Спортивный объект в фехтовании на саблях. Фехтование

Очерки по теории и методике фехтования. М., 1996
Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании. М., 1969
Аркадьев В.А. Фехтование на рапирах. М., 1975
Лейтман Л. Физическая подготовка фехтовальщика. М., 1975
Родионов А. Психологическая подготовка фехтовальщика. М., 1975
Белова Е.Д. Фехтование в СССР: Ретроспективный аннотированный указатель литературы (1917-1972). Минск, 1976
Смоляков Ю.Т., Тышлер Д.А. Тренировка фехтовальщиков на шпагах. Минск, 1976
Сайчук Л. Ступени мастерства. М., 1981
Тышлер Д.А. Фехтование на саблях. (Соревновательная деятельность, спортивные способности и специализированные умения фехтовальщиков). М., 1981
Пономарев А.Н. Общие вопросы спортивного фехтования. М., 1982
Бойченко С.Д., Тышлер Д.А. Методика тактической подготовки фехтовальщика. Минск, 1983
Тышлер Д.А. Фехтовальные сюжеты. М., 1983
Аркадьев В.А., Любецкая Т.Л. Диалог о поединке. М., 1986
Пономарев А.Н. Фехтование: от новичка до мастера. М., 1987
Кинжалы: фехтовальные системы Востока. Минск, 1993
Романов Н.Н. Восхождение на Олимп. М., 1993
Тышлер Г.Д., Тышлер Д.А. Что должен знать спортсмен о технике и тактике. М., 1995
Калмыков Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах. М., 1996
Королева А.П. История фехтования. Фехтование в древнем мире и в средние века. М., 1996
Спортивное фехтование. Учебник для вузов физической культуры. Под ред. Д.Тышлера. М., 1997
Тышлер Д.А., Тышлер Г.Д. Фехтование на саблях. М., 1998
Тарас А.Е. Техника боевого фехтования. Минск, 1999
Базаревич В. и др. Фехтование. Что должны знать спортсмены и тренеры о судействе и проведении соревнований. М., 2000
Любецкая Т.Л. Братья Аркадьевы. М., 2000
Правила спортивных игр и состязаний: Иллюстрированный энциклопедический справочник. Пер. с англ. Минск, 2000
Мовшович А.Д., Тышлер Г.Д., Тышлер Д.А. Многолетняя тренировка юных фехтовальщиков. М., 2002
Мишенев С.В. История европейского фехтования. М., 2004
Мовшович А.Д., Тышлер Д.А. Искусство сценического фехтования. М., 2004
Тышлер Д.А. Вашу саблю, маэстро! М., 2004

Найти "ФЕХТОВАНИЕ " на


Этот вид спорта берет свое начало в глубокой древности. В древней Греции и Риме фехтование было обязательным этапом в подготовке воинов. А в средние века оно стало непременным атрибутом рыцарей. На средневековых изображениях, сохранившихся до наших дней, можно увидеть уроки по обучению рыцарей фехтованию и поединки между ними. Тогда не было учебного оружия, и обучение проводилось на боевом.

Уже с пятнадцатого века для этих целей стали использовать рапиру. Когда люди изобрели огнестрельное оружие, такие качества, как сила, отошли на задний план, но ловкость осталась актуальной для воинов. Это качество совершенствовалось с помощью специальных упражнений и в начале пятнадцатого века в Испании появилось фехтовальное искусство. Постепенно, фехтование становилось популярным в других странах Европы: в Италии и Франции.

Во Франции мушкетеры короля были особенно искусными фехтовальщиками. В России фехтование, было признано видом спорта, в конце семнадцатого века при Петре. Его называли «рапирная наука» и оно было обязательной дисциплиной в военных дворянских учебных заведениях.

Начиная с середины восемнадцатого века, фехтование преподавали во всех учебных заведениях России военной направленности. Первый чемпионат России по фехтованию состоялся в 1860 году, но чтобы получить звание чемпиона, следовало два года подряд одержать первенство. В соревнованиях принимали участие, в основном, офицеры и те, кто обучался этой науке в частных школах. Сейчас существуют несколько видов фехтования: спортивное, спортивно-прикладное, сценическое. В прошлом веке, в самом его начале, стали открываться специальные курсы, которые обучали преподавателей фехтования.

