-й - представитель Общественной палаты при В. Путине;
  • 2009-й - руководитель Издательского Совета РПЦ;
  • 2011-й - участник высшего Церковного Совета.

С 2013-го его епархия стала митрополией, которой он успешно руководит, совмещая с должностью ректора Калужской духовной семинарии. За время служения святой отец Климент много раз поощрялся и награждался. Вряд ли можно увидеть все награды на облачении, монахам не пристало гордиться своими заслугами. Но в биографии все они указываются. Двадцать церковных наград, среди которых ордена преподобных Сергия Радонежского, Германа Аляскинского (США), Алексия Московского II, Святогробовского братства (Иерусалим).

Имеет светские награды, знак благодарности за объединение усилий государства и церкви в деле сохранения традиций, возрождения духовности. Здесь ордена Почета, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Медали, национальные премии, грамоты - все это результат деяний святого отца. В его копилке есть особо дорогие награды - отзывы верующих христиан о служении митрополита Климента Калужского и Боровского. Отзывы есть и от мирян неверующих, это особо дорогие награды: «Общественное признание», «Поборнику справедливости», «Человек года».

Публикации

Доктором исторических наук митрополит Климент стал в 2014 году, защитив диссертацию о русской христианской Аляске. До этого и после им написано около 200 книг, статей, материалов. Есть среди них книга, в которой собраны наиболее значимые цитаты из всех его трудов - «Слово и вера». Назидания, советы, помощь в воспитании - мудрость святого отца в одной книге.

Достижения

За время правления митрополита Климента в епархии в несколько раз стало больше храмов, добавилось два духовных учебных заведения, семь монастырей, центры и миссии. Появились свои газеты, журналы, интернет-сайт.

Особое внимание в своей деятельности митрополит всегда уделял молодежи, молодой семье, их нравственности. С его подачи в школах появились основы православной культуры, капелланы в армии. Он активно продвигает идею запрета абортов, узаконил «церковные поправки» в российских кодексах.

Да, когда патриархом всея Руси был избран Кирилл, Клемента убрали из ближайшего патриаршего окружения, но задвинуть так и не получилось, слишком весомая фигура митрополит Калужский и Боровский Климент. Это доказывают и отзывы всех людей, которые с ним знакомы или хотя бы раз были на его службе.

Мы вступаем в Великий пост. Накануне этого важного периода Церковь напоминает, что преступлением заповеди в раю человек лишил себя благодатного единства с Богом. Пост же дан нам, чтобы, совершая его с верой, мы обрели благодать Господню.

Закон благодатной веры Христовой особый, и «законом» он назван условно. Известные до него закон совести и Моисеево законодательство говорят людям, как жить, чтобы спастись, не утратить связь с Богом. Закон благодати возводит человека на невообразимые высоты духовного совершенства единого бытия с Творцом и Спасителем мира.

В отличие от закона совести, который дан всем людям без исключения, закон благодати даруется только христианам. Духовное совершенство, по определению преподобного Иустина (Поповича), состоит в полноте евангельских добродетелей. А этого человеку своими силами достичь «невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 20, 27). Путь к уподоблению Богу по благодати, богосыновству, обожению открыт Богочеловеком Христом и обретается только в Нем.

Достичь евангельского совершенства способны далеко не все христиане, а лишь те из них, кто более всего земного возлюбил Христа и принес Ему в дар всю свою жизнь. Они посвятили себя исполнению Его воли, совершенному очищению от страстей, пребыванию в молитве, покаянии и богомыслии ради познания Бога и соединения с Ним в единую жизнь. Таковы преподобные Антоний Великий, Мария Египетская, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Нил Сорский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, святители Феофан (Затворник), Игнатий (Брянчанинов) и другие святые отцы и жены, которые стяжали евангельское совершенство на монашеском пути.

Для спасения достаточно поступать по совести, выполнять заповеди, и это возможно всем, живущим в миру. А если человек желает большего, то он оставляет мирскую жизнь с ее трудами, житейскими радостями и огорчениями, чтобы, не отвлекаясь на земные заботы, идти за возлюбленным Христом и достигать полноты единства с Ним. Преподобный Иустин (Попович) подчеркивает, что первый подвиг, открывающий путь духовного совершенства, — это нищета ради Христа, которая «доказывает, что тебе Христос Господь стал всем и вся во всех мирах».

