Особенности развития утомления у детей и подростков и его профилактика

Весь учебно-воспитательный процесс есть различные виды деятельности. Выполняя определенный труд мы стимулируем развитие систем. Функция строит орган.

Деятельность:

    Связанная с большими энергозатратами (физич.)

    Связанная с малыми затратами Е (умств.)

Итогом деятельности является утомление.

Утомление – это физиологический процесс, который характеризуется временнымфизиологических функций организма, уровень которых восстанавливается после правильно организованного отдыха.

Признаки:

    снижение работоспособности

    ослабл внутр акт-го тормож

    снижение функционального состояния анализаторов

    чувство усталости – субъективное состояние организма

Утомление – защитная реакция от дальнейшего переутомления, с другой стороны – стимулятор отдельных процессов

Переутомление – патологический процесс, свидетельствует о глубоком угнетении функций организма. Требует медикаментозного лечения.

Признаки :

    длительное умственных и физических функций

    нервно-психические расстройства

    стойкие изменения в регуляции вегетат функции организма

    снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды

1-й – происходит увеличение возможности коры головного мозга, которое сопровождается 2 фазами:

простой – двигат активность

уравнительной

2-й – снижение возбудимости коры; 4 фазы

простая тормозная

уравнительная – одинаковая реакция на ираздражитель

пародоксальная – неадекватная реакция на раздражитель

ультрапародоксальная

Две последние свидетельствуют о чрезмерной нагрузке на НС

Факторы способствующие переутомлению:

    неправильная организация труда и учебного процесса

    несоответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка

    несоблюдение гигиенических требований к режиму и условиям обучения.

Профилактика

    Правильная организация труда и отдыха, соблюдение режима дня.

    Соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям.

    Соблюдение гигиенических требований к режиму и условиям обучения.

    Медицинский контроль за подростком

    Факторы, определяющие работоспособность, ее фазы и динамика. Гигиенические основы поддержания работоспособности школьников в период обучения.

Рациональный режим дня – это чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток с учетом их анатомо-физиологических особенностей, фактического развития и состояния здоровья.

    Различные виды деятельности

    Отдых: активный – максимальная двигательная активность

пассивный - сон

    Рациональное питание.

Деятельность

N времени – количественный показатель

качественный показатель

Учитывают: биологический возраст (фактическое развитие)

состояние здоровья

биологические ритмы (суточные, сезонные)

Суточные биоритмы:

1 гр. – 2 уровня подъема: утром 8 – 12, 16 – 18 час.

2 гр – 1 подъем с 12 до 16 час.

3 гр. – многовершинная кривая подъема

4 гр. – инвертиров тип, подъем рано утром – жаворонки, совы – поздно вечером

5 гр. - инертный

Сезонные: осенью и весной

Пол: только при N физ нагрузок

Физиологич особенности ВНС (высш нервн деят-ть)

Школьный возраст

Основная форма деятельности – учебная

Форма организации – урок

Факторы: продолжительность урока

форма организации урока

45 мин – старшие классы оптим.

1-й класс – 35 мин.

Организация урока особенно для младшего школьного возраста имеет большое значение: обязательные физкультминутки, дети могут читать не более 8 – 10 минут

1-й кл. 20 ч. 6 – 7 кл. 32 ч.

2-й кл. 22 ч. 8 кл. 33 ч.

5 кл. 30 ч. 9 – 12 кл. 34 ч.

В лицеях больше на 2 – 3 часа

трудоспособность

вторник, среда – оптим.

1-й класс – нет Д/з

2-й класс – 1,5 ч. Д/з

5 – 6 2,5 – 3 ч.

8 – 11 не более 3, часов

    Гигиенические принципы организации учебного процесса в школах (расписание, режим дня, учебные нагрузки). Медицинское обслуживание школьников.

Организаия учебно-воспитательного процесса детей 6 лет.

N не более 25 – в школе и 20 в ДДУ.

Учебная нагрузка не более 20 часов/нед, только в первую смену. Время начала – 8.30 – 9.00. продолжительность урока 35 мин, перемены – 20 мин. На 10-й и 20-й минуте – физкультминутки. После 2,3 урока организ подвижные игры (40 мин).

В пн., чтв, пятн – не более 3 уроков; вт., ср. – не более 4 уроков. Предметы, требующие большого умственного напряжения на 1 и 2 урок, с двигательным компонентом – 3, по ИЗО, труду – 4 урок.

В четверг – облегченный день (организация экскурсий, подвижных игр, походы в театр).

Отметки в баллах не ставятся. Учебники и др. хранятся в школе. В третьей четверти – дополнительные каникулы. Нельзя требовать от детей длительного соблюдения неподвижной позы.

В продленке обязательный 1,5 – 2 часовой сон; 2,5 - час. пребывание на воздухе. Подвижные игры не менее 2 раз. 3-х разовое питание.

Составление расписания:

    учет кривой работоспособности и сут. биоритмов (в течение дня, четверти, учебного года). Облегченный четверг, легче понедельник, суббота

    достаточные перерывы для отдыха

    дополнительные каникулы для детей из зоны с неблагоприятным раджиоактивным фоном.

Ранговая шкала трудности:

Математика, русский язык 11

Иностранный язык 10

Физика, химия 9

История 8

Родной язык, литература 7

Естествознание, география 6

Физкультура 5

Черчение 3

Рисование 2

Первый урок – более облегченные предметы, 2, 3 уроки – самые трудные предметы. Необходимо чередовать предметы с умственной и физической компонентой. Запрещено спаривать предметы. Исключение – лабораторные занятия и занятия физкульторой по лыжам, уроки труда.

В течение урока на 15 – 20 мин должны быть физкультминутки. Перемены по 1= мин min . Каникулы общей продолжительностью не менее 60 дней.

В течение урока – чередование разных видов деятельности (письмо, устный разбор), нормирование количества уроков в течение дня (1 – 4 не более 4, 8 – 11 класс – 6 часов)

Медицинское обслуживание школьников.

Задачи: организация профилактических, сан.-п/эпид мероприятий, направленных на охрану здоровья, оказание медицинской помощи

Обязанности:

    амбулаторный прием учащихся

    учет и изоляция школьников с инф заболеваниями, организация п/эпид мероприятий

    оснащение медицинского кабинета всем необходимым

    скрининг-тестирование

    информирование педагог персонала о состоянии здоровья детей

    контроль за проведением занятий, питания, внеучебных занятий, сан-гиг режима, организацией дневного сна, прогулок и подвижных игр.

    Определение функциональной готовности детей к поступлению в школу по комплексу медицинских и психофизиологических критериев.

Медицинские критерии:

    уровень биологического развития

    состояние здоровья в момент осмотра

    острая заболеваемость за предшествующий год

Психофизиологические критерии:

    результаты выполнения теста Керна-Ирасека

    качество звукопроизношения

    мотометрический тест

показатели оценки биологического возраста:



Для детей старше 7 лет используют величину погодовых приростов длины тела.

4. Длина тела ребенка в сопоставлении с местными возрастно-половыми нормативами, причем за средний рост принимают значения длины тела в пределах М ±

    Гигиенические требования к планировке, микроклимату, вентиляции, освещению, оборудованию школьных классов и рассаживанию учащихся.

Помещения для детей 6-летн возраста выделяют в обособленные учебные секции, не более, чем на 2 – 3 класса, размещают в отдельном отсека или блоке на 1 – 2 этажах, должны иметь самостоятельный выход на участок школы

Нормы для помещений:

2,4 м 2 на 1 реб – учебный класс

2,0 м 2 на 1 реб – спальня

2,0 м 2 на 1 реб – игровая

1 м 2 – рекреация

туалеты, гардероб для верхней одежды, столовая.

Можно сочетать спальное отделение с игровой или игровое с рекреацией (площадь комбинированного помещения не менее 75 м 2). Рекреация не более, чем на 2 класса. Отдельная зона на участке включает спортивно-игровую площадку и площадку для тихих игр (7,2 м 2 на реб.)

Микроклимат.

t 18 – 20 о С, влажность 40 – 60, скорость движ воздуха 0,2 – 0,4 м/с, в спорт залахt 15 – 18 (для младших кл.). площадь класса 1,25 м2 на 1 ученика, 1,5 м 2 – в школе-интернате; высота помещений не менее 3 м (3,75 м 3 на одного ученика). Освещение – как в ДДУ 300 лк (люм), 150 лк (лампа нак); 1:4, 1:5 – световой коэфф. Коэффициент глубины залож. – не более 2. КЕО не менее 1,5, угол падения не менее 27, угол отверстия не менее 5

Мебель. Различают 6 групп мебели (имеет цветовую и знаковую маркировку, в зависимости от ростовых данных).

