Обучение метанию в средней группе. Методика обучения катанию, бросанию, ловле и метанию
Методика обучения метанию. Последовательность обучения в разные периоды
Метание - технически сложное движение, выполнение которого требует проявления многих физических качеств - ловкости, согласованности действий рук, туловища и ног, глазомера, равновесия, навыков пространственной ориентировки, а также соответствующей реакции мелкой мускулатуры.
По технической характеристике упражнения этого вида делятся на собственно метание и подготавливающие к метанию - катание, подбрасывание мяча с ловлей и без ловли, перебрасывание с ловлей и без ловли мячей, шаров, мешочков с песком, обручей, а также природного материала - шишек, каштанов, прутиков, палочек, снежков и др.
Каждое подготавливающее к метанию упражнение имеет и самостоятельное значение для формирования двигательных навыков. К тому же все они привлекают детей своим динамизмом, эмоциональностью, возможностью бесконечно придумывать собственные варианты движений. Нет игрушки более интересной, чем мяч! Мяч ассоциируется с игрой. Не случайно каждое действие с мячом в быту называют игрой. Это и определяет выбору методов и приемов руководства. Дети играют в мяч в любое свободное время, а также в организованных формах работы - на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, в разных формах активного отдыха.
Каждое упражнение способствует появлению специфических навыков, которые потом аккумулируются в метании.
Катание мячей и других предметов с горки (пассивное действие), друг другу, прокатывание между предметами (в воротца), по дорожке, по начерченной линия, доске, по скамейке и другие предусмотрено программой; для всех возрастных групп. Сложность игровых заданий зависит от конкретных педагогических задач, величины мяча (диаметр малого мяча – 3 - 8 см, среднего – 10 - 18 большого - от 20 см и больше), расстояния до ориентира и других количественных параметров, а также от способов действия (техники), положения тела (сидя на полу, стоя в наклоне, из приседа, в стойке на одном колене, отставив другую ногу в сторону, стоя на двух коленях).
При разучивании упражнений, предполагающих показ, размещать детей нужно так, чтобы они видели результат действия. К примеру, для катания мяча друг другу младшей группе дети усаживаются в две шеренги, лицом друг к другу попарно. Можно предложить мальчикам взять мячи и сесть на удобном расстоянии друг друга вдоль начерченной линии. Девочки сядут напротив. Воспитатель, показывая упражнение, прокатывает мяч по образовавшемуся коридору.
После показа, в котором акцентируются три момента как держать мяч (ладошки охватывают лежащий на полу мяч снизу - сзади, пальцы широко расставлены), как прицелиться (посмотреть в воротца, образованные широко расставленными ногами партнера), как энергично оттолкнуть мяч (не подбрасывая, чтобы он катился, а не прыгал), - дети начинают катать мячи друг другу. Целесообразно один - два раза выполнить движение в общем ритме, подчиняясь указаниям воспитателя: "Приготовиться, прицелиться, покатили..." Затем дети катают мячи произвольно. Воспитатель ходит вдоль шеренги сидящих, корректирует действия отдельных детей или конкретной пары, не останавливая и не прерывая остальных.
Аналогично организуется катание (из других исходных положений) во всех возрастных группах. Но всякий раз акцентируются отдельные принципиальные моменты. К примеру, в катании из наклона или приседа, оттолкнув мяч, ребенок должен выпрямиться: "...Посмотри, ровно ли (быстро ли) катится мяч..." Подтекст этой "педагогической хитрости" заключает контроль за дыханием: наклон (присед) - выдох, выпрямление - вдох.
В катании с попаданием в цель (преимущественно в старших группах) - в кубики или кеглю у противоположной стены, в фигурку в конце дорожки или скамейки, в катящийся навстречу мяч, в подвижную цель наперерез - удобнее всего стоять на одном колене, отставив в сторону вторую ногу. Нужно подсказывать и помогать детям: носок опорной ноги нужно выпрямить; нога, отставленная в сторону, должна опираться на всю студию - такое положение будет устойчивым и снимет излишнее мышечное напряжение.
При подбрасывании мяча в младшей группе характерны "чистые" броски - подбрасывание двумя руками без ловли, подбрасывание и ловля после отскока пола, подбрасывание двумя руками с ловлей, подбрасывание одной рукой и ловля двумя. Для обеспечения нужного результата во всех упражнениях нужно смотреть на мяч.
Самым характерным упражнением для средней является выполнение несложного движения между броском и ловлей: хлопнуть в ладоши, дотронуться до коленей, скрестить руки на груди, развернуть ладошки и др.
Задания для старшей группы должны активно стимулировать проявление разных физических качеств - ловкости, точности, быстроты, чувства ритма и др.
Размещено на реф.рф
К примеру, подбрасывание мячей и других предметов из разных положений - сидя "по-турецки", стоя на коленях; с выполнением разных дополнительных движений перед ловлей: хлопнуть в ладоши несколько раз (кто больше), поймать мяч в приседе, после поворота на 360°, выпрямившись после приседания и др.
Размещено на реф.рф
По мере освоения движений, подбрасывание можно выполнять одной рукой - и правой и левой.
