Что обозначает на обиженных воду возят. На обиженных воду возят? Обида- дело добровольное

Это выражение мы слышим довольно часто, да и сами порой повторяем, желая выразить пренебрежение чувствами человека, которому вольно или невольно нанесли оскорбление. Каков же истинный смысл поговорки «На обиженных воду возят»? Проанализировав все известные варианты, попробуем обобщить их и найти наиболее приемлемый ответ.

Призыв к сдерживанию негативных эмоций

Как известно, гнев и уныние входят в список семи смертных грехов. Тот, кто часто сердится и обижается, наносит вред собственному психическому здоровью, истощает свои душевные силы, навлекает на себя немилостью Божью. Исходя из этого христианского постулата, рассмотрим, какой смысл поговорки «На обиженных воду возят» мог иметься в виду, когда кто-то пытался образумить чрезмерно эмоционального собеседника.

Во-первых, это могло звучать как совет умерить свой пыл, успокоиться. Ведь недаром и сейчас расстроенному, взволнованному или перевозбужденному человеку предлагают выпить стакан воды.

Во-вторых, если представить, что поговорка возникла в среде ремесленников, занимающихся перевозкой различных товаров, - здесь могло скрываться предупреждение о потере выгодных заказов. Действительно, кто же доверит вспыльчивому извозчику доставку хрупкой посуды или какого-то другого ценного груза? Обиженному на весь белый свет, сердитому и неуравновешенному товарищу прямая дорога в водовозы. Если и расплещет водицу - невелика потеря.

И наконец, это мог быть посыл, призывающий не поддаваться на провокации обидчиков, не расслабляться, сохранять твердость духа. Один раз пойдешь на уступки, позволишь собой помыкать - на тебе будут воду возить, хомут на шею наденут, а там, глядишь, и верхом сядут - то есть полностью подчинят своей воле, сделают рабом.

Укрощение строптивых животных

Во времена, когда лошади были и средством передвижения, и тягловой, и пахотной силой, их характеру уделялось особое внимание. Покладистая коняга - верный друг и помощник, а строптивую да сердитую лошадку отправляли на задний двор, использовали для различных хозяйственных работ. Не исключено, что именно отсюда вытекает смысл поговорки «На обиженных воду возят». Известно, что одно из продолжений фразы звучит так: «...а на добрых (то есть на хороших, послушных лошадях) сами катаются».

Развивая эту версию, можно предположить, что дело касалось породистых скакунов, участвовавших в бегах и выставках. Забракованных по каким-либо причинам коней ждала незавидная участь - их запрягали в плуг, соху или приспосабливали для перевозки различных грузов.

Почему в пословицу закралась именно вода? Большинство работ носило сезонный характер: землю пахали весной да осенью, дрова можно было заготовить заранее. А вот ремесло водовоза требовало быть на своем посту каждый день, в любое время года, терпеть жару и холод. Чем не способ укротить строптивый характер?

«Отдам лошадку в хорошие руки»

Придерживаясь предыдущей точки зрения, можно еще раз попытаться объяснить, что означает смысл поговорки «На обиженных воду возят» применительно к лошадям. Представим, что коник служил верой и правдой своим хозяевам, а когда состарился, был отдан в услужение водовозу. Здесь эпитет «обиженный» мог означать «заезженный», «уставший».

Это на Диком Западе загнанных лошадей пристреливают, у нас же определяют на неквалифицированный труд, где не нужна особая скорость и сила. Очевидно, что молодых здоровых коней для подобных работ использовать было нецелесообразно и слишком расточительно.

Нечистые на руку петербуржские торговцы водой

В некоторых литературных источниках приводится логичное на первый взгляд объяснение, истолковывающее смысл поговорки «На обиженных воду возят». Якобы при Петре I уличных торговцев, замеченных в завышении цен или продаже технической воды вместо питьевой, заставляли брать в руки оглобли и развозить воду без помощи тягловых животных. Точно такое же наказание ждало доморощенных коммерсантов, которые невежливо обходились с покупателями или жестоко обращались со своими лошадьми.

