Определение здоровья. Понятие о здоровье человека А что такое здоровье

Здоровье - это самый великий дар, который получил человек от природы. Именно поэтому его нужно оберегать. Такая ценность всегда должна быть под охраной. Проявляя заботу, каждый человек желает добра другому, говоря ему: «Здоровья тебе!»

Основные понятия

Что такое здоровье? Каждый понимает, о чем речь, но не всякий сможет дать определение этому термину. Состояние здоровья определяется как наличие/отсутствие болезней, патологий, нарушений и болей. Такая характеристика является качественной и имеет ряд определений и показателей его оценки:

  • Внешние признаки. Это вес, объем грудной клетки, рост.
  • Биологические показатели. Включают в себя отсутствие заболеваний как острых, так и хронических, патогенных микроорганизмов, грибков, различных опухолей и образований.
  • Биохимические. Это наличие необходимой концентрации гормонов, эритроцитов, лейкоцитов, различных химических и минеральных соединений.
  • Физическое отражение здоровья. Это острота слуха и зрения, температура тела, частота сердечного ритма, показатели артериального давления.
  • Нервно-психические показатели. Это нормальное функционирование нервной системы, состояние психики человека, психология его сознания и поведения.

Здоровье с точки зрения медицины

При ответе на вопрос «что такое здоровье» возникает понятие соответствия всем характеристикам функционирования организма, установленным нормам, при котором отсутствуют различные отклонения и угроза для жизни человека. В медицинской практике это понятие соответствует ряду показателей, которые свидетельствуют об общем состоянии организма.

Таким образом, здоровый человек - это нормально функционирующий организм, когда показатели жизнеспособности и качественных характеристик его органов и систем находятся в пределах установленных рамок.

Красота и здоровье

Здоровье проявляется и во внешнем виде человека. Можно ли сказать, что красота - неотъемлемая часть этого понятия? Безусловно. Не имея болезней, патологий и стрессовых состояний, человек выглядит хорошо и снаружи. Красота и здоровье - понятия неразделимые. И не последнюю роль в этом играет образ жизни человека. Качественное, правильное питание, хороший сон, умеренные физические нагрузки, возможность совершать прогулки на свежем воздухе, отсутствие вредных привычек и стрессов в повседневной жизни - вот все факторы, которые неуклонно оказывают основополагающее влияние на наше здоровье. Наследственность тоже не является исключением, как и состояние окружающего нас мира.

На здоровье человека влияет очень многое. Не всегда это учитывают при оценке, но здоровый организм имеет чистые и красивые кожные покровы приятного оттенка. Тело не имеет как излишков подкожного жира, так и его недостатка. Все это отражается на состоянии волос, ногтей, цвете белка глаз, зубов. Здоровый организм всегда отличается от имеющего какие-либо заболевания или патологии. Внешняя красота человека не всегда говорит о его здоровье, но плохое состояние внутренних органов и систем неизбежно отражается на его внешнем облике.

Различные точки зрения

Различны и мнения ученых по вопросу: «Что такое здоровье?» Некоторые из них говорят о сочетании медицинских и психологических аспектов, другие - о способности организма приспосабливаться к окружающей среде, что, в свою очередь, проявляется в хорошем самочувствии и отсутствии различных заболеваний и патологий. C этой точки зрения возникает новое понятие и задачи здоровья - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов и функций. Тогда этот термин (или способность организма) рассматривается:

  • в способности приспосабливаться к окружающей среде, собственным возможностям и пределам запаса производительности систем и органов;
  • в умении противостоять как внутренним, так и внешним возмущениям организма и окружающей среды, таким как болезни, старение, умственная и физическая деградация, различные повреждения;
  • в способности сохранить себя и свою естественную среду обитания в первоначальном виде;
  • в способности значительно расширить возможности, данные природой, а также улучшить условия проживания;
  • в способности самостоятельно увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности организма;
  • в способности улучшать данные возможности и свойства организма, а также качество собственной жизни и среды обитания;
  • в способности поддерживать и охранять себе подобных, а также производить на свет потомство;
  • в способности создавать культурные и материальные ценности для общества.

Баланс здоровья

Концепций такого понятия, как здоровье, существует очень много, но наибольший интерес вызывает сохранение баланса и адаптационная концепция. Под здоровьем понимают способность организма к взаимодействию с окружающей средой для поддержания и восстановления необходимого баланса. Более подробно это понятие раскрывается в возможности организма сопротивляться инфекции, поддерживать физическую норму, эмоциональную устойчивость и стабильность, умение применять знания о здоровье и смысле жизни, эффективно справляться с различными стрессами. Тогда здоровье человека можно определить как выражение моментального состояния равновесия между потенциалом и выставленными запросами. Также появляется понятие ресурса - это совокупность доступных средств и методов для эффективного улучшения потенциала.