При броске мяча об пол и ловле самым важным и понятным детям критерием качества является следующий: чем сильнее бросок, тем выше подскочит мяч. Стимулирующие ориентиры различны: выше головы, выше натянутой веревочки, выше волейбольной сетки, выше столбика, до потолка на веранде и т.д. Варьирование и усложнение упражнений аналогичны предыдущему виду упражнений: в младших группах - "чистые" броски, в средней и старшей - с промежуточным движением между броском и ловлей. Вместе с тем, в средней и, особенно, в старшей группах очень интересны требующие точности приемы ловли мяча на открытую ладошку: когда мяч после отскока начинает падать вниз, нужно подставить под него ладошку. Можно ловить то правой, то левой рукой. Позже можно бросать мяч одной рукой, ловить другой, первоначально с паузами, а затем - слитно, поворачивая ладошку, удерживающую мяч, кверху.
Перебрасывание и ловля мяча требуют дифференцированных действий: захвата мяча, силы замаха, согласования со способами бросания (снизу, от груди, от плеча, сбоку, сзади). При разучивании этих движений целесообразно обращать внимание детей на фазы: приготовиться, прицелиться, бросить... В игровых заданиях движения выполняются слитно.
Особенно важно дифференцировать движения в младших группах. Разместив детей, воспитатель с одним из них показывает задание. Известно, что труднее поймать мяч, чем бросить. По этой причине первое действие - бросок - совершает ребенок. Воспитатель демонстративно ловит мяч на подлете, предварительно вытянув руки вперед. Выполнить трудное программное требование "ловить мяч, не прижимая его к груди" можно, выпрямив вперед руки и широко расставив пальцы. "Посмотрите еще раз и послушайте, как я ловлю мяч..." В ответном броске можно приблизиться к ребенку, по существу вкладывая мяч в его вытянутые вперед ладошки и приговаривая "оп!".
После двух-трех показов упражнение выполняют дети. Полезно также, чтобы несколько раз дети выполняли действия одновременно по подсказке воспитателя, а затем пусть бросают и ловят мяч в удобном для них ритме. Важно предупредить их, что нельзя переступать черту, перед которой они стоят. И это расстояние от занятия к занятию постепенно нужно увеличивать, что будет стимулировать более энергичные и целенаправленные действия ребят.
Младшие дети любят выполнять прицельные броски, а старших привлекают ʼʼобманныеʼʼ движения, которые вынуждают ловящего сделать выпад вперед или в сторону, подбежать, подскочить, присесть, наклониться и др.
Размещено на реф.рф
По этой причине дети должны постепенно освоить разные способы перебрасывания: снизу, двумя руками от груди, одной и двумя руками (в зависимости от размера мяча) от плеча, двумя, и одной рукой сверху. Результативность этих трудных, но интересных упражнений зависит от умений воспитателя создать соответствующий эмоциональный микроклимат.
Ведение мяча на месте и в движении традиционно осваивается со средней группой. Но опыт показывает, что начинать эту работу можно и значительно раньше, тем более, что мячи разных размеров постоянно находятся в свободном пользовании детей.
Наблюдая за детьми, воспитатель подсказывает им наиболее рациональный способ действия. В частности, ударять по мячу нужно тогда, когда он летит от пола вверх, встречать его раскрытой ладошкой, а не догонять; на мяч нужно сильнее давить, а не шлепать по нему, тогда он будет подпрыгивать выше.
Взрослый советует дошкольникам учиться отбивать мяч и правой и левой рукой, стоя на месте и продвигаясь вперед, поворачиваясь вокруг, не выпуская мяч из круга, обводя предметы и т.д. В старшей группе нужно учить ребят вести мяч не только перед собой, но и рядом, что подводит к баскетбольной технике ведения мяча.
Все названные упражнения, каждое по-своему, формируют ʼʼчувство мячаʼʼ и приобрели название "школ мяча". В сравнении-с собственно метанием они считаются простыми, потому, что выполняются преимущественно рукой под контролем зрения.
Метание вдаль и метание в цель. Цель бывает горизонтальная и вертикальная. В качестве цели для метания используют разные предметы - обручи, ящики, корзины, щиты с нарисованными на них кругами, большие мячи, ствол дерева, снежные постройки и др.
Размещено на реф.рф
Горизонтальная цель размещается на плоскости, вертикальная на разной высоте.
Учитывая зависимость отвнешнего вида, величины цели, расстояния до нее, а также от размера, веса и других качеств предмета͵ который бросают, выбирается его метания: прямой рукой снизу, от себя, сбоку из низкой стойки, сбоку из высокой стойки, от груди двумя руками, от плеча, сверху прямой рукой, из-за спины через плечо (упрощенный круговой замах).
Каждое упражнение в метании - поступательное движение, в котором различают четыре фазы: подготовительную, прицеливание, замах, бросок.
Метание в горизонтальную цель прямой рукой снизу выполняется так:
приготовиться - взять мешочек с песком в пальцы, развернуть ладонь кверху, выставить вперед к линии противоположную ногу;
прицелиться - глядя на цель, вынести вперед руку, слегка наклонившись и согнув выставленную вперед; ногу;
замахнуться - глядя на цель, руку с мешочком отвести вниз - назад, сильно наклоняясь и сгибая ноги;
бросить - резко выпрямиться, сделать бросок, подавшись вперед, но сохраняя равновесие.