Разницу между спасением и духовным совершенством святитель Игнатий (Брянчанинов) объяснял, приводя беседу Спасителя с богатым юношей (см. Мф. 19, 16—21). В ответ на первый вопрос: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?», Христос указывает на известные заповеди Моисея. Когда же юноша признается в соблюдении всех норм Декалога и спрашивает: «Чего еще недостает мне?», Господь говорит, что, если он хочет не просто спасения, но совершенства, то ему надо продать имение и раздать нищим, а затем стать последователем Христа. Юношу опечалил этот совет, ведь он не смог ему последовать, будучи привязанным к своему богатству. На этом основании святитель Игнатий заключает, что «спасение необходимо для всех», а «снискание совершенства предоставлено произволяющим».

По евангельскому учению, путь к духовному совершенству требует отречения не только от материальных благ, но даже от своей души со всеми ее дарованиями (см. Ин. 12, 25—26). В этом суть монашества — умереть не только для мира, но и для себя самого, всецело предать себя в руки Богу, уподобиться железу в руках искусного кузнеца. Через подвиг полного самоотречения подвижник приобретает Христа, и в Нем, как пишет преподобный Иустин (Попович), получает все: «и землю и небо, и бессмертие и вечность, и Истину и Правду, и Любовь и Мудрость», то есть блага неизмеримо высшие, чем все земные сокровища и самые выдающиеся способности человеческой личности.

Владимир Алексеевич Троицкий, будучи одаренным церковным писателем, написал немало ярких богословских сочинений. Всем сердцем он желал посвятить Богу свою жизнь, но не решался стать на иноческий путь из-за опасений, что после пострига ему придется исполнять послушания, далекие от его любимого дела. Этот страх мучил его до тех пор, пока однажды Владимир не осознал, что свои богословские занятия он, по сути, любит более Самого Христа. После этого он без колебаний принял монашество, чтобы служить Богу на том поприще, которое Он Сам ему укажет.

Став иноком Иларионом, он действительно исполнял послушания, забиравшие все его силы и время и не оставлявшие возможности писать. Но затем Господь дал ему еще более плодотворно потрудиться и устным словом, и пером в защиту Церкви, которая переживала тяжелые годы гонений. Став «правой рукой» святителя Тихона (Белавина), архимандрит Иларион много проповедовал, вел богословские диспуты с обновленцами, убедительно опровергая всю их аргументацию. Каждое его слово было веско, налито мудростью, как спелое зерно. Оно ценилось верующим народом, ему верили. Пройдя тернистым путем евангельского крестоношения, до своей кончины святой Иларион (Троицкий) следовал за Христом и стяжал мученический венец.

Господь всех призывает к совершенству (см. Мф. 5, 48). Но затем говорит, что добровольно стать скопцами ради Небесного Царства способны не все, но кому дано (см. Мф. 19, 12). Следовательно, к евангельскому совершенству призываются все люди без исключения, однако достичь его в земной жизни могут лишь немногие. Большинство людей не в состоянии бросить все и отказаться от себя, чтобы пойти за Христом.

По образному сравнению святителя Игнатия (Брянчанинова), мирянин похож на полевой цветок, который по красоте уступает тепличным цветам, но более устойчив к непогоде и ветрам искушений. А монах подобен цветку оранжерейному: он достигает необычайной красоты, но требует тепличных условий. Малейшее нарушение климата может погубить его. Достичь евангельского совершенства в полной мере можно только при довольно жестких условиях. Эти условия — монастырский устав с продолжительными службами, общими послушаниями, скромной трапезой, минимизация контактов с похотями мира (см. 1 Ин. 2, 16), уединение в келье (см. Мф. 6, 4), непрестанная и неразвлекаемая молитва, срастворенная покаянием.