Дистанция сидения – расстояние по горизонтали м/у проекцией задн края крышки стола и передн края стула. В N должна быть отриц (2 – 4 см).

При рассаживании детей учитывают зрение, слух, состояние здоровья (часто болеющие дети не должны сидеть у окна). С этой целью в журнале должен быть листок здоровья. 2 раза в год – перемена мест. Расстояние от первой парты до доски – 2,4 м.

    Гигиенические требования к планировке детских больниц и поликлиник. Особенности планировки приемного отделения, палатной секции в детских отделениях больниц.

Площадь участка – в зависимости от мощности и системы строительства. В основе – зонирование, прав располож заний, удобные и короткие графики движения.

Выделяют следующие зоны: леч неинфекц копуса, леч инфекц конпуса, садово-парковая зона, поликлиники, хозяйственные корпуса, патолого-анатомические и радиологические корпуса. М/у зонами – полосы зеленых насаждений.

Разрывы между корпусами:

    между леч и пат-анатом корпусом, м-у пат-анатом и пищевым блоками – не менее 30 м.

    м-у стенами зданий с окнами палат – 2,5 высоты противостоящего здания, не менее 25 м.

Правильная планировка больницы должеа включать 2 въезда на территорию (в леч и хоз зоне). Плотность застройки участка 12 – 15%, плотность зеленых насаждений не менее 60%

Приемное отделение:

Планировка должна обеспечивать профилактику в/больн инфекций, способствовать ускорению и улучшению качества лечебно-диагностического процесса. Они должны быть отдельными для детск., акушер., дерматовен., инф., псих отделений.

Рассчетное число больных поступающ в приемное отделение/сут сост-ем для многопроф больниц 10% вместимости больницы, для БСМП – 15%. Должны быть палаты для больных с невыясненным диагнозом.

Особенности детских приемных отделений

    имеются приемно-спортивные боксы (16 м 2)

    боксы для детей с невыясненным д-зом (22 м 2)

    сан пропускник для персонала

количество приемно-смотровых боксов – 3%, количество боксов 5%.

Требования к проектированию детских неинф отделений

    предотвр в/больн инфецирования детей и изоляция отдельных категорий б-х, что достиг-ся устр-вом необх кол-ва боксов для изол б-х с подозрением на инф заб-е, строгая изол каждой палатной секции

    детские отделения должны иметь собственную приемно-выписную часть.

    Если кол-во коек более 60 – отдельный корпус

    6 м 2 на 1 койку, для детей до 1 года – 2 койки, более годы – 4 койки

    перегородки между кроватями, высотой 1,8 – 2 м

    обязательный элемент детской секции – отапливаемая веранда, есть отделения для матерей с отдельными входом

Поликлиника

40% - терапевтич отделение

20% - хирургическое отделение

помещения: врачебн, лечебно-диагностич., ожидальни, вестибюль, регистратура. Площадь кабинета педиатра – 15 м 2 .

Профессиональная ориентация – научно-обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии (с учетом его желания и потребностей общества).

Аспекты проф ориентации:

    Психологический и педагогический – изучение личности учащегося, формирование проф пригодности в зависимости от личных способностей и особенностей.

    Экономический – изучение потребности общества в специалистах различного профиля.

    Медицинско-биологич и физиологич – разработка критериев проф отбора, изучение особенности профессии (разработка профессиограмм; определение ключевых физиологических функций для профессий

    врачебно-профессиональный отбор – медицинское заключение о возможности работы по профессии в зависимости от состояния здоровья.

    Врачебно-профессиональная ориетация (с 5 класса)

    Гигиенические требования к кабинетам информатики и вычислительной техники в школе, режим работы в них.

Площадь на 1 рабочее место – не менее 6 м 2 , объем – не менее 24 м 3 . Высота кабинета не менее 4 м. должна быть лаборантская с 2 входами. В ДДУ смежным помещением может быть игровой зал. Для внутренней отделки должны использоваться диффузно-отраж материалы с коээф-том отраж для потолка 0,7 – 0,8, для стен 0,5 – 0,6, пола – 0,3 – 0,5.

Занятия за одним дисплеем двух и более учеников недопустимо. Поверхность для клавиатуры должна быть наклонной. Оптимальное расстояние до экрана 0,8 – 0,7 м. уровень глаз должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Естественный свет должен падать преимущественно слева. Оптимальное расположение рабочих мест – периметральное (может быть рядами и центральным). Расстояние м/у столами не менее 2,0 м, а м-/у боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

Оптимальная t 19 – 20оС, влажность 55 – 62%, скорость воздуха не менее 0,1 м/с

Должно быть естественное и искусственное освещение (преимущественно люмин лампы). Уровень иск осв-ти на клавиатуре и поверхности стола 300 – 500 кл, на экране дисплеев не более 300 лк. Уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 дБ. Для предупреждения утомления в 10 – 11 классах должно быть не более 2 уроков/нед для остальных – 1.

12. Медицинский контроль за физическим воспитанием детей и подростков.

Физкультура – организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий, естественных сил природы для обеспечения определенного уровня физического развития, формирования и совершенствования двиг качеств, воспитание умений и навыков с целью лучшей подготовки к разнообразной деятельности.

Контроль за физическим воспитанием

    наблюдение за состоянием здоровья: основн., ослабл – в ДДУ; основн., подготов., спец – в школе

    медико-педагогич. Место уроков физкультуры в расписании, их длительность и правильность построения

    вводная часть – 5 - . мин

    подготовит – 12 – 15

    основная № 20 – 25

    заключительная – 3 – 5

в ДДУ выделяют 3 части:

    вводная (общеобучающая)

    основная (обучение основным движениям)

    заключительная (подвижные игры)

Контроль за общей и моторной плотностью урока. Общая – 80 – 90%, моторная в ДДУ – 70 – 80%, в школах – 60 – 70%

Контроль за состоянием детей (состояние кожи, ЧСС, отвлекаемость, АД) По ЧСС выстраивают кривую занятия

10 – 15% восстановление пульса за 5 мин

В ДДУ физиологическая кривая

Ср уровень пульс давления:

5 – 6 лет – 140 – 150 уд/мин

7 – 14 лет – 140 – 160

3 – 4 года – 130 – 140 уд/мин

    Контроль за условиями проведения. T 15 – 18 (в спортивных залах), в ДДУ – 16 – 18 садовая группа, 18 – 20 – ясельная; влажность 30 – 60%, скорость воздуха – 0,5 – 1 м/с; освещенность 100 лк – лампы накаливания, 200 лк – люмин; воздухообмен 80 м 3 на 1 чел/час (объем вентиляции)

    Соблюдение техники безопасности и профилактика травматизма (спортивная форма, инвентарь)

    Санитарно-просветительная работа по физ воспитанию.

    Физиол сущность закалиывания и д. его на растущ орг особ-ти теплообм рвстущ орг основные пр-пы провед закал процедур

Закаливание – система процедур, направленных на выработку закаленности

Закаленность – качество организма, обеспечивающее сопротивление его неблагоприятным метео воздействиям.

Сути закаливания: раздражение кожи, кратковременное сужение поверхностных сосудов, кровь оттекает ко внутренним органам, сохраняя тепло. Одновременно усиливается обмен веществ, усиливается выработка дополнительного количества тепла, сосуды расширяются. Т.о. системное повторение разрадражающего воздействия ведет к созданию некоторой тренированности саморегул вегет функции.

У незакаленного ребенка сужение сосудов происходит медленнее, в результате происходит потеря тепла. Нет «игры сосудов», бледность кожных покровов, действие химической терморегуляции задерживается, наступает переохлаждение организма и ребенок может заболеть.

Терморегул - спос-ти организма сохранять температуру тела не определенном уровне вне зав-ти от температуры окружающей среды. В основе ее проц химического характера, параллельно идет теплоотдача путем: теплоизлучения, испарения, при дыхании и потоотделении, т.е. путем физической регуляции (физич. Т). равновесие м/у физ и хим Т. у детей наступает к 13 – 15 годам. При тренировке системы терморегуляции равновесие формируется значительно раньше.

У ребенка отдача тепла в 5 р интенсивнее, образование тепла больше в – р.