Вредоносное воздействие на здоровье

Когда возникают некий импульс или факторы, наносящие вред здоровью, это означает, что одно из понятий, которые мы вкладываем в данное слово, существенно изменяется или несколько отклоняется от нормы, тем самым нарушая общий баланс. Это может быть выражено в возникновении острых или хронических заболеваний и состояний, присоединении различных инфекций, нарушении деятельности отдельных органов и систем, а также организма в целом или в отклонениях в психически-эмоциональном состоянии и способности адекватно приспосабливаться к окружающему нас миру.

Термин "здоровье" очень многогранен и включает в себя много понятий и значений. Довольно трудно ответить в нескольких словах на вопрос: «Что такое здоровье?» Это шаткий баланс, который очень легко нарушить и очень трудно восстановить. Здоровье души и тела - непоколебимая основа, на которой строятся жизнь человека и его достижения в социуме.

На физиологическом уровне показатели здоровья следующие:

  • Энергия в большом количестве для осуществления повседневных дел. Сюда входит трудовая деятельность, быт. Важно при этом чувствовать себя счастливым и здоровым человеком;
  • Полноценный сон. Легкое пробуждение, мгновенное начало повседневной деятельности, ощущение бодрости и прилива сил;
  • Регулярное опорожнение кишечника. Если этого не происходит минимум один раз в сутки, это может говорить о зашлакованности. Следствием этого является ослабление иммунной системы, появление упадка сил.

Внешние показатели

Здоровый человек обычно не страдает от лишних килограммов, его выдает цвет лица, кожи и улыбка. Внешние показатели:

  • Улыбка. Десны и зубы человека имеют здоровый цвет – он питается , нет болезней кишечника. Десны не должны иметь фиолетовый или темно-красный оттенок, ведь такой цвет может говорить об имеющихся заболеваниях;
  • Волосы. Ломкие и жирные локоны обычно предупреждают о патологиях. Человек должен иметь блестящие волосы без заметных повреждений. Если они очень сухие, это может говорить об или недостатке аминокислот в рационе;
  • Язык. Язык должен быть розовым, с отсутствием налета белого или желтого цвета.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, которая обеспечивает ему духовное, социальное и физическое благополучие. По мнению медиков, на физическое отдельной личности в большинстве влияет его образ жизни (50 %). Остальные факторы оказывают гораздо меньшее влияние: генетика и окружающая среда – 20 %, система здравоохранения – 10 %.

Актуальной эта тема стала в 70-х годах 20 века. Произошли перемены в окружающей среде обитания человека, продолжительность жизни увеличилась, экологическая обстановка ухудшилась.

Сейчас многим людям не нужен физический труд для выживания, отсутствуют ограничения в еде, у них больше свободного времени. При этом возрастание темпа жизни приводит к частым стрессам и другим . Эти факторы негативно сказываются на здоровье человека, ежегодно количество наследственных заболеваний возрастает. Все это заставляет задуматься, как в современном мире сохранить духовное и физическое здоровье. Как вести здоровый образ жизни?

Вредные привычки

Вредные привычки – это курение, чрезмерное употребление спиртосодержащих напитков, наркотики. Если человек не избавиться от них, дальнейшие стремления к правильному образу жизни можно считать бессмысленными.

Личность, не имеющая вредных привычек, живет примерно на 14 лет дольше. Отказаться от них может быть сложно, но это получается у многих. Люди читают соответствующие книги (А. Карр «Легкий способ бросить курить»), посещают врачей. Самое главное в этой борьбе – понимание человека, что эти привычки разрушают его жизнь. Особенно важно обратить на это внимание женщинам, планирующим ребенка.

Правильное питание

Здоровый образ жизни подразумевает . Блюда должны быть натуральными, содержать необходимые витамины, микро- и макроэлементы. Желательно принимать пищу по заранее установленному режиму, 5-6 раз в день. Основной прием пищи должен быть в первой половине дня.