Господь не закрывает двери спасения и для тех христиан, которые не могут вместить полноту евангельского совершенства. Он применяется к нашим силам и возможностям. Но мы должны свидетельствовать о своей вере и о желании наследовать спасение исполнением заповедей. Начать можно с немногого, но важно хранить постоянство. Не все способны идти путем постоянного самоограничения, но никому нельзя жить по принципу вседозволенности. Впоследствии придется слишком дорого расплачиваться за такую жизнь. Не все могут читать обширное молитвенное правило, но все должны помнить, что мы ходим перед Богом, и обращаться к Нему в молитве не от случая к случаю, а ежедневно. И начать надо сегодня, пока мы еще проходим земной путь, мы можем меняться к лучшему и приближаться к Богу.

В минувшее воскресенье Патриарх Алексий II возвел в сан митрополита нескольких иерархов Русской Церкви. Среди них - бывший первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин), который в конце прошлого года был назначен управляющим делами Московской Патриархии. Напомним, что он сменил на этом посту митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия (Фомина).

Должность управделами - одна из ключевых в руководстве РПЦ, которая, равно как и пост председателя ОВЦС , обеспечивает занимающему ее архиерею постоянное членство в Священном Синоде.

Митрополит Климент (в миру Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 г. в городе Раменское Московской области. Окончил Московский машиностроительный техникум. После этого учился в Московской духовной семинарии, а затем и в академии, которую окончил в 1978 г. В том же году был пострижен в монашество. Еще через год посвящен в сан иеромонаха тогдашним ректором МДА архиепископом Дмитровским Владимиром (ныне митрополитом Киевским и всея Украины). Преподавал в семинарии общую церковную историю, затем стал старшим помощником инспектора. В 1981 г. посвящен в сан игумена, еще через год становится архимандритом. В 1977-1982 гг. активно участвовал в работе международной молодежной православной организации СИНДЕСМОС, представляя в ней студентов и преподавателей духовных школ РПЦ.

В 1982 г. назначен епископом Серпуховским, викарием Московской епархии. Ему поручается управление приходами РПЦ в Канаде и США. В 1990 г. становится архиепископом Калужским и Боровским и назначается заместителем председателя ОВЦС . Руководит всеми зарубежными приходами РПЦ, подчиненными ОВЦС и курирует деятельность всех зарубежных епархий. В том же году входит в состав Синодальной комиссии по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности. Надо заметить, что в том же 1990 г. брат архиепископа Климента архимандрит Димитрий (Капалин) был назначен епископом Тобольским и Тюменским, а также ректором местной духовной семинарии.

В 1990-х гг. архиепископ Климент активно участвует в общественной жизни страны. В 1993 г. он становится членом Общественной палаты при президенте РФ. В 1996 г. входит в комиссию правительства РФ по совершенствованию налогового законодательства. Является членом комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ. Архиепископ Климент также принимал участие в разработке Социальной концепции РПЦ, принятой на Архиерейском Соборе 2000 г.

Наибольший общественный резонанс получила деятельность архиепископа Климента на посту председателя комиссии по вопросам гуманитарной помощи, которую он возглавлял в 1996-1997 гг. Ни для кого не секрет, что нехватка материальных ресурсов в те годы стала для Русской Церкви одной из наиболее острых проблем. Прежний принцип церковной экономики, по которому Московская Патриархия жила за счет отчислений из приходов и епархий, в постперестроечную эпоху уже не давал возможности покрыть все затраты Русской Церкви на поддержание ее синодальных отделов и учебных заведений.

По всей стране открывалось огромное количество новых приходов, которые создавались фактически с нуля. Настоятелям зачастую едва удавалось находить средства для обустройства приходской жизни. О каких-либо серьезных отчислениях в церковную казну не могло быть и речи. Между тем открытие новых приходов требовало подготовки большого количества священнослужителей. В связи с этим расходы Церкви на религиозное образование многократно возрастали по сравнению с советскими временами.