Метаете прямой рукой сбоку из высокой стойки и пользуется для метания в вертикальную цель на уровне глаз и ниже:
приготовиться - стать боком к цели, ноги на ширине плеч, правая рука с мешочком вдоль туловища, пальцы охватывают мешочек сбоку;
прицелиться - развернуть туловище влево, выпрямить руку в сторону цели;
замахнуться - разворачивая туловище вправо и отклоняясь, отвести руку в сторону - назад мешочком кверху, смотреть на цель;
бросить - резко повернувшись влево и вынося влево - вперед прямую руку, сделать бросок.
Метание прямой рукой сбоку из низкой стойки выполняется в принципе также, но в фазе прицеливания метающий сильно наклоняется, почти касаясь грудью левого (если метает правой рукой) бедра. Используется данный способ для метания в горизонтальную цель, для бросания камешков по воде, чтобы они прыгали по ее поверхности и др.
Метание способом от себя используется в игровых упражнениях типа "кольцеброс", в игре "классы":
приготовиться - обхватив мешочек пальцами, согнуть руку перед собой на уровне пояса, выставить вперед одноименную ногу;
прицелиться - вытянув руку вперед, наклониться, сгибая стоящую впереди ногу, смотреть на цель;
бросить - резко выпрямиться, раскрывая руку в броске, удерживая равновесие.
Метание способом от плеча в вертикальную цель на уровне глаз и выше:
приготовиться - согнуть руку к плечу, держа мешочек в пальцах развернутой вперед ладошки, выставить вперед противоположную ногу;
прицелиться - вытягивая руку в направлении цели, податься вперед, смотреть на цель;
замахнуться - слегка отклоняясь назад, привести согнутую руку в положение на уровне пояса, смотреть на цель;
бросить - резко податься вперед, выпрямляя в броске руку и удерживая равновесие.
Метание способом двумя руками от груди предполагает манипуляцию большим мячом и отличается техническими нюансами в каждой фазе исходя из размещения цели - впереди (стоящему напротив) или вверху (в кольцо или через веревку):
приготовиться - держа мяч сбоку - сзади на уровне груди, локти направить вниз, поставить одну ногу вперед (или на ширине плеч при метании вперед-вверх);
прицелиться - податься вперед, слегка выпрямляя руки (или посмотреть на цель, не меняя положения рук), смотреть на цель;
замахнуться - сгибая руки, отклониться и слегка присесть (или значительно присесть), смотреть на цель;
бросить - резко податься вперед, выпрямляя ноги в руки в броске (или резко выпрямив ноги, потянуться вверх), удерживать равновесие.
В метании вдаль нужно учить детей бросать как можно дальше и по возможности прямо. По этой причине конкретный ориентир необходим. Дальность полета зависит от силы и амплитуды замаха. Движения должны быть свободные, энергичные, размашистые, обеспечивающие высокую траекторию полета. Наиболее доступным является способ прямой рукой сверху:
приготовиться - поднять прямую руку с мешочком вверх, выставив вперед противоположную ногу, смотрел вперед;
прицелиться - податься вперед всем корпусом, пере нося тяжесть тела на впереди стоящую ногу;
замахнуться - отклониться назад, разворачиваясь вправо и выпрямляя или даже приподнимая левую ногу;
бросить - правую ногу толчком выпрямить, подаваясь вперед и перенося тяжесть тела на левую ногу, руку) пронести около головы и резким рывком кистью послан мешочек вперед-вверх, ноги менять местами перескоком что обеспечивает равновесие.
По мере освоения этого способа действия можно усложнить детали. К примеру, в подготовительной фазе рука с мешочком опущена вниз, в прицеливании выносится вперед, в замахе - вверх - назад. Движение в целом получается более энергичным, что сказывается на дальности полета͵ чем привлекает, в частности, мальчиков.
Наибольшую дальность полета обеспечивает способ из-за спины, через плечо (упрощенный круговой замах, применяемый в физкультуре для взрослых в метании гранаты). Овладение им представляет некоторые трудности. По этой причине в подводящих упражнениях нужно использовать ориентиры, расположенные выше вытянутой вверх руки ребенка. Наилучшие условия для таких упражнений - природное окружение:
приготовиться - стать боком (левым при метании правой рукой) или вполоборота в сторону метания, ноги на ширине плеч, руки опущены;
прицелиться - вытянуть руку с мешочком в сторону метания, повернуть туловище;
замахнуться - отвести прямую руку вниз – назад - вверх с одновременным поворотом туловища и естественным сгибанием ног;
бросить - туловище и ноги выпрямить вверх - вперед, вынося почти прямую руку вверх - вперед, резко выбросить мешочек кистью.
В целях гармоничного развития нужно учить детей метать и правой и левой рукой.
Приведенные способы метания описаны несколько упрощенно, в частности, действия левой рукой. Закономерные движения по принципу перекрестной координации обусловливают соответствующие действия левой руки и левой ноги. Попытка объяснить их детям усложняет инструкцию.
Методика обучения метанию. Последовательность обучения в разные периоды - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методика обучения метанию. Последовательность обучения в разные периоды" 2014, 2015.
Метание - технически сложное движение, выполнение которого требует проявления многих физических качеств - ловкости, согласованности действий рук, туловища и ног, глазомера, равновесия, навыков пространственной ориентировки, а также соответствующей реакции мелкой мускулатуры.
