Для чего нужно изучать психологию эссе. Эссе «Зачем нужен психолог в образовании

Но для начала, вспомним само понятие – психология. В переводе с греческого языка термин «психология» дословно переводится как знание о душе. А по сути, это наука о поведение человека.

Психика живых существ с древних времен интересовала человечество. Это тайное свойство живой материи, функционирующее по особым законам. Познания о человеческой психике по мере эволюции постоянно прогрессируют. Прогресс ушёл далеко, а познание души, поведения человека тоже двигается, но очень медленно и плюс к этому разные школы психологии просто скрыто враждуют между собой, вернее недолюбливают.

Давно известно, что качество жизни человека во многом определяется его окружением и отношением к себе. Очень редко случается так, что человеку повезло с воспитанием, повезло с окружением, работоспособность и коммуникабельность на высоте «от природы». Такие люди интуитивно выбирают правильную дорогу своей жизни, идут по ней с успехом, и никакая помощь психологов им не нужна. Однако большая часть людей, очень часто, заворачивает на своем жизненном пути, образно говоря, в болото, и не всегда, получается, выбраться из него самому.

Часто таких людей мучают вопросы. Как изменить качество моей жизни? Как наладить сложные отношения с людьми? Как сделать так, чтобы я был ценен и значит для людей? Почему у других людей дела обстоят лучше, чем у меня? Как познать себя? Как найти свой путь? На эти и на тысячи других подобных вопросов пытается ответить психология. Однако получить однозначный ответ на эти вопросы, который будет подходить для всех, без исключения, людей на нашей планете практически не реально.

Зачем человеку нужна психология?

Д ля самопознания, самопонимания, а также для понимания других людей и понимания взаимоотношений между ними.

Человек, подкованный психологией более внимателен, наблюдателен, проницателен; понимает мотивы поведения человека; он может прочитать человека как открытую книгу. Человек только подумал, а вы знаете, что у него на уме, потому что это выразилось на его лице, мимике, жестах, т.е. невербально. А что это даёт? Он знает, что можно ожидать от человека «предупреждён, значит, вооружён», а если есть уже готовые модели реагирования на подобные ситуации, значит, ситуацию можно держать под контролем. И самое наверное главное, человек научается управлять своим телом: своими эмоциями, желаниями, чувствами, которые зачастую ОЙ-КАК не подвластны нашему сознанию.

Психология отвечает на многие вопросы почему? Почему мы поступаем именно так, а не иначе? Понимаешь, что движет нами? Если вам хочется понимать причины происходящего вокруг, а самое главное знать ответ на вопрос «что делать с этим?», как изменить ситуацию, мышление, поведение себя и близких людей, то добро пожаловать в увлекательный Мир психологии.

Кто поможет?

Профессиональные психологи, могут определить какие истинные проблемы волнуют вас, и как направить человека на решение этих проблем. Именно направить, потому что встреча с психологом – это лишь 50 % решения проблемы. Понять, узнать решение, согласиться с ним – это далеко не все. После этого нужно немедленно начинать действовать. Для того чтобы что-то в своей жизни изменить, нужно выходить из шаблонных рамок поведения. Но жизнь не всегда связана с проблемами, иногда просто нужен человек со стороны, чтобы дали обратную связь по целям и задачах. Чтобы пройти свой путь наилучшим и коротким образом.

Чем психолог помогает человеку?

Настоящий специалист в этой области, с помощью методик и своего профессионального навыка находит в человеке деструктивные, не правильные шаблоны поведения и помогает человеку осознать их. Помогает раскрыть внутренний потенциал, снять внутренние защиты/блоки разного рода, выйти из коробки условностей, своего рода, из старого гнилова дома выстроенного самим же человеком из не ресурсных убеждений, и выстроить в своём сознании новый прекрасный дворец, новый позитивный мир, где он становиться Хозяином и Автором своей судьбы. Вы не ослышались, именно так — ХОЗЯИНОМ . И тот, кто через это прошёл, знает о чём я говорю.

Как отличить профессионала от некомпетентного специалиста?

В любой профессии важен конечный результат деятельности. Если он положительный, то вы обратились по адресу. К настоящему специалисту. Выздоровел пациент после операции — хороший врач. И вам совсем неважно, какой университет он закончил. Бывает, что за плечами врача куча институтов, кандидатских, но он никакой, а бывает люди профессионалы от Бога, их и учить-то особо не нужно. Чуть только подправить вектор развития и дать нужный материал.

