Утомление что делать при его появлении. Утомление и переутомление

Усталость и утомление – причина многих ДТП.

Утомление – это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате длительной деятельности. В самом начале утомления человек усилием воли способен вернуть себе прежнюю работоспособность. Даже находясь в состоянии утомления, водитель может избежать ошибок при внезапном изменении обстановки на дороге с помощью полного сосредоточения. Но в такой ситуации от него потребуется большое волевое усилие и повышенный расход энергии.

Повышенные энергозатраты способствуют прогрессированию утомления и в результате наступает момент, когда, несмотря на возрастающие усилия, возникает уменьшение сосредоточенности на дорогу. Утомлению обычно предшествует чувство усталости. Усталость – это субъективное переживание человеком утомления. Это сигнал организму о необходимости прекратить или снизить интенсивность деятельности, чтобы избежать расстройства нервных клеток.

При выполнении тяжелой, но интересной работы человек может уставать меньше, чем при выполнении более легкой, но неинтересной. Водитель в состоянии утомления может не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения или интереса к работе. При управлении автомобилем в условиях, когда на дороге нет других участников движения, при однообразном ландшафте водитель быстрее почувствует усталость, чем при вождении автомобиля в условиях насыщенного городского движения.

Утомление во время работы – это нормальная реакция организма на затраты энергии. Усталость проходит после длительного отдыха. Если после ночного отдыха чувство усталости не проходит, то это признаки начавшегося переутомления.

Надежность водителей в значительной степени зависит от их работоспособности. Когда работоспособность снижена, это может привести к невнимательности и, как следствие, дорожно-транспортным происшествиям.

Быстрее всего утомляются нервные клетки головного мозга, затем мышцы и потом нервы. В результате утомления происходят нарушения в восприятии, памяти, мышлении и внимательности. А также снижается острота зрения, нарушается координация движений, увеличивается время реакции, учащается пульс, теряется чувство скорости, нарушается готовность к действиям при неожиданном изменении ситуации на дороге.

Зрительное утомление напрямую зависит от продолжительности рабочего дня. Например, после 8 ч непрерывной работы водитель увидит дорожный знак не за 100 м, а за 80.

При утомлении навыки, доведенные до автоматизма, сохраняются. Это позволяет правильно действовать в стандартных ситуациях. Нарушение затрагивает сложные виды психический деятельности, это снижает готовность к действиям при резком изменении ситуации на дороге. Это снижает уверенность в водителе, может привести к дорожно-транспортному происшествию. Чем дольше рабочий день водителя, тем более вероятны ошибки, допущенные к концу рабочего дня. Проведенные исследования позволили выявить следующую закономерность между временем управления автомобиля и количеством ДТП. Если водитель находится за рулем от 7 до 12 ч, по степень возможного попадания в ДТП становится в 2 раза чаще, если свыше 12 ч – в 9 раз чаще, чем при продолжительности рабочего дня менее 7 ч.

Утомление бывает эмоциональное, физическое и умственное. Оно зависит от выполняемой работы. Работа водителя сочетает все три вида утомления, потому что при ней физическая деятельность протекает па фоне умственной и сильного морального напряжения. Больше всего водитель устает эмоционально. Это возникает из-за постоянной готовности действовать быстро, в целях избежания ДТП. В некоторых ситуациях от водителя требуются быстрые действия, которые близки к психофизиологическим возможностям – это вызывает быстрое переутомление. Физическое утомление возникает из-за малоподвижной рабочей позы и однообразия выполняемых действий. При подвижной работе происходит смена напряжения и расслабления мышц. Мышечные ткани отдыхают во время расслабления. Это позволяет сохранить работоспособность на более длительный срок. При длительном управлении транспортными средствами возникает напряжение как в мышцах туловища, так и мышцах конечностей. Развивается утомление, связанное с мышечной слабостью. Руки затекают, и водители начинают попеременно трясти то одной рукой, то другой. Если вы управляете большим грузовым автомобилем на участке дороги с плотным потоком транспорта, это может создать аварийную ситуацию. Для снятия напряжения необходимо каждые 2 ч делать перерывы на 15–20 мин.