А в 1960 году Советский Союз стал одним из лидеров мирового фехтования. Согласно статистическим данным, в конце двадцатого века в России этим видом спорта занимались около восьми тысяч человек. Сейчас проводятся такие соревнования, как: чемпионат Российской Федерации, соревнования на Кубок России, кроме того, первенства среди юных спортсменов. Ежегодно Федерация фехтования России организует три больших турнира международного значения, которые входят в систему Кубка мира ФИЕ. Такие как: «Рапира Санкт-Петербурга» (мужской турнир по рапире); «Сабля Москвы» (мужской турнир по сабле) и Кубок России (женский турнир по рапире).

Оружие для фехтования.

Сабля спортивная.

Иначе говоря, эспадрон. Это оружие применяют для спортивного фехтования. Саблей наносят колющие и рубящие удары. Клинок сабли выполнен из стали, в сечении он имеет форму трапеции. Длина спортивного эспадрона составляет 105 см, а вес – не более 0,5 кг. Клинок у сабли длиной 88 см, шириной – 5 мм. Очень твердый клинок запрещен к применению. Гарда спортивной сабли имеет длину 15 см, ширину – 14 см. А длина рукояти эспадрона – не должна превышать 15 см плюс гайка, составляющая 15 мм.

Шпага спортивная

Спортивная шпага представляет собой клинок, имеющий трехгранное сечение и эфес. Клинок имеет один или три дола, которые делают его более легким, но жесткости он при этом не теряет, то есть не гнется при ударах и уколах. На конце клинка имеется устройство, фиксирующее уколы. Спортивная шпага в длину составляет 110 см, вес ее – 770 гр. Существуют определенные стандарты, регламентирующие размеры шпаг для соревнований: длина клинка – 90 см, прогиб клинка – максимум 10 мм, гарда в диаметре составляет 35 мм.

Рапира спортивная

Спортивная рапира относится к колющему оружию. Ее клинок имеет прямоугольное сечение, к концу он утончается. На конце клинка – элекроконтактное приспособление, которое фиксирует точность укола на соревнованиях. Для рапиры вполне допустимы изгибы при уколах, в отличие от сабли. Гарда рапиры небольших размеров, имеет форму полусферы, диаметром 12 см, глубиной 5,5 см. Требования к размерам спортивной рапиры следующие: вес – около 500гр., длина клинка – 90 см, длина рукояти – 22 см, длина рапиры не должна быть не более 110 см. Спортивная рапира в собранном виде по стандартам имеет длину не более 1,1 метра и вес не более 0,5 кг.

Для детского фехтования существуют «детские рапиры», они имеют небольшой вес и меньшую длину. Кроме того, ее производят из синтетического материала, она имеет утолщенный конец и мягкий наконечник. Длина ее клинка – не более 85 см, гарда и рукоятка вместе – не более 20 см, вес – не более 350 гр.

Правила соревнований по фехтованию.

Какие уколы считаются нанесенными.

В соревнованиях рапиристов засчитываются те уколы, которые достигли поражающей поверхности: полностью туловище спереди и вся спина до пояса. Эти уколы называются нанесенными. Если укол нанесен на руки или ноги, попал на маску, то это не считается нанесенным уколом. Более того, бой после этого прекращается.

В соревнованиях саблистов засчитываются уколы, которые нанесены острием сабли, а также удары клинком. В отличие от рапиристов, у саблистов поражаемой поверхностью являются все части тела, располагаемые над условной горизонтальной линией, если ее провести через условные углы, которые образует тело и бедра спортсменов при боевой стойке. Если удары или уколы при фехтовании на саблях нанесены вне этой поверхности, то они не считаются нанесенными, однако, при этом бой не прекращается.

В соревнованиях шпажистов засчитываются все уколы, в любую часть тела противника, если они нанесены острием шпаги.

Поле боя и костюм для фехтования.

Поле для соревнований по фехтованию должно иметь определенные размеры: по ширине от 1,5 до 2 метров, а по длине 1,4 метра. Перед тем, как вступить в бой, фехтовальщики находятся на расстоянии два метра от середины поля. При пересечении одним из спортсменов во время боя заднюю границу поля, ему фиксируется штрафной укол. Комплект одежды для фехтования состоит из фехтовального костюма, гетр, перчаток и маски.

Фехтовальные бои.

Руководство фехтовальными боями осуществляет судья, в распоряжении которого находится электрофиксатор. Судья решает, нанесен укол или нет, опираясь на правила для каждого вида оружия. Команды фехтовальщикам отдаются на французском языке, который признан официальным в ФИЕ.