Абсолютно не понятно, каким образом этот исторический факт повлиял на смысл поговорки «На обиженных воду возят». Почему грубияны и мошенники вдруг названы обиженными? Языковеды поясняют, что могла произойти трансформация понятий: гневливый - сердитый - надутый - обиженный.

Буйные нравом бояре да дворяне

Продолжая наше исследование, вновь вернемся в петровские времена. Говорят, что царь-преобразователь очень не любил, когда кто-то прилюдно выражал свой гнев, выставлял напоказ обиды. Таким несдержанным подданным полагалось несколько раз пробежаться от ближайшего водоема до порожней бочки с коромыслом, дабы наполнить емкость студеной водицей и остудить свой пыл.

Смысл поговорки «На обиженных воду возят» в этом случае становится более прозрачным, если, конечно, таковые события действительно имели место быть, а не выдуманы современными шутниками.

Вариация на тему загробного мира

Отраженное в некоторых религиозно-мифологических писаниях, в народе и по сей день существует представление об устройстве ада и рая. Как известно, грешникам суждено вечно гореть в адском пламени. Вполне возможно, что додумывались и различные детали этого процесса. Например, предполагалось, что люди, терпящие обиды и унижения в земной жизни, если и не попадут в рай, то будут брошены на менее «жаркие участки» чистилища. Кто-то же должен дрова для дьявольского костра заготавливать или окатывать водой души помилованных грешников.

Отталкиваясь от этой версии, можно раскрыть еще и такой, довольно интересный смысл поговорки «На обиженных воду возят». Назовем его мстительно-утешительным. Оскорбленный человек безропотно сносил унижение, но желал своему обидчику наказания на том свете: «Вспомнишь еще меня, когда будешь поджариваться на раскаленных углях. Воды тебе я не подвезу!»

Отголоски славянской мифологии

В трудах Дмитрия Константиновича Зеленина, известного в прошлом веке исследователя народного фольклора, встречаются рассуждения, отдаленно напоминающие предыдущую версию. В чем смысл поговорки «На обиженных воду возят» по Зеленину?

Согласно поверьям, бытовавшим в некоторых российских губерниях, самоубийцы, а также погибшие от пьянства или утонувшие по неосторожности, поступали в услужение к нечистой силе. А уж черти делали с «обиженными» всё, что вздумается - могли и в телегу запрячь, и заставить воду возить, и верхом на них прокатиться. В старину считалось: если человек умер не своей смертью - значит, на жизнь обиделся.

Осуждение жестокости и бессердечия

А давайте попробуем произнести эти слова без какого-либо подтекста, просто как повествовательно-утвердительное предложение: «На обиженных воду возят». Смысл поговорки вполне мог быть абсолютно другим, даже противоположным тому, к которому мы привыкли. Как-то не верится, что наши предки могли иронизировать насчет «обиженных» (читай: сирых, убогих, обделенных).

Не исключено, что уничижительное звучание фразы стало таковым сравнительно недавно. Попытаемся произвольно, не претендуя на истину в последней инстанции, воссоздать полный текст пословицы: «Для них нет ничего святого: на обиженных - воду возят, на добрых - верхом ездят, мать родную за копейку продадут».

Вполне возможно, что изначальный посыл был осуждающим, описывающим действия злых, беспринципных, жестоких людей. Под «обиженными» здесь следует понимать не тех, кто беспрестанно губы дует, а вдов, сирот, калек и так далее.

Вглядитесь в лица детей, изображенных на картине Перова «Тройка». Вы всерьез полагаете, что тянущие на себе тяжелую бочку с водой ребятишки наказаны за излишнюю обидчивость?