По технической характеристике упражнения этого вида делятся на собственно метание и подготавливающие к метанию - катание, подбрасывание мяча с ловлей и без ловли, перебрасывание с ловлей и без ловли мячей, шаров, мешочков с песком, обручей, а также природного материала - шишек, каштанов, прутиков, палочек, снежков и др.
Каждое подготавливающее к метанию упражнение имеет и самостоятельное значение для формирования двигательных навыков. К тому же все они привлекают детей своим динамизмом, эмоциональностью, возможностью бесконечно придумывать собственные варианты движений. Нет игрушки более интересной, чем мяч! Мяч ассоциируется с игрой. Не случайно каждое действие с мячом в быту называют игрой. Это и определяет выбору методов и приемов руководства. Дети играют в мяч в любое свободное время, а также в организованных формах работы - на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, в разных формах активного отдыха.
Каждое упражнение способствует появлению специфических навыков, которые потом аккумулируются в метании.
Катание мячей и других предметов с горки (пассивное действие), друг другу, прокатывание между предметами (в воротца), по дорожке, по начерченной линия, доске, по скамейке и другие предусмотрено программой; для всех возрастных групп. Сложность игровых заданий зависит от конкретных педагогических задач, величины мяча (диаметр малого мяча – 3 - 8 см, среднего – 10 - 18 большого - от 20 см и больше), расстояния до ориентира и других количественных параметров, а также от способов действия (техники), положения тела (сидя на полу, стоя в наклоне, из приседа, в стойке на одном колене, отставив другую ногу в сторону, стоя на двух коленях).
При разучивании упражнений, предполагающих показ, размещать детей надо так, чтобы они видели результат действия. Например, для катания мяча друг другу младшей группе дети усаживаются в две шеренги, лицом друг к другу попарно. Можно предложить мальчикам взять мячи и сесть на удобном расстоянии друг друга вдоль начерченной линии. Девочки сядут напротив. Воспитатель, показывая упражнение, прокатывает мяч по образовавшемуся коридору.
После показа, в котором акцентируются три момента как держать мяч (ладошки охватывают лежащий на полу мяч снизу - сзади, пальцы широко расставлены), как прицелиться (посмотреть в воротца, образованные широко расставленными ногами партнера), как энергично оттолкнуть мяч (не подбрасывая, чтобы он катился, а не прыгал), - дети начинают катать мячи друг другу. Целесообразно один - два раза выполнить движение в общем ритме, подчиняясь указаниям воспитателя: "Приготовиться, прицелиться, покатили..." Затем дети катают мячи произвольно. Воспитатель ходит вдоль шеренги сидящих, корректирует действия отдельных детей или конкретной пары, не останавливая и не прерывая остальных.
Аналогично организуется катание (из других исходных положений) во всех возрастных группах. Но всякий раз акцентируются отдельные принципиальные моменты. Например, в катании из наклона или приседа, оттолкнув мяч, ребенок должен выпрямиться: "...Посмотри, ровно ли (быстро ли) катится мяч..." Подтекст этой "педагогической хитрости" заключает контроль за дыханием: наклон (присед) - выдох, выпрямление - вдох.
В катании с попаданием в цель (преимущественно в старших группах) - в кубики или кеглю у противоположной стены, в фигурку в конце дорожки или скамейки, в катящийся навстречу мяч, в подвижную цель наперерез - удобнее всего стоять на одном колене, отставив в сторону вторую ногу. Нужно подсказывать и помогать детям: носок опорной ноги надо выпрямить; нога, отставленная в сторону, должна опираться на всю студию - такое положение будет устойчивым и снимет излишнее мышечное напряжение.
При подбрасывании мяча в младшей группе характерны "чистые" броски - подбрасывание двумя руками без ловли, подбрасывание и ловля после отскока пола, подбрасывание двумя руками с ловлей, подбрасывание одной рукой и ловля двумя. Для обеспечения нужного результата во всех упражнениях надо смотреть на мяч.
Самым характерным упражнением для средней является выполнение несложного движения между броском и ловлей: хлопнуть в ладоши, дотронуться до коленей, скрестить руки на груди, развернуть ладошки и др.
Задания для старшей группы должны активно стимулировать проявление разных физических качеств - ловкости, точности, быстроты, чувства ритма и др. Например, подбрасывание мячей и других предметов из разных положений - сидя "по-турецки", стоя на коленях; с выполнением разных дополнительных движений перед ловлей: хлопнуть в ладоши несколько раз (кто больше), поймать мяч в приседе, после поворота на 360°, выпрямившись после приседания и др. По мере освоения движений, подбрасывание можно выполнять одной рукой - и правой и левой.
При броске мяча об пол и ловле самым важным и понятным детям критерием качества является следующий: чем сильнее бросок, тем выше подскочит мяч. Стимулирующие ориентиры различны: выше головы, выше натянутой веревочки, выше волейбольной сетки, выше столбика, до потолка на веранде и т.д. Варьирование и усложнение упражнений аналогичны предыдущему виду упражнений: в младших группах - "чистые" броски, в средней и старшей - с промежуточным движением между броском и ловлей. Кроме того, в средней и, особенно, в старшей группах очень интересны требующие точности приемы ловли мяча на открытую ладошку: когда мяч после отскока начинает падать вниз, надо подставить под него ладошку. Можно ловить то правой, то левой рукой. Позже можно бросать мяч одной рукой, ловить другой, первоначально с паузами, а затем - слитно, поворачивая ладошку, удерживающую мяч, кверху.