У фехтовальщика есть право на атаку противника, если тот не пытается нанести укол. После того, как противник отбил атаку, он получает право на ответный укол. Больше всего на дуэль по правилам похожи соревнования на шпагах. Победителем считается того, кто опередит противника на четверть секунды с нанесением укола. Если уколы нанесли оба фехтовальщика, но пауза между ними меньше четверти секунды, то уколы засчитываются обоим. А вот если бои идут на рапирах и саблях, то судья, прежде чем вынести решение, проводит анализ схватки, в отличие от боев на шпагах, там ориентир идет только на показание электрофиксатора.

Чтобы фиксировать уколы, спортсмены на соревнования надевают токопроводящую куртку. Как уже говорилось выше, рапира и шпага на конце имеют наконечник, из которого идут проводки по желобу клинка к розетке внутри гарды. Перед тем, как начать бой, фехтовальщик соединяет свое оружие к шнуру, находящемуся под курткой. А этот шнур, в свою очередь, соединен, посредством катушки с аппаратом, который считывает уколы. Если укол зафиксирован, на нем загорается индикатор или подается звуковой сигнал. В конце 20 века появились новые аппараты – без катушек.

В соревнованиях на рапирах, нанесенные уколы сигнализируются красной лампой со стороны одного противника и зеленой со стороны другого. Если укол не засчитывается, то загорается белая лампа.

Если соревнования по фехтованию идут на шпагах, то используются лампы только красного и зеленого цвета. То есть судья смотрит, где скорее зажглась лампа. Если это происходит одновременно, то обоим участникам засчитываются уколы. Чтобы уколы, которые случайно попадают в пол, не считывались аппаратом, пол покрывают специальной металлической дорожкой.

Личные соревнования по фехтованию проходят по следующей схеме:

1) тур отборочных групп. В этом туре бой идет до пяти уколов. Время боя – четыре минуты. Победители заносятся в таблицу следующего тура.

2) тур прямого выбывания. В этом туре бой идет до пятнадцати уколов. Общее время боя – девять минут. Бой разделен на три периода по три минуты, между которыми предоставляется отдых одну минуту.

3) финал, в котором остаются от 4-х до 8-ми фехтовальщиков.

Командные соревнования фехтовальщиков проводятся в виде эстафеты. Каждый из спортсменов одной команды выходит на бой с каждым спортсменом другой команды. Проводится всего девять схваток. Каждый бой идет до пяти уколов. Время боя – четыре минуты. А второй бой каждая пара фехтовальщиков начинает со счета предыдущего боя.

Бои ведутся до тех пор, пока один из участников не станет победителем. Если же они показывают одинаковые результаты, то им дается еще одна минута, в течение которой выигрывает тот, кто нанес укол.

Кроме того, читайте на сайте:

день рождения

Мне сегодня 33... С утра плохое настроение и желание стереть в порошок окружающих... Некоторая доля спиртного помогла улучшить состояние... Последние несколько лет такое настроение в день рождения - …

Фехтование представляет вид спорта, объединяющий три дисциплины: рапира, шпага, сабля.

Соревнования у мужчин проводятся в трех видах оружия - рапира, сабля, шпага, у женщин - рапира и шпага. Касание оружием поражаемой поверхности соперника определяется судьей и при помощи электрофиксатора.

Рапира спортивная общей длиной до 110 см и весом до 500 г, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см.

Сабля спортивная длиной до 105 см, весом до 500 г, стальной эластичный клинок трапецевидного переменного сечения с гардой, защищающей кисть руки.

Шпага спортивная общей длиной не более 110 см и весом до 770 г, колющее оружие с гибким стальным клинком трехгранного сечения, кисть руки защищена гардой диаметром 13,5 см.

В поединках на рапирах разрешены уколы только в туловище, на шпагах - во все части тела, кроме не защищенного маской затылка, на саблях - уколы (или удары) во все части тела выше пояса. Поединки проводятся на фехтовальной дорожке длиной 14 м. и шириной 1,8 - 2 м.

Спортсмены выступают в легких защитных курточках, покрытых металлизированной тканью (рапира, сабля), в масках с металлической сеткой и в перчатке на вооруженной руке.

Кроме этого, фехтование принято делить на виды:

1. Боевое фехтование - это искусство владения различными видами ручного холодного оружия. Так сказать, практическая часть подготовки настоящего воина к реальному бою;

2. Спортивное фехтование - это, как видно из названия, вид спорта, по которому сегодня проводятся чемпионаты Европы и чемпионаты мира. Также, спортивное фехтование включено в программу Олимпийских игр;

3. Артистичное фехтование представляет собой вид спортивного фехтования. Основной целью спортсменов является преподнесение, как зрителям, так и судьям, правдоподобного поединка с использованием настоящего холодного оружия;

4. Историческое фехтование основано на использовании древней техники и тактики ведения боя. Также спортсмены, участвующие в поединке исторического фехтования, надевают старинное снаряжение, костюмы и берут копии оружия искусных мастеров прошлого;

5. Сценическое фехтование - этот тип фехтования направлен на зрелищный показ того, как можно владеть ручным холодным оружием. Сценическое фехтование является дисциплиной во многих театральных учебных заведениях.