Также можно вспомнить, что в старину под словом «обида» подразумевались не ощущения моральных терзаний, а вполне конкретные физические действия. В первых строках сказки А. С. Пушкина «О золотом петушке» читаем:

«Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он,

И соседям то и дело

Наносил обиды смело».

Велика вероятность, что «обиженные» - это побежденные, угнетенные народы. А с пленниками, как известно, особо не церемонились.

Обижаться – самое пустое, самое никчемное занятие на свете . Все об этом знают, но, увы, ежедневно, а то и ежечасно находят, на кого или на что обидеться, а потом и рассердиться на весь мир. Это зряшное и недостойное занятие выматывает человека и унижает его достоинство.

Исстари повелось грех обиды сурово наказывать, причем делалось это прилюдно. Так непонятливым провинившимся преподавали суровый урок, а любителям надувать губы по поводу и без оного этим наглядным примером показывали, что с ними будет.

Когда и как обиженные, на которых воду возят, в пословицу попали?

Версия первая : считается, что, скорее всего, это произошло в средние века, и в ту пору никакого отношения к людям это выражение не имело. Этими обиженными были лошади. Нет, речь не о породистых скакунах, а о тех конях, которых принято называть «норовистыми». Строптивая лошадь – лишняя головная боль хозяину: повозку ей не доверишь, верхом тоже опасно на ней ездить. Куда пристроить? Выход один: надеть шоры, впрячь в тележку с огромной бочкой и заставить возить воду.

Тяжело, говорите? Так кто же виноват, кроме самой лошади, нечего характер демонстрировать. От такой жизни лошадь быстро превращалась в заезженную клячу.

Версия вторая - потом выражение «на обиженных воду возят» стало применяться к людям. Сначала не ко всем, а только к тем, кто занимался, как та лошадь, доставкой и продажей воды. И смысл у этого выражения пока еще был прямой. На всех повозках водовозов устанавливали бочки, помечая их разным цветом. Один, предположим синий (белый, голубой, зеленый, желтый) показывал покупателям, что здесь чистая питьевая вода. Другой цвет предупреждал, что здесь налита вода для стирки и полива. То есть такая, какую пить нельзя. Разумеется, и цена у воды из второй бочки была намного ниже, чем из первой. Исследователи утверждают, что во многих губерниях техническую воду привозили бесплатно. Деньги брали только за родниковую воду.

В водовозы иной раз нанимались люди не очень порядочные. Денежки-то хотелось заработать и, чем больше, тем лучше. Кто первым решил брать плату за грязную воду, называя ее родниковой, история не знает. Но вот о наказании нерадивых и алчных водовозов она, история, много интересного рассказать может. Самое распространенное выглядело весьма комично: лошадь выпрягали, водовоз брался за оглобли и сам тащил повозку с двумя бочками по улицам. Конечно, надолго его не хватало, да это и не требовалось. Позор, стыд и людские насмешки – вот чего боялись водовозы. Говорят, что двух-трех случаев обычно бывало достаточно, чтобы наладить бесперебойное снабжение любого города чистой водой.

Версия третья – она напомнит нам о горячем нраве императора Петра Первого. Царь терпеть не мог обижулек разного рода, считал таких людей ненадежными и даже опасными, серьезных дел им никогда не поручал. А лечил от обидчивости весьма оригинально. За публичную демонстрацию обиды и ее сестрицы злобы человек получал коромысло и парочку больших ведер. Ему указывали путь от колодца к бочке и заставляли бегом (!) наполнять эту емкость. В результате дурь из головы мгновенно улетучивалась, а физическая усталость сменяла гнев. А ежели обида и желание отомстить все-таки не исчезали, то царь-батюшка не скупился и на вторую, а то и на третью порожнюю бочку.

Кстати, Петр Первый закрепил это наказание официальным Указом. Так что назвать этот способ прихотью самодержца не получится, и обвинение в самодурстве ему тоже не предъявить.

Полный вариант этого выражения

На обиженных воду возят – это поговорка.