Завтрак Идеально начинать день с каши: пшенка, манка, гречка, овсянка и т. д. Желательно кушать цельнозерновую продукцию, а не быстрые завтраки, такие как хлопья. Завтрак можно разнообразить фруктами, орехами, сухофруктами. Можно сделать бутерброд с маслом, заварить чай. Иногда позволительно устроить «белковый завтрак» - омлет, яичница, яйцо вкрутую, вареное мясо или рыба.
Перекус Через 3 часа хорошо устроить перекус: фрукт, сухофрукты, хлеб с сыром и зеленью. Не стоит есть колбасу, сосиски, фаст-фуд.
Обед В обед нужно кушать много овощей, приготовленных на гриле или на пару. Также супы, мясо, рыбу, бутерброд из цельнозернового хлеба с сыром. Лучше отдавать предпочтение печеным и тушеным блюдам.
Перекус На полдник подойдет стакан йогурта, ряженки, кефира.
Ужин Ужин должен быть более легким, чем утренние и дневные приемы пищи. Это могут быть морепродукты, легкие салаты из овощей, творожные запеканки.
Перекус За три часа до отхода ко сну можно скушать яблоко, выпить кефир или теплое молоко с медом.

Вечером можно составлять меню на следующий день. После его можно корректировать, внимательно прислушиваясь к собственным ощущениям и желаниям. Также не стоит начинать прием пищи без чувства голода.


Правильное питание – основа крепкого здоровья

Активность

Учеными доказано, что длительное нахождение за компьютером плохо отражается на здоровье, в частности на нервной системе. Также появляются проблемы с позвоночником. Чтобы вести активный образ жизни и быть здоровым, нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • Спать не меньше восьми часов в день;
  • Соблюдать ;
  • Делать утреннюю зарядку;
  • Чаще гулять на улице, бывать поближе к природе.

Уход за телом

Нужно соблюдать правила личной гигиены, принимать душ минимум 2 раза в день. Иногда стоит посещать сауну или баню.

Здоровый образ жизни предполагает занятия спортом и фитнесом. Мужчинам можно посещать тренажерный зал, женщинам – заниматься аэробикой. Также йога подойдет всем, так как позволяет поддерживать не только тело в форме, но и сохранять душевное равновесие.


Йога приводит к гармонии

Все эти правила помогут прожить долгую, полноценную и . Человек, следующий этим советам, гораздо легче справляется с трудностями, заражая своей положительной энергией всех окружающих. После общения с ним, все начинают задаваться вопросом, как вести здоровый образ жизни.

Об основных факторах укрепляющих здоровье читайте .

Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Это определение приводится в Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Официальные документы Всемирной организации здравоохранения, Nº 2, стр. 100) и вступившему в силу 7 апреля 1948 г. С 1948 г. это определение не менялось.

Дополнительная информация об Уставе ВОЗ

Публикации: где можно найти информацию о публикациях ВОЗ?

Могу ли я дать на моем веб-сайте ссылку на веб-сайт ВОЗ? Как получить разрешение на размещение на веб-сайте ВОЗ ссылки на мой сайт?

В принципе любой внешний веб-сайт может добавлять гиперссылку на веб-сайт ВОЗ, не запрашивая на это разрешение. Однако такое использование не должно нарушать права интеллектуальной собственности ВОЗ, в частности, относящиеся к ее названию, эмблеме, авторскому праву или правам авторов. Обычно ВОЗ не дает ссылки на внешние веб-сайты, за исключением тех случаев, где очевидна связь с деятельностью ВОЗ. Для дополнительной информации, пожалуйста, обратитесь к страницам Разрешения и лицензии.

Где можно найти информацию о возможностях работы в ВОЗ?

На сайте Работа в ВОЗ можно найти список имеющихся на текущий момент вакантных должностей и типы контрактов по найму на работу. Чтобы подать заявление на указанную в списке должность, введите ваши данные в онлайновую систему по трудоустройству.

Я ищу информацию об интернатуре. Где ее можно найти?

Полную информацию об интернатуре можно найти на следующей странице:

Предоставляет ли ВОЗ стипендии и гранты для проведения исследований?

ВОЗ не имеет самостоятельной программы стипендий или грантов, однако некоторые специальные программы и департаменты ВОЗ финансируют исследования. Посетите страницу о возможностях для получения грантов на веб-сайте TDR (Исследования в области тропических болезней) или страницу о грантах на исследования на веб-сайте RHR (Репродуктивное здоровье и исследования). Вы также можете посетить веб-сайт регионального бюро ВОЗ, к которому относится ваша страна. Региональные бюро имеют программы стипендий, которые проводятся при сотрудничестве с министерствами здравоохранения стран.

Я провожу исследования. Где начинать поиск информации?