Фехтование зародилось на территории Испании ещё в 15 веке. Именно там оно приобрело наибольшую популярность. В 1567 году королём Карлом IX была создана фехтовальная Академия. Если обратиться к культурной стороне вопроса, то тяжело упустить такой нюанс, как девиз фехтования. Образовался он ещё в 1650 году, когда Мольер сказал следующие слова: “Фехтование - это искусство наносить удары, не получая их”.

Спустя время помимо Испании в жизни и развитии фехтования стали участвовать и другие страны. Так, например, в 1765 году французы предложили в бою использовать специальные фехтовальные маски, чтобы повысить безопасность данного вида спорта.

Первые Олимпийские игры , которые, как известно, проводились в Афинах, включили в свою программу данный вид спорта. Поэтому не стоит удивляться, что фехтование стало таким популярным во всём мире.

В 1913 году была создана Международная федерация фехтования, которая приступила к утверждению общих правил и занятий, связанных с популяризацией этого спорта. Начиная с 1906 года, по фехтованию стали проводить чемпионаты Европы, а с 1937 года - чемпионаты мира.

Что касается правил, то фактически, основная их часть образовалась ещё в средние века. Сегодня, впрочем, как и раньше основная цель каждого спортсмена (фехтовальщика) - нанести укол холодным оружием своему противнику, и, конечно, попытаться избежать этого укола самому. Побеждает тот, кто нанесет своему врагу больше уколов.

Как и в других видах спорта, бой в фехтовании управляется и оценивается спортивным судьёй. Аппарат, который упоминался немного выше, с помощью ламп регистрирует уколы, нанесённые бойцами. Как это происходит? Всё предельно просто: электрические схемы находятся и в одежде, и в оружие фехтовальщиков. Так вот эти схемы связаны с аппаратом, который и регистрирует уколы.

Международная федерация фехтования ФИЕ образована в 1913 и объединяет около 100 национальных федераций.

Фехтование - благородный, очень красивый, изящный и романтичный вид спорта. Вместе с тем это древнее боевое искусство, которое одновременно прекрасно и смертельно. Фехтование - это сражение характеров, в котором не лишними качествами являются хладнокровность и благородство. Сегодня мы с вами познакомимся с этим увлекательным видом спорта поближе и узнаем, что такое фехтование, как и где оно зарождалось, какие в нем действуют правила, какое применяется снаряжение, как проходят соревнования и преуспела ли в этом деле Россия. Фехтование имеет далекие корни, с них и начнем.

Исторический экскурс

Родиной фехтования принято считать Испанию. Именно здесь зародилось нечто похожее на современное искусство и рапирой. В Испании производили знаменитые на весь мир толедские клинки, которые, будучи очень легкими, имели отличные прочностные характеристики. Именно в этой стране, а позже и во всей Европе зародились дуэли на холодном оружии. Считается, что в Испании были изданы первые книги, в которых рассматривалось фехтование. Мужчины любили сражаться на холодном оружии, а женщины освоили фехтование гораздо позже. Со временем в стране появилась первая школа фехтования. Не сильно отставали также Италия, Франция и Германия. В 1470-х годах в Германии учредили корпорацию преподавателей по фехтованию, а в Англии - ассоциацию фехтовальщиков.

К началу XVIII века появилось несколько общемировых школ. Главными из них были французская и итальянская школа фехтования. Именно они подарили миру известные рукоятки для клинкового оружия.

В XIX веке началось формирование спортивного фехтования. А к концу этого века были организованы первые соревнования, в современной их трактовке. В 1913 году была создана Международная федерация фехтования, которая в 1914 году утвердила правила поединка. По этим правилам состязаются до сих пор. На сегодняшний день Международная федерация фехтования включает в себя более сотни национальных федераций.

Фехтование в России

Впервые интерес к искусству фехтования возник в России в начале XVII века. Петр I тогда сделал «Рапирную науку» обязательным предметом для военных и гражданских заведений. В 1816 году в Санкт-Петербурге открыли фехтовальную школу по подготовке учителей и инструкторов. Тренер по фехтованию, вышедший из ее стен, считался уважаемым человеком. В 1834 году в России разработали правила фехтования на штыках. Постепенно школы начали организовываться и в других городах.

