Ребенку 13 лет психология

После десяти лет у каждого ребенка начинается новая и совершенно иная жизнь. Природу не обманешь: появляются первые изменения, как в физиологии, так и в других областях. Клиническая психология детей и подростков показывает, что каждый год жизни - это новая ступенька в развитии.

От ребенка до подростка

На каждом этапе, как ребенка, так и его родителей, ожидают новые и интересные особенности. Зачастую старшее поколение пугает или настораживает поведение ребенка, и они даже не понимают, что следует предпринять и куда нужно обратиться. Поэтому им полезно будет знать о возрастных изменениях, которые происходят с каждым человеком. А также понимать, чем отличается психология подростка в 13 лет и 16 лет.

Отношения с родителями по-прежнему играют очень важную роль в развитии подростков. Информация о бонусе: отношения между родителями и родителями за пределами мифов. Самый распространенный миф о взаимоотношениях между родителями и их подростковыми детьми состоит в том, что их невозможно понять. Однако многие исследования показывают, что семейные отношения более гармоничны, чем они появляются в «фольклоре», и что подростки действительно ищут родительского одобрения. Напряжение, которое возникает, когда ребенок входит в подростковый возраст, присутствует по обе стороны от отношения.

12 лет - уже подросток или ещё ребенок?

Многие родители относятся к своим детям субъективно и считают их не совсем взрослыми, порой даже невзирая на то, что те достигли «солидного» возраста. Но чтобы не возникало проблем, стоит понять, что двенадцатилетний человек относится уже к категории «подростков». И с этого возраста родители должны воспринимать более серьезно свое чадо, учитывая все особенности, которые имеет психология подростка. 12 лет - возраст, когда ребенок начинает претерпевать первые изменения.

В отсутствие открытого сообщения этих противоречивых государств, естественно, что конфликты возникают. Если подход родителей к проблеме отрицательный, то есть вовлекает враждебность, необоснованные ограничения, агрессивные действия, подросток изучит эту модель решения проблем и применит ее в будущих и других ситуациях. Ким, Конгер, Лоренц, Старейшина показывают, что конфликт в семьях с детьми-подростками объясняется взаимностью негативных путей решения проблем теми, кто участвует. После тщательного анализа 451 семьи они объясняют, что отрицательное поведение родителей увеличивает вероятность отрицательного поведения ребенка, что, в свою очередь, увеличивает первоначальный конфликт.

Примерно с этого момента человек пытается ассоциировать себя со взрослым контингентом. Это может происходить в виде копирования чужих манер, дабы казаться старше. Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место. Девочки также начинают особое внимание уделять своим внешним данным. В этот период они уже могут экспериментировать с косметикой. Поэтому не стоит родителям пугаться этого и запрещать. Лучше всего подобрать ребенку более качественную продукцию с наименьшим содержанием «химии».

Это поддерживается из-за взаимности взаимодействия, а не из-за поведения, взятого отдельно. Следовательно, мы могли бы следовать некоторым предложениям, чтобы избежать острых конфликтов и неадекватных моделей для подростков: - открытое выражение эмоций - избегание ярлыков и обвинение - поиск эффективных стратегий разрешения конфликтов в конфликтных ситуациях. - Осознание того факта, что любые отношения связаны с возникновением конфликтов. - рассматривая подростка как равного партнера в обсуждении. - Постепенно предлагая независимость - защищая их от ошибок из-за отсутствия опыта. - уверенность в их способности справляться с рисками. - обсуждать любую из тем, которые преклоняют колени. - слушать ваши аргументы. - объясняя причины решения о них. - выделение и награждение желаемого поведения Библиография.

На первом этапе подросткового периода у человека появляется некая медлительность. Не стоит пугаться - это нормальное явление, так как в этот момент меняется связь между памятью и мышлением. Ребенок понимает, что процесс мышления неотъемлемо связан со способностью вспоминать те знания, которые были получены ранее. Происходит более осознанное запоминание и осмысление прочитанного материала. В этот период человек начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов.