Умственное утомление наступает при длительной и насыщенной умственной работе. От нее люди устают не меньше, чем от физической. Это происходит из-за большого потребления энергии клетками головного мозга. Умственная работа водителя проявляется во время интенсивного движения при больших скоростях и заключается в непрерывной оценке ситуации на дороге и быстром принятии решений. Эта работа может выполняться в условиях дефицита времени и сильного эмоционального напряжения.

Умственная и физическая деятельность всегда взаимосвязана. Умственная работа у водителя заключается в непрерывной оценке ситуации на участке дороги и принятии соответствующих решений. Далее происходит выполнение принятых решений, т. е. физическая деятельность, в результате чего обстановка на дорожном полотне изменяется.

И так по замкнутому кругу. Переключение с физической деятельности на умственную снижает утомление, и наоборот. Но в случае очень тяжелого умственного или физического труда такое переключение не срабатывает, потому что после тяжелой физической работы человек просто неспособен заниматься умственной, и наоборот.

Особенно опасным симптомом утомления является сонливость. Она может привести к засыпанию за рулем. Можно указать следующую печальную статистику. В США 4 % всех ДТП со смертельным исходом случаются из-за того, что водители засыпают за рулем. Во Франции 20,6 % со смертельным исходом и 14,9 % с ранениями ДТП происходят по той же причине.

В Японии вследствие этой же причины происходят 61,3 % столкновений, 33,1 % наездов на препятствие, 5,8 % наездов на пешеходов. В России цифра ДТП, случившихся по причине сильного переутомления водителей, колеблется от 1,7 до 2,4%.

Как правило, водители борются со сном. Но необходимо знать, что засыпание часто происходит внезапно. Безопасное движение на дороге может быть под угрозой. Сны могут быть настолько внезапными, что будут восприниматься как реальность. Были случаи, когда водители видели во сне на дороге пешеходов или животных, и внезапно просыпаясь, начинали тормозить или сворачивать с дороги, что приводило к дорожно-транспортным происшествиям.

Засыпание за рулем не обязательно следствие переутомления, оно может быть вызвано монотонной окружающей обстановкой. Когда длительное время не происходит смена ландшафта, скорость движения не меняется и хорошо слышен шум двигателя, может произойти так называемое «сонное опьянение». По данным исследования этому состоянию подвержены в полной степени 23 % водителей, в легкой – 74 % и только 3 % не подвержены вовсе.

Дабы не допустить сонного опьянения, необходимо отвлекаться, но не надолго.

Например, советуют есть кислые конфеты, разговаривать с пассажирами, петь и регулярно проветривать кабину. Если вы сильно устали и никакой из вышеперечисленных методов вам не помогает, то лучше остановиться и поспать хотя бы полчаса.

Были разработаны различные приборы, помогающие бороться со сном. Они подают различные сигналы, а если на них не реагируют, то выключают зажигание. В США такое устройство прикрепляется за ухом, и когда голова водителя наклоняется более чем на 60º и он перестает видеть дорогу, раздается громкий звуковой сигнал. Во Франции было изобретено устройство, которое фиксирует изменения электрической активности мозга. При засыпании электрическая активность снижается, и прибор подает световой сигнал. Если его игнорируют, то раздается звуковой сигнал, после чего выключается зажигание. Также изобретены очки, от дужки которых отходит провод к электронному анализатору. Они реагируют на моргание. Если в течении 20 с водитель ни разу не моргнул, то раздается звуковой сигнал, а после него выключается зажигание.

Конечно, все эти приборы помогают не заснуть за рулем, но проблему переутомляемости они не решают.

Можно проследить, как в течении недели изменяется работоспособность. В понедельник она очень высокая и идет по нарастающей. Вторник, среда и четверг – характеризуются высокой работоспособностью. В пятницу и в субботу происходит резкое снижение работоспособности. Наибольший пик работоспособность достигает в среду, а затем начинает снижаться до самого малого значения в субботу. Были выделены следующие виды утомления: компенсируемое и некомпенсируемое.