С 1899 по 1916 годы петербургское атлетическое сообщество раз в год проводило первенство по фехтованию, в котором принимала участия вся Россия. Фехтование российских мастеров на международной арене впервые состоялось в 1910 году. Один из российских спортсменов завоевал тогда третье место. Через два года в карьере российских фехтовальщиков состоялась первая Олимпиада. Фехтование после этого стало развиваться с огромной скоростью.

Позже советская школа фехтования станет одной из лучших в мире. В 21-м веке мастера клинка из России успели завоевать несколько десятков золотых медалей и побить рекорды советской сборной. Сегодня секция фехтования есть едва ли не во всех городах.

Спортивное фехтование

Данный вид спорта объединяет в себе три дисциплины. Главное отличие между ними заключается в типе применяемого оружия. Фехтовать можно и саблей. Главная цель спарринга - нанести противнику укол и защитить себя от его уколов. Победителем становится тот, кому удастся первым провести определенное количество атак или достичь лучших результатов за определенный промежуток времени.

Оружие

Фехтовальное оружие состоит из таких элементов:

  1. Клинок.
  2. Гарда.
  3. Прокладка.
  4. Рукоятка.
  5. Гайка.

На острие клинка находится специальный наконечник. Оружие может быть электрифицированным и обычным. Электрическое оружие соединяется с помощью проводка с прибором, который фиксирует уколы. Провод проходит под одеждой спортсмена. Наконечник такого оружия имеет специальную кнопку.

Шпага по общей длине не превышает 110 см, а по весу - 770 г. Клинок имеет длину в 90 см. Диаметр гарды составляет максимум 13,5 см. Оружие относится к колющим. Гибкий стальной клинок имеет трехгранное сечение.

Рапира отличается от шпаги по таким параметрам, как: вес - до 500 г; диаметр гарды - до 12 см - и сечение кленка - четырехгранное. Она обеспечивает более легкое фехтование.

Сабля имеет длину не более 105 см. При этом длина клинка достигает максимум 88 см. Вес сабли - 0,5 кг. Сабля относится к и имеет эластичный стальной клинок с переменным трапециевидным сечением. У гарды сабли есть дужка, которая соединяет ее с рукояткой. Наконечника сабля не имеет.

Поражаемая поверхность

В поединке на шпагах засчитываются уколы, нанесенные острием клинка в любую часть тела противника. Бить нельзя только в затылок, незащищенный маской.

Теперь обсудим поединок на рапирах. В плане правил это более изощренное фехтование. Рапира в руках спортсмена требует большей аккуратности. В спарринге на рапирах считаются уколы только в торс соперника, как спереди, так и сзади. Удары в голову, руки и ноги, запрещены. Если рапирист нанес укол вне разрешенной зоны, поединок приостанавливается, и все удары данного эпизода не засчитываются.

В поединке на саблях разрешается делать уколы и удары в любую часть тела, которая находится выше пояса, кроме затылка. Если саблист попал вне этой зоны, он не получает за удар/укол баллов, но бой продолжается.

В спарринге саблистов и рапиристов иногда засчитывают укол/удар, нанесенный вне разрешенной зоны. Происходит это в случае, если спортсмен, который защищается, намеренно закрыл поражаемую часть тела, непоражаемой. Например, ногой, что можно часто встретить, просматривая непрофессиональное фехтование. Правила также запрещают специально касаться оружием проводящих поверхностей, в том числе собственного костюма, ведь это вызывает ложное срабатывание электрической системы.

Экипировка

Продолжаем изучать фехтование. Что такое костюм фехтовальщика? Это белый костюм, состоящий из куртки и брюк до колен с подтяжками. Куртку называют колетом. Одежда фехтовальщика выполняется из плотной ткани, способной выдержать удары силой до 800 ньютонов. Эти костюмы используют на международных соревнованиях. Для простых тренировок вполне достаточно ткани, выдерживающей силу удара в 350 ньютонов.

На ноги фехтовальщика надеваются длинные белые гетры и специальная обувь. От простой спортивной обуви она отличается плоской подошвой, а также усиленным носком и пяткой. Бывают низкие и высокие модели. Вторые используются, когда есть необходимость в фиксации голеностопа.

Маска - еще один важный атрибут, без которого нельзя представить фехтование. Что такое защита лица? Это крайне важный аспект в таком красивом, но суровом виде спорта. Защитная маска должна не только прикрывать лицо от ударов, но и не мешать спортсмену хорошо видеть противника. Поэтому в зоне глаз маска имеет металлическую сетку. А специальный металлический ворот защищает шею.