Дружба становится более близкой; близкие отношения развиваются с противоположным полом. Давление группы друзей очень сильное, и в крайних случаях они ведут к антиобщественным действиям. Недавнее исследование касается критериев отбора афроамериканцев, африканцев и азиатских американцев. Кажется, что выбор друзей сделан главным образом по критерию употребления психоактивных веществ, второй - академической ориентации и только третье место этнической идентичности. Из всех трех подгрупп, изученных, африканские молодые люди, по-видимому, являются восьмым по величине для подобных друзей этнической идентичности.

13 лет - подростковый рассвет

Изумительна и непредсказуема психология подростка. 13 лет - возраст, когда происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно меняться настроение. И если вдруг он стал более шустрый, резкий - это не подтверждает тот факт, что в вашей семье растёт «трудный» подросток. Такие изменения являются нормальным психологическим фактором. Ребенок начинает себя воспринимать как взрослого человека, имеющего право на свое мнение, свои желания. И это отчасти правильно. Ведь он должен стремиться к самостоятельности, и через какой-то период произвести «сепарирование» себя от родителей. Конечно, с этим очень трудно смириться родителям, и зачастую они совершают самую большую ошибку, пытаясь подавить любые желания ребенка. Это может привести к плачевным последствиям.

Но сходство не является абсолютным критерием, а лишь относительным. Подростки не обязательно предпочитают быть рядом с теми, у кого одни и те же руководящие принципы с их, что подразумевает более широкое признание разнообразия, которое предполагает этот возраст.

Сексуальность сильно влияет на развитие подростковой идентичности. К концу подросткового возраста сексуальные опционы уже выясняются и стабильны. Но в этом отношении нет общего правила. По данным продольного исследования, проведенного Алмазом в группе женщин из числа меньшинств в возрасте 16-23 лет, сексуальная самоидентификация не полностью принимается и последовательно соблюдается в позднем подростковом возрасте. Из опрошенных половина испытуемых несколько раз меняла свою сексуальную идентичность.

Касаются и интимной сферы изменения, которые имеет психология подростка. 13 лет - возраст, когда отмечается повышенное сексуальное влечение, и, как ни странно, это происходит больше со стороны девочек. Конечно, и мальчиков начинает интересовать данная тема, но пик интереса у них происходит чуть позже. В этом возрасте подростки критически относятся к своим внешним данным. Это обусловлено тем, что присутствует желание быть похожим на своего кумира, у которого идеальная фигура, отличные волосы и самые красивые глаза.

И проявленное половое поведение противоречило ориентации субъектов, четверть лесбиянок, занимающихся сексом с мужчинами. Исследование показывает, что сексуальная идентичность и сексуальность гораздо более подвижны, по крайней мере у женщин, хотя сексуальные чувства, похоже, имеют более высокую константу.

Эмоциональное «старение» возраста может привести к тревожным и депрессивным состояниям, что приводит к увеличению числа случаев расстройств пищевого поведения, злоупотребления наркотиками и попыток самоубийства. Сексуально зрелые девушки кажутся менее общительными, менее выразительными, более замкнутыми и робкими. Кроме того, их чувства к менархе часто отрицательны. Очень часто они имеют искаженный образ своего тела и более низкую самооценку. Почему это кажется менее привлекательным для молодых «ранних» физически?

14 лет - возраст осознания себя как личности

В 14 лет подросток активно начинает отстаивать свои права. Иногда у родителей может создаться такое чувство, что их ребенок все делает назло и наперекор. Но это совершенно не так. По крайне мере, подросток не ставит для себя определенную цель - оспаривать все. Зачастую он и сам не уверен в том, что ему действительно необходимо и важно. Но желание выделится, показать - «Я - другой!» - огромно. Поэтому появляется непонимание между родителями и детьми. Чтобы не усугублять ситуацию, при назревании конфликта лучше сглаживать острые моменты. Важно понимать, что ребенок не пытается вас разозлить или специально вывести из себя - это особенности возраста.