При первом утомлении водитель может заставить себя сосредоточиться на дороге. При некомпенсированном утомлении водитель не может преодолеть возникшие нарушения, и в следствии чего существенно возрастает вероятность ошибок.

Для восстановления работоспособности водителям советуют ночной сон, равный продолжительности рабочего дня, т. е. если рабочий день равен 7 ч, то и спать ночью необходимо не менее 7 ч, а если рабочий день равен 10 ч, то и ночью лучше спать около 10 ч.

Правила дорожного движения запрещают водителям управлять транспортными средствами при сильном утомлении, потому что это может привести к аварийным ситуациям на дороге. Только очень сложно определить степень утомления, при которой за руль лучше не садиться.

Так, например, после нескольких часов работы появляются первые признаки утомления, но их легко устранить коротким отдыхом. При сильном переутомлении снять признаки усталости не поможет даже ночной сон. Организм не успевает за ночь отдохнуть от тяжелой работы, и с каждым днем усталость накапливается.

В таком случае необходима огромная сила воли, даже чтобы выполнять любимую работу. При сильном переутомлении лучше обратиться к врачу. Иначе продолжение такого ритма работы грозит обернуться неврозом, который придется потом очень долго лечить.

Расписание рабочего дня водителя должно быть спланировано таким образом, чтобы сохранение их работоспособности стало главным приоритетом, а следовательно, будет гарантия того, что рабочий день произойдет без проблем.

Для безопасного движения на дорогах большое значение имеет предупреждение случаев управления автомобилем в случае болезненного состояния.

При различных заболеваниях происходит резкое снижение работоспособности, что может привести к ошибкам и дорожно-транспортным происшествиям.

Но даже зная, что управление автомобилем в болезненном состоянии запрещено Правилами дорожного движения и в случае ДТП это усугубит их вину, все равно данное состояние скрывают. Если водитель не жалуется на плохое самочувствие, то медицинская экспертиза проводится крайне редко. Как следствие такие ДТП остаются нераскрытыми.

Была установлена зависимость между самочувствием водителя и безопасностью дорожного движения. Результаты исследования, проведенного французскими учеными, показали, что 6,8 % ДТП со смертельными исходами произошло по причине болезненного состояния водителей, а также из-за сильного утомления и обмороков. Из 1300 случаев лишения водительских прав лиц, нарушивших.

Правила дорожного движения, 150 водителей имели остроту зрения ниже допустимой нормы, у 138 отмечалось повышенное артериальное давление, 42 страдали расстройством двигательных функций, 34 – психическими расстройствами, 31 – диабетом, 14 – сердечно-сосудистыми заболеваниями.

В итоге 31,5 % водителей были лишены прав на вождение транспортных средств по причине болезненного состояния. В США эта цифра составляет 4,2 %.

В ФРГ из 12 млн человек, которые имеют водительское удостоверение, 70 тыс. человек больны диабетом, т. е. могут внезапно потерять сознание.

По данным исследования, проведенного в нашей стране, на 10 % возрастает вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия в результате сердечно-сосудистых заболеваний у водителей, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта возрастает на 16 %, с заболеваниями нервной системы – на 33 %. При обследовании 4 тыс. водителей выявлено, что среднее число заболеваний водителей (на 100 человек), выполняющих пассажирские перевозки, составляет 8,84 %, а водителей грузовых автомобилей – 2,0 %. Опрос 8 тыс. водителей показал, что 24 % из них жаловались на головные боли, 20 % – на боли в животе, 42 % – на боли в поясничной области и 34 % – на раздражительность.

Наибольшую опасность представляет неожиданное ухудшение здоровья, т. е. потеря сознания или сильные болевые ощущения.