Перебрасывание и ловля мяча требуют дифференцированных действий: захвата мяча, силы замаха, согласования со способами бросания (снизу, от груди, от плеча, сбоку, сзади). При разучивании этих движений целесообразно обращать внимание детей на фазы: приготовиться, прицелиться, бросить... В игровых заданиях движения выполняются слитно.
Особенно важно дифференцировать движения в младших группах. Разместив детей, воспитатель с одним из них показывает задание. Известно, что труднее поймать мяч, чем бросить. Поэтому первое действие - бросок - совершает ребенок. Воспитатель демонстративно ловит мяч на подлете, предварительно вытянув руки вперед. Выполнить трудное программное требование "ловить мяч, не прижимая его к груди" можно, выпрямив вперед руки и широко расставив пальцы. "Посмотрите еще раз и послушайте, как я ловлю мяч..." В ответном броске можно приблизиться к ребенку, по существу вкладывая мяч в его вытянутые вперед ладошки и приговаривая "оп!".
После двух-трех показов упражнение выполняют дети. Полезно также, чтобы несколько раз дети выполняли действия одновременно по подсказке воспитателя, а затем пусть бросают и ловят мяч в удобном для них ритме. Важно предупредить их, что нельзя переступать черту, перед которой они стоят. И это расстояние от занятия к занятию постепенно нужно увеличивать, что будет стимулировать более энергичные и целенаправленные действия ребят.
Младшие дети любят выполнять прицельные броски, а старших привлекают «обманные» движения, которые вынуждают ловящего сделать выпад вперед или в сторону, подбежать, подскочить, присесть, наклониться и др. Поэтому дети должны постепенно освоить разные способы перебрасывания: снизу, двумя руками от груди, одной и двумя руками (в зависимости от размера мяча) от плеча, двумя, и одной рукой сверху. Результативность этих трудных, но интересных упражнений зависит от умений воспитателя создать соответствующий эмоциональный микроклимат.
Ведение мяча на месте и в движении традиционно осваивается со средней группой. Но опыт показывает, что начинать эту работу можно и значительно раньше, тем более, что мячи разных размеров постоянно находятся в свободном пользовании детей.
Наблюдая за детьми, воспитатель подсказывает им наиболее рациональный способ действия. В частности, ударять по мячу нужно тогда, когда он летит от пола вверх, встречать его раскрытой ладошкой, а не догонять; на мяч нужно сильнее давить, а не шлепать по нему, тогда он будет подпрыгивать выше.
Взрослый советует дошкольникам учиться отбивать мяч и правой и левой рукой, стоя на месте и продвигаясь вперед, поворачиваясь вокруг, не выпуская мяч из круга, обводя предметы и т.д. В старшей группе нужно учить ребят вести мяч не только перед собой, но и рядом, что подводит к баскетбольной технике ведения мяча.
Все названные упражнения, каждое по-своему, формируют «чувство мяча» и приобрели название "школ мяча". В сравнении-с собственно метанием они считаются простыми, потому, что выполняются преимущественно рукой под контролем зрения.
Метание вдаль и метание в цель. Цель бывает горизонтальная и вертикальная. В качестве цели для метания используют разные предметы - обручи, ящики, корзины, щиты с нарисованными на них кругами, большие мячи, ствол дерева, снежные постройки и др. Горизонтальная цель размещается на плоскости, вертикальная на разной высоте.
В зависимости от внешнего вида, величины цели, расстояния до нее, а также от размера, веса и других качеств предмета, который бросают, выбирается его метания: прямой рукой снизу, от себя, сбоку из низкой стойки, сбоку из высокой стойки, от груди двумя руками, от плеча, сверху прямой рукой, из-за спины через плечо (упрощенный круговой замах).
Каждое упражнение в метании - поступательное движение, в котором различают четыре фазы: подготовительную, прицеливание, замах, бросок.
Метание в горизонтальную цель прямой рукой снизу выполняется так:
приготовиться - взять мешочек с песком в пальцы, развернуть ладонь кверху, выставить вперед к линии противоположную ногу;
прицелиться - глядя на цель, вынести вперед руку, слегка наклонившись и согнув выставленную вперед; ногу;
замахнуться - глядя на цель, руку с мешочком отвести вниз - назад, сильно наклоняясь и сгибая ноги;
бросить - резко выпрямиться, сделать бросок, подавшись вперед, но сохраняя равновесие.
Метаете прямой рукой сбоку из высокой стойки и пользуется для метания в вертикальную цель на уровне глаз и ниже:
приготовиться - стать боком к цели, ноги на ширине плеч, правая рука с мешочком вдоль туловища, пальцы охватывают мешочек сбоку;
прицелиться - развернуть туловище влево, выпрямить руку в сторону цели;
замахнуться - разворачивая туловище вправо и отклоняясь, отвести руку в сторону - назад мешочком кверху, смотреть на цель;
бросить - резко повернувшись влево и вынося влево - вперед прямую руку, сделать бросок.
Метание прямой рукой сбоку из низкой стойки выполняется в принципе также, но в фазе прицеливания метающий сильно наклоняется, почти касаясь грудью левого (если метает правой рукой) бедра. Используется этот способ для метания в горизонтальную цель, для бросания камешков по воде, чтобы они прыгали по ее поверхности и др.