Во-первых, потому что недавно приобретенные «раунды» могут не соответствовать андрогинному идеалу красоты в моде. Даже другие подростки могут смотреть на нее стереотипно, бросая на ее плечи определенное давление, которое она часто не может нести. Даже если различие уровней, как по отношению к мальчикам, так и к другим девушкам, может заставить молодую женщину чувствовать себя исключенной, казалось бы, что плод такого опыта полезен в долгосрочной перспективе - иметь дело с некоторыми такие ранние проблемы могут помочь сделать это намного лучше.

Общение - это важно!

Также в этот период ребенок огромное внимание уделяет общению. Для него очень важно быть принятым, а не отвергнутым. А также иметь друзей, с которыми можно поговорить обо всем. Ведь в этом возрасте очень много волнующих тем и щекотливых вопросов, с которыми к родителям не пойдешь.

Психология подростка в этом возрасте, конечно, претерпевает значительные изменения. И если родители вовремя заметили этот переход и смогли изменить тактику в отношениях с ребенком, то зачастую это сводит к минимуму проблемные моменты. В такой ситуации подросток не спешит удрать из дома или сделать что-то из ряда вон выходящее. Он слышит своих родителей и может пойти на компромисс.

Эффекты слишком быстрого или слишком позднего созревания тем более негативны, что и большее несоответствие между подростковым возрастом и ее коллегами или подругами, и тем больше она не видит преимуществ изменений, которые происходят с ней. Однако его сложно обобщить, поскольку психологические эффекты биологического созревания зависят от того, как ценит это событие как подростки, так и окружающие. Взрослые могут свести к минимуму жестокое воздействие, которое могут иметь такие изменения на молодых женщин, чтобы «облегчить» их прохождение через эти годы.

16 лет - путь к совершеннолетию

Чем примечательна возрастная психология? Подросток становится совсем взрослым. В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг. Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку. Подросток должен понимать - что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

Самым драматичным признаком полового созревания девочек является менарха - первая менструация. Однако, поскольку в этом отношении нет правила, шансы на то, что девочка останется беременной даже в этом «образцовом» интервале, не должны игнорироваться. Многие молодые подростки живут в этот момент как истинный порог зрелости. Есть также много девушек, которые, однако, имеют гораздо более негативный образ жизни, чем менструации. Для многих из них менструация - настоящее «проклятие», неотложный источник психологического и физического дискомфорта.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна. Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности - ребенок начинает уделять внимание философии. Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план. В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка. 16 лет - это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений. Человек находится на пике своего эмоционального развития.

Эти чувства в значительной мере способствуют также «фольклору», который считает, что женщина в момент менструации преследуется злыми духами, будучи опасной для мужчин и для растений. В лучшем случае событие можно терпеть, но не положительно оценивать. Шансы на отрицательную реакцию происходят, когда менарха устанавливается слишком рано или слишком поздно; что может усугубить отсутствие адекватной подготовки, семья и друзья, подчеркивающие негативные аспекты менструации, реальное присутствие физического дискомфорта и, наконец, не в последнюю очередь тот факт, что молодая женщина не готова еще перешагнуть порог к взрослой жизни.

На заметку родителям

Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе. Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны.

Менарха - это больше, чем просто физическое событие; на самом деле является конкретным символом перехода от жизни девушки к жизни женщины. Девочки, у которых уже есть менструация, больше знают о своей женственности; больше интересуются отношениями между мальчиками и девочками и уделяют больше внимания их собственному телу - и его «украшениям». У них также, похоже, больше индивидуальности. К сожалению, негативные аспекты менархе - дискомфорт и неожиданное смущение, которые сопровождали ее, были более акцентированы, чем положительные аспекты.

Успех воспитания зависит прежде всего от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.