Для шпажистов металлическую сетку изолируют пластиковыми ударостойкими накладками с обеих сторон. А воротник изготавливают из материала, выдерживающего силу удара в 1600 ньютонов. Для тренировок этот показатель равен 350 ньютонам.

Рапиристы применяют такие же маски, только с электрическим воротником. Все зависит от того, какие удары разрешает то или иное фехтование.

Сабля, как уже говорилось, может бить по лицу, поэтому маски для саблистов имеют неизолированную сетку, проводящую электричество. Да и вообще вся сабельная маска, вместе с воротником, изготавливается из электропроводящего материала.

На руку, держащую оружие, надевается перчатка. В случае фехтования на саблях она имеет электропроводящий манжет.

Под костюм, описанный выше, надеваются набочники, которые также выдерживают удары силой в 350 или 800 ньютонов. Чтобы избежать синяков, под набочники дополнительно поддевают пластиковую защиту.

Так как у шпажистов поражаемой поверхностью является все тело, описанной защиты им вполне достаточно. Рапиристы дополнительно надевают на куртку жилет, выполненный из токопроводящего материала. Он отображает поверхность, по которой можно наносить удар. У саблистов, кроме того, к жилету подключается маска.

Регистрация удара

Когда наносится укол или удар (для саблистов), регистрирующий аппарат дает об этом знать включением зеленой лампочки. Если атака была произведена по всем правилам, то она засчитывается и атаковавший спортсмен получает очко. Если удар/укол был нанесен вне разрешенной зоны, загорается белая лампочка. Если загорелись одновременно зеленая и белая лампочки, значит было нанесено два удара, и первый из них был недействительным. Следовательно, второй удар не засчитывается. Так как фехтование на шпагах разрешает любые удары, здесь нет белых лампочек. Если лампочки загорелись одновременно с двух сторон, очко получает каждый из игроков.

Костюм фехтовальщика может быть соединен с регистрирующим устройством, как проводным, так и беспроводным способом. Чтобы электрическая система определила удар, давление на наконечник стрелы должно составить как минимум 4,9 ньютона или 0,5 кг для рапиры и 7,35 ньютона или 0,75 кг - для шпаги. Что касается удара саблей, то он должен быть доведен до логического завершения. Простое касание здесь не приносит очков.

Трудно представить, но было время, когда удары фиксировались исключительно визуально. Эта важная миссия предоставлялась четверке рефери, которые окружали поле боя со всех сторон. В 1936 году впервые получили силу правила, согласно которым уколы шпажистов начали фиксироваться с помощью электрических приборов. В 1957-м по этой системе начали соревноваться рапиристы, а в 1988 году и саблисты.

Фехтовальная дорожка

Спарринг происходит на фехтовальной дорожке. Ее длина составляет 14 метров, а ширина может колебаться в пределах 1,5-2 метра. Как и в любом другом виде спорта, поле сражения имеет разметку. В данном случае она представлена 5 линиями, перпендикулярными дорожке. Первая линия - центральная. На расстоянии 2 метров от нее по обе стороны расположена линия боя. Еще две линии располагаются в семи метрах от центральной и называются линиями задних границ.

Таким образом, в начале схватки, находясь на линии боя, спортсмен имеет 5 метров для отступления и 9 метров для атаки. По сторонам дорожки выделяются 2-метровые отрезки, которые позволяют спортсмену точно определить, сколько у него осталось места для отступления, не оборачиваясь.

Как проходит поединок

Мы уже знаем в общих чертах, что собой представляет фехтование. Что такое фехтовальный костюм и какую разметку имеет поле боя, нам тоже известно. Следовательно, пора перейти к самому интересному - процессу схватки.

Итак, в начале боя противники становятся на линию исходной позиции боком друг к другу. При этом одна нога пересекает линию. Оружие направляется на противника, а свободная рука заводится за спину. Поединок начинается и заканчивается, когда судья дает соответствующую команду. Однако завершение схватки может также произойти, если раздается сигнал, оповещающий о том, что время раунда истекло.

Традиционно судейство осуществляется на французском языке. Перед началом схватки, судья дает команду «Ан гард!», которая переводится как «К бою!». Затем он задает спортсменам вопрос: «Эй ву прэ?», чтобы узнать, готовы ли они. Когда оба фехтовальщика отвечают, судья дает команду «Алле!». Если нужно остановить бой, он произносит слово «Альт!», которое переводится как «Стой!». Присуждая очки тому или иному бойцу, судья говорит: «А друат», «А гош» или «Ку дубль». Это обозначает: «направо», «налево» и «обоим» соответственно. При регистрации недействительного удара судья говорит: «Па конте!» - «Не считать». После начисления очков противники возвращаются на исходные позиции, и бой продолжается. А если бой был остановлен без присуждения попадания, то он возобновляется на том же месте, где остановился.