Справка: поговорка чаще всего состоит из словосочетания, а пословица – это всегда законченное предложение, имеющее нравоучительный смысл.

Целиком пословица звучит так: «На обиженных воду возят, а на обидчиках - огонь» . Ну, с обиженными уже все понятно, а вот слово «огонь» требует пояснения. Ясно же, что никто из потерпевших просто так своей обиды не спустит, а будет вынашивать планы мести. До царя ему, конечно, не добраться, а вот остальным на орехи непременно достанется. Это и есть тот самый огонь, который так неожиданно заканчивает эту известную пословицу.

Обижаться вредно?

Большие обиды и маленькие обижульки – это не только зряшное занятие. И к тому же вовсе не безобидно. Почему? Психологи подтвердят, что любая обида разъедает душу и плодит раковые клетки. Так что непрощенные обиды – это верный путь к болезням. Зачем создавать себе массу трудностей? Водичку повозить захотелось? Нет? Тогда предпринимаем следующие действия:

  • - срочно прощаем всех (без исключения!) обидчиков, причем делаем это от всей души и искренне;
  • - огонь мести в душе тушим и на месте пожарища высаживаем (мысленно, конечно) свои любимые цветы. У меня там уже целый розарий образовался. Особенно много темно-бордовых роз. Я их усердно поливаю, рыхлю землю и никогда не срезаю. Розы на кусте несравнимо прекрасней любого роскошного букета.

Главное в этом деле – постоянно помнить, что любая обида – это способ манипулирования. Не хотите быть марионеткой? Не обижайтесь, особенно, если точно знаете «объем своей вины».

Существует три версии происхождения данного выражения.

Одна из них находит свое начало в девятнадцатом веке. В то время многие пользовались услугами водовозов, которые доставляли чистую питьевую воду в бочках на телегах. Вода продавалась за недорогую, можно сказать символическую плату.

Однако некоторые водовозы завышали цену, что вызывало справедливое возмущение среди покупателей. В наказание алчных водовозов впрягали в телегу вместо лошади, заставляя самого развозить воду.

Вторая версия также связана с водовозами. Стоит отметить, что в те времена наряду с питьевой водой развозили и техническую воду, которая применялась для хозяйственных нужд, например мытья чего-либо или полива, и была соответственно дешевле. Бочки, в которых перевозили воду, были разного цвета в зависимости от качества воды. В белых возили питьевую воду, а в синих и желтых — техническую. Так вот жуликоватые водовозы порой выдавали техническую воду за питьевую. Когда подлог выявлялся, то заслуженная "народная кара" настигала "героя" в виде наказания, описанного выше.

Третья версия относится к временам Петра Первого, по чьему указу человека, который публично будет показывать свою обиду и злость, надо заставить бегать с коромыслом и двумя ведрами, наполненных ледяной водой, пока раздражение не пройдет.

А вообще обида не стоит своих душевных переживаний, ведь они проявляются у тебя самого, а не у того, на кого направлена обида.

Не держите обиду в себе.
Старайтесь прощать друг друга.
Возможно, обидевшись на весь мир,
Вы не заметили, что
Другого сильнее обидели,
И делая вид, что обиделись на него.
Эта история с фото мне озеро напомнило,
Где обидели одного,
А сделали вид, что обиделись
Совсем другие.

Умение прощать –
Это сильная сторона человека.
Ведь, недаром поговорка есть:

Вы только вдумайтесь в эти слова,
И я постараюсь помочь вам в этом:

Есть несколько версий
Происхождения этой поговорки.
По одной, связана она
С петербургскими водовозами.
В 19 веке цена питьевой привозной воды
Стоила 7 копеек серебром в год,
По тем временам сумма довольно небольшая,
Но некоторые водовозы завышали цену,
За что их и наказывали,
Забирая лошадь и заставляя
Возить бочки с водой на себе...