В этих условиях руководству Московской Патриархии пришлось осваивать новый для него вид деятельности - бизнес, участвуя порой в довольно сомнительных коммерческих проектах. Накануне Архиерейского Собора 1997 г. в прессе появились публикации, резко критикующие деятельность комиссии по гуманитарным вопросам, которую возглавлял архиепископ Климент. В этих публикациях утверждалось, что комиссия, находившаяся в ведении ОВЦС , занималась импортом в Россию товаров, включая табачные изделия, которые не облагались налогом, поскольку оформлялись как гуманитарная помощь. В итоге на заседании Священного Синода, состоявшегося перед Архиерейским Собором, пост председателя этой структуры был передан епископу Орехово-Зуевскому Алексию (Фролову).

Несмотря на свою активную церковно-общественную деятельность, архиепископ Климент - фигура достаточно скрытная. Он почти не появляется на публике, а его высказывания в прессе можно перечесть по пальцам. В Московской Патриархии говорят, что после своего назначения управделами несколько месяцев не будет давать интервью. Редкие заявления архиепископа Климента отличаются резкостью и бескомпромиссностью, какую бы сторону общественной жизни они ни затрагивали.

Накануне парламентских выборов 1999 г. иерарх призвал православных избирателей серьезно отнестись к выполнению своего гражданского долга, поскольку, по его мнению, именно безответственность избирателей позволила проникнуть во все ветви власти "разрушителям", "лживым людям" и "расхитителям". Понятно, что это был недвусмысленный выпад в адрес политических групп и олигархов, стоявших тогда у кормила власти. Некоторые наблюдатели даже сочли, что архиепископ Климент таким образом косвенно агитировал население голосовать за КПРФ.

Достаточно жесткое заявление в адрес властей архиепископ Климент сделал осенью прошлого года, когда Дума приняла законопроект о налоге на имущество организаций, урезавший налоговые льготы РПЦ. "Вызывает искреннее недоумение, почему правительство России - инициатор законопроекта, а также Государственная Дума, принявшая закон в данной редакции, не учли тот факт, что подобное изменение существующего порядка налогообложения ударит в первую очередь по социальной составляющей деятельности Церкви, приведет к существенному ограничению возможностей религиозных организаций заниматься благотворительной и просветительской деятельностью. Подобное положение противоречит здравому смыслу. Если наше государство стремится к построению справедливого и стабильного общества, оно должно если не помогать, то хотя бы и не мешать процессу религиозного возрождения в нашем Отечестве", - сказал архиепископ Климент в интервью ИТАР-ТАСС .

А в декабре прошлого года иерарх неожиданно упрекнул российские телеканалы в том, что они прививают подрастающему поколению симпатии к католичеству и протестантизму. В интервью самарской "Православной народной газете" архиепископ Климент заявил, что "симпатия к западной антиправославной культуре" внедряется в сознание молодежи незаметно вместе с американскими фильмами и телепередачами. По его мнению, это "по капельке подтачивает Православную Церковь, а в результате молодой человек, указывая на Запад, заявляет: там моя культура, моя Церковь, моя вера".

Избрание нового управделами Московской Патриархии было связано с довольно громкой интригой внутри РПЦ. О том, что митрополит Сергий будет смещен с этого поста, было известно уже давно. Однако вопрос о его преемнике до последнего момента оставался открытым, поскольку за эту должность боролось сразу несколько влиятельных церковных и околоцерковных группировок. По некоторым данным, одним из претендентов на должность управделами был наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Феогност (Гузиков). В то время как архиепископ Климент является прямой креатурой митрополита Кирилла, епископа Феогноста продвигали двое бизнесменов: глава художественно-производственного предприятия РПЦ "Софрино" Евгений Пархаев и президент Российского благотворительного фонда примирения и согласия Гюльназ Сотникова, коммерческие интересы которой до недавнего времени были тесно связаны с Московской Патриархией.

Назначение архиепископа Климента на одну из ключевых должностей Московской Патриархии стало блестящей политической победой митрополита Кирилла, который тем самым получил очень мощное влияние на жизнь РПЦ. Говорить о новом управделами как о самостоятельном церковном деятеле пока не приходится. Тем не менее его незаурядный опыт работы в самых различных сферах церковно-общественной и церковно-политической жизни позволяет видеть в нем одного из наиболее перспективных иерархов Русской Православной Церкви.