Если вы проводите исследования по определенным вопросам здравоохранения, начните поиск со списка вопросов здравоохранения. Каждая страница, посвященная определенному вопросу здравоохранения, содержит список соответствующих сайтов, ссылок и документов. Если вы ищете информацию по конкретной стране или конкретному региону ВОЗ, посетите веб-сайт соответствующего регионального бюро ВОЗ. Информацию о конкретной стране можно также найти с помощью ссылки Страны в верхнем меню. На странице Данные и статистика перечислены ресурсы, которые можно использовать при исследованиях. Это статистические и библиотечные базы данных.

Веб-сайты региональных бюро ВОЗ

Как можно запросить информацию о ВОЗ?

ВОЗ предоставляет сведения в соответствии со своей политикой раскрытия информации. Эта политика направлена на увеличение объема доступной информации и полностью вступит в силу в течение двухлетнего периода..

Почему используются именно такие названия государств?

Официальные названия государств-членов ВОЗ и их соответствующее положение в списках, составленных в алфавитном порядке, основаны на информации, полученной от самих государств-членов и Организации Объединенных Наций.

Почему на некоторых картах границы проведены пунктирными линиями?

Приводимые границы и названия и используемые на картах обозначения ни в коем случае не выражают мнения ВОЗ о юридическом статусе какой-либо страны, территории, города или района, их правительствах или их границах. Пунктирными линиями на картах показаны приблизительные границы, в отношении которых пока еще не достигнуто полного согласия.

Скоро я еду заграницу. Где можно найти информацию и/или советы в отношении рисков для здоровья?

Вы можете найти информацию о требуемой вакцинации, рисках для здоровья и мерах предосторожности во время поездки в интересующую вас страну на веб-сайте Международные поездки и здоровье.

Евгения Булычева
Рассуждения детей о том, что такое здоровье и кто такой здоровый человек

Накануне Всемирного дня здоровья мы решили узнать у детей, что такое здоровье, кто такой здоровый человек и что надо делать, чтобы быть здоровым.

Вот что об этом думают дети средней группы (4-5 лет).

Удовыдченко Ярослав

Здоровье - значит не болеть, не кашлять, не чихать, чтобы соплей не было. Чтобы быть здоровым, надо делать зарядку, умываться, гулять, чистить зубы, загорать, лечиться к доктору подходить, горлышко лечить.

Черных Саша

Быть здоровым – по лужам не бегать, закаляться, ходить босиком, загорать, купаться в ванне. Здоровый человек – не кашляет, нет соплей.

Сычугов Лев

Здоровый человек – это штангист. Мои друзья все знают, что я здоровый, поэтому и я знаю. Надо заниматься спортом, боксом, играть в футбол, кушать мясо и всё съедать.

Приставко Настя

Чтобы не болеть, надо таблетки принимать, мёд есть, лекарства пить, градусник совать подмышку, варенье есть, молоко пить горячее и шею мазать.

Злодеева Яна

Здоровые люди не болеют, питаются хорошей едой (полезно есть здоровую пищу, а не вредную еду, дышат носом, чтобы микробы не попали, занимаются зарядкой, гимнастиками, всякими упражнениями.

Оболдина Ангелина

Здоровье – это когда не болеют, ходят в школу и садик. Когда болеют, пьют лекарства, и дома надо сидеть, чтобы выздороветь.

Контарович Никита

Здоровый человек – хороший человек, самый красивый. Чтобы не болеть, надо лекарства пить, витаминки есть, капусту, морковку. Надо спать и вырастать.

Молодцова Настя

Здоровый человек – который не болеет. Чтобы не болеть, надо таблетки пить и лечиться, к доктору ходить, пить минералку и травку, кушать полезную пищу, бегать, кашку полезную лопать.

Тигиняну Вероника

Чтобы быть здоровым, надо лечиться, полоскать рот, брызгать горло, нос, пить таблетки, дышать воздухом. Сидя в квартире, можно просто задохнуться, надо гулять. Когда заболел, доктор слушает дела нормально или нет. Здоровый человек – хороший человек, не болеет.

Черепанов Артём

Здоровье – спорт, надо заниматься спортом. Всегда есть омлет, заниматься с мячом дома, играть в прятки.

Старшая группа (5-6 лет).

Фуфалдин Рома

Здоровье – это когда человек не болеет, не чихает, хорошо ест, специальные зарядки делает.

Волкова Маша

Здоровый человек не болеет, не кашляет, не чихает, температуры нет, у него всё здоровое.

Вениаминов Всеволод

Когда не болеешь, силы прибавляются, значит здоров. Надо тренироваться и больше быть на свежем воздухе.