Метание способом от себя используется в игровых упражнениях типа "кольцеброс", в игре "классы":
приготовиться - обхватив мешочек пальцами, согнуть руку перед собой на уровне пояса, выставить вперед одноименную ногу;
прицелиться - вытянув руку вперед, наклониться, сгибая стоящую впереди ногу, смотреть на цель;
бросить - резко выпрямиться, раскрывая руку в броске, удерживая равновесие.
Метание способом от плеча в вертикальную цель на уровне глаз и выше:
приготовиться - согнуть руку к плечу, держа мешочек в пальцах развернутой вперед ладошки, выставить вперед противоположную ногу;
прицелиться - вытягивая руку в направлении цели, податься вперед, смотреть на цель;
замахнуться - слегка отклоняясь назад, привести согнутую руку в положение на уровне пояса, смотреть на цель;
бросить - резко податься вперед, выпрямляя в броске руку и удерживая равновесие.
Метание способом двумя руками от груди предполагает манипуляцию большим мячом и отличается техническими нюансами в каждой фазе в зависимости от размещения цели - впереди (стоящему напротив) или вверху (в кольцо или через веревку):
приготовиться - держа мяч сбоку - сзади на уровне груди, локти направить вниз, поставить одну ногу вперед (или на ширине плеч при метании вперед-вверх);
прицелиться - податься вперед, слегка выпрямляя руки (или посмотреть на цель, не меняя положения рук), смотреть на цель;
замахнуться - сгибая руки, отклониться и слегка присесть (или значительно присесть), смотреть на цель;
бросить - резко податься вперед, выпрямляя ноги в руки в броске (или резко выпрямив ноги, потянуться вверх), удерживать равновесие.
В метании вдаль надо учить детей бросать как можно дальше и по возможности прямо. Поэтому конкретный ориентир необходим. Дальность полета зависит от силы и амплитуды замаха. Движения должны быть свободные, энергичные, размашистые, обеспечивающие высокую траекторию полета. Наиболее доступным является способ прямой рукой сверху:
приготовиться - поднять прямую руку с мешочком вверх, выставив вперед противоположную ногу, смотрел вперед;
прицелиться - податься вперед всем корпусом, пере нося тяжесть тела на впереди стоящую ногу;
замахнуться - отклониться назад, разворачиваясь вправо и выпрямляя или даже приподнимая левую ногу;
бросить - правую ногу толчком выпрямить, подаваясь вперед и перенося тяжесть тела на левую ногу, руку) пронести около головы и резким рывком кистью послан мешочек вперед-вверх, ноги менять местами перескоком что обеспечивает равновесие.
По мере освоения этого способа действия можно усложнить детали. Например, в подготовительной фазе рука с мешочком опущена вниз, в прицеливании выносится вперед, в замахе - вверх - назад. Движение в целом получается более энергичным, что сказывается на дальности полета, чем привлекает, в частности, мальчиков.
Наибольшую дальность полета обеспечивает способ из-за спины, через плечо (упрощенный круговой замах, применяемый в физкультуре для взрослых в метании гранаты). Овладение им представляет некоторые трудности. Поэтому в подводящих упражнениях надо использовать ориентиры, расположенные выше вытянутой вверх руки ребенка. Наилучшие условия для таких упражнений - природное окружение:
приготовиться - стать боком (левым при метании правой рукой) или вполоборота в сторону метания, ноги на ширине плеч, руки опущены;
прицелиться - вытянуть руку с мешочком в сторону метания, повернуть туловище;
замахнуться - отвести прямую руку вниз – назад - вверх с одновременным поворотом туловища и естественным сгибанием ног;
бросить - туловище и ноги выпрямить вверх - вперед, вынося почти прямую руку вверх - вперед, резко выбросить мешочек кистью.
В целях гармоничного развития надо учить детей метать и правой и левой рукой.
Приведенные способы метания описаны несколько упрощенно, в частности, действия левой рукой. Закономерные движения по принципу перекрестной координации обусловливают соответствующие действия левой руки и левой ноги. Попытка объяснить их детям усложняет инструкцию.
План семинара - практикума
«Школа мяча»
месяц | № занятия | Тематика занятий | Задание воспитателям |
Октябрь | «Метание как основной вид движения. Виды и способы метания» см.Приложение (Занятие №1) | Подобрать упражнения для отработки метания | |
Декабрь | Примерные упражнения в катании, бросании и ловле, метании по возрастным группа. (О.Р.У. с мячом). см.Приложение (Занятие №2) | Составить комплексы ОРУ с мячом в соответствии с возрастом группы | |
Февраль | «Мяч в игре» Подвижные игры с мячом см.Приложение (Занятие №3) | Подборка подвижных и спортивных игр с мячом по возрасту группы(5шт) | |
Март | «Мяч в игре» Спортивные игры с мячом см.Приложение (Занятие №4) | ||
Апрель | «Примерное планирование самостоятельной деятельности при обучении владения мячом» см.Приложение (Занятие №5) | Составление плана по использованию игр с мячом в летний оздоровительный период |
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАНЯТИЕ №1
«Метание, как основной вид движения»
Основные движения – это жизненно необходимые для человека движения, которые он использует в своей многообразной деятельности. С давних времён они являются как средством передвижения, добычи пищи, защиты от нападения и в настоящее время имеют важное значение для человека. К основным движениям относятся: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.