Поиск по "Климента ". Результатов: климента - 24 .

Результаты с 1 по 20 из 24 .

Результаты поиска:

1. Климент Калужский и... кремлевский. Впрочем, должность обязывает владыку Климента выступать с "оригинальными" инициативами.
Дата: 14.10.2005 2. "Табачно-алкогольная" гуманитарка архиепископа Калужского Климента . Калужский архиепископ Климент , который был назначен тогда председателем комиссии по гуманитарной помощи Московской патриархии, сам, к примеру, участвовал в создании коммерческого банка "Пересвет".
Дата: 26.01.2009 3. Нефтяная епархия Климента . Ну а глава Тюменской епархии и вовсе не реагировал на подобные вещи, хотя зная этих персонажей лично, мог бы и внести свою лепту против дискредитации РПЦ. Впрочем, наблюдая за сегодняшними действиями о. Димитрия по продвижению интересов своего родного старшего брата Климента , аналогии с агрессивностью НК ЮКОС напрашиваются сами собой.
Дата: 16.01.2009 4. Возлюбил ближнего своего. По мнению Андрея Кураева, в интересах митрополита Климента «отмежеваться от своего брата и от того безобразия, которое имело место в четверг».
Дата: 26.12.2008 5. Пять претендентов на престол Патриарха. Пять претендентов на престол Патриарха "Государственник" Кирилл (Гундяев), "Раскольник" Владимир (Сабодан), "Красный директор" Ювеналий (Поярков), "Серый кардинал" Арсений (Епифанов), "Ссыльный" Мефодий (Немцов), "Младореформатор" Климент (Капалин) Оригинал этого материала © "Профиль", 26.09.2005, Next Иван Сухоцкий Многолетняя борьба за престол ныне здравствующего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси вступила в новую фазу.
Дата: 27.09.2005 6. Агент КГБ "Михайлов" принципиально не вступал в пионеры и в комсомол. В бизнес-команду митрополита помимо уже упоминавшихся архиепископа Климента и протоиерея Владимира входят и другие люди: например, бывший генерал КГБ, который лично возглавляет ряд аффелированных коммерческих структур.
Дата: 30.01.2009 7. Правая рука Алексия II архиепископ Арсений. Почему ничего не предпринимает управляющий делами, митрополит Калужский и Боровский Климент ?” Думаю, что вряд ли патриарх знает о трагедии Марфо-Мариинской обители. Под предлогом охранения его здоровья ближайшее окружение оберегает его от новостей, которые могут уложить его в постель. Владыка Климент вынужден сам обороняться от подкопов владыки Арсения. Сегодня архиепископ Арсений, в отличие от владыки Климента , не только церковный, но и политический “тяжеловес”, сосредоточивший в своих руках...
Дата: 28.07.2006 8. "Примерный семьянин". ... не ограничиваются «квартирным» вопросом, а делают «найденный ими компромат на Патриарха Кирилла» поводом к тому, чтобы создать у читателей мнение, что, якобы, Патриарх Кирилл не обладает доверием Церкви и его вот-вот «скинут», что Святейший держится только на Владимире Путине, которого авторы и публикаторы статьи также ненавидят, исходя из своей технологии сеяния мнимых разделений, создания их видимости, противопоставляют Патриарху Кириллу фигуру «аскета и нестяжателя» митрополита Климента ...
Дата: 26.03.2012 9. Табачный митрополит Меня чрезвычайно удивляет то, что государственные чиновники искренне считают, что митрополит Кирилл, архиепископ Климент и архимандрит Феофан (Ашурков) - это и есть Русская Православная Церковь. 10. Православная торговля. Фондов ГИБДД тоже было два. И «Врат-8» двое, обе фирмы зарегистрированы по адресу церкви Священномученика Климента , обе - для ювелирной торговли, в обоих - гендиректор Вишняк.
Дата: 29.10.2012 11. Активы братьев Ананьевых пошли под суд. Среди картин - полотно «Над заснеженными полями» и «В пути» Георгия Нисского, «Портрет Климента Ворошилова в кабинете» Исаака Бродского, «Спортсменка, завязывающая ленту» Александра Дейнеки, «Беседа президента США Франклина Делано Рузвельта с шахом Ирана Мохаммедом реза Пехлеви. Тегеранская конференция» и «Климент Ворошилов и Максим Горький в тире Центрального дома Краснои?
