Глаголы сочетаются. Глагольные словосочетания в английском языке (примеры)

  • Какие из выделенных глаголов сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога? Каким членом предложения являются эти существительные? Выпишите словосочетания «глагол + существительное в винительном падеже без предлога».

Мастер

(Н. Саконская.)

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога , называются переходными . Остальные глаголы являются непереходными .

В каких падежах стоят существительные при одних и тех же переходных глаголах?

  1. Взял пилу (взял её) - не взял пилы (не взял её).
    Распилил доски - не распилил досок.
  2. Принести дрова - принести дров.
    Налить бензин - налить бензина.

Дополнение (существительное или местоимение) может стоять при переходном глаголе в родительном падеже: 1) при отрицании; 2) при указании на часть предмета.

475 . Составьте и запишите словосочетания, используя материал для справок. Обозначьте переходные глаголы буквой п. , непереходные - буквой н. .

Образец: сооружать(п.) (что?) плотину.

Укажите глаголы-синонимы. Определите, переходными или непереходными они являются.

Строить (что?); возводить (что?); поднимать краном (что?); не ра..мешал (чего?); подавать (что?); помогать (кому?); приваривать (что?); стоять (на чём?); руководить (кем?); разговаривать (с кем?); воздвигать (что?); не чувствовать (чего?).

Для справок: раствор для кладки, железобетонный блок, решётка балкона, контейнер с кирпичом, подмостки, город, усталость, электростанция.

Спишите предложения с пропущенными запятыми, постройте их схемы.

1. Бригадир Сергей Кузьмич лучше всех кладёт кирпич. 2. Он выкладывает стену строит дом для москвичей. 4 3. Грузовик подвозит доски ходит кошка вся в извёстке. 4. Вот маляр идёт с ведром. Мы идём за маляром мы подходим к штукатуру. 5. Все бригады знают Юру - Юра въедет в этот дом.

(А. Барто.)

477 . Составьте и запишите с глаголами белеть - белить, чернеть - чернить, синеть - синить словосочетания или предложения. В словосочетаниях отметьте главное слово, в предложениях подчеркните главные члены. Над переходными глаголами надпишите букву п.

Какие из данных глаголов переходные, какие - непереходные?

    Убедить - убедиться ;
    остановить - остановиться ;
    стучать - стучаться ;
    чернеет - чернеется .

    Бороться , надеяться , гордиться.

Есть ли среди глаголов с -ся(-сь) переходные?

Глаголы с суффиксом -ся(-сь) являются возвратными. Глаголы с суффиксом -ся(-сь) обычно непереходные.

478 . Составьте словосочетания «глагол во 2-м лице ед. ч. + существительное в косвенном падеже». Определите, переходными или непереходными являются глаголы. Укажите их вид.

Образец:

Мирить - мириться; ра..сердить - ра..сердиться; обн..мать - обн..маться; изв..нить - изв..ниться; уд..влять - уд..вляться.

479 . Найдите ошибки в употреблении глаголов. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Я встала рано утром, умылася, прич..салася, оделася. 4 2. Пр..гляделися мы к нему 1 , позн..комилися поближе - вид..м: хороший человек. 3. Брат подружил с соседом. 4. Па(с, сс)ажир стал дож..дать другой остановки. 5. Дети игрались в комнат...

480 . Запишите 10-15 слов на тему «Стройка». Подчеркните непроверяемые безударные гласные и согласные в корне слова. Составьте с 2-3 словами предложения с обращениями.

481 . Диктант . Подчеркните переходные глаголы. Обозначьте спряжение всех глаголов.

Бор..мся за п..беду, раздаё..ся стартовый с..гнал, по сложной д..станции, устр..мишься к фин..шу, судья счита..т м..нуты, р..кордн.. с..кунды, спортсмен к..снётся б..рьера, с пр..восходным результатом, смотр..м на ч..мпиона, готов..мся к т..ржественной встреч.., л..ётся из р..продуктора, держ..м кубок.

Глагол - часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида.
Глаголы делятся на переходные и непереходные.
Глаголы изменяются по наклонениям.
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в предложении являются сказуемыми.
Неопределенная форма глагола может входить в составное сказуемое, может быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством.