Метание – ациклическое скоростно – силовое упражнение. Ациклические движение требует большей постепенности, усвоения, чем циклические. При их выполнении требуется более сложная координация движений, сосредоточенность и волевое усилие. Для выполнения ациклического движения требуется 3 определенной фазы (подготовительная, основная, заключительная).
В Д\с обучение метанию начинается с подготовительных упражнений. Ребёнка учат брать предмет и удерживать его одной (двумя) руками. В 3-4м. малыш тянется к игрушке, пытается достать и удержать. В 9-12м. он бросает игрушку вперёд. На втором году жизни детей учат собирать большие (двумя руками) и малые мячи (одной рукой), складывать их в корзину, передавать друг другу. Кроме того их приучают отталкивать мяч, после этого переходят к обучению катанию и прокатыванию, скатыванию .
С 3 лет детей обучают:
- бросанию мяча вверх и ловле его двумя руками
- бросанию мяча вниз о пол и ловле его
- бросание мыча в стенку
- метание на дальность и в цель выполняются различными способами
«из-за спины через плечо»,
«прямой рукой сверху»,
«прямой рукой снизу»,
«прямой рукой сбоку»
«двумя руками «снизу»»,
«двумя руками «от груди»»,
«двумя руками «из-за головы»»,
«двумя руками «с боку»»
Техника метания состоит из следующих элементов: исходное положение, прицеливание, замах, бросок, сохранение равновесия после броска.
По мере овладения простыми способами бросания и ловле, метания вдаль и в цель им вводятся усложнённые задания и упражнения.
Методика обучения катанию, бросанию, ловле и метанию.
Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания - предмет должен постоянно находиться в свободном распоряжении детей. Воспитатель показывает, что с мячом можно выполнять разнообразные действия, помогает ребятам приобрести собственный двигательный опыт, умение обращаться с мячом: держать его в двух или одной "руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После многочисленных упражнений появляется своеобразное «чувство мяча». Дома взрослые должны чаще предоставлять ребенку возможность играть с мячом. Хорошо подвесить большой надувной мяч - на высоте поднятых, вверх рук ребенка и предложить отталкивать мяч одновременно обеими руками. Детей третьего года жизни воспитатель объединяет уже в подгруппы по трое-пятеро и играет с ними. Небольшие игровые подгруппы дают возможность педагогу активизировать- всех детей, уделить каждому необходимое, внимание с учетом его индивидуальных двигательных умений. Воспитатель чаще играет с вновь поступившим ребенком, не имеющим навыка действий, с мячом.
В каждой возрастной группе мячи должны быть разных размеров-от маленьких (резиновых и теннисных) до больших надувных. Упражнения с ними приучают детей без лишнего напряжения владеть разным хватом мяча: маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляются пошире.
Катание - полезное упражнение, помогающее овладеть мячом, тренирующее мышцы пальцев и кисти, приучающее правильно оценивать направление движения мяча и необходимые при этом мышечные усилия. Малыши любят скатывать мяч с горки. В этом движении еще не требуется "толчка мяча. Затем катание совершается в любом направлении, дети постепенно учатся выполнять активные движения пальцами обеих рук одновременно. Более сложное умение - катить мяч в определенном направлении: между воротиками, по узкой дорожке, друг другу, «змейкой». Для успешного прокатывания следует направлять- мяч вперед, стараясь, чтобы он не уклонялся в сторону, толчок должен быть более сильным и уверенным. Постепенно увеличивается расстояние - с I м в младшей группе, до 2 м - в средней. В старшей и подготовительной к школе группах дети катают утяжеленный набивной мяч весом до„Д кг. Толчок должен выполняться пальцами выпрямленных рук, как бы сопровождая ими движение мяча.
Бросание и ловля - более сложные движения, требующие глазомера. При ловле мяча важно правильно оценить направление его полета, а при броске сочетать необходимое направление с силой броска. Полезно подбрасывание мяча вверх. Оно связано с активным выпрямлением, как бы потягиванием за брошенным предметом, и это упражнение, помимо укрепления мышц плечевого пояса, содействует хорошей
При первоначальном овладении действиями с мячом большое место занимают" индивидуальные упражнения, самостоятельные попытки детей играть с мячом: бросать его в любом направлении, использовать усвоенный способ броска - снизу, сбоку, от плеча. Вначале дети усваивают бросок мяча вперед-вверх. Это движение малыши не всегда выполняют одновременно обеими руками, не соблюдают нужного направления. Детям, затрудняющимся бросить мяч, воспитатель помогает: встает за ребенком и, держа его руки с мячом, выполняет вместе с ним бросок мяча вниз или вверх. Бросание в произвольном направлении сопровождается бегом за мячом. Постепенно воспитатель учит детей ловить мяч, отскочивший от пола, стены. В индивидуальных упражнениях ребенок бросает мяч воспитателю, который сможет поймать и неточно брошенный мяч, тогда как в игре двух маленьких детей часты неточные броски, бег за упавшим мячом отвлекает детей от основного упражнения.