Если же человек говорит лишь о том, что он знает, видит пути решения проблем, с которыми к нему обращаются, то он видит дорогу, но не видит конечную цель, к которой должен прийти. Терапия ради терапии. Процесс ради процесса. Процесс — это не результат.

Бывает еще хуже — психолог говорит, что его работа — быть психологом, оказывать психологическую поддержку людям, это хорошо, даже скажу здорово! Но это только мизерная часть компетенции настоящего психолога, то есть он вообще не понимает какой «продукт» должен быть итогом его деятельности.

Компетентный психолог знает, что конечный продукт его работы — изменение жизни клиента к лучшему, у него происходят реальные качественные прорывы по многим направлениям жизни, причем сам клиент говорит об этом.

Чему учат психологов в стандартных заведениях?

В классическом университетском образовании психологов большой объем часов отведен на изучение теории психологии, истории становления психологии как науки, философии.

Мало времени уделяется отработке практических навыков. Как следствие, после пяти, шести лет обучения в вузе, в голове много знаний, а вот навыков и практического опыта очень не хватает. Преподаватели говорят, что, мол, нарабатывайте опыт сами. Учитесь на своих ошибках. А как его наработать, если без опыта никуда не берут? Да и захочет ли клиент прийти к такому специалисту, ещё большой вопрос!

Заветы вузовских специалистов можно охарактеризовать словами из мультфильма Алиса в стране чудес: «всё чудесатее и чудесатее». Для чего я пять-шесть лет корпел(а) над изучением учебной программы? Сдавала зачеты, экзамены? Это похоже на ситуацию, когда водительские права получил, а ездить по городу так и не научился, и при этом все же рискуешь — сесть за руль.
К сожалению, именно беда всех обычных психологов — даже и кандидатов — что они работают так, как их научили — старыми методами, которым от роду лет по 50, а то и по 100. Например, психоанализ — был в свое время очень прогрессивен. В итоге, все попадают под жернова общих рецептов, общих рекомендаций, по сути, идёт работа с клиентом по шаблону. Иногда они попадают в цель, но часто мишень проблемы остается не закрытой. Люди справедливо начинают задумываться: а нужны ли вовсе нам психологи? И идут в церковь, к бабкам, экстрасенсам, в секты. Бывает, что эти люди и помогают, а бывает и плачевный результат.

И сейчас сложилась ситуация, когда часть психологов, не получивших, по каким-либо причинам, доступ к новым методам, работают по старинке. Можно сравнить их с врачами в простой провинциальной поликлинике. за это им тоже низкий поклон, это по-любому лучше, чем ничего!

Что делать?

Есть люди и даже целые направления в практической психологии, кто сами разрабатывают новые подходы, методики, техники и внедряют их в жизнь. Они более эффективны и просты, дают потрясающие результаты за короткий промежуток времени. Найдены они методом проб и ошибок. В частности, я говорю не абстрактно, а про своё направление. Они настолько универсальны, безвредны и просты, что их можно внедрять даже в школьное образование начиная с детского сада. Даже самый малый ребёнок их усваивает очень легко и быстро. Кстати, дети очень быстро схватывают основы и для них это является уже, как дышать, писать, читать… И эти специалисты с их инструментом оказываются впереди планеты всей, тем самым двигают прогресс в области психологии. По сути, делают так, чтобы психологии не было вообще. Им важно, чтобы вокруг были люди психически здоровы и уже никакие психологи обществу не были нужны. Что это за подход? Он ближе к социальной педагогике и воспитательной работе с элементами логического анализа происходящего. Конкретней, это комплекс самых разных направлений психологии, эволюционной психологии, биологии, нейрофизиологии… Вернее, симбиоз самого лучшего, простого и прогрессивного. И всё это объединено в эффективную структуру обучения психологическим навыкам. Это просто адекватный процесс научения человека с самого детства элементарным навыкам правильного мышления, управлением своими эмоциями, а как следствие поведением. Это направление онлайн-школы

Выбор за каждым

У каждого человека теперь есть реальный шанс получить действенные инструменты для своей работы над собой, которые как следствие, приводят к позитивным изменениями в жизни. И доказательство этому моя жизнь и всех моих коллег закончивших Университет практической психологии, откуда мы перенесли большую часть нового подхода. Настал наш черёд распространять эти уникальные знания и умения по всему миру.