При сильной боли водитель не всегда может даже остановить автомобиль, что в трех случаях из пяти приводит к дорожно-транспортным происшествиям. В США по этой причине случается до 2 тыс. аварий в год. Водителям страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, лучше любыми способами избегать сильной физической и психологической нагрузок. Как правило, инфаркт миокарда происходит из-за серьезной психологической травмы или длительного напряжения, а также сильного переутомления. Врачи таким водителям рекомендуют дольше отдыхать, т. е. делать кратковременные перерывы в работе и увеличивать время принятия пищи.

Сильное снижение работоспособности и в следствии возможные аварийные ситуации на дороге происходят как из-за острых, так и из-за хронических заболеваний. К числу острых заболеваний можно отнести: грипп, катар верхних дыхательных путей и желудочно-кишечные расстройства. Работоспособность нарушается не только в период самого заболевания, но и во время выздоровления и в самом начале заболевания.

Эти заболевания развиваются вследствие неблагоприятных условий труда у водителей. К которым можно отнести: сильные перепады температуры воздуха в кабине, переохлаждения в холодное время, неправильный прием пищи и контакты водителей пассажирского транспорта с пассажирами, особенно во время эпидемий острых респираторных заболеваний.

К наиболее часто встречающимся хроническим заболеваниям у водителей относятся: заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, радикулит, болезни органов дыхания и желудочно-кишечного тракта. В целях избежания последнего заболевания очень важно сбалансированное и режимное питание. Необходимо следить за полноценностью питания и не увеличивать перерывы между приемами пищи более чем на 5 ч. В действительности правильное питание среди водителей редкость, они едят когда придется и, как правило, это холодные закуски. Причинами дальнейших заболеваний служат не только плохие условия работы, но и пренебрежительное отношение водителей к своему здоровью. Для сбалансированного и полноценного питания необходимо организовать пункты питания на всех дорогах, а также сделать цены на продукты доступными. Но, конечно, очень многое зависит и от самих водителей.

Если вы желаете меньше болеть вирусными инфекциями, в том числе гриппом, необходимо закаливание организма. Закаливание – это система мероприятий, повышающих стойкость организма к резким изменениям метеорологических условий. Результатом закаливания является устойчивость к простудным заболеваниям. Закаливаться можно с помощью солнца, воздуха и воды. Последний способ наиболее эффективен. Лучше начинать закаливаться с принятия душа или мытья ног. В самом начале температура воды должна быть не ниже 30 ºС, а потом ее постепенно понижают до 15ºС. Необходимо производить закаливание постоянно и с постепенным понижением температуры. Можно также носить легкие вещи в прохладное время года и поводить много времени на свежем воздухе. Однако все нужно производить постепенно.

Особенно сильное влияние на безопасность дорожного движения оказывают заболевания нервной системы, которые очень часто развиваются из-за сильных нервных перегрузок, связанных с профессиональной деятельностью водите – лей. Основными симптомами таких заболеваний могут быть длительные депрессии или чрезмерная раздражительность, неуверенность в себе, снижение аппетита, сонливость на работе и бессонница по ночам. Неврозы могут быть последствием сильного утомления, а также случаются из-за тяжелых и напряженных условий работы.

Замечено, что водители с большим стажем даже при наличии хронических заболеваний могут довольно длительное время сохранять высокую работоспособность. Это свидетельствует о длительном сохранении профессиональных навыков.

Но, несмотря на устойчивость к заболеваниям, они все равно нуждаются в длительном отдыхе и медицинском контроле. Если происходит резкое обострение хронических заболеваний, то работоспособность сильно ухудшается и это может привести к дорожно-транспортным происшествиям.

Во время эпидемии гриппа наиболее часто болеют водители общественного транспорта. Заболеваемость среди водителей, которые занимаются перевозками пассажиров, во много раз превышает заболеваемость среди водителей, занимающихся грузоперевозками.