Принципы проведения закаливающих процедур

    систематическое использование закаливания во все времена года, без перерыва. В основе лежи условный рефлекс, который надо поддерживать. Не рекомендуется отменять процедуры в случае легкого заболевания детей, не сопровождающегося значительным ухудшением общего состояния. В зависимости от поры года – смена процедур.

    Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия. Скорость перехода определяется состоянием ребенка, его реакцией на раздражение.

    Применяя различные средства закаливания, необходимо учитывать возраст ребенка, состояние его здоровья и питания, условия жизни, индивидуальные свойства.

1 гр. здоровья – детям показаны все виды закаливания

2 гр здоровья – показано закаливание воздухом, ограничение физической нагрузки, температура воды на 2оС выше

3 гр. здоровья – ЛФК по физвоспит., водные процедуры только местные, воздушные процедуры – умеренные

    комплексное использование всех природных факторов вместе с физичесеими упр и правильное их сочетание.

    Любые закаливающие мероприятия надо проводить на хорошей эмоциональной основе.

Закаливание начинают с местных закаливающих процедур.

    Гигиена оздоровительных лагерей. Организация медицинского обслуживания и оценка эффективности летней оздоровительной работы среди детей и подростков.

    проведение организационно-подготовительных работ перед выездом детей.

    Предварительная проверка лагеря

    Укомплектование кабинета и изолятора

    Пров. медицинских документов на каждого сотрудника лагеря

    Медицинский осмотр детей перед выездом их в лагерь

    Сопровождение детей в лагерь и обратно

    Лечебно-профилактическая работа в лагере

    Системное наблюдение за здоровьем, особенно детей с отклонением в здоровье

    Комплектование детей на медицинские группы для занятий физкультурой

    Изоляция, лечение больных, госпитализация, оказание первой мед помощи

    Информирование СЭС в случае инфекционного заболевания

    Контроль за организацией питания детей (качество продуктов, хранение, технология приготовления и т.д.)

    Контроль за санитарным состоянием и содержанием всех помещений

    Организация и проведение п/эпид мероприятий.

    Сан-просвет работа

    Контроль за физ воспитанием, проведение оздоровит мероприятий

    Участие в подгот тур походов и прогулок, участие в них

    Мед документация

    Оценка эф-ти оздоровления детей.

Оценка эффективности оздоровления детей в оздоровительном лагере.

Проводится на основании сопоставления данных мед осмотров в начале и в конце смены.

Анализируются:

    физическое развитие ребенка

оценка соответствия массы тела к длине (определяется по индексу Кетле)

индекс Кетле= вес в кг/рост в м

индекс свидетельствует о гармоничности физического развития

    функциональное состояние организма

увеличение функциональных СС проб, проб дыхательной системы: ортостатическая проба, проба Генча (задержка дыхания на выдохе)

    уровень физической подготовки

по показателям мышечной силы и выносливости, улучшение результатов при беге и других нормативах

    заболеваемость в течение смены

оздоровительная эффективность оценивается:

    преобладание положительной динамики в большинстве тестов (мероприятия эффективны)

    нет оздоровительного эффекта при отсутствии положительной динамики функциональных проб и физического развития. В этом случае необходимо проанализировать причины, вскрыть недостатки в организации двигательного режима и спортивно-массовой работы, найти пути к их устранению.

    Питание детей как фактор их здоровья и развития. Анатомо-физиологические особенности ЖКТ тракта у детей. Значение белков, жиров и углеводов в питании детей и подростков

Среди факторов, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие организма (гигиенические, оздоровительные, перагогические мероприятия), первостепенное значение имеет полноценное питание. Ошибки в питании детей могут служить причиной расстройства пищеварения, нарушения ОВ, рахита и т.д.

Энергозатраты растущего организма на кг массы тела находятся в обратной зависимости от влзраста. Агалогична зависимость энергозатрат на двигательную активность.

При одном и том же виде деятельности мальчики затрачивают большее количество энергии, чем девочки, особенно в подростковом возрасте.

В основе детского питания лежит учет анатомо-физиологических особенностей ЖКТ и обмена веществ детей и подростков.

ОО и трата Е на виды деятельности в несколько раз выше, чем у взрослого человека рН слюны до 1 года – слабо кисл., взросл – сл.-щелочн.

Пищевод относит. роста более длинный, чем у взрослого. Пищев обильно васкуляризир и легко ранима. Пища обтекает вход в гортань, развиваются условия для одноврем дых. и глотания. Желудок у нов объемом 1 л, тонус более выражен, чем у взрослого. Кишечник более длинный, чем у взрослого, перистальтика менее выражена.

В детском питании Б:Ж:У=1:1:4. Не менее 60% белков – белки животного происхождения, белки растительного происхождения – 15%. По энергетической значимости белки должны составлять 11 – 14%, жиры – 30%, углеводы – 56%. Соотношение Са:Р=1:1,5.

    Роль витаминов, минеральных солей в питании детей и подростков.

В детском возрасте повышается потребность в веществах, несущих функции регулирования процессов развития организма, т.е. в витаминах. Дети более чувствительны к недостатку любых витаминов, чем взрослые. Недостаток витаиминов, кроме специфических болезненных проявления, может вызывать заболевание, клиническая картина которого выражена слабо и истинную причину его бывает трудно распознать. В таких случаях у детей отмечаются некоторая влость, бледность, быстрая утомляемость, иногда боли в коленях, понижение аппетита и др.

Особо важное значение имеют витамины А и Д. недостаток в пище витамина А вызывает остановку роста, снижение массы тела, нарушение нормального зрения и защитной функции слизистых оболочек и кожи. Недостаток витамина Д вызывает рахит, способствует возникновению кариеса зубов и оказывает отрицательное влияние на самочувствие и общее развитие ребенка. гиповитаминоз С проявляется общей слабостью, понижением работоспособности, сопротивляемости к инфекциям, кровоточивостью десен, способствует развитию кариеса зубов и др.

Минеральные вещества, как и белки, являются пластьическим материалом и необходимы для роста и развития скелета, зубов. Кроме того, многие из них выполняют в организме ряд функций. Для растущего организма наибольшее значение имеют соли кальция, фосфора и железа. Обычная смешанная пища доставляет детям необходимое количество минеральных веществ, при условии достаточного молока и молочных продуктов, важных источников кальция и фосфора. Суточная норма кальция для детей старше 4 чет составляет 1200 мг, фосфора – 1800 мг, железа 18 мг

    Медицинский контроль за организацией питания в дошкольных учреждениях.

Врач, совместно с мед сестрой, устанавливает режим питания детей, разрабатывает примерное меню и меню-раскладку; контролирует качество поступающих продуктов и условия их транспортировки; условия хранения и сроки реализации продуктов. Следит за правильностью кулинарной обработки пищи, участвует в бракераже готовых блюд. Проводит систематический контроль за санитарным состоянием пищеблока, выполнением сотрудниками пищеблока правил личной гигиены и прохождение медицинского осмотра. На пищеблоке ведется журнал, где каждый день отмечается состояние кожных покровов, наличие заболеваний ЖКТ.

Оценивает условия приема пищи, привитие навыков личной гигиены, сервировку стола, объем порций при наличии остатков пищи после приема, выявление детей с плохим аппетитом и устанавливает причину этого.

Врачи сан службы крайне строго отбирают пробы для лабораторного анализа пищевого рациона.

В ДДУ контролирует питание комиссия по питанию, куда входят родители.

    Мед контроль за организацией питания в школах и детских оздоровительных лагерях

Допускается проектирование пищеблока для работы на полуфабрикатах. Набор цехов, размещение оборудования должно обеспечить соблюдение поточности технологического процесса, предусмотреть грузовые подъемники (если пищеблок на 2 уровнях)

Столы на 4 – 10 мест, должны иметь легкомоющееся гигиеническое покрытие, устойчивое к действию моющих средств.

Транспортировка пищевых продуктов должна проводиться в условиях, обеспечивающих сохранность и предохранение от загрязнения, при строгом соблюдении правил соседства сырой и готовой продукции.

Все учащиеся в общеобразовательных учреждениях должны получать 1 горячий завтрак (обед; дети из групп продленного дня – 2 – 3 раза в день; воспитанники школ-интернатов – 4 – 5 раз). Питание детей должно быть под контролем учителя

Пища должна готовиться на каждый прием и реализовываться в течение 2 – 3 часов с момента приготовления.

См вопрос 17.

    Показания сухого терм. стац. психрометра 19, показания влажного 18. Бароматрическое давление 740 мм рт. ст. Исследования проводились при небольшом движении воздуха, т.е. психометрический коэффициент = 0,00110.