Друзья, у вас тоже есть шанс получить БЕСПЛАТНО эти знания, эти я хочу разорвать шаблон мышления, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Главный тезис школы: У нас всё по-честному и справедливости! И этим мы хотим доказывать, что психолог – звучит гордо. Присоединяйтесь к нам, профессионалам с большой буквы в онлайн-школу » и вы почувствуете разницу!

1 часть Эссе на тему зачем мне знание психологии.

Психология изучает очень сложные и трудно познаваемые явления. Можно ли увидеть, как мыслит, запоминает человек, какие образы возникают в его сознании, можно ли, наконец, увидеть чувства человека - радость и печаль, любовь и ненависть? Конечно, нет. Об этом невидимом мире можно узнать только косвенным путем, изучая поведение, деятельность людей во всем их многообразии.

Люди многого ожидают от исследований психической жизни: их результаты волнуют не только специалистов-психологов, в той или иной степени они касаются каждого человека, потому что психология активно участвует в решении многих крупных социальных проблем. Важнейшие среди них - обучение, воспитание, труд.

Стремительно и неудержимо растет объем информации, необходимой человеку в жизни. Современный рабочий, инженер, врач, ученый должен знать намного больше своих предшественников. Каждое новое поколение вынуждено примерно в одни и те же сроки усваивать все большее количество знаний. Без ясного представления о том, как человек воспринимает и познает окружающий мир, невозможно справиться с этой задачей.

Человек - единственное на Земле существо, испытывающее потребность в труде. Но удовлетворение этой потребности происходит сложными путями. Человек сейчас глубже, чем когда-либо раньше, осознает цели и социальное значение своей трудовой деятельности. Он не хочет быть человеком-роботом, но все острее ощущает стремление к творчеству, к максимальному раскрытию своих внутренних возможностей.

В этой связи следует назвать еще одно направление психологических исследований - поиски возможностей профессионального отбора и профессиональной ориентации. Изучение объективных требований, предъявляемых различными профессиями к психической деятельности людей, определение реальных возможностей самого человека, начиная от чувствительности органов зрения или слуха и кончая умением строить отношения с окружающими, должны привести к тому, что каждый молодой человек окажется в состоянии правильно определить свое место в общем труде.

Данные психологии говорят о том, что формирование характера человека, свойств его личности зависит не только от влияния окружающей среды, но в сильной степени определяется способностью к самовоспитанию. Следовательно, результаты психологических исследований приводят к выводу о том, что человек может активно «строить» свою личность.

Необыкновенно сложна и многообразна психическая жизнь человека. Психология изучает ее закономерности - восприятие человеком окружающего мира, мышление, чувства, формирование его психических свойств - потребностей, интересов, навыков, привычек, способностей, характера.

Важная задача психологии - познание объективных законов психической жизни человека с целью руководства развитием личности, формированием ее сознания, целенаправленного изменения ее психических свойств в соответствии с требованиями общества.

Для чего изучать психологию?

Для себя. Изучение психологии, во-первых, направлено на познание себя - самопознание, разобраться в своих скрытых качествах, прояснить открытые для всех свои странные для себя поступки и эмоции. Во-вторых, понять свои задатки, способности, мотивы, чтобы жить в соответствии с ними и получать, наконец, удовольствие от ежедневной жизни. В-третьих, изучение психологии полезно тем, что помогает быть честным с самим собой. И смело отвечать на вопрос А чего это я… и далее можно подставлять различные окончания, например, …расстроился, …рассмеялся (один), …разозлился, …задумался, …разленился, …разоткровенничался, …расплакался, …активизировался, …развеселился и т.д и т.п.

Можно ли это сделать одному? Можно, но очень сложно и очень долго. В группе таких же искателей истины про себя это сделать намного легче, веселее, интереснее и быстрее.

И, последнее, а может предпоследнее, а последнее вы поставите сами. Изучение психологии дает уверенность. Причем уверенность не внешнюю, чаще всего временную, которую можно отработать на специальных тренингах, хотя это часто похоже на самоуверенность. Вы приобретете внутреннюю уверенность, которая дает спонтанность в своем поведении, мышлении и выражении эмоций.