Дата: 31.05.2019 12. Выборы Патриаха как "съезд промышленников и предпринимателей". Выборы Патриаха как "съезд промышленников и предпринимателей" Предстоятеля церкви будут выбирать бывший табачный магнат, сын президента Приднестровья, одесский нефтяной король и даже директор цирка Оригинал этого материала © "Аргументы недели", 15.01.2009, Фото: "Коммерсант", Полный приход За фасадом церковного благолепия стоят финансовые и политические интересы Константин Гурдин Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Митрополит Калужский и Боровский Климент Через две недели состоятся...
Дата: 15.01.2009 13. "Почти все вновь назначенные иерархи РПЦ - нетрадиционной ориентации." ... 2006, Фото: PhotoXpress Синод приголубил новых епископов Почти все вновь назначенные иерархи РПЦ - нетрадиционной ориентации Сергей Бычков Очередное заседание Священного синода Русской церкви на этот раз было напряженным и длилось три дня. Наблюдатели со вниманием следили за битвой двух тяжеловесов - митрополитов Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) и управляющего делами РПЦ Климента (Капалина). На этот раз митрополиту Клименту удалось одержать на первый взгляд убедительную победу...
Дата: 24.07.2006 14. Состояние Гундяева оценивается в $4 млрд. Подозревается, что Климент работал на КГБ под псевдонимом "Топаз".[...] Митрополит Филарет, в 1978 году назначенный митрополитом Минским, в восьмидесятые был главой Отдела внешних церковных сношений. В 1989 году эту могущественную структуру возглавил митрополит Кирилл. Климент , закончивший учебу в 1974 году, в восьмидесятые посещал с официальными визитами США и Канаду.
Дата: 30.01.2009 15. Из квартир российских VIPов воры вынесли в 25 раз больше, чем из дворца принца Уэльского. Однажды он через крышу собора Святого Петра проник в покои папы римского Климента VII (на илл.) и утащил епископский посох Недавно в Москве обобрали квартиру первого вице-спикера Госдумы Любови Слиски (1).
Дата: 01.12.2006 16. Табачный митрополит Кирилл (Гундяев). Вот немного скучных цифр, также почерпнутых из таможенных документов: “Штаб гуманитарной помощи Русской православной церкви (его до недавнего времени возглавлял архиепископ Калужский и Боровский Климент Капалин) при Отделе внешних церковных сношений Московской патриархии (ОВЦС МП) обязуется осуществить фактический ввоз в Российскую Федерацию подлежащих маркировке товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска до свободного обращения табачных изделий в количестве 96.591.000 пачек сигарет...
Дата: 25.05.2001 17. Церковный офшор. Между прочим, вопреки молве, вовсе не глава Отдела внешних церковных связей Кирилл (Гундяев) является «табачным митрополитом», а его бывший заместитель, архиепископ Климент (Капалин), только что назначенный управделами Патриархии и в самом деле получивший сан митрополита.
Дата: 22.03.2004 18. Прихожанам – скидки? Кстати, именно с ее расширением связывают эксперты назначение на пост управделами патриархии митрополита Климента (Капалина), все чаще заменяющего Алексия II на тех важных совещаниях, на которых святейший почему-либо не может появиться, а там, где может – неизменно его сопровождающий...
Дата: 19.09.2005 19. "На стенах кровавые следы от рук" Патриарха. Вот Климент мне нравится, он мой сосед, он удивительный.
Дата: 07.09.2009 20. "А поцеловать?" После президента России выступили митрополит Калужский и Боровский Климент , который в своем выступлении отметил, что вступление в должность мэра совершается в день иконы Владимирской Божией Матери, а также Александра Пахмутова, которая сравнила нынешнюю Москву с той, которую она застала еще девочкой во время второй мировой войны, в 1943 году.
Дата: 09.07.2007