Снижение работоспособности влечет за собой нарушения в протекании психических процессов. В результате замедляются и становятся менее точными процессы восприятия, мышления, ухудшаются функции внимания, оперативной памяти и ее готовности, резко увеличивается время реакции, уменьшается мышечная сила, снижается острота зрения, нарушается глубинное зрение, увеличивается время восстановления зрения после ослепления, снижается вестибулярная устойчивость. Вследствие этого у водителя возникают проблемы с оценкой дорожной ситуации, и им могут быть приняты неправильные решения, которые повышают опасность на дорогах. А повысить безопасность дорожного движения поможет обязательное медицинское обследование водителей. Очень важен этот осмотр перед отправлением водителей в длительные рейсы. Предрейсовые осмотры помогут существенно снизить количество ДТП на дорогах. При проведении осмотра необходим индивидуальный подход к каждому водителю.

Особенно внимательно необходимо осматривать водите – лей пожилого возраста и молодых водителей, потому что даже незначительное ухудшение самочувствия может привести к серьезным дорожно-транспортным происшествиям. Ухудшение самочувствия и прием лекарств могут негативно отразиться на безопасности дорожного движения. В результате проведенного исследования было установлено, что применение лекарственных препаратов служит причиной 16 % ДТП.

Особую опасность представляют снотворные средства, успокаивающие и средства, понижающие артериальное давление. Эти препараты увеличивают время реакции, способствуют сонливости и, как следствие, приводят к неготовности быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию на дороге.

Различные жаропонижающие средства, которые примет водитель в случае простудного заболевания, способны вызвать потливость, слабость, снижение остроты зрения и слуха. Крепкие чай и кофе, если приняты в больших дозах, приводят к возбуждению, беспокойству, нарушению памяти и повышают двигательную активность.

Это может быть причиной поспешно принятого решения, которое может оказаться неверным. Глазные капли расширяют зрачок, что приводит к сужению поля зрения и неверному определению расстояний. Эти лекарственные препараты, отрицательно влияющие на работоспособность водителя, можно перечислять еще длительное время. Поэтому нужно обязательно проконсультироваться с врачом, учитывая особенности вашей профессии.

Жизнедеятельность организма - это постоянный процесс, состоящий из труда и отдыха. Человек работает, устает, отдыхает, опять работает, и так продолжается всю жизнь. Следующее за работой утомление относится к нормальному состоянию организма. Это количественное и качественное снижение трудоспособности, обусловленное напряженной деятельностью. Чем больше устал человек, тем меньше коэффициент полезного действия его работы.

Нередко синонимом утомления служит термин «усталость», хотя эти понятия и неравнозначные. Усталость - субъективное переживание, чувство, отражающее утомление. Чувство усталости может возникать и без реального утомления, а утомление же - при любом виде деятельности, т. е. при физической и умственной работе. Умственное утомление характеризуется снижением интеллектуального труда, нарушением внимания и др. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости движений и др.

Чувство усталости служит предупреждающим сигналом, сила которого обычно не соответствует действительной степени утомления. В нормальных условиях организм всегда оставляет у себя «в запасе» силы, которые могут быть освобождены в чрезвычайной обстановке напряжением воли, эмоциональным взрывом (страх, гнев) или химическими веществами (например, кофеин).

Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).. В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма.

Быстрота утомления зависит от специфики труда: оно наступает скорее при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением мышц и т. д. Важную роль в появлении утомления играет отношение человека к работе. Известно, что в период эмоционального напряжения не возникает признаков утомления и чувства усталости. Обычно, когда необходимо продолжить интенсивную работу при наступившем утомлении, человек расходует дополнительные силы и энергию - изменяются показатели отдельных функций организма (например, при физическом труде учащаются дыхание и сердцебиение и др.). При этом продуктивность работы снижается, а признаки утомления усиливаются.

Утомленный человек работает менее точно. Продолжение работы на фоне возникающего утомления, физическое или умственное напряжение приводят к увеличению возможностей организма. Это трудовая тренировка. При крайнем утомлении продолжение работы может повредить здоровью. Трудоспособность восстанавливается постепенно, доходит до уровня, предшествующего работе, поднимается затем несколько выше него и после этого снова понижается до исходного.