Вторая версия очень близка к первой,
С той лишь разницей,
Что чистую питьевую воду возили в белых бочках
И цена на нее была самой высокой,
В желтых и синих бочках возили воду
Для технических нужд.
Жулики-водовозы иногда в белые бочки
Наливали техническую воду,
Вызывая эпидемии среди населения,
За что их и наказывали,
Впрягая в водовозные телеги их.

Третья версия связана с более ранним
Периодом российской истории.
По указу Петра Первого на всех тех,
Кто публично высказывал свою обиду,
Злость или недовольство,
Вешали коромысло с двумя тяжелыми ведрами
С ледяной водой,
И заставляли бегать вокруг водоема.
Вода расплескивалась, остужая их пыл.

"Таскание" собственной обиды-
Бесполезное занятие.
Ведь обида - чувство разрушительное,
Направленное не на того, кто обидел,
А на самого этого человека.
Это же он выбирает обидеться ему на кого-то
Или проанализировать событие
И сделать выводы самому.
02.03.2014г.

Рецензии

ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ!!!Обида горькая моя
Пришла, ушла не извинилась...
Скажу я прямо не тая,
Зазлоба в сердце мне вонзилась.

К обиде с лаской обращусь...
Кохать; лелеять ee буду...
На сини горы я взберусь...
-ПРОЩУ ЕЕ И ПОЗАБУДУ!!!

В поля, леса я забреду...
К березкам милым припаду...
Узду найду я непременно.
И заживу благословенно!
С ТЕПЛОМ АННЕТА!!!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.


Часто мы говорим устоявшиеся фразы, не вникая в их смысл. Почему, например, говорят "гол как сокол"? Кто такой "курилка"? Зачем, наконец, на обиженных воду возят? Мы раскроем скрытый смысл этих выражений.


Гол как сокол
Гол как сокол", говорим мы о крайней нищете. Но это поговорка к птицам не имеет никакого отношения. Хотя орнитологи утверждают, что соколы действительно во время линьки теряют свои перья и становятся почти голыми! "Соколом" в старину на Руси называли таран, орудие из железа или дерева в форме цилиндра. Его подвешивали на цепях и раскачивали, таким образом пробивая стены и ворота крепостей неприятеля. Поверхность этого орудия была ровной и гладкой, попросту говоря, голой. Словом "сокол" в те времена называли инструменты цилиндрической формы: железный лом, пест для растирания зерна в ступе и т.д. Соколов на Руси активно использовали до появления огнестрельного оружия в конце XV века.

Жив курилка
"Жив курилка!" - выражение из старинной русской детской игры "Курилка". Правила были просты: участники садились в круг и передавали друг другу горящую лучину, приговаривая: "Жив, жив курилка! Ножки тоненьки, душа коротенька". Тот, в чьих руках лучина гасла, выходил из круга. Получается что "курилка" - это вовсе не человек, как можно было подумать, а горящая щепка которой в старину освещали избу. Она едва горела и дымила, как тогда говорили "курила". Александр Пушкин не упустил шанса воспользоваться этой языковой двусмысленностью в эпиграмме на критика и журналиста Михаила Каченовского: - Как! жив еще Курилка журналист? - Живёхонек! всё так же сух и скучен, И груб, и глуп, и завистью размучен, Все тискает в свой непотребный лист И старый вздор, и вздорную новинку. - Фу! надоел Курилка журналист! Как загасить вонючую лучинку? Как уморить курилку моего? Дай мне совет. - Да… плюнуть на него.

Злачное место
Выражение "злачное место" встречается в православной заупокойной молитвы ("...в месте злачнем, в месте покойнем..."). Так в текстах на церковнославянском языке называется рай. Иронически переосмыслило значение этого выражения разночинно-демократической интеллигенция времен Александра Пушкина. Языковая игра заключалась в том, что наш климат не позволяет выращивать виноград, поэтому на Руси хмельные напитки производили главным образом из злаков (пиво, водка). Иными словами злачное значит – пьяное место.