Бросок о землю должен выполняться вертикально вниз с соблюдением точности направления и определенной силы толчка. При слабом ударе приходится наклоняться вниз, чтобы поймать мяч, а при излишне сильном ударе мяч высоко взлетает и его трудно поймать. Успех в данном упражнении во многом зависит от состояния поверхности, поэтому бросание мяча вниз воспитатель организует на асфальтовой дорожке, плотной ровной площадке, веранде.
Мяч, брошенный вверх или отскочивший от земли, ловят двумя руками одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под, взлетевший мяч.
Пальцы слегка согнуты, образуя как бы чашу. Мяч, брошенный воспитателем или сверстником, надо ловить не прижимая4 к груди, стараться встречать при ловле пальцами, руки выпрямлять по направлению к летящему мячу, а поймав, согнуть их и подтянуть мяч к груди. Старшие дети ловко и непринужденно бросают и ловят мяч. Поэтому они могут находиться в разных положениях- сидя, стоя/парами, по кругу, передвигаясь. Удается старшим и сочетание разных движений с игрой в мяч, например подбрасывать и ловить мяч приседая, подпрыгивая, чередовать бросание и ловлю с бегом.
Воспитатель должен научить старших дошкольников ведению мяча. К разучиванию этого движения надо приступать после того, как дети овладеют навыком отталкивать мяч стоя на месте мягкими, плавными движениями кисти. При ведении мяча ребенок продвигается вперед шагом, а затем и бегом, немного наклонившись по ходу движения. Мяч отбивают так, чтобы он отскакивал на уровне или несколько выше пояса.
Метание в цель (горизонтальную и вертикальную) выполняется мячами резиновыми или теннисными, мешочками с песком, шишками, снежками. Горизонтальной целью может служить ящик, пенек, корзина, вертикальной - щит с нарисованным кругом, обруч, небольшой мяч, дерево и т. п. В зависимости от характера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается способ метания. Большой мяч в корзину или лежащий на земле обруч бросают двумя руками снизу, маленький мяч или шишку-одной рукой. В вертикально расположенную цель чаще бросают небольшой снаряд одной рукой. При этом младшие дети охотнее пользуются способом метания согнутой рукой от плеча, старшие чаще бросают из-за головы.
В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой и левой рукой - это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушений осанки. Маленьким детям воспитатель помогает взять мяч или другой предмет указанной рукой, иногда даже вкладывает его в руку малыша и направляет затем его движение. Старшие дети должны точно выполнять указания, какой рукой бросить предмет.
Организация упражнений в метании проходит следующим образом: справа (слева) от метающего стоят ведерки или коробки с равным числом мячей или мешочков (2-3 в каждом), которые ребенок берет правой (левой) рукой. Однако и в этом случае некоторые дети берут мяч правильно, но потом перекладывают его в более привычную к метанию руку. Обычно это чаще встречается у детей, умеющих уверенно метать и уже определивших «сильнейшую» руку (она может быть как правой, так и левой). Воспитателю надо внимательно контролировать количество бросков правой и левой рукой. Если в группе большинство детей плохо освоили метание левой рукой, то именно с метания левой рукой надо начинать обучение.
Метание вдаль не требует такой точности, глазомера, как метание в цель. Движения детей здесь более свободные, размашистые, энергичные. Малыши» так же как и при метании в цель, чаще метают предмет движением руки от плеча, предварительно согнув руку и не выпрямляя ее при броске. Часто бросок, хотя- и резкий, направляется вниз, и предмет падает близко от ребенка (в пределах 0,5-1 м). Детей надо обучить правильному метанию вперед-вверх. По такой траектории мяч улетим далеко. Без зрительного ориентира дети с трудом пони-, мают, как это выполнить. Поэтому воспитатель предлагает.перебросить мяч через куст, ветку дерева или подвешивает веревку несколько выше поднятой руки ребенка (рис. 12).Младшие дети располагаются на расстоянии 1 м от веревки, старшие отходят дальше, примерно на 2-3 м. Сам воспитатель должен правильно показать детям движение с соблюдением всех основных требований техники или для показа подготовить ребенка, умеющего хорошо метать.
Метание вдаль выполняется разными способами: от плеча, из-за спины через плечо с предварительным замахом, снизу, сверху, сбоку.
Вдаль метают мячи, мешочки с песком, шишки, снежки; у водоема дети с увлечением бросают в воду мелкие камешки «кто дальше»; в лесу, на лугу используют длинные травинки, метая их, как копье. Мягкие и мелкие предметы - мячи, желуди каштаны-можно метать снизу с заданием «кто бросит выше». Вырезанные из картона круги метают способом сбоку, напоминающим метание диска
Мячи должны быть разнообразными: маленькие резиновые или теннисные диаметром 5-6 см, средних размеров диаметром 8-12 см большие мячи диаметром 18-20 см. Для некоторых упражнений и игр используются надувные мячи, старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 4 кг. Мячи должны хорошо отскакивать от земли или стены. Хранят запасные мячи в прохладном помещении, в группах мячи размещают вдали от отопительных приборов.
Проведение упражнений в катании, бросании и ловле возможно в условиях группы, в ненастное время метание в цель проводится в зале. Однако для этих.- движений наиболее удобен участок, спортивная площадка, где можно не опасаться попадания в окно. Упражнения в метании вдаль проводятся только участке.
ЗАНЯТИЕ №2
«Методические указания при обучении детей катанию, бросанию, ловле и метанию по возрастам». (ОРУ с мячом)