Индивидуальный поединок делится на три раунда продолжительностью в 1 минуту. Перерыв между раундами составляет также минуту. Победителем раунда становится спортсмен, который первым наберет 15 очков или будет вести в счете на момент окончания раунда. Если по окончании трех раундов счет указывает на ничью, назначается дополнительный четвертый раунд. При этом, прежде чем он начнется, проводится жеребьевка, в которой выбирается победитель на случай, если дополнительная минута не поможет.

Теперь рассмотрим командное фехтование, правила которого несколько отличаются. Если соревнования командные, то каждый фехтовальщик должен сразиться с каждым спортсменом команды противника. Так как команда состоит из трех человек, матч между двумя командами включает в себя 9 индивидуальных схваток. При этом первый бой завершается, когда одна из сторон набирает 5 очков, второй - 10 очков, и так далее до 45.

Фехтовальщик, который напал первым, получает статус атакующего, а его противник, соответственно, защищающегося. При одновременно нанесенных ударах/уколах, преимущество получает атакующий спортсмен. Попеременно приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому. Если электронная система зафиксировала удар/укол, но он был нанесен с нарушением приоритета атаки, очки не присуждаются. При взаимных попаданиях рефери действует по ситуации. Удар/укол, нанесенный после команды «Стой!», засчитывается только в том случае, если движение началось до команды.

Кратко о технике и тактике боя

Заглянем немного глубже в такой увлекательный вид спорта, как фехтование. Это взаимодействие клинков, которое подразумевает массу тонких, хитрых, выверенных движений и приемов. Именно в этом главное отличие фехтования от поединков на тяжелом оружии.

Когда прямая атака невозможна, фехтовальщик старается нейтрализовать встречное нападение и контратаковать. А чтобы ликвидировать угрозу, не обязательно уклоняться, можно отбить клинок и тут же нанести встречный удар.

В фехтовании важную роль играют обманные движения. Это может быть: маскировка, которая помогает скрыть намерения спортсмена; финты, представляющие собой угрожающие движения; вызов, провоцирующий противника на решительные, но не всегда обдуманные действия, и прочее.

Современное фехтование, в зависимости от вида применяемого оружия, имеет некоторые различия в технике, тактике и правилах, обусловленные историй происхождения оружия. Сабля произошла от клинка, который использовали кавалеристы. Они сражались в конных поединках, поэтому рубящие удары наносились выше пояса. Этот факт предопределил размеры поражаемой поверхности в спортивном фехтовании на саблях.

Шпага по своему происхождению является дуэльным оружием. Исход дуэли мог определить укол в любую часть тела. Поэтому крайне важно было нанести его первым и защититься при этом от ответного выпада. Этот же принцип перенесся и на современное фехтование.

Рапира изначально создавалась как тренировочное оружие. Поэтому и условия борьбы у рапиристов самые щадящие. Именно с рапиры начинают фехтование. Женщины когда-то имели право сражаться только на рапирах. Так как оружие мало весит, с ним могут управиться даже дети. Кстати говоря, фехтование для детей мы рассмотрим немного ниже. Такое понятие, как «тактическая правота» также возникло из потребностей тренировочного боя, который должен был подготовить человека к реальному поединку.

Штрафы

Если спортсмен заступает за боковую линию боя хотя бы одной ногой, ему присуждается штраф в 1 метр. Это значит, что схватка возобновляется на расстоянии в 1 метр от места нарушения в сторону нарушителя. Таким образом, у него становится на метр меньше места для отступления. Если фехтовальщик заступил за заднюю линию, противнику засчитывается одно очко. Это называется «штрафным уколом». В фехтовании недопустимы:

  1. Атака бегом.
  2. Преднамеренный телесный контакт.
  3. Толчок противника.
  4. Поворот к противнику спиной.
  5. Удар оружием по полу.
  6. Какие-либо действия свободной рукой.

Снимать наконечник с оружия, пытаться его чинить и осуществлять прочие действия запрещено без разрешения судьи. Покидать поле и снимать маску без соответствующей команды также нельзя. За преднамеренные нарушения правил спортсмены получают штрафные карточки.