Определить: абсолютную влажность воздуха, относительную (по формуле и по таблице), дефицит насыщения и температуру точки росы. Дать гигиеническую оценку влажности воздуха.

К1 = f – a(t1 – t2)ß f при t = 15,48

K = 15,48 – 0,0011 (19 – 18)*740 = 14,666%


R приt 1 = 16,48

по таблице 90%

Дефицит насыщения – разница между максимальной и абсолютной влажностью.

D = F – K = 16,48 – 14,66 = 1,814

Точка росы – та температура, при которой значения максимальной и абсолютной влажности равны

Весь учебно-воспитательный процесс есть различные виды деятельности. Выполняя определенный труд мы стимулируем развитие систем. Функция строит орган.

Деятельность:

    Связанная с большими энергозатратами (физич.)

    Связанная с малыми затратами Е (умств.)

Итогом деятельности является утомление.

Утомление – это физиологический процесс, который характеризуется временнымфизиологических функций организма, уровень которых восстанавливается после правильно организованного отдыха.

Признаки:

    снижение работоспособности

    ослабл внутр акт-го тормож

    снижение функционального состояния анализаторов

    чувство усталости – субъективное состояние организма

Утомление – защитная реакция от дальнейшего переутомления, с другой стороны – стимулятор отдельных процессов

Переутомление – патологический процесс, свидетельствует о глубоком угнетении функций организма. Требует медикаментозного лечения.

Признаки :

    длительное умственных и физических функций

    нервно-психические расстройства

    стойкие изменения в регуляции вегетат функции организма

    снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды

1-й – происходит увеличение возможности коры головного мозга, которое сопровождается 2 фазами:

простой – двигат активность

уравнительной

2-й – снижение возбудимости коры; 4 фазы

простая тормозная

уравнительная – одинаковая реакция на ираздражитель

пародоксальная – неадекватная реакция на раздражитель

ультрапародоксальная

Две последние свидетельствуют о чрезмерной нагрузке на НС

Факторы способствующие переутомлению:

    неправильная организация труда и учебного процесса

    несоответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка

    несоблюдение гигиенических требований к режиму и условиям обучения.

Профилактика

    Правильная организация труда и отдыха, соблюдение режима дня.

    Соответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям.

    Соблюдение гигиенических требований к режиму и условиям обучения.

    Медицинский контроль за подростком

    Факторы, определяющие работоспособность, ее фазы и динамика. Гигиенические основы поддержания работоспособности школьников в период обучения.

Рациональный режим дня – это чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток с учетом их анатомо-физиологических особенностей, фактического развития и состояния здоровья.

    Различные виды деятельности

    Отдых: активный – максимальная двигательная активность

пассивный - сон

    Рациональное питание.

Деятельность

N времени – количественный показатель

качественный показатель

Учитывают: биологический возраст (фактическое развитие)

состояние здоровья

биологические ритмы (суточные, сезонные)

Суточные биоритмы:

1 гр. – 2 уровня подъема: утром 8 – 12, 16 – 18 час.

2 гр – 1 подъем с 12 до 16 час.

3 гр. – многовершинная кривая подъема

4 гр. – инвертиров тип, подъем рано утром – жаворонки, совы – поздно вечером

5 гр. - инертный

Сезонные: осенью и весной

Пол: только при N физ нагрузок

Физиологич особенности ВНС (высш нервн деят-ть)

Школьный возраст

Основная форма деятельности – учебная

Форма организации – урок

Факторы: продолжительность урока

форма организации урока

45 мин – старшие классы оптим.

1-й класс – 35 мин.

Организация урока особенно для младшего школьного возраста имеет большое значение: обязательные физкультминутки, дети могут читать не более 8 – 10 минут

1-й кл. 20 ч. 6 – 7 кл. 32 ч.

2-й кл. 22 ч. 8 кл. 33 ч.

5 кл. 30 ч. 9 – 12 кл. 34 ч.

В лицеях больше на 2 – 3 часа

трудоспособность

вторник, среда – оптим.

1-й класс – нет Д/з

2-й класс – 1,5 ч. Д/з

5 – 6 2,5 – 3 ч.

8 – 11 не более 3, часов

    Гигиенические принципы организации учебного процесса в школах (расписание, режим дня, учебные нагрузки). Медицинское обслуживание школьников.

Организаия учебно-воспитательного процесса детей 6 лет.

N не более 25 – в школе и 20 в ДДУ.

Учебная нагрузка не более 20 часов/нед, только в первую смену. Время начала – 8.30 – 9.00. продолжительность урока 35 мин, перемены – 20 мин. На 10-й и 20-й минуте – физкультминутки. После 2,3 урока организ подвижные игры (40 мин).

В пн., чтв, пятн – не более 3 уроков; вт., ср. – не более 4 уроков. Предметы, требующие большого умственного напряжения на 1 и 2 урок, с двигательным компонентом – 3, по ИЗО, труду – 4 урок.

В четверг – облегченный день (организация экскурсий, подвижных игр, походы в театр).

Отметки в баллах не ставятся. Учебники и др. хранятся в школе. В третьей четверти – дополнительные каникулы. Нельзя требовать от детей длительного соблюдения неподвижной позы.

В продленке обязательный 1,5 – 2 часовой сон; 2,5 - час. пребывание на воздухе. Подвижные игры не менее 2 раз. 3-х разовое питание.

Составление расписания:

    учет кривой работоспособности и сут. биоритмов (в течение дня, четверти, учебного года). Облегченный четверг, легче понедельник, суббота

    достаточные перерывы для отдыха

    дополнительные каникулы для детей из зоны с неблагоприятным раджиоактивным фоном.

Ранговая шкала трудности:

Математика, русский язык 11

Иностранный язык 10

Физика, химия 9

История 8

Родной язык, литература 7

Естествознание, география 6

Физкультура 5

Черчение 3

Рисование 2

Первый урок – более облегченные предметы, 2, 3 уроки – самые трудные предметы. Необходимо чередовать предметы с умственной и физической компонентой. Запрещено спаривать предметы. Исключение – лабораторные занятия и занятия физкульторой по лыжам, уроки труда.

В течение урока на 15 – 20 мин должны быть физкультминутки. Перемены по 1= мин min . Каникулы общей продолжительностью не менее 60 дней.

В течение урока – чередование разных видов деятельности (письмо, устный разбор), нормирование количества уроков в течение дня (1 – 4 не более 4, 8 – 11 класс – 6 часов)

Медицинское обслуживание школьников.

Задачи: организация профилактических, сан.-п/эпид мероприятий, направленных на охрану здоровья, оказание медицинской помощи

Обязанности:

    амбулаторный прием учащихся

    учет и изоляция школьников с инф заболеваниями, организация п/эпид мероприятий

    оснащение медицинского кабинета всем необходимым

    скрининг-тестирование

    информирование педагог персонала о состоянии здоровья детей

    контроль за проведением занятий, питания, внеучебных занятий, сан-гиг режима, организацией дневного сна, прогулок и подвижных игр.

    Определение функциональной готовности детей к поступлению в школу по комплексу медицинских и психофизиологических критериев.

Медицинские критерии:

    уровень биологического развития

    состояние здоровья в момент осмотра

    острая заболеваемость за предшествующий год

Психофизиологические критерии:

    результаты выполнения теста Керна-Ирасека

    качество звукопроизношения

    мотометрический тест

показатели оценки биологического возраста:



Для детей старше 7 лет используют величину погодовых приростов длины тела.

4. Длина тела ребенка в сопоставлении с местными возрастно-половыми нормативами, причем за средний рост принимают значения длины тела в пределах М ±

    Гигиенические требования к планировке, микроклимату, вентиляции, освещению, оборудованию школьных классов и рассаживанию учащихся.

Помещения для детей 6-летн возраста выделяют в обособленные учебные секции, не более, чем на 2 – 3 класса, размещают в отдельном отсека или блоке на 1 – 2 этажах, должны иметь самостоятельный выход на участок школы

Нормы для помещений:

2,4 м 2 на 1 реб – учебный класс

2,0 м 2 на 1 реб – спальня

2,0 м 2 на 1 реб – игровая

1 м 2 – рекреация

туалеты, гардероб для верхней одежды, столовая.

Можно сочетать спальное отделение с игровой или игровое с рекреацией (площадь комбинированного помещения не менее 75 м 2). Рекреация не более, чем на 2 класса. Отдельная зона на участке включает спортивно-игровую площадку и площадку для тихих игр (7,2 м 2 на реб.)

Микроклимат.

t 18 – 20 о С, влажность 40 – 60, скорость движ воздуха 0,2 – 0,4 м/с, в спорт залахt 15 – 18 (для младших кл.). площадь класса 1,25 м2 на 1 ученика, 1,5 м 2 – в школе-интернате; высота помещений не менее 3 м (3,75 м 3 на одного ученика). Освещение – как в ДДУ 300 лк (люм), 150 лк (лампа нак); 1:4, 1:5 – световой коэфф. Коэффициент глубины залож. – не более 2. КЕО не менее 1,5, угол падения не менее 27, угол отверстия не менее 5

Мебель. Различают 6 групп мебели (имеет цветовую и знаковую маркировку, в зависимости от ростовых данных).

Дистанция сидения – расстояние по горизонтали м/у проекцией задн края крышки стола и передн края стула. В N должна быть отриц (2 – 4 см).

При рассаживании детей учитывают зрение, слух, состояние здоровья (часто болеющие дети не должны сидеть у окна). С этой целью в журнале должен быть листок здоровья. 2 раза в год – перемена мест. Расстояние от первой парты до доски – 2,4 м.

    Гигиенические требования к планировке детских больниц и поликлиник. Особенности планировки приемного отделения, палатной секции в детских отделениях больниц.

Площадь участка – в зависимости от мощности и системы строительства. В основе – зонирование, прав располож заний, удобные и короткие графики движения.

Выделяют следующие зоны: леч неинфекц копуса, леч инфекц конпуса, садово-парковая зона, поликлиники, хозяйственные корпуса, патолого-анатомические и радиологические корпуса. М/у зонами – полосы зеленых насаждений.

Разрывы между корпусами:

    между леч и пат-анатом корпусом, м-у пат-анатом и пищевым блоками – не менее 30 м.

    м-у стенами зданий с окнами палат – 2,5 высоты противостоящего здания, не менее 25 м.

Правильная планировка больницы должеа включать 2 въезда на территорию (в леч и хоз зоне). Плотность застройки участка 12 – 15%, плотность зеленых насаждений не менее 60%

Приемное отделение:

Планировка должна обеспечивать профилактику в/больн инфекций, способствовать ускорению и улучшению качества лечебно-диагностического процесса. Они должны быть отдельными для детск., акушер., дерматовен., инф., псих отделений.

Рассчетное число больных поступающ в приемное отделение/сут сост-ем для многопроф больниц 10% вместимости больницы, для БСМП – 15%. Должны быть палаты для больных с невыясненным диагнозом.

Особенности детских приемных отделений

    имеются приемно-спортивные боксы (16 м 2)

    боксы для детей с невыясненным д-зом (22 м 2)

    сан пропускник для персонала

количество приемно-смотровых боксов – 3%, количество боксов 5%.

Требования к проектированию детских неинф отделений

    предотвр в/больн инфецирования детей и изоляция отдельных категорий б-х, что достиг-ся устр-вом необх кол-ва боксов для изол б-х с подозрением на инф заб-е, строгая изол каждой палатной секции

    детские отделения должны иметь собственную приемно-выписную часть.

    Если кол-во коек более 60 – отдельный корпус

    6 м 2 на 1 койку, для детей до 1 года – 2 койки, более годы – 4 койки

    перегородки между кроватями, высотой 1,8 – 2 м

    обязательный элемент детской секции – отапливаемая веранда, есть отделения для матерей с отдельными входом

Поликлиника

40% - терапевтич отделение

20% - хирургическое отделение

помещения: врачебн, лечебно-диагностич., ожидальни, вестибюль, регистратура. Площадь кабинета педиатра – 15 м 2 .

Профессиональная ориентация – научно-обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии (с учетом его желания и потребностей общества).

Аспекты проф ориентации:

    Психологический и педагогический – изучение личности учащегося, формирование проф пригодности в зависимости от личных способностей и особенностей.

    Экономический – изучение потребности общества в специалистах различного профиля.

    Медицинско-биологич и физиологич – разработка критериев проф отбора, изучение особенности профессии (разработка профессиограмм; определение ключевых физиологических функций для профессий

    врачебно-профессиональный отбор – медицинское заключение о возможности работы по профессии в зависимости от состояния здоровья.

    Врачебно-профессиональная ориетация (с 5 класса)

    Гигиенические требования к кабинетам информатики и вычислительной техники в школе, режим работы в них.

Площадь на 1 рабочее место – не менее 6 м 2 , объем – не менее 24 м 3 . Высота кабинета не менее 4 м. должна быть лаборантская с 2 входами. В ДДУ смежным помещением может быть игровой зал. Для внутренней отделки должны использоваться диффузно-отраж материалы с коээф-том отраж для потолка 0,7 – 0,8, для стен 0,5 – 0,6, пола – 0,3 – 0,5.

Занятия за одним дисплеем двух и более учеников недопустимо. Поверхность для клавиатуры должна быть наклонной. Оптимальное расстояние до экрана 0,8 – 0,7 м. уровень глаз должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Естественный свет должен падать преимущественно слева. Оптимальное расположение рабочих мест – периметральное (может быть рядами и центральным). Расстояние м/у столами не менее 2,0 м, а м-/у боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

Оптимальная t 19 – 20оС, влажность 55 – 62%, скорость воздуха не менее 0,1 м/с

Должно быть естественное и искусственное освещение (преимущественно люмин лампы). Уровень иск осв-ти на клавиатуре и поверхности стола 300 – 500 кл, на экране дисплеев не более 300 лк. Уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 дБ. Для предупреждения утомления в 10 – 11 классах должно быть не более 2 уроков/нед для остальных – 1.

12. Медицинский контроль за физическим воспитанием детей и подростков.

Физкультура – организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий, естественных сил природы для обеспечения определенного уровня физического развития, формирования и совершенствования двиг качеств, воспитание умений и навыков с целью лучшей подготовки к разнообразной деятельности.

Контроль за физическим воспитанием

    наблюдение за состоянием здоровья: основн., ослабл – в ДДУ; основн., подготов., спец – в школе

    медико-педагогич. Место уроков физкультуры в расписании, их длительность и правильность построения

    вводная часть – 5 - . мин

    подготовит – 12 – 15

    основная № 20 – 25

    заключительная – 3 – 5

в ДДУ выделяют 3 части:

    вводная (общеобучающая)

    основная (обучение основным движениям)

    заключительная (подвижные игры)

Контроль за общей и моторной плотностью урока. Общая – 80 – 90%, моторная в ДДУ – 70 – 80%, в школах – 60 – 70%

Контроль за состоянием детей (состояние кожи, ЧСС, отвлекаемость, АД) По ЧСС выстраивают кривую занятия

10 – 15% восстановление пульса за 5 мин

В ДДУ физиологическая кривая

Ср уровень пульс давления:

5 – 6 лет – 140 – 150 уд/мин

7 – 14 лет – 140 – 160

3 – 4 года – 130 – 140 уд/мин

    Контроль за условиями проведения. T 15 – 18 (в спортивных залах), в ДДУ – 16 – 18 садовая группа, 18 – 20 – ясельная; влажность 30 – 60%, скорость воздуха – 0,5 – 1 м/с; освещенность 100 лк – лампы накаливания, 200 лк – люмин; воздухообмен 80 м 3 на 1 чел/час (объем вентиляции)

    Соблюдение техники безопасности и профилактика травматизма (спортивная форма, инвентарь)

    Санитарно-просветительная работа по физ воспитанию.

    Физиол сущность закалиывания и д. его на растущ орг особ-ти теплообм рвстущ орг основные пр-пы провед закал процедур

Закаливание – система процедур, направленных на выработку закаленности

Закаленность – качество организма, обеспечивающее сопротивление его неблагоприятным метео воздействиям.

Сути закаливания: раздражение кожи, кратковременное сужение поверхностных сосудов, кровь оттекает ко внутренним органам, сохраняя тепло. Одновременно усиливается обмен веществ, усиливается выработка дополнительного количества тепла, сосуды расширяются. Т.о. системное повторение разрадражающего воздействия ведет к созданию некоторой тренированности саморегул вегет функции.

У незакаленного ребенка сужение сосудов происходит медленнее, в результате происходит потеря тепла. Нет «игры сосудов», бледность кожных покровов, действие химической терморегуляции задерживается, наступает переохлаждение организма и ребенок может заболеть.

Терморегул - спос-ти организма сохранять температуру тела не определенном уровне вне зав-ти от температуры окружающей среды. В основе ее проц химического характера, параллельно идет теплоотдача путем: теплоизлучения, испарения, при дыхании и потоотделении, т.е. путем физической регуляции (физич. Т). равновесие м/у физ и хим Т. у детей наступает к 13 – 15 годам. При тренировке системы терморегуляции равновесие формируется значительно раньше.

У ребенка отдача тепла в 5 р интенсивнее, образование тепла больше в – р.

Принципы проведения закаливающих процедур

    систематическое использование закаливания во все времена года, без перерыва. В основе лежи условный рефлекс, который надо поддерживать. Не рекомендуется отменять процедуры в случае легкого заболевания детей, не сопровождающегося значительным ухудшением общего состояния. В зависимости от поры года – смена процедур.

    Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия. Скорость перехода определяется состоянием ребенка, его реакцией на раздражение.

    Применяя различные средства закаливания, необходимо учитывать возраст ребенка, состояние его здоровья и питания, условия жизни, индивидуальные свойства.

1 гр. здоровья – детям показаны все виды закаливания

2 гр здоровья – показано закаливание воздухом, ограничение физической нагрузки, температура воды на 2оС выше

3 гр. здоровья – ЛФК по физвоспит., водные процедуры только местные, воздушные процедуры – умеренные

    комплексное использование всех природных факторов вместе с физичесеими упр и правильное их сочетание.

    Любые закаливающие мероприятия надо проводить на хорошей эмоциональной основе.

Закаливание начинают с местных закаливающих процедур.

    Гигиена оздоровительных лагерей. Организация медицинского обслуживания и оценка эффективности летней оздоровительной работы среди детей и подростков.

    проведение организационно-подготовительных работ перед выездом детей.

    Предварительная проверка лагеря

    Укомплектование кабинета и изолятора

    Пров. медицинских документов на каждого сотрудника лагеря

    Медицинский осмотр детей перед выездом их в лагерь

    Сопровождение детей в лагерь и обратно

    Лечебно-профилактическая работа в лагере

    Системное наблюдение за здоровьем, особенно детей с отклонением в здоровье

    Комплектование детей на медицинские группы для занятий физкультурой

    Изоляция, лечение больных, госпитализация, оказание первой мед помощи

    Информирование СЭС в случае инфекционного заболевания

    Контроль за организацией питания детей (качество продуктов, хранение, технология приготовления и т.д.)

    Контроль за санитарным состоянием и содержанием всех помещений

    Организация и проведение п/эпид мероприятий.

    Сан-просвет работа

    Контроль за физ воспитанием, проведение оздоровит мероприятий

    Участие в подгот тур походов и прогулок, участие в них

    Мед документация

    Оценка эф-ти оздоровления детей.

Оценка эффективности оздоровления детей в оздоровительном лагере.

Проводится на основании сопоставления данных мед осмотров в начале и в конце смены.

Анализируются:

    физическое развитие ребенка

оценка соответствия массы тела к длине (определяется по индексу Кетле)

индекс Кетле= вес в кг/рост в м

индекс свидетельствует о гармоничности физического развития

    функциональное состояние организма

увеличение функциональных СС проб, проб дыхательной системы: ортостатическая проба, проба Генча (задержка дыхания на выдохе)

    уровень физической подготовки

по показателям мышечной силы и выносливости, улучшение результатов при беге и других нормативах

    заболеваемость в течение смены

оздоровительная эффективность оценивается:

    преобладание положительной динамики в большинстве тестов (мероприятия эффективны)

    нет оздоровительного эффекта при отсутствии положительной динамики функциональных проб и физического развития. В этом случае необходимо проанализировать причины, вскрыть недостатки в организации двигательного режима и спортивно-массовой работы, найти пути к их устранению.

    Питание детей как фактор их здоровья и развития. Анатомо-физиологические особенности ЖКТ тракта у детей. Значение белков, жиров и углеводов в питании детей и подростков

Среди факторов, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие организма (гигиенические, оздоровительные, перагогические мероприятия), первостепенное значение имеет полноценное питание. Ошибки в питании детей могут служить причиной расстройства пищеварения, нарушения ОВ, рахита и т.д.

Энергозатраты растущего организма на кг массы тела находятся в обратной зависимости от влзраста. Агалогична зависимость энергозатрат на двигательную активность.

При одном и том же виде деятельности мальчики затрачивают большее количество энергии, чем девочки, особенно в подростковом возрасте.

В основе детского питания лежит учет анатомо-физиологических особенностей ЖКТ и обмена веществ детей и подростков.

ОО и трата Е на виды деятельности в несколько раз выше, чем у взрослого человека рН слюны до 1 года – слабо кисл., взросл – сл.-щелочн.

Пищевод относит. роста более длинный, чем у взрослого. Пищев обильно васкуляризир и легко ранима. Пища обтекает вход в гортань, развиваются условия для одноврем дых. и глотания. Желудок у нов объемом 1 л, тонус более выражен, чем у взрослого. Кишечник более длинный, чем у взрослого, перистальтика менее выражена.

В детском питании Б:Ж:У=1:1:4. Не менее 60% белков – белки животного происхождения, белки растительного происхождения – 15%. По энергетической значимости белки должны составлять 11 – 14%, жиры – 30%, углеводы – 56%. Соотношение Са:Р=1:1,5.

    Роль витаминов, минеральных солей в питании детей и подростков.

В детском возрасте повышается потребность в веществах, несущих функции регулирования процессов развития организма, т.е. в витаминах. Дети более чувствительны к недостатку любых витаминов, чем взрослые. Недостаток витаиминов, кроме специфических болезненных проявления, может вызывать заболевание, клиническая картина которого выражена слабо и истинную причину его бывает трудно распознать. В таких случаях у детей отмечаются некоторая влость, бледность, быстрая утомляемость, иногда боли в коленях, понижение аппетита и др.

Особо важное значение имеют витамины А и Д. недостаток в пище витамина А вызывает остановку роста, снижение массы тела, нарушение нормального зрения и защитной функции слизистых оболочек и кожи. Недостаток витамина Д вызывает рахит, способствует возникновению кариеса зубов и оказывает отрицательное влияние на самочувствие и общее развитие ребенка. гиповитаминоз С проявляется общей слабостью, понижением работоспособности, сопротивляемости к инфекциям, кровоточивостью десен, способствует развитию кариеса зубов и др.

Минеральные вещества, как и белки, являются пластьическим материалом и необходимы для роста и развития скелета, зубов. Кроме того, многие из них выполняют в организме ряд функций. Для растущего организма наибольшее значение имеют соли кальция, фосфора и железа. Обычная смешанная пища доставляет детям необходимое количество минеральных веществ, при условии достаточного молока и молочных продуктов, важных источников кальция и фосфора. Суточная норма кальция для детей старше 4 чет составляет 1200 мг, фосфора – 1800 мг, железа 18 мг

    Медицинский контроль за организацией питания в дошкольных учреждениях.

Врач, совместно с мед сестрой, устанавливает режим питания детей, разрабатывает примерное меню и меню-раскладку; контролирует качество поступающих продуктов и условия их транспортировки; условия хранения и сроки реализации продуктов. Следит за правильностью кулинарной обработки пищи, участвует в бракераже готовых блюд. Проводит систематический контроль за санитарным состоянием пищеблока, выполнением сотрудниками пищеблока правил личной гигиены и прохождение медицинского осмотра. На пищеблоке ведется журнал, где каждый день отмечается состояние кожных покровов, наличие заболеваний ЖКТ.

Оценивает условия приема пищи, привитие навыков личной гигиены, сервировку стола, объем порций при наличии остатков пищи после приема, выявление детей с плохим аппетитом и устанавливает причину этого.

Врачи сан службы крайне строго отбирают пробы для лабораторного анализа пищевого рациона.

В ДДУ контролирует питание комиссия по питанию, куда входят родители.

    Мед контроль за организацией питания в школах и детских оздоровительных лагерях

Допускается проектирование пищеблока для работы на полуфабрикатах. Набор цехов, размещение оборудования должно обеспечить соблюдение поточности технологического процесса, предусмотреть грузовые подъемники (если пищеблок на 2 уровнях)

Столы на 4 – 10 мест, должны иметь легкомоющееся гигиеническое покрытие, устойчивое к действию моющих средств.

Транспортировка пищевых продуктов должна проводиться в условиях, обеспечивающих сохранность и предохранение от загрязнения, при строгом соблюдении правил соседства сырой и готовой продукции.

Все учащиеся в общеобразовательных учреждениях должны получать 1 горячий завтрак (обед; дети из групп продленного дня – 2 – 3 раза в день; воспитанники школ-интернатов – 4 – 5 раз). Питание детей должно быть под контролем учителя

Пища должна готовиться на каждый прием и реализовываться в течение 2 – 3 часов с момента приготовления.

См вопрос 17.

    Показания сухого терм. стац. психрометра 19, показания влажного 18. Бароматрическое давление 740 мм рт. ст. Исследования проводились при небольшом движении воздуха, т.е. психометрический коэффициент = 0,00110.

Определить: абсолютную влажность воздуха, относительную (по формуле и по таблице), дефицит насыщения и температуру точки росы. Дать гигиеническую оценку влажности воздуха.

К1 = f – a(t1 – t2)ß f при t = 15,48

K = 15,48 – 0,0011 (19 – 18)*740 = 14,666%


R приt 1 = 16,48

по таблице 90%

Дефицит насыщения – разница между максимальной и абсолютной влажностью.

D = F – K = 16,48 – 14,66 = 1,814

Точка росы – та температура, при которой значения максимальной и абсолютной влажности равны

28. Утомление и переутомление у детей различного возраста, его предупреждение

При активной умственной работе возрастает потребность мозга в питательных веществах, возникает кислородный дефицит, снижающий жизнедеятельность мозга, в результате чего наступает утомление или переутомление, проявляющееся снижением восприятия и работоспособности.

Утомление - это состояние организма, вызванное работой, при которой временно понижается работоспособность, изменяются функции организма и появляется субъективное ощущение усталости. Снижение работоспособности не всегда является симптомом утомления. Например, неблагоприятные условия труда (нарушение температурного режима, монотонный шум, недостаточное освещение и т.д.) могут вести к снижению работоспособности. Утомление, субъективно ощущаемое как усталость, появляется у каждого человека, как правило, к концу рабочего дня. Субъективными симптомами утомления являются: тяжесть в голове и конечностях; вялость, разбитость и общая слабость; трудность выполнения работы.

К характерным объективным признакам утомления следует отнести: ослабление внимания к выполняемой работе и окружающей среде; неспособность к выработке новых полезных навыков и ослабление ранее приобретенных автоматических навыков; нарушение координации функций и замедление темпа выполняемой работы; нарушение рабочего ритма и возникновение лишних движении. Следовательно, утомление приводит к возникновению в мозговых центрах охранительного торможения, предотвращается «функциональное истощение» и обеспечивается восстановление работоспособности человека. Однако выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления. Здесь важно эмоциональное состояние работающего в отношении выполняемой им гы. Если работа приятная и имеет большую социальную значимость, то усталость у работающего может не проявляться в течение длительного времени. В то же время при бесцельной, бесплатной, малоприятной работе усталость может возникнуть тогда, когда объективно утомление еще далеко не наступило.

Таким образом, утомление - это нормальное физиологическое состояние организма. Физиологические процессы, приводящие к утомлению, биологически полезны, так как они являются стимулятором восстановительных процессов, обеспечивающих повышение работоспособности в ходе упражнения, т.е., наступив сегодня, оно ставится предпосылкой роста работоспособности завтра. Работа с умеренным утомлением дает человеку хороший аппетит и содействует хорошему ночному сну.

Переутомление - состояние, при котором даже длительный сон в полной мере не восстанавливает работоспособность. Та работа, которая выполнялась раньше легко, теперь выполняется с трудом, требует напряжения.

Настроение при этом мрачное, возникает раздражительность; падает интерес к жизни, растет недовольство. Человек нередко вступает в споры, конфликтует, него появляется чувство общей усталости еще до начала работы; отсутствует интерес к ней. Возникает апатия, снижается аппетит и кружится и болит голова.

Как видно из вышеизложенного, утомление является закономерной физиологической реакцией организма на выполнение любой работы. Однако целью физиологии является разработка такого комплекса мероприятий, которые бы способствовали более позднему появлению выраженных признаков утомления и обеспечивали длительную работу человека без существенного сниже-|вия работоспособности.

В процессе обучения утомление вызывает не только сама работа, но и ряд других факторов.

Факторы, способствующие утомлению детей

Необходимость удержания позы. Чем младше ребенок, тем короче время, в течение которого он способен сохранять статическую позу (сидя, стоя). Чередование на уроке различных поз облегчает процесс обучения. Даже кратковременное изменение позы позволяет расслабить отдельные группы мышц, а затем снова их напрячь. Для детей полезны специальные упражнения, укрепляющие мышцы спины, конечностей и повышающие их статическую выносливость.

Трудовые действия, совершаемые рукой (письмо, рисование, лепка, вырезание). Они требуют значительного напряжения мышц кисти и всей верхней конечности. Утомление кисти быстро приводит к общему утомлению ребенка.

Причины утомления мышц кисти у детей:

1. незавершенные процессы окостенения кисти. К моменту поступления в школу отмечается лишь частичное окостенение 4 из 8 костей запястья. Полностью процесс костеобразования кисти завершается к 15-16 годам;

2. недостаточное развитие мелких червеобразных мышц кисти. Занятия с ребенком лепкой из глины, пластилина в дошкольном возрасте облегчают процесс обучения письму и ускоряют его;

3. необходимость захвата ручки или карандаша тремя пальцами. Врожденный «хватательный» рефлекс основан на захвате предмета всей кистью. Процесс переучивания - один из наиболее сложных и утомительных. Кроме того, энергия тратится на выполнение пальцами сгибательных и разгибательных движений, обеспечивающих начертание рисунка или написание буквы;

4. отсутствие у младшего школьника опыта и умения расслаблять мышцы кисти при письме и рисовании. «Скованность» кисти приводит к общему утомлению и значительному снижению работоспособности. В результате ребенок не может выполнить письменную работу в срок и качественно. Необходимы кратковременные физические упражнения для кисти, вызывающие расслабление мышц и ускоряющие работу. Общая продолжительность письма в течение урока в первом классе не должна превышать 7-10 мин, непрерывного письма - 3-5 мин.

Напряженная работа нервной и мышечной систем при чтении. Чтение - процесс более утомительный для детей младших классов, чем для старшеклассников. Быстрое утомление младших школьников обусловлено несколькими причинами:

Большим числом остановок глаза на строке для восприятия текста. При чтении происходят движения глаз вдоль строки и от строки к строке. Текст воспринимается в момент остановок глаза. Глаза старших школьников останавливаются на строке 4-6 раз, младших - 10-15 раз. В результате увеличивается нагрузка на глазодвигательные мышцы, быстрее наступает их утомление;

Неспособностью младшего школьника сразу осмыслить содержание строки текста. Глаз вынужден возвращаться к началу строки. Обратные движения глаз утомительны. Так, при чтении одной страницы текста учебника мышцы глаз младшего школьника совершают более 500 движений.

Для предупреждения утомления глаз важны специальные упражнения, основанные на рассмотрении близко расположенных и отдаленных объектов, а также круговые движения глазных яблок при сомкнутых веках. Для профилактики общего утомления школьников на общеобразовательных уроках необходимы физкультпаузы и физкультминутки.

Елена Подосёнова
Лекция-консультация «Детское переутомление»

Детское переутомление - одна из причин плохого поведения ребенка. И нам педагогам следует обращать на это особое внимание. На одном из родительских собраний, я выступила по данной теме, с целью просвещения родителей о том, к каким последствиям может привести данное состояние и как этого можно избежать.

Добрый вечер уважаемые родители!

Сегодня мне бы хотелось акцентировать ваше внимание на наиболее часто задаваемом вопросе родителей детей: "Почему ребенок начинает плохо себя вести?"

Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это усталость, переутомление …

А что же это такое утомление?

Утомление - это физиологическое состояние, которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособность нервной системы ребенка.

Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному ребёнку).

Портрет психологически здорового ребенка:

активный,

самостоятельный и доброжелательный,

помогающий и любознательный,

инициативный и уверенный в себе,

открытый и сопереживающий.

Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, у него пассивное настроение и подавленный вид. Для избежания переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т. д. Внимательным родителям сделать это несложно.

Признаки утомления , усталости: могут у всех проявляться по-разному, но вот некоторые из них:

Подавленное настроение;

Медлительность в движениях, вялость, безучастность, печаль в глазах, порой зевота;

Трудности с засыпанием;

Некое беспокойство или же капризы в поведении, иногда беспричинный плач;

Нарушения в координации движений, особенно рук;

Возникающие несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т. д. ;

Может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная ребенку: бесцельно бегает, прыгает, толкается.

Повторюсь, что у каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки переутомления, усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть "в себя"; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.

Среди причин переутомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему (стабильное посещение дошкольного учреждения, где ребёнку предоставляются обязательные требования, постоянное нахождение ребёнка, где множество народу, нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например, недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике, плохое освещение и т. д.

Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеперечисленные признаки, а затем следует переутомление – это уже болезненное состояние, требующее психолого-педагогической или порой медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т. д.). Поэтому необходимо уделять особое внимание этому процессу.

Конечно, каждый родитель, по-своему стремится, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, - то есть прежде всего психологически здоровым. Если вы действительно этого хотите, тогда…

Чтобы избежать утомления, переутомления, придерживайтесь следующих правил:

Естественно необходимо следить за состоянием своего ребёнка, реагировать на его жалобы;

Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, в общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, чтобы всё было в норму);

Соблюдайте режим;

Сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон в выходные дни;

Обеспечьте побольше витаминов для своего ребёнка;

Чаще гуляйте, особенно в хорошую погоду. Свежий воздух всегда положительно влияет на живой организм;

Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет;

Предлагайте новые игрушки, игры. Играйте вместе!

Чередуйте спокойные и активные занятия;

Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а чередует их с подвижными играми;

Необходимо обеспечить малышу своевременный отдых;

А ещё очень важным является - совместный отдых в летнее время. Все мы работаем, целый год. К концу года, мы не только утомлены рабочей рутиной, но и истощены, как морально, так и физически и очень ждём недождёмся отпуска, когда мы можем отдохнуть, заняться своими делами, и, наконец, уделить должное внимание своему ребёнку, которое так ему необходимо. Ребёнок, так же, как и взрослый тоже утомляется и устаёт. И от детского коллектива, и от требований которые предоставляются в дошкольном учреждении. Поэтому ребёнку необходимо обеспечить на некоторое время смену деятельности. Стремитесь к большему разнообразию, в это время. Будьте хорошим примером для него!

Большое спасибо за внимание!

Желаем всем здоровья и эмоционального благополучия!

Памятка родителям

Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать школу, у которых резко изменилась жизнь (переезд на новое место, появление нового члена семьи и т. д.). Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:

От возраста. Чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает.

От темперамента. Дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям.

От состояния здоровья. Физически слабый, легко возбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать.

От наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, к знакомым, находится в общественных местах: цирк, театр, магазин и т. д.).

От контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку.

От разницы отношений взрослых дома и в детском саду. Если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны.

От умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.

Беспричинный плач, капризы;

Соблюдайте режим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внешние признаки утомляемости детей

Утомление - одна из причин плохого поведения вашего ребенка Сегодня мы поговорим о наиболее часто задаваемом вопросе родителей детей: "Почему ребенок начинает плохо себя вести?" Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это усталость, утомление… Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, часто болеет. Для избежание переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т.д. Внимательной маме сделать это несложно.

Признаки утомления, усталости:

Беспричинный плач, капризы;

Малыш начинает тереть глаза, зевать;

Нарушается координация движений, особенно рук;

Замедляются движения, появляется вялость;

Возникают несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т.д.;

Может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная ребенку: бесцельно бегает, прыгает, толкается.

У каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть "в себя"; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.

Среди причин утомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему (посещение цирка, множество гостей в доме), нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например), недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение.

Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеописанные признаки), а затем следует переутомление - болезненное состояние, требующее медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т.д.).

Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать школу, у которых резко изменилась жизнь (переезд на новое место, появление нового члена семьи и т.д.). Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:

От возраста. Чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает.

От темперамента. Дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям.

От состояния здоровья. Физически слабый, легко возбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать.

От наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, к знакомым, находится в общественных местах: цирк, театр, магазин и т.д.).

От контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку.

От разницы отношений взрослых дома и в детском саду. Если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны.

От умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.

Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному малышу).

Чтобы избежать утомления, придерживайтесь следующих правил:

Соблюдайте режим.

Чаще гуляйте. Хорошо, если прогулка будет длительной (от двух часов и более, в зависимости от погоды), ежедневной.

Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет.

Предлагайте новые игрушки, игры.

Сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон как можно дольше, но не заставляйте спать, если ребенок не хочет. Он может просто полежать в кровати.

Чередуйте спокойные и активные занятия.

Не обрывайте резко занятие, интересное для ребенка. Плавно готовьте его ко сну, прогулке. Нужно заранее предупредить, что скоро малыш будет кушать, пора заканчивать игру, затем дать время закончить, а потом вести мыть руки, накрывать на стол и т.д.

Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а перемежает их с подвижными играми.

Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности малыша).

Интеллектуальное развитие современного дошкольника намного выше, чем его сверстников в середине прошлого столетия. Но какой ценой это достигается? Часто бывает, что ребенок еще толком не научился ходить, а амбициозные родители отдают его в самые различные кружки и секции: английского языка, рисования, компьютерной грамотности, шахмат и т.д. Весь день такого малыша расписан по минутам, не оставляя времени на игры и прогулки. Не удивительно, что такие дети быстро переутомляются, что проявляется в снижении концентрации, капризах, быстром перевозбуждении, расстройствах сна и поведения. А между тем, существуют определенные нормы чередования отдыха и занятий для детей дошкольного возраста, которые нельзя нарушать:в трехлетнем возрасте занятия не должны превышать 15 минут,в четыре года – 20 мин,в 5-6 лет – 25 мин,в 7 лет – полчаса.И только с семилетнего возраста ребенок способен к непрерывным занятиям без вреда для собственного здоровья на протяжении 45 минут. Заставлять ребенка что-нибудь делать на протяжении длительного времени очень опасно. Правда, если малыш самостоятельно увлекся и что-нибудь делает, мешать ему не рекомендуется.Также дошкольники должны иметь полноценный дневной и ночной сон, согласно установленным нормам. Важны и прогулки. К примеру, ребенок 5-6 лет должен в зимнее время гулять не меньше 4 часов, а летом – даже весь день. Это укрепляет здоровье малыша и дает ему силы для дальнейшей учебы.Дети дошкольного возраста быстро утомляются. К примеру, грудничок способен к непрерывному бодрствованию только на протяжении 1-2 часов, чем старше ребенок – тем это время удлиняется. Но практически до семилетнего возраста детям показан двухчасовой дневной сон.Одним из самых сильных источников перенапряжения сил у дошкольников на современном этапе является компьютер. В семьях, где не контролируют нахождение ребенка у монитора, у маленьких детей (4-6 летнего возраста) часто формируется компьютерная зависимость. И, хотя компьютер ускоряет обучение ребенка, во многих случаях он может затормозить его физическое развитие и даже вызвать психические заболевания.Ученые Запада, где компьютеризация намного выше, чем в странах СНГ, изучили странный синдром, который проявляется у детей дошкольного возраста, под названием «видеоигровая эпилепсия», когда у ребенка могут случаться припадки и даже потеря сознания в процессе компьютерной игры. У такого дошкольника часты головные боли, спазмы лицевых мышц, агрессия у него чередуется с вялостью и потерей концентрации внимания. Нарушается зрение и слух. Если травмирующие факторы не исключить из жизни такого ребенка, симптомы прогрессируют, что может привести к ранней инвалидности.Признаки, по которым можно определить утомление у ребенка дошкольного возраста:ребенок сильно отвлекается;постоянно меняет позу;у него наблюдается тремор конечностей (это может проявляться и в постукивании руками или ногами, непроизвольных движениям и т.п.);мимические синдромы (кривляние, тик);быстрые и бурные перепады настроения (повышенная возбудимость, мышечная реакция, крик, плач, смех, слезы).Чтобы предотвратить переутомление у ребенка необходимоуменьшить умственную и физическую нагрузку дошкольника. Наладить его дневной и ночной сон;правильно организовать режим дня, во время которого физическая и умственная нагрузка будут чередоваться;ребенок должен больше находиться на свежем воздухе. Сократить пассивный отдых, который проявляется в лежании на диване и просмотре телепередач. Ребенок дошкольного возраста должен постоянно находиться в движении, это является для него настоящим отдыхом, при котором он не утомляется, а наоборот – набирается сил;сократить время работы или игры на компьютере. Для ребенка 5 лет, максимально разрешенное время просмотра мультфильмов или видеоигры – 10 минут, для шестилетнего – не больше 15 минут;организовывать подвижные игры для детей дошкольного возраста, основная задача которых –восстановление мышечной активности после продолжительных занятий в классах или за компьютером.