Астафьева Лиза

Нужно полезные фрукты кушать и чеснок с салатом.

Подготовительная группа (6-7 лет)

Чулков Аким

Здоровье - это когда человек не болеет. Здоровый человек – энергичный, смелый, спортивный, питается полезными продуктами, не ест сладкое, гуляет на улице, закаляется.

Мальнева Ирина

Здоровье - это когда человек радуется. Здоровый человек веселится, потому что не болеет. Чтобы быть здоровым, надо пить чай, закаляться, купаться в холодной воде, заниматься спортом, спать, кушать салаты и мясо – полезную пищу.

Горева Маша

Здоровье - это здоровый человек и не болеет. Здоровый таблетки не пьёт, весёлый, со всеми играет и дружит. Заниматься должен математикой, спортом, умывается, чистит зубы, а ещё надо спать, есть омлеты и полезные вещи.

Филипьев Руслан

Здоровье – это жизнь человека. Здоровый человек – это человек, который занимается спортом, пьёт таблетки и сироп.

Еланцева Аня

Здоровье – когда человек не болеет, он радостный, светлый, бодрый, весёлый. Надо делать зарядку, есть правильную пищу: овощи, фрукты, суп, часто гулять на улице и в лесу.

  • Глава III. Физкультурно-оздоровительная работа и развитие спорта высших достижений Ст. 14. Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях
  • Глава VI. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта
  • Глава VII. Заключительные положения
  • 3. Социальные функции физической культуры и спорта
  • 4. Ценностные ориентации студентов на физическую культуру и спорт
  • Лекция 2 социально-биологические основы физической культуры план
  • Литература
  • 1. Организм человека как единая биологическая система и регуляция его деятельности
  • 2. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм человека
  • Факторы развития болезней у современного человека (по н.М. Амосову)
  • Внешние признаки интеллектуального утомления
  • Характеристика степеней переутомления
  • Эффекты гипокинезии
  • Классификация упражнений по характеру их воздействия на сосуды мозга (по в.Э.Нагорному)
  • 3. Совершенствование основных систем организма под влиянием физической тренировки Влияние физических упражнений на организм человека
  • Совершенствование отдельных систем организма под влиянием направленной физической тренировки
  • 4. Закономерности образования двигательных навыков. Влияние гипокинезии на организм Рефлекторная природа двигательной деятельности
  • Примечания к лекции
  • Лекция 3 основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья план
  • 1 Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие
  • Понятие о здоровье человека
  • Здоровье
  • Основные составляющие здорового образа жизни
  • Социальные условия формирования здорового образа жизни
  • Образ жизни студенческий молодежи
  • 3. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни студента
  • 3.1. О режиме дня
  • Примерный распорядок дня студентов, занимающихся в 1-ю смену
  • Примерный распорядок дня студентов, занимающихся во 2-ю смену
  • 3.2. Гигиена умственного труда
  • 3.3. Искоренение вредных привычек
  • 3.4. Рациональное питание
  • 3.5. Состояние окружающей среды
  • 3.6. Оптимальный двигательный режим
  • 3.7. Систематическое выполнение физических упражнений
  • 4. Диагностика здоровья
  • Лекция 4 психологические основы учебного труда и интелектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
  • 1. Психофизиологическая характеристика учебного труда студентов
  • 2. Характеристика утомления и переутомления, их признаки
  • Основные причины изменения состояния студентов в период экзаменационной сессии
  • Критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
  • 3. Особенности использования средств физической культуры для повышения работоспособности и профилактики утомления
  • 4. Роль оздоровительно-спортивного лагеря в оптимизации условий жизнедеятельности студентов
  • 5. Физическое воспитание в специальных медицинских группах
  • Лекция 5 общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания
  • 2. Методы обучения
  • Методы словесного воздействия
  • Основы обучениядвига тельным действиям
  • Основы формирования двигательного навыка
  • Структура процесса обучения и особенности его этапов
  • 1. Основные стороны спортивной тренировки
  • 2. Зоны интенсивности нагрузок и их характеристика
  • Воспитание физических качеств
  • Методы воспитания силы
  • Воспитание быстроты отдельного движения
  • Воспитание выносливости
  • Воспитание ловкости
  • Воспитание гибкости
  • 3. Формы занятий физическими упражнениями
  • Урочные формы занятий
  • Неурочные формы занятий
  • Формы организации физического воспитания студентов
  • Лекция 6 основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями план
  • 1. Планирование и управление самостоятельными занятиями
  • 2. Содержание и формы самостоятельных занятий
  • Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка)
  • Упражнения в течение учебного дня
  • Самостоятельные тренировочные занятия
  • 3. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности
  • Определение оптимальной интенсивности ходьбы по чсс
  • Примерная величина дистанции и времени, затраченного на ходьбу в первые тридцать тренировок
  • Атлетическая гимнастика
  • Оздоровительное плавание
  • 4. Особенности самостоятельных занятий женщин
  • 5. Границы интенсивности нагрузок при самостоятельных занятиях лиц разного возраста. Взаимосвязь интенсивности нагрузок и уровня физической подготовленности
  • 6. Гигиена самостоятельных занятий
  • Личная гигиена
  • Пищевой рацион и режим питания
  • Состав и калорийность пищевых рационов для спортсменов в сутки (грамм на 1 килограмм массы тела)
  • Закаливание
  • Примерная форма дневника самоконтроля
  • Лекция 7 спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений план
  • 1. Значение спорта. Определения и понятия
  • 2. Спортивные соревнования
  • 3. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта
  • Физиологические особенности спортивного отбора
  • Психологические особенности спортивного отбора
  • Лекция 8 особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений план
  • 1. Индивидуальный выбор вида спорта. Краткая характеристика видов спорта
  • 2. Определение целей и задач спортивной подготовки
  • 4. Управление учебно-тренировочным процессом студентов-спортсменов
  • Наиболее значимые морфофункциональные показатели у сильнейших спортсменов (по э. Г. Мартиросову)
  • Лекция 9 самоконтроль занимающихся физической культурой и спортом план
  • Литература
  • 1. Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом
  • Классификация видов диагностики
  • 1.Педагогические и психологические тесты.
  • 2.Медицинские тесты.
  • 3. Клинико-биохимические тесты.
  • 2. Врачебно-педагогический контроль за занимающимися физкультурой и спортом
  • 3. Самоконтроль при занятиях физкультурой. Дневник самоконтроля
  • Дневник самоконтроля
  • 4. Тесты для оценки физической подготовленности
  • Паспорт здоровья
  • Лекция 10 профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов план
  • 1. Понятие, значение и структура ппфп
  • 2. Факторы, определяющие содержание ппфп
  • 3. Профессионально прикладная подготовка студентов, осваивающих различные специальности
  • 3.1. Цель, задачи и критерии ппфп студентов технических вузов
  • 3.2. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей
  • Роль классного руководителя в развитии и пропаганде физической культуры и спорта среди учащихся и их родителей
  • 4. Ппфп на учебных занятиях по физическому воспитанию
  • 5. Планирование ппфп
  • Лекция 11 физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
  • Литература
  • 1. Требования, предъявляемые рыночной экономикой к физическому состоянию работников умственного труда
  • 2. Значение физической культуры в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
  • 3. Особенности производственной физической культуры специалистов в период их профессиональной деятельности
  • 4. Активный отдых - одна из основных форм занятий физической культурой
  • Вводная гимнастика
  • Физкультурная пауза, физкультминутка
  • Примерный комплекс упражнений производственной гимнастки для работающих сидя
  • Примерный комплекс упражнений производственной гимнастики для работающих стоя
  • Приложения приложение 1 контрольные вопросы к обязательным лекциям по учебной дисциплине "физическая культура"
  • Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной
  • Подготовке студентов
  • Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры
  • Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья
  • Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуаль­ной деятельности. Средства физической культуры в регулиро­вании работоспособности
  • Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физичес­кого воспитания
  • Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими уп­ражнениями
  • Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физи­ческих упражнений
  • Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой фи­зических упражнений
  • Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
  • Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
  • Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бака­лавра и специалиста
  • Приложение2 рекомендуемые методико-практические занятия
  • Приложениез контрольные тесты и примерные зачетные нормативы для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений
  • Контрольные и зачётные нормативы для студентов II курса
  • Контрольные и зачётные нормативы для студентов III курса
  • Контрольные и зачётные нормативы для студентов IV курса
  • Понятие о здоровье человека

    В настоящее время отсутствует общепринятая трактовка понятия "здоровье". Многообразие взглядов на сущность этого понятия и безуспешность попыток выработать единое мнение объясняется тем, что здоровье - очень сложное поня­тие, которое трудно определить кратко и однозначно.

    Один из довольно часто используемых подходов к трактовке понятия "здоро­вье" основан на принципе прямого противопоставления двух качественно раз­личных состояний: нормального физиологического (синоним "хорошее здоровье") и патологического (синоним "плохое здоровье"). Значимая часть определений здоровья содержит или подразумевает это полярное разграничение.

    Большинство современных ученых определяют понятие здоровья как способ­ность человека к оптимальному физиологическому, психологическому и соци­альному функционированию. Встречаются определения, в которых подчеркива-

    ется роль сознания человека, энергетических показателей силы и выносливости, параметров информационного потока.

    По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), "здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

    Более полным является определение, данное академиком В.П. Каначевым: "Здоровье индивида - это процесс сохранения и развития психических, физиоло­гических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой спо­собности, социальной активности при максимальной продолжительности актив­ной жизни".

    Здоровье

    Благополучие касается всех аспектов жизни человека: необходимо гармони­ческое сочетание социального, физического, интеллектуального, карьеристско­го, эмоционального и духовного элементов в жизни. Ни одним из них нельзя пре­небрегать, если стремишься к здоровью и благополучию.

    Хотя в последние годы наблюдается значительный рост интереса к этой про­блеме, многие россияне мало что делают для улучшения собственного здоровья. Если проанализировать главные причины смерти людей, то можно согласиться с тем заключением, что во многих случаях трагического исхода можно было избе­жать, если бы люди вели здоровый образ жизни.

    Важным показателем благополучия нации является количество преждевремен­ных смертей. Преждевременной принято считать смерть, наступившую до 65 лет. Конечно, это порог очень низкий, большинство из нас может жить дольше 65 лет.

    Сколько же в среднем живет человек? Средняя продолжительность жизни Древней Греции была 18 лет, в Риме к началу нашей эры -21 год, в дореволюци­онной России - 32 года, в СССР - 72 года. В настоящее время средняя продолжи­тельность жизни в экономически развитых странах достигла 80 лет и более (на­пример, в Японии у женщин - 83 года, у мужчин - 76 лет). Средняя продолжи­тельность жизни у женщин выше, чем у мужчин, так как у женщин более высокая биогенетическая выносливость, связанная с миссией продления рода, меньше вред­ных привычек, более благоприятный липидный обмен.

    В России в 1995 г. средняя продолжительность жизни составляла 65 лет: у мужчин - 58 лет, у женщин - 72 года. Численность населения России сокращает­ся, основной причиной этого является превышение смертности над рождаемос­тью, которое наблюдается с 1992 г.

    Физическое здоровье - состояние, при котором у человека имеет место со­вершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических про­цессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

    Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чис­тоту помыслов. Путь к психическому здоровью - это путь к интегральной лично­сти, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неувереннос­тью в себе. Психическое здоровье предусматривает тренировку психики, разви­тие психических процессов (памяти, внимания, воображения и др.), воспитание дисциплины ума и чувств.

    Социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.

    Признаками здоровья являются:

    Устойчивость к действию повреждающих факторов;

    Показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;

    Функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;

    Наличие резервных возможностей организма;

    Отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития;

    Высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

    Норма определяется как диапазон оптимального функционирования организма

    (В.П. Петленко, 1998). При оценке состояния здоровья пользуются возрастными и индивидуальными нормами (рост и вес тела, жизненная емкость легких, часто­та пульса, уровень артериального давления, уровень глюкозы в крови и т.д.). Од­нако входящие в одну и ту же группу люди существенно отличаются друг от дру­га, что определяется многими факторами: полом, профессией, местом житель­ства, образом жизни и т.д. В связи с этим понятие нормы в здоровье строго инди­видуально. Здоровье следует рассматривать в динамике изменений внешней сре­ды, в процессе индивидуального развития организма в течение всей жизни.

    И. И. Брехман указывал на то, что между здоровьем и болезнью лежит проме­жуточное "третье состояние", когда человек еще не болен, но уже и не здоров. Академик В.П. Петленко называет это состояние предболезнью или предпатологией. Предпатология - это состояние крайнего напряжения нормального функци­онирования организма, это экстремальная норма (В.П. Петленко, 1998). В этом состоянии находится более половины всех людей, живущих на Земле. К находя­щимся в "третьем состоянии" относятся люди, подвергающие себя воздействию вредных химических веществ (смог, химикаты в продуктах сельского хозяйства, химические добавки в пищевых продуктах, синтетические лекарства), нерацио­нально питающиеся (с излишней массой тела или ожиревшие, с кариесом зубов), регулярно употребляющие алкоголь; курильщики; работающие в ночные смены; подверженные трансмеридиональным перемещениям. По мнению И.И. Брехмана, в "третьем состоянии" человек располагает только половиной психофизичес­ких возможностей, заложенных в него природой. В третьем состоянии заключе­ны истоки всех болезней. Предвидеть, распознавать, предотвращать и ликвиди­ровать "третье состояние" организма - важнейшая задача каждого индивидуума.

    Для сохранения, укрепления здоровья необходимо знать о факторах, повреж­дающих здоровье.

    К первой группе факторов, повреждающих здоровье, относятся так называе­мые факторы риска. Под ними понимают привычки, связанные с образом жизни, которые увеличивают риск развития заболевания. Это достаточно обширная и практически единственная группа повреждающих здоровье факторов, которая полностью зависит от деятельности каждого отдельного человека. К ней относят­ся употребление алкогольных напитков, токсических и наркотических веществ, табакокурение, пониженная двигательная активность, излишняя масса тела, ве­нерические заболевания и СПИД.

    Во вторую группу повреждающих факторов входят наследственные, врож­денные и приобретенные заболевания. Наследственные заболевания передаются через генотип, от родительской пары к детям, врожденные возникают в период внутриутробного развития плода или родов, а приобретенные являются результа­том образа жизни.

    К третьей группе факторов, повреждающих здоровье, относятся нарушения в работе адаптивных и защитных механизмов организма. Это десинхроз, дистресс, поражение иммунной системы, нарушения регенерации и т.д.

    В четвертую группу факторов входят так называемые "болезни века". Это нарушения, возникающие в результате негативной экологической обстановки и ритма жизни современного человека. К ним относятся ишемическая болезнь сер­дца, сахарный диабет, мочекаменные болезни, различные формы аллергозов, он­кологические и психические заболевания.

    Основополагающим условием сохранения, коррекции и приумножения здо­ровья является определенная активность человека в отношении к своему здоро­вью. Во-первых, необходимо сформировать потребность в здоровье, как один из ведущих мотивов поведения. Во-вторых, поставить задачи, определить пути и методы решения проблемы своего здоровья. В-третьих, следует стремиться к са­мосовершенствованию и постоянному подержанию здорового образа жизни.

    Таким образом, здоровье человека - это его способность сохранять соответ­ствующие возрасту и полу психическую и физиологическую устойчивость в по­стоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Природа снабдила от рож­дения организм человека способностью к саморегуляции и поддержанию жизни с большим запасом прочности, дальнейшая его жизнь будет зависеть от того, как он распорядится природным даром, а именно от его образа жизни;

    Если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наслед­ственных факторов, 20% - от факторов внешней среды, т.е. от экологии, 10% - от здравоохранения, а 50% здоровья зависят от самого человека, от того образа жиз­ни, который он ведет.

    Здоровый образ жизни - это качество и стиль жизни, в котором преломляется жизнедеятельность человека по отношению к укреплению своего здоровья.

    Здоровый образ жизни включает трудовую, физическую, производственную, I социально-культурную, общественно-политическую и т.д. активность человека. В нем различают социально-гигиенические нормы жизни, устойчивость к факторам риска, психическую стабильность организма. Интеллектуальное и творческое развитие, широкий круг друзей и знакомых, дружная семья, дети являются неотъемлемой частью здорового образа жизни.

    Образ жизни - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Под взаимоотношениями подразумевается сложный комплекс действий и переживаний, наличие полезных или вредных привычек.

    К факторам внешней среды относятся: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, слух, обоняние, осязание).

    Образ жизни человека зависит от пола, возраста, состояния здоровья, условий обитания (климат, жилище), экологических условий (питание, одежда, работа, отдых), наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание), последствий вредных привычек (курения, пьянства, гиподинамии). Никакие пожелания, Приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если он сам не будет сознательно I формировать собственный стиль здорового поведения.

    В основе формирования здорового образа жизни могут лежать следующие мотивы: I

    1. Самосохранение - человек не совершает определенные действия, так как I они угрожают его и жизни.

    2. Подчинение правилам культуры и быта - человек подчиняется правилам культуры и быта, чтобы быть равноправным членом общества, в котором живет. |

    3. Получение удовлетворения от самосовершенствования - ощущение здоровья приносит человеку радость, поэтому он делает все, чтобы испытать это чувство.

    4. Возможность для самосовершенствования - здоровый человек сможет подняться на более высокую ступень общественной лестницы.

    5. Сексуальная реализация - здоровье дает человеку возможность для сексу­альной гармонии.

    6. Достижение максимально возможной комфортности. В течение жизни мотивы у человека могут изменяться.

    "