Желтая карточка дается в случае, если фехтовальщику выносится предупреждение. Если спортсмен нарушаете правила второй раз, он получает красную карточку. Здесь не важно, повторил он свое нарушение или допустил другое. Красная карточка, в отличие от желтой, не только предупреждает, но и наказывает, посредствам штрафного укола. Черная карточка дается при грубых нарушениях правил, неспортивном поведении и в случае, если фехтовальщик повторяет нарушение, за которое ему присудили красную карточку. Черная карточка обозначает дисквалификацию.

Олимпиада

Фехтование уже давно является неотъемлемой частью Олимпийских игр. На современной Олимпиаде страну представляют 18 спортсменов, двое из которых запасные. В состав команды входят как мужчины, так и женщины. Программа Олимпиады включает личные и командные состязания по всем трем видам оружия, которые допускает современное фехтование. Женщины, также как и мужчины, могут сражаться на шпагах, рапирах и саблях. В программу входят 10 номеров, 6 из которых личные, и 4 командные. На прошедшей Олимпиаде в Рио российские болельщики с гордостью смотрели фехтование. Мужчины завоевали две награды, а женщины - 3 золота, одно серебро и одну бронзу. В общем медальном зачете сборная России по фехтованию оказалась на первом месте.

Детское фехтование

Фехтование для детей на сегодняшний день развито не меньше других видов спорта. В секции обычно принимают детей от 9 лет. В хороших школах их учат не только технике и тактике боя, но и толерантности по отношению к противнику. Достойная секция фехтования есть в каждом крупном городе. Без этого спарринг по фехтованию превратился бы в простое побоище клинками.

«Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, что делает искусство фехтования чрезвычайно сложным, ибо к глазу, который видит и предупреждает к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, чтобы дать жизнь оружию.»

Ж.Б.Мольер

Спортивное фехтование на сабле - один из самых захватывающих, техничных и красивых фидов фехтования.

Сабля - единственный вид в спортивном фехтовании, в котором наносятся рубящие удары.

Спортивная сабля имеет большую гарду защищающую руку от ударов сбоку. В среднем длина клинка — 87 см (не более 88), всей сабли — 104 см (не
более 105) и вес 500 гр.

Основные правила спортивного фехтования на саблях и история их развития

Засчитываются только удары выше пояса (корпус, руки, перчатка и маска). Важно нанести удар первым. Взачислении очков при одновременно наносимых ударах преимущество у того, кто двигается вперед (заисключением упреждающих ударов «в контртемп» и т. п., но они, конечно же, не являютсяодновременными), однако при перехвате (отводе в сторону) клинка соперника преимущество переходит ктому, кто перехватил (защита-ответ или же батман-удар).

В фехтовании на саблях есть уникальный удар «с прорезью» — по диагонали туловища. Это определенная дань традициям.


В фехтовании на саблях помимо ударов разрешены уколы, на практике это далеко не редкость. В основном уколы наносят при так называемой «атаке на вытянутую руку», хотя опытные спортсмены иногда очень неожиданно используют приемы с уколом в обычном бою.

Как и во всем спортивном фехтовании, в фехтовании на сабле строго соблюдается общепринятый этикет поведения на дорожке.

Фехтование на саблях — наиболее «мужское» среди прочих современных видов спортивного фехтования (шпаги и рапиры).

Прежде всего — из-за ударов, которые бывают крайне болезненными при злостном нарушении техники.

Следует заметить, что обычно дело кончается все же незначительными травмами типа «синяков», против более серьёзных повреждений достаточно надежно защищает экипировка.

Бой начинается с приветствия и после команды судьи. Удары, нанесенные после команды «окончить бой» и за пределами фехтовальной дорожки не засчитываются.

Нельзя вести бой, если у противника по любой причине нет на голове защитной маски или он поднял вверх свободную руку, нельзя начинать бой, если противник не имеет в руках сабли
и т. д. и т. п.

В принципе считается хорошим тоном признать спорный удар, а плохим тоном — всевозможные крики и бурные эмоциональные проявления во время боя.

Нормой считается подойти к противнику и извиниться за нанесенный болезненный удар.

Еще одним неписанным правилам, считается отсутствие проявление агрессии на дорожке. Именно этими правилами спортивное фехтование отличается от любых других видов фехтования, где отсутствие рыцарственности, злоба, желание нанести боль и тяжкие увечья своему противнику не только не подавляются и не считаются дурным тоном, но всячески приветствуются.

Интересно, что фехтование часто включают в тройку наиболее интеллектуальных видов спорта, требующих помимо необходимых физических данных и волевых качеств определенных стратегических навыков (в этом списке, естественно, шахматы, а также спортивные единоборства, и фехтование).