На обиженных воду возят
Существует несколько версий происхождения этой этой поговорки, но самой правдоподобной кажется та, что связана с историей петербургских водовозов. Цена привозной воды в XIX веке составляла около 7 копеек серебром в год, и конечно всегда находились жадные торговцы, которые завышали цену с целью нажиться. За это незаконное деяние у таких горе-предпринимателей отнимали лошадь и заставляли возить бочки в тележке на себе.

Затрапезный вид
Выражение это появилось при Петре I и было связано с фамилией купца Затрапезникова, Ярославская полотняная мануфактура которого выпускала и шелк, и шерсть, ни в чем не уступавшие по качеству изделиям заграничных фабрик. Помимо этого на мануфактуре делали и очень-очень дешёвую пеньковую полосатую ткань – пестрядь, "затрапеза" (шероховатую на ощупь), которая шла на тюфяки, шаровары, сарафаны, женские головные платки, рабочие халаты и рубахи. И если для богатых людей такой халат был домашней одеждой, то у бедняков вещи из затрапезы считались одеждой "на выход". Затрапезный вид говорил о невысоком социальном статусе человека.

Друг ситный
Считается, что друга так величают по аналогии с ситным хлебом, как правило - пшеничным. Для приготовления такого хлеба используется мука куда более тонкого помола, чем в ржаном. Чтобы удалить из нее примеси и сделать кулинарное изделие более “воздушным”, используется не решето, а приспособление с более мелкой ячейкой - сито. Поэтому хлеб и назвали ситным. Он был довольно дорог, считался символом достатка и выставлялся на стол для угощения самых дорогих гостей. Слово «ситный» применительно к другу означает «высшую пробу» дружбы. Разумеется этот оборот иногда используется в ироническом оттенке.

7 пятниц на неделе
В старину пятница была базарным днем, в который было принято исполнять различные торговые обязательства. В пятницу товар получали, а деньги за него договаривались отдавать в следующий базарный день (в пятницу следующей недели). О нарушителях подобных обещаний говорили, что у них семь пятниц на неделе. Но и это не единственное объяснение! Пятница считалась раньше свободным от работы днем, поэтому подобной фразой характеризовали бездельника, у которого каждый день - выходной.

Куда Макар телят не гонял
Одна из версий происхождения этой поговорки такова: Петр I находился в рабочей поездке по рязанской земле и в "неформальной обстановке" общался с народом. Так случилось, что все встретившиеся ему в пути мужики назвались Макарами. Царь сначала очень удивлялся, а потом сказал: "Быть же вам всем отныне Макарами!"Якобы с тех пор, "Макар" стал собирательным образом русского крестьянина и всех крестьян (не только рязанских) стали называть Макарами.

Шарашкина контора
Свое странное название контора получила от диалектного слова "шарань" ("шваль", "голытьба", "жульё"). В старину так называли сомнительное объединение жуликов и обманщиков, а сегодня это просто " несолидная, ненадежная" организация.

Не мытьем, так катаньем
В старину прачки-искусницы знали, что хорошо прокатанное белье будет свежим, даже если стирка произведена совсем не блестяще. Поэтому, погрешив в мытье, они добивались нужного впечатления "не мытьем, так катаньем".

В зюзю пьяный
Это выражение мы находим у Александра Пушкина, в романе в стихах «Евгений Онегин», когда речь идет о соседе Ленского - Зарецком: С коня калмыцкого свалясь, Как зюзя пьяный, и французам Достался в плен... Дело в том, что в Псковской области, где Пушкин долгое время находился в ссылке, «зюзей» называют свинью. Вообще «как зюзя пьяный» аналог просторечного выражения «пьяный, как свинья».