Такая кривая восстановления трудоспособности показывает, что наиболее целесообразно вновь начинать работать в период наибольшей трудоспособности. Слишком короткое и слишком продолжительное время отдыха не способствует росту производительности труда.

Недостаточный по времени отдых или даже чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению или переутомлению. Различают умственное и физическое переутомление. У молодых людей и лиц с определенным складом нервной системы интенсивный умственный труд может привести к развитию неврозов. Опасаться возникновения переутомления следует больше работникам умственного труда, ибо при интеллектуальной деятельности относительно легче по сравнению с физическим трудом игнорировать чувство усталости и утомления. Переутомление может возникнуть, когда человек перетрудился, однако оно может развиться и на фоне какого-либо малозаметного хронического заболевания, когда обычная нагрузка окажется не по силам.

Переутомление ослабляет механизмы защиты и приспособления организма. Если умеренное и даже сильное утомление сопровождается в общем приятным настроем, то спутниками переутомления являются угрюмость, капризы, нервозность. Работа начинает плохо спориться и наконец может стать и вовсе в тягость.

Возникают на первый взгляд беспричинные физические недомогания: головная боль, нарушение сна и аппетита, боли в области сердца, чрезмерная потливость, дрожание пальцев и т. п. Все эти явления указывают на переутомление центральной нервной системы и функциональные расстройства. Переутомление сопровождается ухудшением течения хронических заболеваний (хронического гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертонической болезни).

Переутомление не устраняется обычным отдыхом. Иногда и не помогает более продолжительный и хорошо организованный отдых, необходимы лекарственные препараты, регулирующие деятельность переутомленных нервных клеток.

Вызывают переутомление не столько большая нагрузка, сколько увеличивающие нервное напряжение дополнительные факторы: непланомерная (неритмичная) работа, плохой психологический микроклимат в рабочем коллективе или семье, нерегулярное чередование труда и отдыха, нерациональный отдых.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Украины

Крымский инженерно-педагогический университет

Кафедра биологии, экологии и БЖД

по дисциплине: «Гигиена и физиология труда»

Выполнила студентка IV курса

Факультета инженерной педагогики

Специальности Трудовое обучение

Асанова Эльвина.

Проверила доцент к. б. н.

Баличиева Д. В.

Симферополь 2009 г.

Введение

2. Утомление

3. Переутомление. Профилактика переутомления

Заключение

Введение

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворить этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.При выполнении конкретной работы работоспособности имеет определенные вполне закономерные колебания. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается. Решение основной задачи здоровье сберегающей педагогики и психологии - сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления человека в его деятельности.Исходя из определения работоспособности, это способность человека развивать максимальную энергию и экономно ее расходовать, чтобы выполнять работу качественно и эффективно. Нам предстоит разобраться почему происходит утомление и как повысить работоспособность человека.

1. Определение работоспособности. Уровни работоспособности

Работоспособность - это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда. Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависят от:- инженерно-психологических- гигиенических характеристик

Средств (орудий)

Условий и организации конкретной деятельности

Системы психолого-физиологического прогнозирования

Формирования профессиональной пригодности, т.е. системы отбора и подготовки специалистов.

Работоспособность человека - характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Уровень работоспособности отражает:

потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы;2) мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период

Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а так же запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.

Как видно из этой схемы, что работоспособность зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. по отношению к решаемой задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Оценка степени работоспособности проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, например, в состоянии оперативного покоя.

Динамика работоспособности

В течение некоторого времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний.

Динамика работоспособности имеет несколько стадий:Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) - отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия. Стадия устойчивой работоспособности - проявляется в наиболее высокой стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда.

Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) - в начале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности. И, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности, снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение. Иногда в этой стадии может возникнуть либо фаза срыва - полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного порыва - сознательная мобилизация оставшихся психических, физиологических резервов с временным, резким повышением эффективности труда. Стадия восстановления работоспособности - характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов. Различают:- текущее восстановление - в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов;

Срочное восстановление непосредственно после окончания всей работы- отставленное восстановление - на протяжении многих часов после завершения работы;

Медико - психологическая реабилитация восстановления после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества личности.

2. Утомление

Утомление - физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Утомление может появиться как при умственной, так и при физической работе

Умственное утомление - физиологический процесс снижения работоспособности, возникающее в результате выполнения умственной работы, и характеризующейся развитием двух фаз: двигательного беспокойства и иррадированного торможения.

Физическое утомление - физиологический процесс временного снижения работоспособности, связанные с изменением в клетках двигательного центра, возникающие в процессе выполнения мышечной деятельности: снижение силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений.

Нередко как синоним утомления употребляют термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость - субъективное состояние, выражающееся нежеланием продолжать работу, часто имеющее условно-рефлекторную природу.

Биологическая роль утомления чрезвычайно висока. Защитная функция, т.е. предохраняет организм от истощения при слишком длительном или слишком напряженной работе; повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум, пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе). В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма.

Существует множество способов повышения работоспособности. Важно при этом знать причину снижения работоспособности. Зная физиологические и психические особенности человека, можно грамотно построить процесс деятельности, например, снижение работоспособности в начальной школе возникает в первую очередь в связи с тем, что школьники должны овладеть тремя основными школьными навыками: письма, чтения, длительного неподвижного сидения. Чтобы повысить работоспособность можно применить способ релаксации - расслабление. Проводить физминутку. Также сохранить повышенную работоспособность помогает регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности.

Быстрота утомления зависит от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных групп мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении утомления играет также отношения человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального подъема длительное время не возникают признаки утомления и чувство усталости. Обычно, когда необходимо продолжать интенсивную работу при наступившем утомлении, человек расходует дополнительные силы и энергию - изменяются показатели отдельных функций организма (например при физическом труде учащаются дыхание и сердцебиение, усиленное потоотделение и. т. д.). При этом продуктивность работы снижается, а признаки утомления усиливаются.

Существует классификация клинических проявлений утомления по Волкову В. Н.:

Легкое утомление - состояние, которое развивается даже после незначительных по объёму и интенсивности мышечной работы;

Острое утомление - состояние, которое развивается при предельной однократной физической нагрузке;

Перенапряжение - остро развивающеесостояние послеоднократно предельной нагрузки на фоне снижения функций организма;

Переутомление - это уже патологическое состояние организма человека, проявляющееся прежде всего в виде невроза.

3. Переутомление

Недостаточный по времени отдых или чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени приводят к хроническому утомлению, или переутомлению. Переутомление в отличие от утомления - это такое сильное нарушение физиологических и биохимических процессов в организме, которое оказывается (именно для данного организма) чрезмерным и приводит к истощению резервов организма

Переутомление -- это крайняя степень утомления, находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон, неправильный режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении. При умелом распределении в течение дня умственного и физического труда можно добиться высоких результатов в воспитании и образовании ребенка, а также в его работоспособности.

Переутомление может выражаться в самых разных нарушениях самочувствия, которые носят стойкий характер. Чаще всего встречаются: чувство вялости и разбитости, общая апатия, головная боль, снижение аппетита, пониженный фон настроения. С точки зрения субъективных ощущений, чувство усталости нормально, а вот чувство разбитости - это уже качественно иное ощущение, которое позволяет заподозрить переутомление либо перетренированность. Разбитость говорит о перенапряжении и истощении. Объективно переутомление выражается в ухудшении всех функций организма и это приводит к возникновению различных хронических заболеваний или обострению заболеваний уже имеющихся.

Профилактика переутомления:

1. Технологические меры - создание наиболее благоприятных технологических условий для уменьшения утомляемости (механизация, автома­тизация, улучшение технических характеристик аппаратуры, инструментов и тд.)