Для семьи. Изучение психологии полезно для улучшения отношений в семье. Изучая психологию детского развития, вы поневоле вспоминает свое детство, становятся понятными поведение и эмоции детей, вы получаете возможность насладиться своим детством, ведь никогда не поздно иметь счастливое детство, хотя иногда и кажется, что не так, понимая детскую психологию вы поймете, что про плохое просто кажется. Разбирая гендерную психологию, вы начнете понимать различие в поведении и мышлении мужчин и женщин. В конце концов вы становитесь более терпимы в отношении своих родных и близких. Все напряжения в семейных отношений складываются из непонимания, недоговаривания, недоверия себе и другим. Бывает страшно что-то сказать, что-то понять, довериться себе и другому. И в этом очень много потенциала и просто много радости для семейных отношений.

Для работы. Работа - хорошее дело и проводим мы на ней немало времени. А если понять простую истину, что человек особо работать не хочет и не создан, то отношение к работе надо менять. Изучение психологии помогает понять свои индивидуальные способности и соотнести их с требованиями рабочего места, которое вы заняли. Никогда не поздно что-то изменить: или работу или отношение к ней. Найти свое место в этой жизни - священная обязанность каждого человека.

1 часть Эссе на тему зачем мне знание психологии.

Психология изучает очень сложные и трудно познаваемые явления. Можно ли увидеть, как мыслит, запоминает человек, какие образы возникают в его сознании, можно ли, наконец, увидеть чувства человека - радость и печаль, любовь и ненависть? Конечно, нет. Об этом невидимом мире можно узнать только косвенным путем, изучая поведение, деятельность людей во всем их многообразии.

Люди многого ожидают от исследований психической жизни: их результаты волнуют не только специалистов-психологов, в той или иной степени они касаются каждого человека, потому что психология активно участвует в решении многих крупных социальных проблем. Важнейшие среди них - обучение, воспитание, труд.

Стремительно и неудержимо растет объем информации, необходимой человеку в жизни. Современный рабочий, инженер, врач, ученый должен знать намного больше своих предшественников. Каждое новое поколение вынуждено примерно в одни и те же сроки усваивать все большее количество знаний. Без ясного представления о том, как человек воспринимает и познает окружающий мир, невозможно справиться с этой задачей.

Человек - единственное на Земле существо, испытывающее потребность в труде. Но удовлетворение этой потребности происходит сложными путями. Человек сейчас глубже, чем когда-либо раньше, осознает цели и социальное значение своей трудовой деятельности. Он не хочет быть человеком-роботом, но все острее ощущает стремление к творчеству, к максимальному раскрытию своих внутренних возможностей.

В этой связи следует назвать еще одно направление психологических исследований - поиски возможностей профессионального отбора и профессиональной ориентации. Изучение объективных требований, предъявляемых различными профессиями к психической деятельности людей, определение реальных возможностей самого человека, начиная от чувствительности органов зрения или слуха и кончая умением строить отношения с окружающими, должны привести к тому, что каждый молодой человек окажется в состоянии правильно определить свое место в общем труде.

Данные психологии говорят о том, что формирование характера человека, свойств его личности зависит не только от влияния окружающей среды, но в сильной степени определяется способностью к самовоспитанию. Следовательно, результаты психологических исследований приводят к выводу о том, что человек может активно «строить» свою личность.

Необыкновенно сложна и многообразна психическая жизнь человека. Психология изучает ее закономерности - восприятие человеком окружающего мира, мышление, чувства, формирование его психических свойств - потребностей, интересов, навыков, привычек, способностей, характера.

Важная задача психологии - познание объективных законов психической жизни человека с целью руководства развитием личности, формированием ее сознания, целенаправленного изменения ее психических свойств в соответствии с требованиями общества.

Эссе

педагог – психолог

Слабодчикова Е.А

2015г

Что такое психология?

Какие тайны скрывает это загадочное слово?

Как бы я ответила любознательному ребенку на эти вопросы? Нашла бы нужные слова?

Может быть ребенок уверен, что психология связана с волшебством и фантазирует, представляя мудрых и добрых волшебников-психологов, которые могут превращаться в кого угодно, изменять других людей и даже заглядывать в глубину их душ?