Делить шкуру неубитого медведя
Примечательно, что еще в 30-х годах XX века в России было принято говорить: «Продавать шкуру неубитого медведя». Эта версия выражения кажется более близкой к первоисточнику, и более логичной, ведь от «поделенной» шкуры пользы нет, она ценится только тогда, когда остается целой. Первоисточник - басня «Медведь и два товарища» французского поэта и баснописца Жана Лафонтена (1621 -1695).

Пыльная быль
В XVI веке во время кулачных боев нечестные бойцы брали с собой мешочки с песком, и в решающий момент схватки бросали его в глаза соперникам. В 1726 году этот прием был запрещен специальным указом. В настоящее время выпажение "пускать пыль в глаза" употребляется в значении "создавать ложное впечатление о своих возможностях".

Обещанного три года ждут
По одной из версий - отсылка к тексту из Библии, к книге пророка Даниила. Там сказано: "Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи тридцати пяти дней", т. е. трех лет и 240 дней. Библейский призыв к терпеливому ожиданию был шутливо переосмыслен в народе, ведь полностью поговорка звучит так: "Обещанного три года ждут, а на четвертый отказывают".

Отставной козы барабанщик
В старину у бродячих трупп главным актером был ученый, дрессированный медведь, за ним шествовала "коза", ряженый с козьей шкурой на голове, и только за "козой" – барабанщик. Его задача состояла в том, чтобы бить в самодельный барабан, зазывая публику. Перебиваться случайными заработками или подачками – довольно неприятно, а тут еще и "коза" не настоящая, отставная.

Квасной патриотизм
Выражение ввел в речевой оборот Петр Вяземский. Под квасным патриотизмом понимается слепая приверженность отжившим и нелепым "традициям" национального быта и безапелляционное неприятие чужого, иностранного, "не нашего".

Скатертью дорожка

В одном из стихотворений Ивана Аксакова можно прочитать о дороге, которая "пряма, как стрела, широкою гладью, что скатерть легла". Так на Руси провожали в дальнюю дорогу, и никакого дурного смысла в них не вкладывали. Это первоначальное значение фразеологизма присутствует в Толковом словаре Ожегова. Но там же сказано, что в современном языке выражение имеет смысл обратный: "Выражение безразличия к чьему-нибудь уходу, отъезду, а также пожелание убираться вон, куда угодно". Отличный пример того, как ироничекси переосмысляются в языке устойчивые этикетные формы!

Кричать на всю Ивановскую
В старину площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую. Раскусить человека Выражение раскусить человека пришло к нам из тех времен, когда в ходу были монеты из драгоценных металлов. Подлинность их проверяли на зуб: если нет вмятины – монета настоящая.

Тянуть канитель
Что такое канитель и почему ее надо тянуть? Это медная, серебряная или золотая нить, применяемая в золотошвейном деле для вышивки узоров на одежде и коврах. Изготовлялась такая тонкая нить путем вытягивания – многократного проката и вытягивания через все более мелкие отверстия. Вытягивать канитель было очень кропотливым занятием, требующим много времени и терпения. В нашем языке выражение тянуть канитель закрепилось в переносном своем значении – делать что-то долгое, нудное, результат которого не сразу виден.

Танцевать от печки
Танцевать от печки – значит действовать по раз и навсегда утвержденному плану, не применяя никаких своих знаний и смекалки. Это выражение стало известным благодаря русскому писателю XIX века Василию Слепцову и его книге «Хороший человек». Это история Сергея Теребенева, который вернулся в Россию после долгого отсутствия. Возвращение пробудило в нем детские воспоминания, самое яркое из которых – уроки танцев. Вот, он стоит у печки, ноги в третьей позиции. Родители, дворовая челядь находятся рядом и наблюдают за его успехами. Учитель дает команду: «Раз, два, три». Сережа начинает делать первые «па», но вдруг он сбивается с такта, ноги заплетаются. - Эх, какой ты, брат! – с укором говорит отец. – Ну, ступай о пять к печке, начинай сначала».