Виды глагола

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида - что сделать?
Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением.
При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки.
Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.

Переходные и непереходные глаголы.

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными.
Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет.
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже.
Глаголы являются непереходными. , если действие прямо не переход на другой предмет.
К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (-сь) .

Возвратные глаголы.

Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными.
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).

Наклонение глагола.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят или будут происходить на самом деле.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда опускается.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее, а глаголы совершенного вида - два времени: прошедшее и будущее простое.
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б) . Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе - по родам.
Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица.
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы ы повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном - -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка , которая несколько смягчает приказание.

Время глагола.

Настоящее время.

Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи.
Глаголы в настоящем времени могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда.
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

Прошедшее время.

Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи.
При описании прошлого часто вместо прошедшего времени употребляется настоящее время.
Глаголы в форме прошедшего временя образуются от неопределенной формы (инфинитива) с помощью суффикса -л- .
Глаголы в неопределенной форме на -чь, -ти, -нить (несовершенного вида) образуются формы прошедшего времени единственного числа мужского рода без суффикса -л- .
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе - по родам. Во множественном числе глаголы в прошедшем времени по лицам не изменяются.

Будущее время.

Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи.
Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составного глаголов несовершенного вида состоит из будущего времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида. От глаголов совершенного вида образуется будущее время простое , от глаголов несовершенного вида - будущее время составное.

Морфологический разбор глагола.

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределенная форма).
2. Постоянные признаки:
а) вид,
б) спряжение,
в) переходность.
3. Непостоянные признаки:
а) наклонение,
б) число,
в) время (если есть),
г) число (если есть),
д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.


Части речи

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными: Люблю родную сторону во всём её наряде скромном, берёзу, ёлку и сЬсну в лесу задумчивом и тёмном (М. Исаковский).
Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет: люблю (что!) -сторону, берёзу, ёлку, сосну. Значит, глагол люблю - переходный.
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже: 1) если при глаголе имеется отрицание: Я написал (что?) письмо.- Я не написал (чего?) письма. Ученик выучил (что?) урок.-Ученик не выучил (чего?) урока; 2) если действие переходит не на весь предмет, а только на часть его: выпил (что?) воду - выпил (ч е г о?) воды; съел (ч т о?) хлеб - съел (ч е г о?) хлеба: купил (ч т о?) молоко - купил (ч е г о?) молока.
Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет: ходить (на лыжах), купаться (в море), претворять (в жизнь). Мужество рождается в борьбе (Н. Островский). Я счастлив, что могу работать для моей любимой Родины и для счастья всего человечества (И. Павлов).
К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (-съ).
Следует правильно употреблять непереходные глаголы:
а) с предлогами:
агитировать против войны против чего? (р- п.)
отвыкнуть от старых привычек отчего? ¦
готовиться к экзамену к ч е м у? (д- п.)
обращаться к учителю к кому?
бороться эа мир за что? (в. п.)
верить в победу во что?
возлагать надежды на молодёжь ка кого?
встать на защиту Родины на что?
выступить с сообщением с ч е м? (тв. п.)
извиниться перед товарищем перед кем?
платить за книги з а ч т о? (в. п.)
отличиться в учёбе в чём? (п. п.)
нуждаться в отдыхе в чём?
б) без предлогов:
добиваться успехов (в работе) чего? (Р‘ п.)
ждать поезда ч е г о?
придерживаться своего мнения чего?
верить другу кому? (Д. п.)
сочувствовать приятелю кому?
служить Отечеству чему?
владеть языком чем?
(тв. п.)
дорожить временем чем?
увлекаться спортом чем?
оплатить проезд что? (в. п.)

Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными: учить, учиться; встречать, встречаться; умывать, умываться.
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными (причёсывать - причёсываться, купать - купаться); другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются): смеяться, надеяться, бороться, кланяться, трудиться, стараться, ложиться, распоряжаться, гордиться, оставаться, становиться и др.
Суффикс -ся бывает после согласных (извиниться, удивляться, заниматься, занимаешься, одеваться, боролся, гордился), а суффикс -сь - после гласных (встречаюсь, горжусь, стараюсь, удивляюсь, обнимаюсь).