В настоящее время принято считать, что средний школьный возраст (подростковый) длится от 11 до 15 лет, старший школьный возраст (юношеский) — от 15 до 18 лет. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста для благополучного перехода к следующему возрастному периоду.

В настоящее время существует смесь чувств, которые характеризуют реакцию на менструации. Чем моложе, тем моложе, тем лучше, тем более позитивны ее чувства - оптимист! И тем меньше боль. К сожалению, однако, слишком много подростков не имеют достаточной информации - или правильно! - и поэтому они оставляют крайне неприятные воспоминания о первых менструациях: от страшного страха, что они умрут, потому что они истекают кровью до ужасного стыда, из-за которого они больше не хотят покидать дом. Особенно, если менарха приходит слишком рано, это более агрессивное событие, может быть, потому, что времени на подготовку к этому моменту недостаточно, или просто потому, что молодой человек чувствует себя перед своими друзьями.

Весь период старшей школы называется «трудный возраст», потому что это переход от детства к взрослости (взросление). И самый главный происходящий в это время процесс - половое созревание, влияющее на все стороны жизни подростка. Бурная нейрогормональная перестройка, бурный рост и физическое развитие, влияние гормонов на центральную нервную систему приводят к наиболее острому, ярко выраженному и продолжительному возрастному кризису - пубертатному (или «кризис 13 лет» ). Возрастающее половое влечение вызывает массу переживаний, меняется вся эмоциональная сфера подростка, он испытывает чувство влюбленности и становление Я-мужчина или Я-женщина.

Как этот опыт может стать положительным? Прежде всего, он требует информации и особенно правильной информации - не слишком технической и безличной. Девочкам необходимо дать объяснения относительно их тела, его частей и процессов, которые они перекроют, и их можно ожидать. Информация должна быть достаточной, чтобы помочь им понять, что менструация - это универсальное явление, характеризующее жизнь женщин и отличающееся от раны или болезни! Каким будет время для родителей, чтобы провести такую ​​дискуссию?

Она думает, что может успокоиться, как только девушка начнет разворачивать грудь и лобковые волосы. Прежде всего, они должны воспринимать менструацию как естественную вещь, а не для того, чтобы одолеть ее, и обеспечить, чтобы их дочь продолжала свою деятельность до тех пор: спорт, плавание, купание. Половое созревание у мальчиков Взрывной рост - сначала по весу, затем по высоте и, наконец, в физической силе - является первым признаком полового созревания, даже если некоторые гормональные изменения предшествуют этому моменту.

Одной из существенных особенностей личности подростка является появление чувства взрослости - стремление быть и считаться взрослым. Хотя подросток пытается вырваться из опекаемого детства к самостоятельности, однако он еще учится, является иждивенцем, часто проявляет детские формы взаимоотношений. Чувство взрослости и растущие притязания вступают в противоречие с реальной действительностью. Это и является причиной кризиса подросткового возраста.

Рост яичек, удлинение полового члена, увеличение мошонки, приводят к созреванию мужских половых органов к концу полового созревания, поэтому воспроизведение становится возможным. Показатель репродуктивной способности - эякуляция - выброс спермы, содержащей сперму, примерно в возрасте 13 лет. Эти изменения также включают вторичные мужские сексуальные характеристики. Потребность и желание иметь сексуальный опыт явно связаны с гормональными изменениями, которые возникают в период полового созревания.

Обычно интерес мальчиков к сексуальным переживаниям тесно связан с моментом первой эякуляции, тогда как у девочек период латентности больше. Следовательно, проблема - часто завышенная и чрезмерно представленная - девочек, которые «волосатся» в подростковом возрасте «без астмы» сексуальных потребностей мальчиков. С другой стороны, наличие сексуального желания делает очень высокий процент мальчиков-подростков прибегать к мастурбации. Такое поведение обычно сопровождается чувством вины, а если нет, то позор, по идее, что вы плохи или ненормальны.

Подросток стремится приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, при этом в первую очередь усваиваются более доступные стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде и прическах, а подчас курение, употребление вина).

Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений со взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами. Подросток требует, чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями и интересами, т. е. претендует на равноправие со взрослыми.

Главная потребность этого возраста - потребность в общении со сверстниками, быть признанным ими и принятым ими. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков - ко всему, только не к учебной деятельности.

Для подростка мнение ровесников уже гораздо важнее, чем мнение взрослых. Если младший школьник в большинстве случаев удовлетворяется похвалой или порицанием, исходящими непосредственно от учителя, то подросток болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя.

Основные причины тревожности и страхов у подростков обычно вызваны взаимоотношениями со сверстниками, а не проблемами с учебой, как у младших школьников.

Место, которое занимают подростки среди товарищей по классу, имеет огромное социально-психологическое значение: в числе «трудных» учащихся, как правило, оказываются те подростки, которые в школе относятся к категории изолированных. Сильнейшим стремлением подростка является стремление завоевать авторитет среди товарищей, быть уважаемым, и во имя этого он готов на все. Если его не принимают в классе, он ищет себе друзей вне школы.

Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов.

В тех случаях, когда моральные требования и оценки ученического коллектива не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто идут за моралью, принятой в их среде, а не за моралью взрослых. У подростков возникает своя система требований и норм, и они могут упорно их отстаивать, не боясь осуждения и наказания со стороны взрослых (например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке, и вполне добродушное, даже поощрительное отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой).

Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. В качестве идеала часто выступает конкретный человек - «кумир», звезда.

Ломка старых психологических структур ведет к взрывам непослушания, поэтому период 14-15 лет (7-8 классы) наиболее труден для окружающих. Изменения в этом возрасте сопровождаются:

а) внутренними трудностями самого подростка (его переживания, сумятица, физиологические трудности),

б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).

Психологи называют этот возраст - «время 5 НЕ»:

НЕ хотят учиться как могут. НЕ хотят слушать советов. НЕ убирают за собой. НЕ делают домашние дела. НЕ приходят вовремя.

Во взаимоотношениях подростков со взрослыми:

а) происходит «отчуждение» от взрослых, замыкание в себе;

б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это - скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность.

в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости - взрослые требуют то, что сами не выполняют.

Что делать? Разберитесь с правами и обязанностями. Ваш контроль преподносите как заботу. Не критикуйте подростка в присутствии других. Не бойтесь признаваться в своих ошибках. Объясняйте мотивы своих требований и поощряйте их обсуждение ребенком. В некоторых ситуациях просите совета (помощи) как у равного или старшего. Сотрудничайте с учителями. Относитесь мудро к "срывам" в поведении подростка.

Наиболее типичными для этого возраста поведенческими особенностями являются:

1.Реакция эмансипации - стремление к самостоятельности, освобождению из-под опеки взрослых. Она может лежать в основе побегов из дома и уходов из школы, эмоциональных вспышек, направленных на родителей и учителей, а также отдельных асоциальных поступков.

2.Реакция группирования - объясняется стремлением к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения, системой внутригрупповых взаимоотношений и своим лидером. Однако состав групп и их занятия в свободное время не всегда полезны.

3. Реакция увлечения (хобби-реакция) - отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в совместной деятельности, увлечение одеждой, модой, косметикой и т.д.) для девочек. Интеллектуально-эстетические увлечения могут наблюдаться у обоих полов.

4. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением , многообразны в своих проявлениях. Основной опасностью тут может быть ранняя половая жизнь.

Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Подростки исключительно бурно и непосредственно выражают свои эмоции, часто бывают исключительно несдержаны. Для подростка характерны повышенная возбудимость, неуравновешенность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если в отношении к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть.

При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело.

В школьном обучении учебные предметы начинают уже выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения. В то же время в отличие от младшего школьника, который с большим интересом воспринимает готовое, подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Многие подростки предпочитают справляться с задачами, не списывая их с доски, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения и т. д. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности.