Чем опасны спортивные игры для детей. Спортивные игры для детей- чем они полезны и как в них играть

Почти все дети обожают спорт - он становится веселым развлечением, позволяет посоревноваться друг с другом, а также стать сильнее, ловчее, быстрее. Влияние спортивных игр на развитие ребенка является очень важным как для его физического, так и психологического развития.

Чем важны спортивные игры для ребенка?

1) спортивные игры помогают ребенку развиваться физически. Более того, во многих случаях именно спортивные развлечения используются для того, чтобы укрепить здоровье малыша;

2) командные спортивные игры учат детей достигать цели вместе, действовать сообща, вырабатывать определенную тактику;

3) соревновательный элемент, который почти всегда присутствует в спортивных играх, также имеет большое значение — дети учатся соперничать и добиваться победы.

При выборе спортивной игры очень важно учитывать то, что полезными спортивные развлечения окажутся только при условии правильного выбора и грамотной организации игры. По этому выбирать спортивные игры стоит в строгом соответствии с возрастом детей — игры со слишком сложными правилами, а также развлечения, предполагающие чрезмерно большую нагрузку вряд ли пойдут на пользу детям: в первом случае они просто не поймут, как играть, а во втором — не справятся с самой игрой.

Лучшим выбором для детей до 3-х лет могут стать самые простые развлечения: предложите ребенку прокатить мяч или сбить кегли (попасть мячом в обруч или корзину), покидать мяч друг другу.

Детям от 3-х до 5-ти лет подойдут эстафеты, различные подвижные игры, в том числе игры с мячом.

Дети старше 5-ти лет с можно предлагать командные игры — футбол, волейбол и т.п. Стоит отметить, что вначале юным игрокам можно предложить упрощенную версию правил, постепенно усложняя их по мере того, как дети будут осваивать игру.

При организации спортивной игры важно выполнить несколько общих требований:

В первую очередь важно объяснить детям правила игры;

Заранее стоит договориться о соответствующем поведении — нельзя ставить друг другу подножки, толкаться, хватать других игроков за одежду. Стоит предупредить ребят о том, что «нарушители» будут выбывать из игры;

Важно позаботиться о том, чтобы детям было, где играть. Для большинства подвижных развлечений требуется ровная и достаточно просторная площадка, причем чем больше игроков будет участвовать, тем больше места им потребуется;

Наконец, довольно важным является то, как одеты дети — если ребята собираются играть в активную игру, то будет лучше, если их одежда будет удобной, не сковывающей движений, лучше спортивного типа.

Спортивные игры для вашего ребенка и вас.

Веселая гимнастика

А вот когда малыш уже подрос и вполне может справляться с упражнениями самостоятельно - самое время организовать для него по-настоящему веселое и интересное развлечение. Для этого лучше подготовить для игры в «Веселую гимнастику» самые разные предметы: мячики, фитболы, палочки-перекладины и обязательно включить задорную музыку. Впрочем, и сами упражнения должны предлагаться детям в игровой форме, чтобы они быстро и непринужденно подключались к их выполнению.

Упражнение

Что делать?

«Поход»

«Соберите» ребенка в поход - пусть он представит, что на плечах у него тяжелый рюкзак, который заставляет постоянно приседать при ходьбе, а потом покажет, как же будет в этом случае передвигаться.

«Мишки на солнышке»

Положите малыша на пол и покачайте его с бока на бок, скажите, что он мишка, который нежится на солнышке. А потом пусть он проделает то же самое самостоятельно и попытается перекатами перемещаться по комнате

«По грибы»

Разбросайте по полу небольшие предметы, игрушки, а теперь устройте соревнование - кто быстрее соберет все «грибы». Только вот одна трудность - ноги сгибать и приседать при этом нельзя.

«Комарики»

Расскажите ребенку, что он в лесу и на него напали комарики. Нужно обязательно прихлопнуть их, пока не покусали. Вы будете рассказывать малышу, где теперь комарик (вверху, сзади, на ножке), а он должен громко хлопать в ладоши в нужном месте.

Повторяй за мной (со скакалкой)

В начале игры с помощью считалочки выбирают ведущего. Им может стать кто-то из детей по желанию, или более умелый игрок. Остальные ребята становятся так, чтобы полностью видеть водящего, как правило - в небольшой круг.

Ведущий занимает место в центе круга и начинает выполнять различные прыжки. Остальные участники, наблюдая за его действиями, пытаются точно повторить эти движения. Допустивший ошибку ребенок выбывает из игры, получая штрафные очки. Победит тот, кто не совершает ни одной ошибки до конца игры. Если среди ребят не находится того, кто смог безошибочно повторять прыжки за ведущим, он сам становится победителем и выбирает следующего ведущего в игре.

Ведущий должен подбирать упражнения так, чтобы его не смогли воспроизвести другие участники, например:

Прыгать, высоко поднимая коленки;

Прыгать, скрестивши ноги;

Крутить скакалку назад в прыжках;

Прыгать и при приземлении присесть;

Прыгая, скрестить и вновь развести руки;

Прыгнуть очень высоко, скрутив при этом скакалку таким образом, чтобы она смогла выполнить два или более оборота за прыжок.

Игра становится забавной, когда все участники не просто повторяют активные движения, но пытаются также отразить поведение ведущего - его жесты, мимику и эмоции. Процесс игры разнообразит предложение совместно с прыжками выполнять определенные гримасы, повторяя за ведущим и не смеясь при этом.

Дополнительные правила игры:

В начале игры дети договариваются, какие движения ведущего необходимо повторять: все или только со снарядом.

Заранее устанавливается количество движений, на которые возможно отстать от ведущего - одно или два.

Ловись рыбка

Правила игры таковы:

К одному концу каждой веревки привязывается палочка, с другого конца веревка завязывается вокруг пояса ребенка;

. «экипированные» таким образом игроки встают в круг;

Их задача - наловить как можно больше «рыбок», наступая на палочки так, чтобы оборвать их;

Ребенок, оборвавший чужую «палочку», должен подобрать ее — она будет его уловом;

Побеждает в игре тот, кто дольше всех сохранит свою «рыбку» и при этом окажется самым удачливым «рыбаком».

Шишки, желуди, орехи

Первое, что необходимо сделать - расставить детей в круг, только не в совсем обычный, а из трех составляющих. У Вас должны получиться три команды:

Кто будет впереди, а кто сзади не имеет особого значения, и дети сами могут решить, где хотят стоять. Однако я бы посоветовала на первый раз взрослым расставить ребят, избежав, таким образом, споров о том, кто будет «орехом», а кто «шишкой. Один из ребят остается за пределами кругов, так как он будет «водить». Как только все приготовления закончены, ведущий говорит одно из названий, например, «желуди». Все участники этой команды должны поменяться местами, а задача стоящего за пределами кругов - постараться быстро занять чье-то место. Если ему это удалось, то выбывший ребенок становится ведущим.

Учитель танцев

1. Выбирается водящий — он будет играть роль «преподавателя» танцев.

2. Выбирается веселая мелодия — под нее будет проводиться «урок».

3. Остальные дети становятся напротив водящего, который показывает им простые танцевальные движения.

4. Группа должна повторять их, стараясь выдерживать ритм.

5. Постепенно задания можно усложнять — начиная с простых элементов, переходить к более сложным, увеличивать темп.

6. Когда мелодия заканчивается, выбирается новый «преподаватель» и новая песня, и весь «процесс» начинается сначала.

Зарница

«Зарница» - игра по-настоящему уникальная, в нее можно с успехом играть и в «домашних», и в полевых условиях. Причем в первом случае подходящей игровой площадкой может стать школьный двор, спортзал, игровая площадка - одним словом, все то, что предполагает достаточное количество пространства для активных действий и спортивных соревнований, среди которых могут быть:

Эстафеты;

Стрельба из пневматических винтовок;

Одевание противогаза на время;

Установка палатки;

Оказание первой медицинской помощи;

Расшифровка кодов и донесений;

Викторины военно-исторической тематики

Вышибалы

Играть в вышибалы можно, если найдется, хотя бы три игрока. Если в вышибалы играет всего трое ребят, то двое игроков становятся по разные стороны площадки, вышибая третьего. При этом важно правильно определить размеры площадки — чем она больше, тем сложнее «вышибить» игрока в центре, и тем проще ему уворачиваться и ловить «свечки».В вышибалы обычно играют либо на детских площадках или во дворе, либо в спортивных залах. Считается, что эта игра идеально подходит для детей школьного возраста.

1. Играющие делятся на две команды — вышибал и тех, кого будут вышибать.

2. Вышибалы выстраиваются в две линии на определенном расстоянии друг напротив друга, остальные игроки располагаются в центре площадки (обычно достаточно нескольких метров свободного пространства). Площадка также должна быть ограничена по бокам, чтобы те, кого будут вышибать, не выбегали за ее пределы.

3. Вышибалы начинают перекидывать мячик с одной стороны на другую, стараясь при этом попасть в игроков, находящихся в центре. Задача последних — уворачиваться от мяча. Как только одного из игроков выбили — он уходит с поля.

4. Находящиеся в центре игроки могут ловить «свечки» — мячи, не коснувшиеся земли. Поймавший свечку может вернуть кого-то из выбитых игроков или сохранить дополнительную «жизнь» для себя.

5. Когда на поле останется только один игрок, он должен увернуться от мяча столько же раз, сколько ему лет. Если его выбьют, вышибалами становится проигравшая команда, если нет — игра продолжается на прежних условиях.

Игры в воде для малышей

«Морской бой»

Его обожают все карапузы, и даже те, кто еще совсем не привык к воде. Вам нужно расположить деток друг на против друга, разбив предварительно на две команды. Теперь по вашему сигналу участники начинают плескаться водой. Из игры постепенно выбывают те, кто отворачивается, чтобы вытереть лицо и глаза, а победитель определяется по количеству оставшихся игроков.

«Медузы»

Можно играть как в командах, так и по отдельности. Все дети ложатся на спину как медузы, запрокидывая голову вверх, и стараются пролежать так на воде как можно дольше. Если игра командная, то выигрывает та, большее количество участников продержалось в нужном положении дольше. На первых порах поддерживайте ребенка под спину, и скоро он не заметит, как вы его отпустили совсем.

«Тройка»

Все дети разбиваются на команды по три человека. Двое берут за концы палку длиной приблизительно метр, а третий хватает ее посредине двумя руками. Как только дан сигнал, держащие участники начинают шагать вперед, а трое других ложатся на воду и активно работают ногами. Выигрывает первая добравшая до финиша «тройка».

«Карлики и великаны»

Все ребята становятся в воду по пояс. Когда ведущий кричит «карлики», дети должны сесть на корточки и достать воду подбородком. Кто не боится, может и погрузиться чуть глубже. По команде «великаны» ребята подпрыгивают вверх. Кто запутался, выбывает из игры, а побеждает самый внимательный.

«Невод»

Отличная забава для большого количества детей. Поделите их на две команды, одна из которых станет рыбаками, а другая рыбками. Первые берутся за руки и стараются поймать в свои сети вторых, которые должны убегать. Пойманные участники примыкают к команде с неводом. Игра заканчивается, когда все рыбы пойманы.

Всем нам хорошо известно, что для того чтобы ребенок рос здоровым и правильно развивался большое значение имеют регулярные физические нагрузки. Благодаря ним у вашего малыша правильно формируется осанка, повышается иммунитет и он становиться более устойчивым к всевозможным инфекционным заболеваниям.

Но заставить ребенка каждый день выполнять однообразные упражнения довольно сложно, так как они быстро ему надоедают. Выходом из этой ситуации являются спортивные игры. Они помогут вам обеспечить вашего малыша необходимой физической нагрузкой, и в тоже время он получит море положительных эмоций и впечатлений.

Как и во всех вопросах, которые касаются детей, при выборе спортивной игры очень важно учитывать возраст ребенка, так как для каждого возраста характерны свои особенности как физического, так и умственного развития.

Например, для малышей не подойдут игры, которые рассчитаны для школьников. Ребенок просто не в состоянии запомнить правила игры. Для родителей самое главное сделать все, чтобы малыш получил удовольствие от игрового процесса.

Мы предлагаем вам самые лучшие спортивные игры, которые рассчитаны для детей разного возраста.

Итак, начнем с игр для самых маленьких деток возрастом до 3 лет

Игра для координации движений. Для нее вам понадобиться только ваша фантазия и внимание вашего малыша. Покажите ему, как ходит мишка, перекачиваясь с ноги на ногу, как скачет лошадка, как прыгает зайчик и т.д. Задача малыша: повторять за вами все движения. Можно также при этом издавать различные звуки, похожие на голоса животных.


«Пять шагов». Это игра должна научить вашего ребенка ориентироваться в пространстве. Для игры вам понадобятся: игрушка, веревка, платок или шарфик. Игрушку нужно привязать к ветке, так чтобы малыш смог до нее достать и обнять. Затем завязываете ребенку глаза, и он должен отойти от игрушки на пять шагов, развернуться и сделать пять шагов в обратном направлении и обнять игрушку.

«Туннель». Сделайте из нескольких стульев туннель, также можно пригласить для этой игры всех членов семьи, они должны широко расставить ноги. Задача малыша: провести через этот туннель машинку или прокатить мячик.

«Попади в ведро». Для этой игры возьмите несколько ведер и мячиков. Задача ребенка: попасть мячиком в ведро, и чем больше попаданий, тем лучше. Также таким способом можно научить ребенка различать цвета. Для этого возьмите ведра базовых цветов (красного, желтого, зеленого и синего) и мячики таких же цветов. Кроме того эта игра научит вашего малыша рассчитывать расстояние до необходимого объекта, а также силу броска.

Для детей дошкольного возраста можно предложить следующие спортивные игры:

«Веселый клоун». У этой игры нет особых требований. Все, что вам нужно будет делать – это дурачиться вместе с малышом под любую веселую музыку. А если у вас есть такие цирковые атрибуты, как красные клоунские носы, то игра будет еще увлекательнее. Вы можете выполнять любые упражнения: танцевать, прыгать, приседать, наклоняться, сесть на пол и выполнять наклоны. Задача ребенка: все повторять за вами. Главное, чтобы малышу было весело.

«Цветок». Эта игра связана с воображением. Ребенок должен представить себя цветком. Сначала он как семя в горшке должен сидеть на корточках, обхватив свои ножки. А потом как росток медленно подниматься, расправляя свои руки-листочки и тянуться к солнышку.

«Велосипед». Для этого упражнения вам и вашему ребенку необходимо лечь на спину и упереться ступнями, а после этого выполнить движения, словно вы едете на велосипеде.

Что еще?


Для детей младшего школьного возраста можно предложить коллективные игры, так как они не только будут способствовать развитию подвижности, но и помогут наладить общение с другими детьми. Однако нужно помнить, что дети в этом возрасте еще не могут запомнить сложные правила.

Поэтому можно посоветовать такие игры, как всевозможные эстафеты, целью которых, как правило, является быстрое выполнение какого-то определенного действия, например:

«Встречная эстафета». Каждая команда делится пополам, и становиться на определенном расстоянии друг от друга. Затем игрок с эстафетной палочкой бежит к игрокам из своей команды, которые стоят напротив, и передает эстафету следующему игроку, после чего становится в конец ряда. Выиграет та команда, чьи игроки полностью поменяются местами и сделают это быстрее соперников.

«Эстафета-паровозик». Перед командами чертится стартовая черта, после этого примерно на расстоянии 10 метров ставятся стойки (мячи, кубики и т.п.). Задача первых игроков оббежать вокруг стойки против часовой стрелки и вернуться к игрокам своей команды, после чего к ним присоединяются вторые игроки, держась за талию, уже два игрока обегают стойку и возвращаются за третьим игроком и т.д., пока вся команда паровозиком не пересечет стартовую черту.

«Эстафета с мячом». В командах игроки становятся на расстоянии 2 шагов друг от друга. После сигнала направляющий игрок передает мяч игрокам из своей команды заранее обговоренным способом. Последний игрок с мячом в руках бежит и становится впереди колонны, а затем снова передает мяч. Выиграет та команда, у которой направляющий игрок раньше всех вернется во главу колонны.

А как же подростки?


Организм у подростков становится более выносливым. Поэтому им смело можно предлагать такие командные игры, которые требуют длительных пробежек, скорости и активных движений. Подросткам понравятся такие спортивные игры, как пионербол, волейбол, баскетбол, футбол и т.д. Помимо необходимой физической нагрузки, они получат возможность стать частью команды, при этом выполняя возложенные на каждого игрока определенные задачи для достижения общего результата всей команды.

Вообще, мяч – это самый популярный спортивный снаряд. Поэтому подвижные игры с мячом имеют широкое применение для развития детей разного возраста.


Так, для самых маленьких детей это могут быть всевозможные игры, в которых игрокам нужно передавать мяч из рук в руки различным способом, ловить мяч или попадать им во всевозможные мишени. Для старших детей мяч можно использовать в эстафетах и разных спортивных играх.

Но самые полезные физические нагрузки ваш ребенок может получить только на свежем воздухе. В этом вам помогут игры с мячом такие, как футбол, волейбол и т.д.

Кроме того на природе можно поиграть с ребенком в бадминтон или огоспорт. О последнем вы вряд ли слышали. Это новая спортивная игра, которая появилась только в 2010 году. Для нее вам понадобятся две специальные мягкие «тарелки» и мяч, который очень легко от них отскакивает.

Преимуществом этого спорта является то, что все спортивные снаряды, и «тарелки», и мяч выполнены из мягких материалов, которые ни в коем случае не могут кого-то поранить, поэтому в него можно играть даже маленьким детям.


Если вы отдыхаете вблизи водоема, то можно поиграть в мяч Waboba. Это специальный мяч, который можно использовать только для игр на воде. Он очень хорошо отскакивается от водной поверхности, но при соприкосновении с землей может испортиться. Этим мячом можно играть всей семьей, перекидывая его друг другу, или разделиться на команды и стараться забрать мяч у соперников. Эта игра очень понравиться вашему ребенку, так как он сможет вдоволь напрыгается в воде, не боясь упасть и разбить коленки.

Водные процедуры очень полезны для детей. Но для их реализации необязательно выезжать куда-то к водоему. Можно и в квартире устроить для своего ребенка водные забавы в собственной ванной. Конечно, эти игры подходят только для самых маленьких детей, но если вы с самых ранних лет научите ребенка не бояться воды, то в будущем он сможет легко заняться любым водным видом спорта.

В ванной ваш малыш может научиться задерживать дыхание, нырять, держаться на воде и немного плавать. Все эти упражнения не только способствуют правильному физическому развитию, но и учат ребенка управлять своим дыханием.

Как видите, в любом месте и в любых условиях, на улице или дома всегда можно придумать для своего малыша увлекательную подвижную игру, от которой он получит не только удовольствие, но и пользу. Не ленитесь сами, и тогда ваши дети будут расти здоровыми!

Пока малыш растет, родителям приходится решать множество задач по его развитию, как умственному, так и физическому. Спортивные игры – один из самых эффективных и интересных методов обучения ребенка. Совместно выстроенные тренировки и занятия будут полезны для детей разного возраста.

Польза спортивных игр для детей

Не зря детские спортивные игры включены в программу дошкольных и школьных учреждений по всему миру! В процессе участия в командных состязаниях ребенок получает драгоценные навыки, важные не только в учебе, но и в повседневной жизни, имеющие значение для укрепления здоровья и психологического состояния.

Всестороннее физическое развитие

Выстроить четкий план тренировок для ребенка достаточно сложно, но в игре малыш или подросток забывает о времени и полностью отдается тому, что делает. Он заинтересован, поэтому не зажимается, не ленится, а полностью задействует все свои потенциальные возможности. Во время спортивных игр дети укрепляют мышцы, закаливают суставы, сухожилия и связки. Костная система, которая за время соревнования выносит большое количество ударов, формирует усиленную защиту, что в будущем становится гарантом, исключающим тяжелые травмы. Игры, предполагающие ритмичные повторяющиеся движения или постоянную смену положения, отлично развивают дыхательную систему и выносливость.

Усиление способностей к концентрации , сосредоточению и тренировка ловкости. Все спортивные игры предполагают активную работу мозга ребенка. Одновременная необходимость предпринимать физические действия и мысленно выстраивать план дальнейших мероприятий позволяют в ускоренном темпе развивать способности юного спортсмена к самоконцентрации. Это же позволяет повысить уровень внимания к деталям и облегчить запоминание сложных последовательностей, излагаемых на уроках.

Контроль активности

Фактор очень актуален для детей с СДВГ – синдромом гиперактивности и недостатком внимания. По своей природе такие малыши не усидчивы, быстро теряют интерес к чему-либо, абсолютные непоседы, которым некуда девать свою энергию. Если вы столкнулись с такой проблемой, вашему ребенку просто необходимо периодическое участие в спортивных играх. Это поможет ему научиться себя сдерживать в некоторых моментах и в то же время выплескивать энергию не бесконтрольно, а с пользой.

Психологическая разгрузка

Дети не меньше взрослых сталкиваются с психологическим давлением, регулярно испытывают стресс и волнение, переживают. Родителям хорошо знаком эффект накопления негативных эмоций и результат, который выходит из подобного состояния. С помощью спортивных игр они смогут уберечь своего ребенка от него. Во время игры малыш избавляется от отрицательных воспоминаний и размышлений, справляясь с ними или правильно их выплескивая.

Развитие чувства времени, умения использовать свое личное время

Оттачивание работы в команде, прививание навыков содействия и взаимовыручки, когда это особенно необходимо. Это делает детские спортивные игры очень важным социальным ключом к проявлению у ребенка чувства ответственности за собственные действия и за их последствия.

Выработка целеустремленности, рвения к победе, но тактичности и честности в достижении намеченного.

Спортивные игры – отличная возможность обзавестись новыми друзьями или укрепить отношения со старыми.

Если с детьми играют взрослые, у последних появляется реальная возможность установить психологический контакт с чадом. Во время таких игр улучшается взаимопонимание между членами семьи, повышается настроение, исчезает напряжение, формирующееся на фоне бытовых проблем.

Детские спортивные игры и их виды

Практически все имеющиеся спортивные игры можно адаптировать под детские. Конечно, степень соответствия их взрослым правилам и сложность подобранных соревнований будут зависеть от возраста участников. Чем старше юные спортсмены, тем больше элементов должно присутствовать в игре, и тем выше должна быть их сложность.

Мяч

Мяч – универсальный спортивный инвентарь. С его помощью можно организовать игры разной степени сложности. Для самых маленьких он выступает предметом для перебрасывания от одного ребенка к другому. Когда малыши будут делать это уверенно, организуйте для них соревнование на время и предложите побить рекордное количество перебросов, то есть – ускориться. Для детей постарше мяч уже является полноценным участником таких игр, как футбол и вышибалы. Если вы формируете команды для спортсменов средней возрастной группы (4-7 лет), то правила футбола могут быть смягчены. В еще более старшем возрасте требования спортивного состязания предъявляются в полной мере. Подростковый сегмент спортивных игр включает весь спектр командных состязаний с мячом.

Эстафеты

Отличный вариант для большого количества детей на крупном мероприятии, в детском саду, школе, летнем лагере и т. п. Используйте для данного рода спортивных игр мячи разного размера, кегли, обручи, скакалки, обычные бумажные листы и прочий инвентарь, чтобы сделать соревнования разнообразными, веселыми и яркими. Устраивать эстафеты можно с детками любого возраста.

Соревнования

Между отдельными участниками, командами, школами, районами и так далее – чем больше людей включены в общее состязание, тем азартнее становится игра и долгожданнее выигрыш. Дисциплины, по которым проводятся соревнования, многообразны и составляют прекрасную пищу для размышлений. Здесь применяются шахматы, волейбол, турнир по подтягиванию на турнике, конкурс водоносов, черлидинг. В домашних условиях это могут быть мини-состязания по поиску предметов в помещении, а также интеллектуальные игры, предполагающие быстрые ответы на каверзные вопросы.

Прыжки на батуте, путешествие по веревочным тропам и скалолазание – одни из самых современных направлений спортивных игр для детей. Заниматься ими можно уже с шести лет в сопровождении инструктора.

Родом из детства!

Хорошо знакомые игры, такие как прятки, пятнашки, светофор, горячая картошка, являются замечательными спортивными вариантами развития малышей дошкольного и раннего школьного возраста. В данном случае физическое и умственное развитие проходит в условиях непринужденного увлекательного действия, в котором процесс может видоизменяться и дополняться. Это положительно влияет на умение ребенка фантазировать, применять свои знания для выстраивания стратегии действий и достижения своей цели.

Когда приучать малышей к спортивным играм

Чем раньше вы станете прививать своему ребенку интерес к спортивным играм и спорту, в целом, тем лучше. Заинтересованность маленького человека будет лежать в здоровой плоскости и мало касаться негативных сторон взросления. С точки зрения психологии можно отметить, что дети, регулярно занятые умственно и физически, значительно реже поддаются негативному влиянию сверстников, лучше переносят стрессы, быстрее развиваются, лучше запоминают информацию и справляются с учебой.

Без всяких преувеличений стоит подчеркнуть тот факт, что пристрастие малыша к спортивным играм нужно вкладывать в него с того момента, как он сделал первый шаг. К методам, подходящим для такого случая, относятся:

  • легкие перекатывания мячика к ребенку и обратно;
  • первое обучение малыша ловить мяч и передавать его от одного человека к другому;
  • передача легкого мячика пасом ноги между двумя и более людьми;
  • тренировка меткости с помощью легких кеглей и шара (мячика);
  • рисование, лепка , сбор бус или пазлов на время (подбирается в зависимости от способностей и возраста малыша).

Громова О. Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)

В книгу включены разнообразные игры с детьми: подвижные групповые и командные игры, соревнования-поединки, спокойные игры и игры народов нашей страны. Разработаны методические рекомендации к проведению игр, критерии выбора и организационные требования. Книга предназначена учителям начальных классов, воспитателям и методистам ДОУ, организаторам детского досуга и отдыха.

Критерии выбора игры
Возраст играющих
Помещение для игр
Игры на воздухе
Число участников
Инвентарь для игр
Организация игры
Инструктаж
Выбор водящего

Пятнашки
Салки в два круга
Ловушка
Коршун и наседка
Охотник и сторож
У медведя во бору
Шалунишки
Воробьи-попрыгунчики
Второй лишний
Успей занять место
Найди себе пару
Челнок
Колесо
Лабиринт
Зверюшки, навострите ушки
Узнай по голосу
Поймай и попади
Мяч в воздухе
Защита крепости
Шмель
Соревнование скороходов
Карусель

Успей взять кеглю
Сбей мяч
Бег за флажками
Перетягивание по кругу
Перестрелка
Гонка с мячом по кругу
Передача, мяча по кругу
Мяч среднему

Бег по кочкам
Эстафета с обручами
Посадка овощей
Бег сороконожек
Вьюны
Скорый поезд
На новое место
Эстафета с мячами
Передал - садись
Мяч сквозь обруч
Эстафета, с шайбой
Рак пятится назад
Пингвин с мячом
Иголка и нитка

Петушки
Не теряй равновесия
Перетягивание с веревкой
Кто выбьет шайбу
Кому достанется кегля
Называя дни недели
Прыгалки-скакалки
Эстафета со скакалками
Эстафета с длинной скакалкой
Упражнения с короткой скакалкой
Упражнения с длинной скакалкой

Забытые игры

Снежное строительство
Не ходи на гору
Скатывание шаров
Гонки снежных комов
Перебежки
Салки со снежками
Залп по мишени
Осада снежной крепости
Льдинка
Мяч из круга
Гонка, с шайбами

Колокольчик
Над городками
Круговые змейки
Собери скорее
Набрасывание колец

Пятнашки на лыжах
Наклонись и подними
На одной лыже
Займи место
Танки

Эстафета
На санках с лыжными палками
Черепахи
Кто кого перетянет

«Змейка» (русская народная игра)
«Салки» (русская народная, игра)
«Кошки-мышки» (русская народная игра)
«Липкие пеньки» (башкирская народная игра)
«Вестовые» (якутская народная игра)
«Ворота» (русская народная игра)
«Капканы» (русская народная игра)
«Золотые ворота» (русская народная игра)
«Золотые ворота - круговые» (русская народная игра)
«Горелки» (русская народная игра)
«Удмуртские горелки» (удмуртская народная игра)
«Колышки» (марийская народная игра)
«Поляна - жердь» (удмуртская народная игра)
«Два Мороза» (русская народная игра)
«Стой, олень» (игра, народа коми)
«Казаки-разбойники» (русская народная игра)
Волк и овцы (русская народная игра)
«Ястреб и утки» (бурятская народная игра)
«Бег с палкой в руке» (ингушская народная игра)
«Слепой медведь» (осетинская народная игра)
«Жмурки» (русская народная игра)
Жмурки (в кругах) (башкирская народная игра)
Жмурки «Маша и Яша» (русская народная игра)
«Маляр и краски» (татарская народная игра)
«Чур, все!» (прятки со скороговорками) (игра народов коми)

Традиционные приемы игры в мяч
«Свечки» (русская народная игра)
«Повелитель лунки» (кабардинская народная игра)
«В узелок» (татарская народная игра)
«Белый мяч» (калмыцкая народная игра)
«Заяц» (русская народная игра)
«Вышибалы» (русская народная игра)
«Мяч об узкую стенку» (мордовская народная игра)
«Лапта» (русская народная игра)
«Уральский мяч» (башкирская народная игра)
«Лунки» (русская народная игра)
«Шар-мазло» («Котел») (русская народная игра)
«Земля – вода – небо» («Зверь – рыба – птица») (русская народная игра)
«Стой!» (удмуртская народная игра)

«Отгадай» (игра народов Дагестана)
«Бой петухов» (марийская народная игра)
«Хромая лиса» (татарская народная игра)
«Хищник в море» (чувашская народная игра)
«Шапка канатоходца» (игра народов Дагестана)
«Кружиться вокруг кола» (калмыцкая народная игра)
«Царь горы» (русская народная игра)
«Альчики» (игра народов Аагестана)
«Лодыжки» (бурятская народная игра)
«Колышки» (ингушская народная игра)
«Перетягивание» (осетинская народная игра)
«Биляша» (марийская народная игра)
«Кул» (ингушская народная игра)

«Рукавицу гнать» (бурятская народная игра)
«Слухи» (русская народная игра)
«Игра в фанты» (русская народная игра)
«Розыгрыш фантов» (русская народная игра)
«Кости» (устный счет) (тувинская народная игра)
«Угадай, где средний палец» (якутская народная игра)
«Почта» (русская народная игра)

Литература


От автора

В предлагаемом пособии представлены разнообраз­ные игры и развлечения для детей школьного возра­ста: подвижные игры, предназначенные для проведе­ния на свежем воздухе и в помещении.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее вли­яние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при уме­лом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обыч­ным, скучным, надоевшим.

Игра поможет воспитателю сплотить детский кол­лектив, включить в активную деятельность детей зам­кнутых и застенчивых. В играх воспитывается созна­тельная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, органи­заторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздей­ствия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают уста­новить с ними более тесный контакт.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, позна­вательные и др. Все они нужны и по-своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе. Но особое место среди них занимают подвиж­ные игры. Как показали специальные исследования, 85% времени бодрствования школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Подвижные игры - самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода - гиподинамии.

Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их но­вым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создается мно­жество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупнос­ти они, по существу, исчерпывают все виды свойствен­ных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыж­ки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю, упраж­нения с предметами - и потому являются самым уни­версальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобо­да их применения в разнообразных игровых ситуаци­ях, что создает возможности для проявления инициа­тивы и творчества. Подвижные игры имеют ярко вы­раженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и ум­ственных сил, необходимого для достижения успеха. Игра должна органически войти в жизнь каждого дет­ского коллектива, умело сочетаться с другими видами деятельности. Она уместна во многих случаях. Если дети устали от занятий и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс - в этих и во многих других случаях игра может быть не­заменимым помощником педагога.

Желаем вам успехов!

Возраст играющих

Все приведенные в этой книге игры доступны уча­щимся начальных классов. При подборе игр надо исхо­дить из необходимости постепенного перехода от про­стых игр к более сложным. Самые простые игры, дос­тупные первоклассникам, помещены в разделах «Груп­повые игры», «Подражательные игры». С них и следует начинать. Но постепенно можно вводить и командные игры, игры-эстафеты, соревнования-поединки.

Многолетний опыт показал, что есть игры, которые вообще нельзя отнести к определенному возрасту. Та­кие, например, игры, как «Удочка», «Второй лишний», «Белки, орехи, шишки», можно с одинаковым успехом проводить со школьниками и даже со взрослыми людь­ми. Конечно, сказанное относится не ко всем играм. Стар­шие школьники не станут в своих играх изображать пче­лок или зайчиков, подражать голосам животных и т. п., что с удовольствием делают первоклассники.

Помещение для игр

При выборе игр всегда приходится считаться с раз­мером помещения. Если игры проводятся в большом зале, просторном коридоре или спортивной площадке, никаких ограничений для выбора той или иной под­вижной игры нет. Можно проводить игры круговые и линейные, с бегом, прыжками, мячом, большую часть эстафет. Можно объединить для игр две или три груп­пы и провести соревнование между ними.

В небольшом помещении возможности ограничены. Если детей много, приходится подбирать только мало­подвижные или тихие игры, игры на внимание, наблю­дательность и т. п. Подвижные игры тоже можно про­водить (например, соревнования-поединки), но только с очень небольшим числом играющих при условии, что все остальные дети - зрители, болельщики. В этих случаях участников игры надо как можно чаще менять.

Помещение, в котором проводятся игры, необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать, чтобы в нем не было грязи и пыли.

Игры на воздухе

Проведение их зависит от времени года и погоды. Некоторые игры планируются на весенний период, дру­гие - на осенний или зимний. В хорошую, теплую пого­ду во дворе, на площадке, в сквере, на опушке леса можно проводить все те игры, которые в плохую погоду прихо­дится проводить в помещении, и те, что только на воздухе и возможны (такие, как лапта или чижик, игры на мест­ности и т. п.). В холодную погоду хороши игры с бегом, прыжками, борьбой. Они помогают детям согреться и делают их пребывание на воздухе приятным. В дождли­вую погоду игры можно проводить только под навесом.

Зимой, когда выпал снег и залит каток, можно про­водить самые разнообразные игры: со снегом, на конь­ках, на лыжах, на санках. Но предпочтение следует от­давать тем играм, в которых одновременно участвуют все дети, чтобы никто из детей не замерз. Надо строго следить, чтобы дети, разгоряченные играми, не пили холодную воду, не глотали украдкой снег, не сосали сосулек. Мороз до -10 "Сбез ветра - наиболее благо­приятная погода для проведения игр на воздухе. При морозе свыше -12 °С и особенно при сильном ветре проводить прогулки и игры на воздухе нельзя.

Число участников

Нередки случаи, когда часть детей занята какой-либо работой или приготовлением уроков, а другая часть свободна и ее надо занять. В этих случаях очень хоро­ши игры за столом, настольные игры, игры с конструк­тором и строительными материалами и т. п. Но могут быть и веселые, шумные игры для небольшого числа участников, если они будут проводиться не в том поме­щении, где занимаются остальные ребята.

Инвентарь для игр

Для многих игр нужен инвентарь: мячи, булавы, кегли, обручи, скакалки, эстафетные палочки, мешоч­ки с песком, флажки, веревки разной длины и толщины, мел и т. п. Составляя программу игр, необходимо учитывать, какой для них понадобится инвентарь, за­ранее подготовить все необходимее.

В некоторых играх отдельным участникам приходит­ся завязывать глаза. Для этого обычно используются кол­паки или повязки. Колпаки можно склеить из цветной бумаги, они должны быть такого размера, чтобы закрыва­ли лицо. Если же в играх используются повязки, то вся­кий раз, когда повязка переходит от одного игрока к дру­гому, под нее надо подкладывать чистый лист бумаги.

Если дети долго сидели, им необходима разрядка. Нужны игры с бегом, прыжками, метанием и ловлей мяча или другими движениями. После занятий фи­зическим трудом (уборки помещения, работы на учас­тке) детям лучше поиграть в спокойные, малоподвиж­ные игры, игры на проверку внимания, сообразитель­ности и т. п. Если после занятий подвижными играми детям вновь предстоит умственная работа (приготовле­ние уроков, беседа, чтение книг, газеты), надо, чтобы они предварительно успокоились. Для этого очень подхо­дят игры с пением, хороводы, фигурная маршировка.

При подборе игр воспитатель должен знать люби­мые игры детей. С этой целью можно опросить всех детей и записать ответы каждого по такой примерно схеме: где играют (дома, на улице, всаду, в парке), ког­да и как часто, с кем играют (с родителями, братьями, сестрами, товарищами), в какие игры (перечислить на­звания), какие из них самые любимые (перечислить 5-6 названий), имеются ли дома настольные игры, игрушки (какие).

Организация игры

Инструктаж

Беседуя с детьми, педагог должен стоять так, чтобы веж дети его видели и он видел всех детей, Лучше все­го для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центр круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяс­нение игры должно быть кратким, четким, но понят­ным, ярким и образным. Всегда, когда есть возможность, оно должно сопровождаться показом, демонстра­цией отдельных этапов игры.

Если в игре много правил, которые сразу усвоить трудно, можно некоторые из них умышленно опустить и сообщать дополнительно по ходу игры. Можно не сра­зу после объяснения начинать игру, а предварительно провести репетицию, предупредив детей, что пока ре­зультаты засчитываться не будут.

Выбор водящего

Правильный выбор водящего имеет большое значе­ние во многих играх. Его активность, изобретательность часто определяют ход игры. Особенно велика роль водя­щего в самодеятельных играх, которые дети затевают без участия взрослых. Руководитель, организуя с деть­ми игру, в которой многое зависит от водящего, может назначить его сам. Можно предложить выбрать водяще­го участникам игры, подсказав при этом, какими каче­ствами он должен обладать (того, кто хорошо бегает; кто не пропустит мяч; самого веселого и т.п.). Этот способ особенно хорош, потому что выбранный водящий всегда старается оправдать доверие своих товарищей.

Но есть игры, где водящим может стать любой, тем более что в процессе игры он будет часто меняться. В этих случаях лучший способ - прибегнуть к считал­ке. Сам процесс выбора водящего при помощи считал­ки является для детей игрой.

Процедура выбора водящего при помощи считалок не одинакова. Иногда кто-нибудь читает забавный сти­шок и, произнося каждое слово, указывает на участни­ков, стоящих в кругу. Тот из детей, на кого выпадает последнее слово, идет водить. Например:

Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели, Сели пчелы на цветы, Мы играем - водишь ты.

Но есть и такие считалки, в которых тот игрок, на которого пришлось последнее слово, выходит из круга и расчет проводится сначала. Считают до тех пор, пока останется один участник, который и становится водя­щим. (Этот способ применяется только тогда, когда уча­стников мало.)

Громова О. Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
(Серия «Вместе с детьми»). С. 3-8.


Предложенные игры можно проводить в детском саду, в начальной школе и просто во дворе.

Запрещённое движение


Группа становится в шеренгу, ведущий стоит перед ними и предлагает участникам повторять все его движения, за исключением заранее условленного запрещённого (например, нельзя повторять хлопки в ладоши). Нарушивший правила делает шаг назад или выбывает из игры. После объяснения правил под музыку, счёт или строевые речёвки ведущий делает разные движения, а участники повторяют их. Внезапно он делает запрещённое движение, и кто повторяет его - проигрывает и выбывает. Участники не должны прекращать движения, если ведущий внезапно останавливается (перестаёт хлопать в ладоши или прыгать на одной ноге).

Морская фигура, замри


По сигналу ведущего участники разбегаются по площадке и активно двигаются, изображая разные фигуры. Это могут быть предметы или фигуры спортсменов, животных, работающих людей. Ведущий не спеша произносит следующую речёвку: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, замри!" Водящий дает команду "Замри". Участники должны замереть и удержаться, не шевелясь, в той позе, в которой их застало это слово. Ведущий не торопясь прохаживается между фигурами, и если никто не шевельнулся, даёт команду "Отомри", после которой всё начинается сначала. Если кто-то зашевелился, он становится ведущим. Ведущий также может выбрать себе замену - самую выразительную фигуру.

Совушка


Участники выбирают совушку и ведущего. Место совушки - в гнезде, в стороне от площадки. Можно очертить его мелом, обозначить флажком. Играющие находятся на площадке, а совушка - в гнезде. Ведущий подает сигнал: "День наступает, всё оживает!" Дети бегают по площадке, активно двигаются, подражая полету бабочек, птичек, изображая лягушек, мышат, зайчиков и других животных. Совушка внимательно ждёт внезапного сигнала ведущего. По сигналу ведущего "Ночь наступает, все замирает!" играющие должны замереть в позе, в которой их застал сигнал. Совушка выходит из своего гнезда охотиться. Заметив пошевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один вылет из гнезда она может добыть сразу двух или трёх лесных жителей. По сигналу "День наступает, всё оживает!" совушка возвращается в свое гнездо, а играющие вновь резвятся на площадке. После двух-трех вылетов совушки на охоту её сменяет другой игрок из тех, кто ни разу ей не попался. Совушке запрещается подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманным игрокам - вырываться.

Кто сказал "мяу"


Участники становятся в круг. Выбирают ведущего и щенка. Щенок встает в середину круга и закрывает глаза, спит. Водящий молча указывает на того игрока, который будет котёнком. Затем участники берутся за руки и ведут хоровод, приговаривая хором: "В наш весёлый хоровод забежал пушистый кот и, пока щеночек спал, громко "мяу" он сказал". Слово "мяу" произносит только котёнок. По команде водящего "Ищи" щенок открывает глаза и угадывает, кто сказал "мяу". Если угадает, то идёт на его место, а угаданный котёнок становится щенком. Если не угадает с первого раза, ему предоставляется вторая попытка. Если снова не угадает, выбирают другого щенка.

Деды Морозы


По разным сторонам площадки на расстоянии 15 - 20 метров параллельными линиями отмечают дом и школу. На стороне дома за чертой собираются все играющие. Выбирают двух Дедов Морозов. Они становятся на середину площадки между школой и домом и, обращаясь к ребятам, произносят следующие слова: "Он Мороз и я Мороз, Синий нос и Красный нос, кто из вас не побоится в путь-дороженьку пуститься?" Участники хором отвечают: "Нам не страшен Дед Мороз, не боимся мы угроз!" - и перебегают из дома в школу. Морозы осаливают пробегающих мимо игроков, осаленные "замерзают" в тот же миг и остаются стоять на месте. Затем Деды Морозы снова обращаются к ребятам с теми же словами, а они перебегают теперь уже из школы в дом. По дороге они могут выручить "замороженных", коснувшись их рукой, после чего "размороженные" присоединяются к остальным. После двух забегов из неосаленных ребят выбирают новых Морозов. В процессе надо посчитать осаленных. В итоге можно отметить ни разу не попавшихся игроков и ту пару Морозов, у которой больше всего осаленных. Правила запрещают оставаться в доме или школе, убегать с места, где был осален, а также заступать за черту Морозам.

Волк и заяц


Участники выбирают волка и зайца, затем становятся парами, взявшись за руки, лицом друг к другу по кругу. По сигналу волк начинает преследовать зайца, бегая по внешней стороне круга. Волк может запятнать зайца, тогда они сразу меняются ролями. Заяц может спастись, разбив пару (забежав в домик). Его заменяет тот, к кому он стал спиной, разбив пару. Если играющих много, можно создать домики не из пар, а из большего количества человек. Заяц может бегать в любом направлении, но ему запрещается пробегать сквозь домик.

Воробышки


Из числа игроков выбирают водящего - кошку. Все остальные игроки - воробышки. На площадке чертят круг диаметром 5 - 6 метров. Кошка сидит в круге, а воробышки становятся за его пределами. Воробышки по сигналу ведущего впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка ловит воробьев, не выпрыгнувших из круга. Пойманные воробьи остаются в круге. После того как кошка поймает несколько воробьёв из оставшихся выбирается новая кошка. Воробьи прыгают на одной или двух ногах по договорённости. Перебежавший круг воробей считается пойманным.

Волк и козлята


Необходимо провести две параллельные линии на расстоянии примерно 1 метр. Это будет ров, в котором живёт волк. Затем выбирают волка. Остальные игроки - козлята. Козлята стоят на одной стороне площадки. По сигналу они перебегают на другую сторону площадки, перепрыгивая через ров. Волк пытается поймать (осалить) козлят, не выбегая изо рва. Пойманных козлят считают и отпускают. После нескольких перебежек выбирают нового волка. Правила запрещают задерживаться перед рвом более 5 секунд и заступать в ров. Козлята, нарушившие эти правила, считаются пойманными. Осаленный козлёнок не считается пойманным, если волк заступил за пределы рва.

спортивные