2. Рационализация трудового процесса (экономичность, ритмичность, перерывы, отдых и тд.). Режим работы играет важную роль и опреде­ляется тяжестью работы: чем тяжелее работа, тем перерывы чаще и короче. В течение рабочего дня необходим большой перерыв (обеденный). Хороший эффект дает также производственная гимнастика и крепкий сон.

Сон - эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку (переутомление или болезненные изменения). Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Происходит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом повышаются защитные силы организма. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных и снижению защитных сил организма.

Действительным средством длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм труда. Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем не ритмичная работа той же тяжести. Важное средство борьбы с переутомлением - рациональная смена труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня кратковременных перерывов.

3. Рационализация санитарно-гигиенических условий.

4. Повышение квалификации (тренированности) работников. Высококвалифицированные рабочие обычно утомляются позже.

Заключение

Проанализировав стадии работоспособности, можно сделать следующие выводы. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности. Выделены основные стадии работоспособности по показателям результативности деятельности: врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление, конечный порыв. При анализе изменений в функционировании обеспечивающих систем прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности. В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики работоспособности может варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них.

Список используемой литературы

Баличиева Д. В., Цандеков П. А., Кропотова Н. В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Симферополь: ИПП «Таврия», 2002. - 250с., ил.2.

Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. В. И. Покровский - 3-е изд.М.: «Советская энциклопедия», 1991 - 688 с. ил.

Подобные документы

    Сущность, показатели и динамика работоспособности. Производственное утомление, его виды и причины. Снижение работоспособности в процессе труда. Современная теория утомления. Характер нейрофизиологического конфликта. Проектирование трудовых процессов.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2013

    Работоспособность и возраст. Оценка работоспособности с применением тестов. Основные стадии и динамика ее изменения в ходе занятий физкультурой. Работоспособность и утомление. Причины утомления и факторы, способствующие его развитию. Теории утомления.

    лекция , добавлен 27.01.2012

    Дискоординация движений и вегетативных функций и снижение эффективности физиологических затрат организма во время мышечной деятельности. Адинамия и гиподинамия при умственной работе. Безусловнорефлекторные механизмы утомления, его предупреждение.

    реферат , добавлен 24.02.2016

    Физическая и умственная работоспособность человека и продуктивность его труда. Симптомы и проявление умственного утомления и усталости. Взаимосвязь умственной деятельности и физической активности. Обзор теории утомления. Характеристика усталости и апатии.

    реферат , добавлен 09.12.2011

    Определение работоспособности и характеристика её основных уровней. Понятие утомления и изучение классификации тяжести и напряжённости труда. Основные формы профилактики переутомления. Изучение общих режимов труда и отдыха при строительном производстве.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2014

    Классификация основных форм деятельности человека. Физиологические изменения в организме при работе. Утомление и переутомление и их последствия. Профилактика утомления и основные пути повышения эффективности трудовой деятельности человека.

    реферат , добавлен 22.05.2003

    Формирование здорового образа жизни учащихся. Возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка. Принцип здоровьеоберегающего подхода при формировании процесса обучения и воспитания. Понятие и профилактика утомления и снижении работоспособности.

    реферат , добавлен 19.02.2009

    Взаимосвязь потребностей, мотивационных факторов и стимулов трудовой деятельности. Виды неблагоприятных состояний, причины их возникновения. Признаки и стадии утомления. Состояние монотонии и дистресса. Приемы управления эмоциями и выхода из стресса.

    реферат , добавлен 21.02.2013

    Вредные излучения при работе компьютера, ионизирующее (рентгеновское) и электромагнитное излучения, электростатическое поле. Причины специфического зрительного утомления у пользователей дисплеев. Синдром длительной статической нагрузки, его профилактика.

    презентация , добавлен 29.05.2010

    Роль умственного труда, его физиологическая особенность. Различия физической трудовой деятельности и умственной. Повышение тонуса сосудов при неправильной организации труда, признаки утомления. Организация режима труда и профилактика переутомления.