Как верно подобрать слова, чтобы рассказать об этой науке, ведь ребенок мыслит, опираясь на образные представления?

И все-таки попробую:

«Когда-то давно люди обратили внимание, что есть явления жизни, предметы, которые нас окружают. Например – морской прибой бьется о берег, кричат чайки, дует теплый соленый ветер…. И есть другие, совсем особые явления, которые происходят внутри нас. Например – каким мы себе представляем море? А когда мы приедем туда отдыхать, там все будет совсем по-другому.

Нередко наши переживания, воспоминания довольно сильно отличаются от тех, что были на самом деле. Этим внутренним явлениям люди придумали названия – восприятие, воображение, память, мышление, воля. Все вместе они образуют внутри каждого из нас особое Королевство Внутреннего Мира. По-другому Внутренний Мир называют психикой.

А психологи изучают психику человека, те законы, по которым живет Королевство Внутреннего Мира. Все миры внутри людей очень разные, непохожие, но общие законы в них есть. Наука психология пытается найти эти законы, узнать о том, что все-таки происходит в этих королевствах».

И если мы совершим исторический экскурс в прошлое, то можем увидеть, что на протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений ученых. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся.

В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми

Еще С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» (1940) писал: «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано…»

Если я сама себе задам вопрос: «Кто такой практический психолог и каковы задачи и функции деятельности в дошкольном образовательном учреждении?» Теперь мой ответ будет отличаться от объяснений, данных любознательному человечку.

Психолог в детском саду – это, прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных его особенностях и индивидуальных вариантах.

Основные функции – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Построение системы работы педагога – психолога ДОУ невозможно без знаний теоретических основ и закономерностей развития ребенка-дошкольника. В отечественной психологии проблема дошкольного детства охватывает возраст с 3 до 6-7 лет.

Л.С. Выготский определял возрастные особенности как наиболее типичные для детей того или иного возраста, указывающие на общее направление развития на том или ином этапе жизни. В процессе обучения и воспитания личности ребенка обучение «ведет» за собой развитие. И именно обучение создает «зону ближайшего развития» ребенка.

А.Н. Леонтьев отмечал, что формирование личности ребенка происходит в его активной деятельности. На каждом возрастном этапе ведущей является определенная деятельность, обуславливающая основные изменения в личности.

Для улучшения самочувствия детей серьезное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Особый акцент педагог – психолог ДОУ должен делать на работу с родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.

Разные авторы с различных позиций подходят к проблеме взаимодействия родителей и детей. Однако все отмечают, что именно родители в большей степени формируют личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Многие считают, что не только родители воздействуют на детей, но и дети оказывают влияние на родителей, побуждая их к одним действиям и подавляя другие.

Научно-психологическое изучение развития поведения родителей показало, что его можно описать с помощью двух пар признаков: неприятие – расположение и терпимость – сдерживание (контроль).

На основе выделенных признаков, Э. Шефер предложил классификацию типов воспитания детей:

    «Принятие – отвержение»

    «Кооперация»

    «Симбиоз»

    «Маленький неудачник»

Очень важно родителям воспитывать в детях эмоционально положительное отношение к самому себе («Я хороший»), лежащее в основе структуры личности каждого нормально развивающегося ребенка. Это ориентирует его на соответствие положительному этическому эталону.

Так в чем же заключается роль педагога – психолога при взаимодействии с родителями воспитанников? Эти роли разнообразны и связаны с индивидуальными особенностями каждого дошкольника. Прежде всего, педагог – психолог представляет интересы ребенка, занимает активную позицию по отношению к нему, стремится добиться максимального взаимопонимания и взаимодействия с родителями на пользу ребенку.

Если меня спросит мой маленький виртуальный собеседник: «А как психологи помогают людям?» Я отвечу: «По-разному. Этим занимается практическая психология. Допустим, у какого-то ребенка плохая память. Он забывает все на свете. Тогда психолог придумывает для него специальные упражнения и развивает его память. Или, например, так боится темноты, что не может заснуть без света. Психолог просит выполнить некоторые его задания, и страх постепенно исчезает».

«Я тоже хочу все знать о себе. И память развивать. И темноты не бояться. Научите меня этому!»

И это самые замечательные слова, которые педагог – психолог может услышать от любознательного человечка!